| | |
|
15 августа 1998 (дата указана приблизительно) |
|
Официальный релиз:
Капля дегтя в бочке меда
1998, Сaravan Records
Двойной акустический альбом "Капля дегтя/В бочке меда" был записан и сведен в студии лектория питерского зоопарка летом 1998 г. Было жарко. Обливаясь потом, "Ночные Снайперы" спели, сыграли и зафиксировали весь материал с первого дубля - за два часа. Всего в двойник вошло 27 песен, самая старая из которых "Я раскрашивал небо", а самая последняя - "На границе" (была сочинена за месяц до записи).
В композициях "До востребования" и "Лист филь" просолировала на саксе Вера Дорн из Баварии. "В какой-то момент мы решили, что нам на пару песен нужен саксофон: прибило нас! - рассказывают девушки. - Репетировали мы так: она набирала полные щеки воздуха, и потом выдувала на своем инструменте весьма внушительные по громкости ноты. Пришлось потрудиться, но в итоге мы ее таки прописали на альбом".
По звуку альбом получился очень выдержанный и стильный. По-кошачьи мягкие вокальные партии с элементами декаданса - и жесткие, не с первого раза доступные тексты. Филигранно отточенное вторжение в чужое сознание - на грани между тонкой красотой поэзии Серебряного Века и грубым эмоциональным насилием. Сочетание акустической гитары и скрипки обуславливает фирменный акустический минимализм и нервную лаконичность.
|
|
Рецензия из журнала FUZZ (#11, 1998)
Автор - Е.В.
КАПЛЯ ДЕГТЯ / В БОЧКЕ МЕДА
Похоже, список популярных имен скоро пополнится еще двумя. И хотя шансон - не самый модный стиль в наше время, но в конце концов все зависит от таланта и индивидуальности.
Питерский дуэт пролил каплю бальзама на израненную новомодными течениями душу любителей творчества Гребенщикова. То, что около половины песен на кассетах навевают мысли о БГ - скорее достоинство, чем недостаток, т. к. поют и аккомпанируют себе (гитара и скрипка) девушки. Невольно крамольное воображение рисует женское воплощение мэтра в юбке. Но это не вызывает даже легкого раздражения, как обычно бывает, когда слышишь последователей "великого и ужасного". Общее же впечатление от двойного альбома, если учесть, что это первая работа СНАЙПЕРОВ, оставляет приятное ощущение почти сложившегося самостоятельного имиджа. Проблема женского творчества всегда состояла в том, что слишком много внимания уделяется своему отношению к противоположному полу (он хороший, плохой, никакой). Это можно было бы назвать единственным недостатком в творчестве девушек, если относится к ним как к реальным потенциальным звездам. При этом у них хорошие тексты (не для быстрого употребления), хорошие вокальные данные и подача, слава Богу, без свойственной многим нашим вокалисткам подвывающе-голосящей манеры пения в стиле фолк.
Девушки безусловно талантливые, с большим потенциалом, и при благоприятных обстоятельствах настреляют себе с неба не одну звезду.
|
|
Рецензия на "Каплю/Бочку"
Автор - рок-дилетант и Netman Александр Житинский
Полюбил песни Ночных снайперов с первого прослушивания, и дальше песни нравились все больше с оригинальной мелодикой, небанальными текстами и загадочно-чувственным вокалом. Драматизм содержания нигде не переходит в нытье, песни полны достоинства и гордости, открывая нам мир неподдельных чувств и высокого счета человеческих отношений.
Дружить со Снайперами, соответствовать им непросто, но почему бы не попытаться сделать это в мире, где пошлость уже давно стала нормой.
Стоимость 120 руб. ( 5$ ) без учета почтовых расходов.
|
|
Автор - Limon
Часть 1.
Ночные снайперы: "Капля дегтя"
Мне очень понравился альбом относительно молодой питерской команды "Ночные Снайперы" "Капля дегтя". Честно говоря, очень давно не было такого, чтобы я по 3 раза подряд прослушивал опусы отечественных рокеров, в первый раз попавшие ко мне в руки. Ей-богу, возникали иногда подлые мыслишки, вроде той, что "русский рок умер". Ан нет, жив, курилка. В этом абсолютно убеждают "Снайперы". В принципе, "Капля дегтя" написан в 1998 г., а я только сейчас на него набросился - каюсь.
Искренняя, кристальная, невероятно пронзительная и душевная музыка у этих двух девушек. Поражает, как они, используя минимум музыкальных средств создают такую богатую энергетику. Из музыкальных инструментов задействованы акустическая гитара и скрипка, и все! Изначально возникли опасения, что не вытянут девчонки весь альбом, скатятся к однообразию, бардовщине. Ничего подобного, "Снайперы" держат слушателя, разворачиваясь постепенно всеми гранями и избегая бардовской занудности. Тут, по моему, вся соль в скрипке и в явной музыкальной одаренности Сургановой как скрипачки. Это вообще удивительный инструмент в рок-музыке, в умелых же руках ему просто цены нет. Очень сложно добиться мелодичности, а не попсовости, кристальности в море возможных импровизаций. Все это в данном случае блестяще удалось. Сочетание же скрипки с вокалом следует признать почти идеальным. Достаточно послушать вещь "Просто кончился мед" - кажется, лучшую на кассете.
Добрых слов, конечно, заслуживает и проникновенный голос Арбениной. Судя по всему, она не обладает недюжинным диапазоном, но тем, что есть пользуется мастерски и звучит совершенно естественно и гармонично. Слава Богу, а то в последние годы женский вокал в России в был полном загоне - кроме Земфиры некого и назвать.
Кстати, о Zемфире. Слушая Снайперов невольно делаешь сноску на нее. На мой взгляд, эти группы - как две стороны одной монеты. Магаданско-ленинградские девчонки снайперски точно выражают питерское начало русского рока - холодность, глубину текстов и общую лиричность музыки. В их гармониях слышится шелест невской волны, облетающие листья в Летнем Саду, моросящий дождь, серо-белые матовые питерские ночи. Земфира - это мумий-трольское направление: выпуклые, яркие тексты с множеством фишечек, профессионально подогнанные под рваные аккорды. С одной стороны, ощущается некая сделанность, искусственность тем, с другой стороны, тот, кто видел башкирскую принцессу в концертном выступлении может плюнуть мне в лицо за такие слова - она действительно живет всем тем, о чем поет. И все таки, мне ближе Снайперы. И не из-за квасного питерского патриотизма (между прочим, Арбенина из Магадана, а Земфира Рамазанова - из Уфы. Вот вам и рок двух столиц!). Просто, как мне кажется, Ночные Снайперы гораздо честнее и интереснее.
Теперь мне просто придется пойти на концерт Ночных Снайперов, благо они сейчас активно выступают в Петербурге. И купить их CD "Капля дегтя в бочке меда", недавно вышедший на лейбле "Caravan records". И надеятся, что их заметят на музыкальных каналах и будут показывать не реже раскрученной Земфиры. Они этого заслуживают.
Часть 2.
Еще о Ночных Снайперах: кассета "В бочке меда"
Приобрел я еще одну кассету Снайперов - "В бочке меда". Судя по названию, этот альбом призван дополнить "Каплю дегтя" (о нем - см. соотв. опус выше). Однако, насколько велико было мое восхищение первым произведением, настолько же велико разочарование от его 2-й части. Тот заслуженный фимиам, который я, не скупясь, курил Снайперам, изрядно развеялся, и вот почему.
Куда подевалась в "Бочке меда" скрипка - коронный номер Снайперов? Собственно, стало окончательно ясно, в чем изюминка этой молодой команды. Скрипка Светланы Сургановой делает из неплохих мелодий рок в полном смысле слова. И что мы видим в тех песнях, где ее нет, - а таких в "Бочке меда" большинство? Очередной вариант бардовского unplugged. Так зачем и кому это было нужно? У нас что, не хватает квелых дам-бардов с бледной кожей и озабоченной лирикой? "В бочке меда" бедноват гармонически, гораздо менее музыкален, чем я ожидал. Зато тексты более интересны, чем в 1-части. Мне лично особенно нравятся стихи, вроде тех, что в "Лист филь" или "На границе". В отличие от многих других текстов Снайперов эти можно "пощупать". Образы запоминаются, они выпуклы и объемны:
На границе, где есть светофоры, но нет дорог
Где седые женщины бреют виски
Я тебе помогу отыскать предлог,
Чтоб забыть без труда, что мы были близки.
На границе хмурых мужей и нервных подруг
В целом же тексты Ночных Снайперов воспринимаются не всегда. То, что за ними стоит какая-то мысль (и не одна) очевидно, но разглядеть ее иногда невозможно даже с лупой. В качестве примера - "Автомобильный блюз" с "Капли дегтя". Очень много слов, мало четкости и цельности. Вот поменять бы названия альбомов. По крайней мере, для меня именно 2-й стал каплей дегтя в бочке меда.
|
|
Автор - Наташа Аллунан
НЕ НАДО СЛОВ, ДОВОЛЬНО КАПЛИ ДЕГТЯ..."
Это первый официальный альбом "Ночных Снайперов". Он был выпущен Caravan Records в 98-м году, с тех пор несколько раз переиздавался.
Записи эти - с акустических концертов в лектории Ленинградского зоопарка. В том сезоне (97-98 годы) "Снайперы" остались вдвоем. Впрочем, "минимальный рабочий состав" "Снайперов" - Диана Арбенина (гитара, вокал), Светлана Сурганова (скрипка,гитара, вокал) - вполне самодостаточен. Причем гитара - одна (хотя и очень достойная), просто она периодически переходит из рук в руки. До самого недавнего времени, несмотря на появление стабильного электрического состава, электрические концерты "Снайперы" чередовали с акустикой. Значительная часть почитателей их творчества предпочитает именно "камерные" выступления.
5-го ноября в Чаплин-Клубе состоялся концерт, который был объявлен последним акустическим выступлением на неопределеннодолгое время. Так что теперь звучание "Капли..." приобрело несколько ностальгический оттенок. Отыграв на самой маленькой из своих любимых площадок самую полную акустическую программу, "Снайперы" изящно подчеркнули завершение определенного этапа своего творчества. Если вы его не застали - примите мои соболезнования, но, чтобы хоть немного ощутить это волшебство, можно попробовать послушать "Каплю..." Словами это все равно не описать.
Альбом очень цельный и сбалансированный, что для двойных альбомов вообще-то редкость. Наверное, это вообще один из самых концептуально продуманных альбомов в русской рок-музыке. На кассетах он издавался в двух частях: первые 13 композиций - "Капля дегтя", остальные 14 - "В бочке меда". Первое время поклонники даже спорили, какая часть лучше: "Капля" или "Бочка". На самом деле спор этот, конечно, смысла не имеет, каждая часть по-своему совершенна и законченна, но некоторое различие в настроении заметно невооруженным ухом.
"Капля" начинается бодрыми аккордами "Русского пассажира", постепенно уходит в чистую лирику, светлую грусть с легкой горчинкой бережно хранимой боли, и завершаетсяодной из самых безмятежных песен "Снайперов" - "Уп-Тау-Ду", на последних аккордах которой звучит цитата из Игги Попа: "I am a passenger..." И тема дороги пронизывает "Каплю" насквозь, от "Русского пассажира" до "игги-поповского".
"Бочка" не настолько легка на подъем, хотя тяжеловесной ее тоже не назовешь. Она вся на непредсказуемых синкопах настроения: лихая самоирония чередуется с лирикой. Причем чередование это идет неравномерно, что не дает слушателю расслабиться, сузить восприятие. "Бочка" каждый раз звучит по-новому, к ней невозможно привыкнуть. Кроме того, на ней собраны все эксперименты "Снайперов": в "Бутылках" аккомпанементом служит перкуссия на двух недопитых бутылках пива "Балтика №3"; "В этом городе ф." - одна из немногочисленных песен на чужие стихи (Марины Чен); в песнях "До востребования" и "Лист филь" звучит саксофон Веры Дорн. Эксперименты эти сохранили отчетливые свидетельства "живой" записи, элементы экспромта.
Эти песни некоторое время составляли основу концертного репертуара "Ночных Снайперов". Некоторые из них ("Блины по-снайперски", "АлмазныйБританец", "Просто кончился мед", "На границе") и сейчас довольно часто исполняются, но в электрических аранжировках они звучат совсем иначе. Не лучше и не хуже, но - иначе. А"Капля дегтя..." больше никогда не повторится. Вот она - единственная, трепещущая, живая... Лови!
декабрь 2000
|
|
|