|
|
|
Варианты подходов к творчеству «Ночных снайперов» встречаются чаще всего такие:
ЛЮБОПЫТСТВУЮЩИЙ: «Ну, и как же там все было на самом деле? (Магадан, гитары, крыши, коммуналки, директора и пр.)»
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ: «Не трогайте! Это – больное!…», «Не трогайте! Это – святое!..» и пр.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ: «В моих глазах ОНА прекрасна, а о другой можно и порассуждать».
ПОЭТИЧЕСКИЙ: «НС» - источник вдохновения, эмоций, образов, «чистая поэзия». Отзывы о них и их выступлениях, написанные в этом ключе, можно заучивать наизусть как стихотворения, - настолько они (отзывы) бывают поэтичны и сумасшедше талантливы.
СТРАДАЮЩИЙ: «важно только одно – ОНИ РАССТАЛИСЬ.. И ни о чем другом больше не хочу слышать. Этого все равно не поправишь!».
ВОЗРАСТНОЙ («посткризисный»): СС как положительный пример и источник вдохновения – «как опереться на собственную личность, когда не на что больше опереться» (впрочем, этот подход явно пересекается с «избирательным»).
ФИЛОСОФСКИЙ: в центре обсуждения даже не личность кого-либо из «снайперов», а проблема более глубинного свойства – соотношение таланта и личности.
В итоге, разноголосица мнений сводится к признанию невероятной талантливости ДА и столь же исключительной, неординарной личностной красоте СС. Впрочем, в отношении ДА некоторые из спорящих соглашаются, что столь масштабный талант может и «задавить» личность. В отношении же СС, по крайней мере, можно быть спокойным за личность.
Но все-таки когда взаимоотношения и творческие пути двух таких ярких личностей разворачиваются не где-то вдали от людских глаз, а в «публичном пространстве», это придает им совсем особый смысл и статус. В этом случае они сразу превращаются в ЗЕРКАЛО, в некий экран, на который сотни и тысячи людей проецируют свои представления, ожидания, мечты и фантазии. А так же непременно чему-то учатся, глядя на то, что в этом зеркале, так или иначе, отражается.
В итоге, талантливые люди видят во всем происходящем драму таланта – беззащитного, трепетно-чуткого к каждому дуновению, угловатого, мечущегося и пр.
Любящие люди видят драму любви – неоцененной, страдающей или, наоборот, торжествующей, т.к. она (любовь) все же выражает себя в творчестве и служит его источником.
И все вместе видят драму отношений, «несовместности» - то ли двух равновеликих талантов, то личностей, то ли личности с талантом, - кто знает…
Отношения двоих – всегда тайна. И «третьи лица», пожалуй, и впрямь – лишь катализатор, а не реальная причина перемен и разрывов. К тому же, это – свершившийся факт, на который повлиять все равно невозможно. Остается лишь задумываться о «смысле послания». Если людям была дана такая энергия, искренность и способность прорваться в самую сердцевину этого «публичного пространства» сцены, завоевать внимание и признание тысяч людей, значит, они чувствовали, что им есть что сказать миру. Когда Сурганова говорит про их с ДА «общее дело», она, вероятно, имеет в виду, что то «послание», которое «снайперы» отправляют миру, остается прежним, единым – и после раскола (даже если это достигается разными средствами, в разной форме).
Некоторые поклонники «НС» реагируют на их творчество такой болью и сопереживанием, как будто суть этого «послания» - «Помогите!», Спасите наши души!». Хотя главное ощущение, что «снайперы» излучают сплошную энергию, силу, способность существовать и дышать в жутком мраке, в «открытом космосе» - в таком раздирающем легкие воздухе, в котором «люди не живут». Это очень чувствуется в «питерских» песнях Дианы («Черное солнце» и «Питерская» («Домой»), да и вообще в «Цунами». Эта же тема окрашивает и «Неужели не я». Только в «Неужели не я» она развивается, скорее, в эмоциональном плане. И перелом, преображение, превращение непереносимого состояния – в радость происходит тоже на уровне эмоций. А в «Цунами» все это вплетено в реальность – в конкретные ситуации реальных отношений, в географию, в «материю» города. Но суть все-таки одна…
И оттого, что преодолевать эти заснеженные пространства и пересекать мрачные, месяцами не знающие солнца небеса приходится двум таким хрупким созданиям (при том, что здесь даже «у птиц парализует крылья…»), и впрямь возникает очень пронзительное чувство: и нежности, и страха, и сострадания, и радости одновременно.
«Свет во тьме светит и тьма его не объяла…». Просто в творчестве Сургановой этот евангельский мотив как-то заметнее, очевиднее, откровеннее выражен. Поэтому и хотелось говорить именно о ней. Но, пожалуй, героическая попытка Арбениной танцевать на развалинах имеет ту же природу, тот же источник: вынужденный героизм ребенка, который вдруг заметил, что неожиданно оказался под артобстрелом. И теперь вокруг него со всех сторон свистят пули, а ему нужно как-то уцелеть.
Но какое это ко всем нам имеет отношение?! По-моему, помимо таланта и личного обаяния «снайперов», большую роль играет сходство ситуации – «такова жизнь» (по крайней мере, здесь - в этой стране и под этим небом). Вот и получается, что узнаем самих себя в этом зеркале…
автор: Тюпа
|
|