|
Спектакль "Моя счастливая жизнь", просмотренный три раза в Питере , и до этого в записи из Риги, не только не надоел, но удивил и очаровал настолько, что спровоцировал на несколько вечеров философских споров и размышлений о жизни вообще, и о счастливой в частности).
Для поклонников этот спектакль ценен тем, что дает уникальную возможность понаблюдать за взаимодействием на сцене двух талантливых творческих личностей и близких друг другу людей - Светланы Иванниковой и Светланы Сургановой. Благодарность им огромная, что раскрылись, доверили, поделились яркими моментами своего общения. Так это было живо, по-настоящему, что иногда как будто исчезала сцена, и мы все оказывались за красивым дубовым столом в рижской кухне Светланы Иванниковой, про посиделки в которой с таким восторгом рассказывает Светлана Сурганова. А в какие-то моменты они как будто сами забывали, что находятся на сцене, и начинали попеременно называть друг друга Светами, а не Лерой и Соней, и шутили на эту тему. Не понятно, задумка ли такая или спонтанно, но получилось здорово. Это вроде и спектакль, и в то же время кусочек жизни, которую мы проживаем вместе с его героинями, которые взахлеб, перебивая друг друга, счастливые от встречи и общения, распевают на два голоса песни и декламируют стихи....
- Все это надо перешить, -
сказал портной, - ведь дело к маю.
-Все это надо пережить-
сказала я, - я понимаю.
И в кольцах камушки сменить,
и челку рыжую подрезать,
и в край другой себя сманить,
и вновь по Грузии поехать!!!
И каждый раз это происходит по-разному: спектакль развивается в зависимости от настроений и реакций артистов и зрителей, пришедших именно в этот день. Мы погружаемся в него и ищем вместе с героинями спектакля ответы на вечные вопросы: о счастье и одиночестве, о выборе и приоритетах, о слабости и силе, и еще о чем-то своем, личном; так как жизненные истории, звучащие со сцены, понятны и близки многим.
Вопросы... вопросы.... вопросы, пытаясь ответить на которые, можно философствовать бесконечно и так ни к чему и не прийти....
Почему мы теряем вкус к жизни? Почему есть слава и деньги, но мало радости в жизни? Почему мир в какой-то момент перестает с тобой разговаривать? Почему мы не проживаем эту жизнь, а выживаем? Где мы ошиблись, когда стремились к своим мечтам? Почему вместо радости и удовлетворения мы ощущаем одиночество, усталость и бессилие? Где взять силы, чтобы наполнить свой стакан жизни хотя бы наполовину? Что вытесняет жизнь?
Вот главная героиня вроде не пытается ответить на все вопросы сразу. Она просто рассуждает, рассказывает, делится со зрителями зарисовками из своей жизни. В этой роли - Светлана Иванникова - очень гармоничная, классная, притягивающая и удерживающая внимания зрителя на протяжении всего моно-спектакля. Питерская публика очень тепло принимала ее: слушали, внимали, и даже подсказывали, где она просила. Она такая искренняя, у нее очень красивые глаза, приятный голос.... Она напоминает какой-то немного капризной, но очень обаятельной женственностью Алису Фрейндлих. А умением рассказывать, культурой речи и подачей - лучших представителей питерской интеллигенции.
И, конечно, эпизоды жизни, которые она рассказывала со сцены, не оставляют равнодушными. Порой даже забываешь, что это спектакль, и Светлана Иванникова говорит от лица Леры - героини. И хочется поспорить, вставить свои три копейки доморощенного психолога). Вот, например, про то, что НЛП - это наука лжи. Скорее, это серьезное оружие, с помощью которого можно и помочь и навредить, все зависит от того, в чьих руках, вернее устах, оно находится)
Еще понравилось, прямо потрясло до замирания дыхания, как она про одуванчики пела! Это такое откровение было... звенящее от тишины и внимания! Каждый вздох! Каждая пауза, наполненная смыслом, ее тихий голос, звучащий a capella - все это вместе - дающее богатую пищу для размышлений. Спасибо!
"Ветер
гонит стаи листьев по небу,
нагие ветви подняты,
как руки у тебя.
Светел
золотой листок у ног твоих,
зато трава груба.
Даришь
мне букетик одуванчиков и говоришь:
"Храни его,
иначе я умру".
Как же
донесу домой подарок твой
я на таком ветру?!"
Наверное, этот спектакль все-таки о любви. Но вот ведь какое вроде бы противоречие: с одной стороны, главная героиня Лера - успешный менеджер крупной компании, добившаяся всего, чего она вроде бы хотела, на самом деле, оказывается, хочет совсем другого. Об этом она говорит робко, застенчиво, но по-женски обезоруживающе: "Я ведь взрослая женщина. И мне хочется любви, ласки... дурацких слов".... То есть героиня мечтает о любви...
А с другой стороны....если у нее осталась надежда только на подругу, с которой она даже рассталась как-то не так, "не дочихнув"..... И как может помочь ей подруга, сама испытывающая "тотальное недоверие к миру", которая сначала приедет, а потом опять умчится на самолете. А главная героиня опять останется наедине со своей усталостью, и белой стеной, на которую нужно долго смотреть, чтобы набраться сил просто встать. Значит, все плохо?
Как бы не так!). Это мы просто пока плохо знаем Сонечку, подругу Леры. Поэтому смотрим во все глаза, когда она появляется под конец. Многие, наверное, мечтают иметь такую подругу... Но ее всегда мало даже самым близким друзьям. Она одна такая. Не похожая ни на кого, непредсказуемая и неуправляемая. Но всегда появляющаяся в нужное время в жизни многих, как чудо, как спасение, как надежда.
Сонечка - она и провокатор и Учитель одновременно. И паяц, и "принц, и ласковый шут" и даже..... "дурак какой-то")))), провоцирующий на чувства. Вот, наверное, один из самых важных ее талантов - провоцировать людей на чувства. Очень разные чувства, но всегда сильные и неожиданные, так как от этого провокатора не знаешь чего ожидать. Сплошная импровизация здесь и сейчас. Импровизация, на которую надо иметь смелость ответить честно и обнаженно.
Вот и Лера при общении с Соней то радуется, то чуть не плачет, то смущается, то даже немного злится: "Нет! только про это не надо рассказывать!!!"))) Ну, это действительно лучше видеть)))
Особенно, когда звучит "главный вопрос вечеринки: так ты действительно рада меня видеть?") ... И в эти мгновения, "где не бывает потом, а только здесь и сейчас", понимаешь - как же нужно соответствовать такой единственной подруге Сонечке, постоянно преодолевая это ее тотальное недоверие к миру, чтобы однажды, после многих лет знакомства, она сказала: "Как ты важна для меня, как я тебя люблю. И ты очень близкий мне человек".
И какая это большая ответственность - быть для нее этим последним звеном, соединяющим ее с человечеством....И ответственность, и радость и просто счастье. И пусть близкие почаще говорят ей эти, такие необходимые ей, слова: "Я скучаю по тебе - вот только расстаюсь и сразу начинаю скучать и мысленно разговаривать с тобой. Я всегда радуюсь, просто увидев тебя. Ты очень важна для меня и очень нужна мне. Я люблю тебя...."
Вижу я по губам — извилиной,
По надменности их усиленной,
По тяжелым надбровным выступам:
Это сердце берется — приступом!
Платье — шелковым черным панцирем,
Голос с чуть хрипотцой цыганскою,
Всё в тебе мне до боли нравится, —
Даже то, что ты не красавица!
Красота, не увянешь за лето!
Не цветок — стебелек из стали ты,
Злее злого, острее острого
Увезенный — с какого острова?
Опахалом чудишь, иль тросточкой, —
В каждой жилке и в каждой косточке,
В форме каждого злого пальчика, —
Нежность женщины, дерзость мальчика.
Все усмешки стихом парируя,
Открываю тебе и миру я
Всё, что нам в тебе уготовано,
Незнакомка с челом Бетховена!
Любовь... в какой-то момент просмотра спектакля вдруг приходит неожиданно-провокационная мысль: любовь - это далеко не самое главное и важное в жизни. Вернее, не так: с одной стороны, даже в любви нельзя сводить свою жизнь "до размера булавочной головки", а с другой - если говорить словами главной героини Леры "совсем не обязательно, чтобы любовь была какая-то пОлая или половАя. Это может быть просто любовь".
И вот Соня, подруга Сонечка, мудрый лукавый эльф с душой воина, как раз и учит, что любовь - она всеобъемлюща - "все есть любовь". Например, в умении находить маленькие радости каждый день, подмечать какие-то мелочи, детали: аистинные гнезда на высоковольтных столбах, которых так много, что они образуют аистинную коммуналку; огромное поле красных маков, промелькнувшее на трассе...
Она будоражит общими воспоминаниями, которые то греют, то смущают, или даже возмущают главную героиню, заставляя ее припоминать и чувствовать. Чувствовать! Снова ощущать себя живой и полной сил для того, чтобы оттолкнуться наконец от вязкого дна своего уныния, наполнить тот самый стакан и вернуть вкус жизни.
И тогда.... обязательно случится чудо.... у каждого оно свое, но такое, что не узнать его невозможно. А имя этому чуду - Моя счастливая жизнь.
|