|
Концерт был довольно разностильный – и по составу, и по стилю исполнителей. Например, А.Макаревич довольно сдержанно пел под оркестр (если не ошибаюсь, под «Оркестр креольского танго»), за ним - очень камерно – выступила актриса Ирина Муравьева. Непоющий Никита Высоцкий просто прочитал как стихи текст окуджавской песни «О Володе Высоцком». И тут же Елена Камбурова под овации зала отыграла целый миниспектакль, с силой и артистизмом исполнив «Медсестру Марию» и «За что вы Ваньку-то Морозова». «Ваньку» ЕК пела в цветастом платочке, надвинутом на глаза, от лица простой деревенской тетеньки-сплетницы, которая будто бы пересказывает другим последние новости. Получилась песня-сплетня, но в драматизме она от этого только выиграла. Потом вечно-улыбчивая Галина Хомчик излучала свой нескончаемый оптимизм в грустной песне Окуджавы про маму. А нестареющий и светлый С.Никитин пел не только под гитару, но и под скрипку с виолончелью. Вышло у него это очень глубоко и красиво.
Даже при такой пестроте выступающих Диана выбивалась очень сильно. Будоражила и одновременно трогала своей искренностью. Сначала у нее взяли мини-интервью в кулуарах. Она говорила об Окуджаве, как ребенок об отце – нежно и уважительно, немного панибратски. Что-то типа: «он был мудрый и юморной». Посетовала, что тяжело петь от мужского лица, поскольку это может смотреться как театр. Но тут же, разулыбавшись, спряталась за авторитет мэтра: «Думаю, он бы меня понял». На ней был мужской костюм-тройка: темный пиджак и брюки, светло-серый жилет. Очевидно – дань концертному залу имени П.И.Чайковского.
На сцене Диана выглядела немного взъерошенной, угловатой, смущенной. Первой спела песню: «А как первая любовь – она сердце жжет», немного перепутала слова. Пела очень эмоционально, с «цыганским» переигрыванием, с голосовыми вибрациями. Публика поначалу смотрела на нее довольно хмуро. ДА стояла со своей ободранной гитарой и взлохмаченной головой, совершенно одна (то есть без «Креольского танго»). И ей явно приходилось себя сдерживать, чтобы не выплеснуться за рамки «юбилейного концерта». Но даже сдерживаясь, она звучала более эмоционально, чем это диктовала песня и атмосфера концерта.
В зале сидело много пожилых людей, воспитанных на «классике», солидных дам в английских костюмах и с брошами, важных и известных людей. Я, признаюсь, распереживалась за Диану – боялась, что они со зрительным залом сильно друг другу не понравятся. Ее так и сверлили недоуменными взглядами: что это она здесь делает? А ДА, по-моему, все это чувствовала и сдерживалась, старалась изо всех сил. Пыталась побережнее обращаться с Окуджавой и душевным настроем слушателей.
Второй песней был «Заезжий музыкант». И тут уж Диана совсем расстаралась. После каждого куплета она выдавала очень правдоподобный «трубный звук» - пела с закрытым ртом так, что выходило похоже на гудение трубы, а потом еще ла-ла-ла под гитару. И эти проигрыши вышли удачно, украсили песню, и помогли ей куда-то вложить переполнявшую ее энергию (не так-то просто иметь дело с окуджавским аскетизмом). ДА пела с неподдельным чувством, даже слезы блестели на глазах.
И вдруг после последнего куплета публика начала хлопать, а Диана еще не спела своего «ту-ру-ру» (подобия трубы). И тут ДА как закричит очень отчаянно: «Нет!», останавливая зрителей жестом. Все тут же замолкли. И она тщательно пропела и «ту-ру-ру» и «ла-ла-ла» под гитару. В этот момент камера показала лица пожилых тетенек, которые смотрели на Диану с материнской нежностью, очень ласково, и лучились улыбками. От первоначального напряжения ни осталось и следа. В общем, подкупила она все-таки зал своей искренностью, растопила сердца. Провожали ее тепло, и она ушла со сцены в хорошем настроении (мне так показалось).
Общее ощущение осталось довольно трепетное: и от искренности, которая не подчиняется никакому «формату», и от ее очень уважительного отношения к Окуджаве, и к атмосфере концерта. Радостно было видеть, что зал ее принял, не устоял перед ее детскостью.
|