|
Спасибо за 10 лет» от Ростова-на-Дону
Продолжается весенний тур «Сургановой и Оркестра» и долгожданный «Редкий концерт» доехал наконец вчера до моего любимого города! Программа действительно оказалась редкой, она необычна не только для большинства концертов, но даже для самой Светланы Яковлевны. Я встречала на ее питерских, московских выступлениях большие блоки стихов, но раньше на гастрольных турах, мне кажется, в программе было больше проверенных вещей. Но не в этот раз.
После небольшого интро Светлана прочла стих Мандельштама и запела «Ленинград», потом Ахматову и «Милый путник», после – Бродского, Азбиль, Абрамова и Цветаеву...
Она брала в руки то скрипку, то гитару и пела непривычно строго в соединении с басами. Оставаясь одна посередине сцены, смотрела прямо в зал… и, думаю, каждому казалось, что смотрит она именно на него.
Когда после очередной песни звучали аплодисменты, Светлана ждала паузы, сложив ладони к подбородку и, дождавшись, начинала читать. Я вообще неравнодушна к исполнению стихов со сцены, а здесь… я замирала. Не знаю как иначе описать это состояние… Когда Света читала стихи яркое цветное освещение убирали и она оставалась в луче единственного фонаря - хрупкая белоголовая фигурка в черном платьице, как будто вышедшая из тумана под свет луны… Я еще подумала, что хочу услышать как она читает Блока, это было бы очень ассоциативно. Это нужно видеть.
Она читает стихи не так, как прочла бы я, не так, как читали маститые артисты, в чьем исполнении я привыкла их слышать, не так, как может быть надо их читать – на открытом дыхании с интонированием и паузами… Но она читает так, как будто играет в этот момент на какой-то одной ей видимой струне, притрагивается к ней руками, вытягивается вместе с ней, задыхается от быстрой перебежки пальцами вдоль, ждет когда струна – и голос – перестанут дрожать…выдыхает и сворачивает плечи, прижав к груди кулачки, в которых она зажата напоследок.
Я не увидела в этот раз Светлану Сурганову такой, какой люблю ее, может быть, больше всего – озорующей и прыгучей, смешной и взъерошенной. Но увидела такой, какой не знала никогда раньше.
После «Осеннего шоссе» Света произнесла «Мы сказали вам все, что хотели сказать в рамках этого концерта…». «Сказали» - это, пожалуй, ключевое слово. Каждый из выбранных стихов, каждая перепетая песня, видимо, имеет для Светланы свой личный смысл, то, что она хотела выразить, но может быть не смогла или не смогла лучше, чем Бутусов, Высоцкий, Гребенщиков, Полева. Или то, что особенно нравится и близко – что-нибудь из «К подруге» и от женщины со «сладким именем Анна». Что-то переосмысляемое уже годами – Бродский, Лорка. Стихи друзей Абрамова, Хмельник, Костягиной. Что-то новенькое – Басё (о любви, все о любви). То, что сама Сурганова считает важным и что нашло отклик в ее душе – это и вошло в «Редкий концерт». И он оставил ощущение трепета...
В Ростове на Дону прозвучало
стихотворение Кот Басё:
Эротика рук неподвластна затворам камер,
мембранами микрофонов неуловима.
И тишина, разомкнутая руками,
становится беззащитной и уязвимой.
Касаться тебя, держать твои пальцы цепко,
сжимать их капканом – настойчивым, сильным, нежным,
стирать первый страх ладонью,
снимать, как цедру,
быть за границей тела,
быть где-то между
линией жизни и линией сердца,
чуять жар твоей кожи,
ложась на нее снегами …
Эротика рук – рукотворное наше чудо.
Веруй в меня руками.
Было два Биса
Отредактировано 19:28 06 апреля 2013 ChesterОтредактировано 19:32 06 апреля 2013 Chester
|