|
Интервью со Светланой Сургановой 22. 10. 2006 г. Новосибирск
22 октября в новосибирском клубе «Отдых» прошел один из концертов большого гастрольного тура отличающейся необычным звучанием и смелым экспериментированием с инструментами группы «Сурганова и «Оркестр». Музыканты, во главе с неизменно зажигательной фронт-вумен, представили публике совершенно новую программу с необычным названием «ПроСВЕТ».
После почти двухчасовой феерии живого звука, необычного видеоряда, хорошо отстроенного света и непередаваемой энергетики, автор большинства песен, лидер и душа коллектива – Светлана Сурганова дала эксклюзивное интервью нашему журналу.
Сопровождаемая задорным смехом и удивительно живой мимикой Светланы беседа неожиданно сама собой превратилась в легкое и увлекательное общение.
____________________________________________________________________________
Отправляться в большой гастрольный тур с новой, не известной большинству ваших поклонников, не изданной в виде цельного альбома программой – это, на мой взгляд, достаточно смелый шаг. Не было страшно? Сомнений не было?
Светлана Сурганова (далее – С.С.): Я, признаюсь Вам, даже не думала об этом. Если б задумалась, то, возможно, и спасовала бы. Но, слава Богу, эта мысль не посетила меня. Я просто знала, что должна это сделать. Была идея, которую очень хотелось реализовать, и мы ее реализовали.
А что касается нового материала… Сегодняшняя реакция зала доказывает, что нам удалось каждую песню сделать максимально доступной для публики. Доступной на столько, чтобы она воспринималась с первого же прочтения.
Новая программа состоит, в основном из песен, написанных не Вами, а вашей подругой Светланой Голубевой. У вас, так же, много песен на стихи известных авторов Серебряного Века, иностранных поэтов. Как вы выбираете поэзию. И что для вас поэзия?
С.С.: Наверное, самовыражение. Если стихи принадлежат не мне, а другому автору, но я, читая их, нахожу какие-то близкие мне мысли и переживания – я просто беру и пою их, как свои. Потомучто точнее не скажешь, лучше не скажешь. И не беда, что об этом уже сказал кто-то другой, а не я. Ведь это все не важно… Идеи витают в воздухе, просто, кому-то их приходит больше, кто-то лучше, совершеннее и гармоничнее оформляет их в слова.
Одной из новинок «ПроСВЕТ»`а стало использование видеоряда, в который вошли ваши фотографии и домашние любительские съемки, а так же фотографии и съемки Светланы Голубевой.
С.С. Да, Светка там изобилует… (смеется)
Даже не знаю, раскрывать вам эту тайну или нет… Да ладно (смеется). Раскрою. Я вам признаюсь в том, как, вообще, родилась эта идея с видеорядом.
Этим летом мы были в Португалии, в городе Порту на концерте «Gotan Projekt», одного из моих любимейших музыкальных коллективов. На их живом концерте я побывала впервые. Они уже приезжали в Россию, был даже концерт в Питере (родном городе Светланы Сургановой – прим. автора), но я не смогла его посетить. Быть может, оно и к лучшему, потомучто этот португальский концерт проходил в хорошем зале, с потрясающим звуком и спецэффектами, на сцене стояли люди в потрясающих белых костюмах, женщины в шикарных белых платьях, был огромный экран и очень интересный видеоряд, который совершенно меня заворожил. Там, конечно, использовалась профессиональная съемка, хороший профессиональный монтаж – с нашим не сравнится. (улыбается). Но саму идею использования видеоряда я почерпнула именно у «Gotan Projekt» на этом концерте, который, в общем-то, во многом вдохновил меня на создание всей этой программы и подачу ее именно в таком ракурсе.
Ваши песни всегда искренние, почти интимные, поэтому, наверное, и видеоряд был таким домашним и очень личным?
С.С.: Да просто, появилась у меня видеокамера, и я увлеклась. Были какие-то поездки: Латвия, Португалия, другие страны и города. Захотелось поделиться впечатлениями.
Я думаю, что в дальнейшем мы будем стремиться делать видеоряд на каждую песню и как-то более серьезно все это продумывать. Потомучто какая-то концепция, какая-то идея все равно, должна быть.
Безусловно, и в этом видеоряде есть находки. Все это благодаря Марии Смелковой -удивительной девушке, талантливому питерскому режиссеру. Она смонтировала нам этот видеоряд, она же смонтировала наш первый DVD life-концерт «Кругосветка».
А вы, например, не хотели бы попробовать себя в роли режиссера?
С.С.: Я поняла, что это совершенно не мое, что я в этом смысле бездарна. Ну нет таланта, ну не дано… (смеется) Я лучше не буду размениваться, музыкой буду заниматься…
Вас часто называют самой интеллигентной российской исполнительницей и столь же часто - хулиганкой. Вы сами себя кем считаете?
С.С.: Я считаю, что надо в себе это сочетать. Я не уверенна насчет интеллигентки… Некоторые люди называют интеллигенцию вымирающим классом, а мне не хотелось бы относить себя к вымирающим динозаврам. (смеется). А с другой стороны, у меня есть образцы, люди, на которых я хотела бы хоть в чем-то быть похожей, которые, быть может, являются для меня эталоном поведения, манеры общения, позиционирования себя в жизни. И это, конечно, очень интеллигентные, достойные люди. Например, опережая ваш вопрос, могу назвать Алису Бруновну Фрейндлих. Удивительнейший человек, талант, по-настоящему интеллигентный человек.
Инструментальный альбом вы поклонникам обещали уже давно, но пока не выпустили. А нет ли у Вас желания записать альбом, полностью состоящий из романсов? Ведь многие песни у вас очень романсовые, лиричные, певучие…
С.С.: Я не знаю, на сколько романсовый альбом будет оправдан и необходим. Я пока не тяготею к тому, чтобы четко ограничивать стилистику альбома – например, альбом романсов, альбом рок-н-ролла, альбом мейн-стрима какого-то. Поначалу меня терзали эти идеи, но потом я от них отказалась. Мне, все-таки, ближе некое смешение стилей и настроений, эклектика. Если бы я сегодня весь вечер пела одни романсы – это же чокнуться можно, скукотища бы была редкостная. (смеется). Альбом должен быть такой, чтобы вдох-выдох, медленное-быстрое…
Сегодня многие песни звучали в неожиданных аранжировках, практически панк-рок, очень тяжелый ритм…
С.С.: На это, опять же, меня вдохновили «Gotan Projekt», их влияние. У этого коллектива достаточно экспериментальная музыка. Вот уж, кстати, где романсы. Необычные, своеобразные, но романсы. Такой плотный саунд и такая легкость. Необыкновенное сочетание инструментов: два диджея, живой струнный квартет, бандонеон, классическая нейлоновая гитара, рояль (не пианино, а именно рояль), и, конечно, совершенно волшебный вокал - глубокий, бархатный голос.
Вы так воодушевленно и увлеченно рассказываете о своих впечатлениях от увиденного концерта, видимо Вас многие вещи очень вдохновляют. Не только на творчество, но и по жизни вообще?
С.С.: Ну да, копится внутри… Главное только, чтобы это не перекрыло тебя…
Видимо, оно должно когда-то вылиться, раз копится…
С.С.: Если не перебродит в уксус, то выльется непременно… (смеется)
Когда вы пишете музыку, Вы просчитываете, что вот эта песня станет хитом, вот эта композиция обязательно понравится публике, или вы все делаете честно и по велению души?
С.С. Т.е. вы хотите сказать, что если я просчитываю свои песни, значит я нечестная, а если не просчитываю, а делаю так, как получится, как Боженька даст, то я честна, так? (смеется)
Конечно, просчитываю. Музыка – это высшая математика. Для меня, в моем понимании, музыка – это лучшая, самая точная, совершенная формула всемирной гармонии. Именно в этом смысле музыка имеет самое прямое отношение к математике. Красивая мелодия – это не что иное, как «золотое сечение», выверенная формула, сочетание нот и интонаций, тональностей. И если я прилагаю некоторые умственные способности, этакий «музыкальный интеллект», просчитывая аранжировку и стремясь сделать ее максимально интересной для моей многоуважаемой публики, в этом нет ничего плохого. На мой взгляд.
Для Вас имеет значение порядок песен, их расположение в альбоме, название заглавной, первой и последней песни?
С.С.: Конечно. Порядок песен и их очередность очень важны для меня. Каждая программа, каждый альбом простраивается и планируется очень серьезно. Всегда есть некая концепция.
Сейчас у вас предстоит такой большой и тяжелый тур, 9 городов. Где вы черпаете силы, возвращаетесь в Петербург и там отдыхаете?
С.С. Да, действительно, сейчас у нас череда городов, ряд тяжелых концертов. Домой пока возвращаться не приходится. Но правила, на самом деле, простые: не злоупотреблять алкоголем и выполнять минимальные физические упражнения, и в любой ситуации, в любом месте стремиться к гармонии с самим собой. Вот и все.
Сегодня, правда, ребята попросили в гримерку 2 бутылки коньяка. Но это понятно – коллектив большой. А для снятия стресса перед концертом, для куража – хорошо. Ведь каждый выход на сцену – это обязательно волнение.
У вас очень своеобразные, интересные рисунки. Вы сейчас рисуете?
С.С.: Нет, не рисую. И не вышиваю крестиком. И не пляшу. И не готовлю. Вот, что самое главное – не готовлю. (смеется)
Мама (невольно улыбаюсь). О пирожках Вашей мамы среди поклонников ходят легенды.
С.С.: Да… Пирожки - это еще от бабушки. А мама готовит потрясающе. Поэтому держать себя в форме очень сложно. Если я неделю-две провожу дома, то полтора, два, три килограмма тут же набираю, тут же.
Поэтому у вас, наверное, плотный гастрольный график, чтобы не бывать дома и не набирать килограммы… (улыбаюсь)
С.С.: Именно поэтому! (задорно смеется)
Я когда дома, всегда стараюсь заниматься. Просто надо взять себе за правило 2-3 раза в день, когда тебе это удобно, отжиматься от пола раз 25 и делать 20-30 приседаний.
Расскажите, пожалуйста, про инструмент, на котором Вы играли в интро.
С.С.: Это португальская национальная гитара, которая называется Виолина (или Виолан – прим. автора), она используется в традиционной португальской музыке фадо. Звучание этого инструмента мне понравилось на столько, что я просто взяла и купила. Пришлось даже приобрести самоучитель. Но я такая ленивая, что прочитала лишь, какие там струны и какой строй. (смеется). Оказалось, что эта гитара имеет особый строй, неожиданно ни на что не похожий - ни на домбру, ни на мандолину, ни на скрипку, ни на гитару. Там 12 струн, они делятся по три, сначала в унисон, потом в актавку (держит в руках воображаемую гитару, перебирает пальцами, руками вспоминая расположение струн), они повторяются, за счет этого звук получается такой прозрачный, бриллиантовый – удивительно красивый.
В новой программе вы практически не брали в руки гитару, оставив себе только виолину и скрипку в Интро, и, конечно, вокал. Зато некоторые музыканты поменялись инструментами. Почему? Это была ваша инициатива?
С.С.: А зачем мне играть, когда в коллективе столько отличных музыкантов? Они все практически на всем играют. В прошлой программе Александр Арсеньев, например, акцент делал, все-таки, на аккордеон и клавиши. А в этот раз я сказала: «Санька! Умеешь играть на гитаре – будешь играть!» (смеется)
В коллективе матриархат?
С.С.: А как же… (улыбается).
Да, я просто однажды услышала, как он играет на гитаре. Делает он это отлично, гораздо лучше меня. Хорошо держит ритм. Зато я больше внимания могу уделить вокалу, больше двигаться по сцене, общаться с залом.
Это такое, надо сказать, необычное ощущение, непривычное.
В Ваших интервью часто звучит фраза «Это я вам как доктор говорю»…
С.С.: Это я вам, как доктор, говорю… (смеется)
Все-таки, медицина – это было призвание?
С.С.: У меня был очень долгий процесс обучения: сначала год и 10 месяцев медицинского училища, потом институт, который у всех нормальных людей занимает 6 лет, а у меня занял 8. Было два академа (академических отпуска – прим. автора), я была вечной студенткой. Но я не торопилась, я понимала, что работать по специальности, все равно, не смогу, потомучто А – я не люблю трупы, и Б – не люблю все, что связано с кровью, и с гениталиями, абортами и всем таким…
А почему именно педиатрия?
С.С.: Куда взяли… (улыбается)
Вы, наверное, детей любите?
С.С.: Я их не пробовала… (смеется)
8 лет… Два академа… Уже были «Ночные Снайперы»*… Уже была музыка… Уже было понятно, что именно музыка будет главным в жизни, станет профессией… Зачем получать диплом? Для мамы?
С.С.: Я просто люблю все доводить до конца. Уж если начала, то должна и закончить. На полдороги я не сворачиваю. К тому же, оставалось доучиться два года - не то, не се… Я бы потом мучилась. А так… Сделала и сделала… И все.
А в связи с любовью к завершенности не бывает такого, что приняла какое-то решение, а потом передумала, и желание уже пропало, но приходится идти до конца? Или все поступки продуманы?
С.С.: Да какая там продуманность. Я же женщина… Сама спонтанность. Самодур. СамодурА. (смеется)
Ну тогда спонтанный ответ на вопрос… Если бы у Вас было 3 орешка для Золушки, что бы Вы загадали?
С.С.: Лучше 7
Хорошо, 7…
Задумывается… улыбается…
А вообще, есть какие-то заветные желания?
С.С.: Я всю жизнь мечтала стать волшебником, и у меня даже были две волшебные палочки. (смеется)
Тогда вы, наверное, любите фильмы про Гарри Поттера?
С.С.: Фильмы хорошо сняты, я очень рада за нынешних детишек, что они могут наслаждаться такими красивыми сказками.
А с другой стороны, то, чем развлекают сейчас подрастающее поколение – это же страх какой-то, кошмар. Бедные дети. Наши, советские, мультики, наш «Ежик в тумане» - это же ни с чем не сравнится. Про «Ну, погоди!» другой разговор. Там уже пошло копирование диснеевских лент. Но наши мультики я очень люблю.
Если вдруг у меня появится ребенок, то я, думаю, все-таки, буду воспитывать его на советской мультипликации. Потомучто у нас есть обалденные рисованные, настоящие, живые мультфильмы.
Вы, если я не ошибаюсь, приняли участие в озвучке мультипликационного проекта «Кошмар перед Рождеством»? Как это получилось?
С.С.: Мне предложил Миша Козырев, и, конечно, я не могла отказаться от такого предложения. Тем более, что вторую ведьму должна была озвучивать Диана Сергеевна (Арбенина - прим. авт.). Я думала, ну наконец-то мы опять сольемся в творческом экстазе, но не вышло. (смеется).
Педиатрия, любовь к мультикам… А своего ребенка заводить вы не планируете?
С.С.: Пока - нет. Пока работа. Понятно, что я не вечно буду гастролировать. Наверное, еще какое-то время продержусь в таком плотном графике, но гастрольная жизнь, в любом случае, конечна. Тогда – быть может. А пока – не планирую.
На сегодняшнем концерте публика подготовила вам сюрпризы: шарики, звезды… Вы знали об этом заранее?
С.С.: Нет, это был полный сюрприз для меня. Я никак не ожидала. В одной из песен у меня есть строчки «Стрекозой порхает поле, я рисую снова…» И эти белые легкие стрекозы на тонких палочках, порхающие над залом… Так уморительно, так мило. Это же надо проявить смекалку, это надо иметь терпение, чтобы все это вырезать из бумаги, сделать. Я восхищаюсь такими людьми. Я счастлива. Просто счастлива.
Все люди, наверное, делятся на «стаи». И у каждой «стаи» свои интересы. Поэтому есть такое великое количество жанров, такое великое количество исполнителей, и у каждого исполнителя своя аудитория. И это удивительно, что Бог распорядился дать мне такую щедрую, понимающую и открытую публику. Когда идет резонанс с залом - это счастье, которое можно пожелать любому артисту.
* Светлана Сурганова была одной из основательниц и неизменной «первой скрипкой» группы «Ночные Снайперы» до того момента, пока в декабре 2002 года не покинула коллектив и не создала свою – ныне не менее популярную – команду «Сурганова и «Оркестр».
Автор: Носова Ольга (Испанка)
|