|
|
|
Для меня понять смысл этой песни долгое время казалось трудной задачей, но недавно, как озарение, наступила ясность понимания. Может для многих смысл песни очевиден, но считаю необходимым поделиться своими мыслями о ней.
В этой песне рассказывается о переживаниях и мыслях человека, который после долгих лет пребывания на чужбине вернулся на родину.
Неужели не я, освещенный тремя фонарями,
Сколько лет в темноте по осколкам бежал пустырями,
И сиянье небес у подъемного крана клубилось?
Когда он жил там тогда, улицы были плохо освещены, домов было мало, но их строительство уже начиналось. Вокруг были пустыри и стройки. И небо казалось светлее, больше, так как человек тогда был молод, полный надежд, наивности, оптимизма. Теперь он и сам с трудом верит, что всё это было здесь и с ним.
Неужели не я? Что-то здесь навсегда изменилось.
Кто-то новый царит, безымянный, прекрасный, всесильный,
Над отчизной горит, разливается свет темно-синий,
И в глазах у борзых шелестят фонари по цветочку,
Кто-то вечно идет возле новых домов в одиночку.
Теперь по возвращении всё кажется уже иным: множество новых домов, много фонарей, и даже небо стало другое, закрытое новостройками. Люди обособились друг от друга квартирами, стали одиноки, не то что раньше - играли и бегали по пустырям и стройкам всем двором.
Значит, нету разлук. Значит, зря мы просили прощенья
У своих мертвецов. Значит, нет для зимы возвращенья.
Остается одно: по земле проходить бестревожно.
Невозможно отстать. Обгонять – только это возможно.
В городе у лирического героя оставались родные и друзья, когда он покидал его. Потом он в письмах просил прощенье, что не может вернуться или навестить их. Но за время его отсутствия многие умерли, а тем, что остались, он уже стал не интересен. Несовпаденье той картинки из детства и того, что он увидел, доказало, что нельзя войти в одну реку дважды, вернуться в тот мир, к тем людям уже невозможно, жизнь всё время идет вперёд. Можно только, совершая открытия, поступки, своими действиями жить в настоящем или даже ускорять темп жизни, обгонять, опережать его.
Поздравляю себя с этой ранней находкой, с тобою,
Поздравляю себя с удивительно горькой судьбою,
С этой вечной рекой,
С этим небом в прекрасных осинах,
С описаньем утрат за безмолвной толпой магазинов.
Теперь он новым взглядом смотрит на свою жизнь (поздравляю себя с находкой-тобою) с её неизменными атрибутами: течением времени (вечная река), радостями (небо в прекрасных осинах) и горестями (утраты). При этом толпа, видимо, не замечает утрат или же быстро о них забывает.
Слава богу, чужой никого я здесь не обвиняю.
Ничего не узнать, я иду, тороплюсь, обгоняю.
Как легко мне теперь оттого, что ни с кем не расстался,
Слава богу, что я на земле без отчизны остался.
Теперь лирический герой понимает, что смысл в этой самой жизни здесь и сейчас. А то, что места из прошлого изменились, а тех людей, с которыми он расстался, уже нет, всё это даже и к лучшему. Теперь, не коря себя за ошибку, что с кем-то расстался, не тяготясь прошлым, можно всё это отбросить и жить дальше.
Не жилец этих мест, не мертвец, а какой-то посредник,
Совершенно один ты кричишь о себе напоследок:
Никого не узнал, обознался, забыл, обманулся,
Слава богу, зима. Значит, я никуда не вернулся.
Возвращение в прошлое, туда, куда он стремился, не получилось, но но жизнь продолжается...
Про зиму не совсем поняла, может кто объяснит. Почему сначала для неё нет возвращения, а потом "слава богу, зима"?
А вообще есть предположение, что песня совпадает с настроением Светы после ухода из группы, с той мыслью, что совсем как раньше уже не будет.
автор: груша
|
|
Это Вы сложный вопрос задали... Бродского истолковывать)))
Ну правда, поскольку стихотворение это - 1962 года, в нем, я думаю, никак не может идти речь о возвращении "с чужбины на родину". Тут речь идет просто о возвращении в собственную юность (хотя скорее в детство - ведь автору здесь всего 22 года).
Вероятно, образ "зимы" связан с каким-то личным переживанием поэта - может быть, прогуливаясь по улицам своего детства, он встретился с какой-нибудь своей первой любовью, и чувства нахлынули; и зима - это какой-нибудь момент расставания был, воспоминаний о котором он боится, и в то же время они его притягивают.
Это нужно какого-нибудь большого знатока биографии Бродского спросить - были ли у него какие-то трагические расставания, случившиеся в ранней юности и зимой.
Что касается значения этой песни для Светы... мне кажется, она вкладывает в нее совсем иной смысл, по сравнению с исходным текстом. О чем можно судить хотя бы по отбору строф для песни: что именно взято, что исключено. А исключены оказались как раз все те строфы, в которых речь идет об этом указании - что "возвращение" здесь не пространственное, а временнОе. У Светы как раз получилось так, будто речь идет о возвращении Домой, об обретении мира с собой в родном городе.
"после ухода из группы"
Не совсем так. Впервые она публично исполнила эту песню еще в декабре 2001 года, до ухода из группы еще год был... Вероятно, это совпало с ее настроением - желанием наконец вновь осесть в Петербурге, после непрерывных гастролей предшествующих лет, 2000-2001, когда группа то чуть не ежедневно курсировала между СПб и Москвой, то на многодневные гастроли уезжала. |
|
дополнение: "по осколкам", скорей всего, имеется ввиду разрушенный войной Ленинград.
а Бродский где-то в то время ездил по другим городам России |
|
Мне кажется, что эта песня отчасти посвящена Светлане Голубевой, ведь сама Светлана говорила, что именно она "познакомила ее с творчеством Иосифа Алесандровича Бродского" и подтекст здесь глубоко личный...
А само стихотворение может быть связано с отношениями Бродского и Марины Басмановой, там невероятно трагическая любовь была. |
|
/Не совсем так. Впервые она публично исполнила эту песню еще в декабре 2001 года, до ухода из группы еще год был... /
Но "кто-то новый царит", судя по всему, было уже актуально в полный рост. Мне кажется, что песня для Светы конкретна крайне, вплоть до темно-синего цвета, который остается, когда умирает белый. А уж "поздравляю себя с этой ранней находкой, с тобою"... Да все, каждая строчка.
|
|
Тут еще можно уточнить, что несколько позднее я выяснила, что эта песня исполнялась Светой еще раньше - обнаружилась запись от октября 2000 года, когда вообще и речи о распаде не было...
А как в Вашем понимании связываются эти фразы про цвет, из текста и из Светиного интервью? |
|
/Тут еще можно уточнить, что несколько позднее я выяснила, что эта песня исполнялась Светой еще раньше - обнаружилась запись от октября 2000 года, когда вообще и речи о распаде не было.../
Зато Лосева уже, скажем, вполне была. А на ивью 2001 Дина так нежно у нее на плече головой лежит... простите, Фанни. Но Вы же все понимаете. И как-то брякнутое ДА про то, что расставаться надо было еще до "Рубежа", сюда тоже попадает. И слова Сандовского про "странный союз". Очевидно, были у Светы поводы для такой песни. И "охотника за чувствами" она потом Диане в интервью вернула, одном из ранних, еще неприкрыто эмоциональных.
/А как в Вашем понимании связываются эти фразы про цвет, из текста и из Светиного интервью?/
А вот это для меня давно загадка, белый и синий у них почему-то встречается не раз, именно как символическое противопоставление. Я бы ощущала их как некие два внутренних начала, борющихся в Диане Сергеевне, тепло и холод, мягкость и жесткость, причем белая сторона однозначно связана со Светой, а синяя с разными людьми. |
|