А вы смогли бы,
Разорвав сердце надвое,
Боль свою превозмочь?
Если двоим, то-
Навеки
Или уже 
Никогда?
А? Строкой, смычком и гитарой
У вечности на краю
Растворяясь в любви безоглядной
И крича всему миру - ЛЮБЛЮ!!!
Как ты прекрасна, Светлана!!!
К полному списку статей




Неужели не я 19:57 06 марта 2011
Для меня понять смысл этой песни долгое время казалось трудной задачей, но недавно, как озарение, наступила ясность понимания. Может для многих смысл песни очевиден, но считаю необходимым поделиться своими мыслями о ней.
В этой песне рассказывается о переживаниях и мыслях человека, который после долгих лет пребывания на чужбине вернулся на родину.

Неужели не я, освещенный тремя фонарями,
Сколько лет в темноте по осколкам бежал пустырями,
И сиянье небес у подъемного крана клубилось?

Когда он жил там тогда, улицы были плохо освещены, домов было мало, но их строительство уже начиналось. Вокруг были пустыри и стройки. И небо казалось светлее, больше, так как человек тогда был молод, полный надежд, наивности, оптимизма. Теперь он и сам с трудом верит, что всё это было здесь и с ним.

Неужели не я? Что-то здесь навсегда изменилось.
Кто-то новый царит, безымянный, прекрасный, всесильный,
Над отчизной горит, разливается свет темно-синий,
И в глазах у борзых шелестят фонари по цветочку,
Кто-то вечно идет возле новых домов в одиночку.

Теперь по возвращении всё кажется уже иным: множество новых домов, много фонарей, и даже небо стало другое, закрытое новостройками. Люди обособились друг от друга квартирами, стали одиноки, не то что раньше - играли и бегали по пустырям и стройкам всем двором.

Значит, нету разлук. Значит, зря мы просили прощенья
У своих мертвецов. Значит, нет для зимы возвращенья.
Остается одно: по земле проходить бестревожно.
Невозможно отстать. Обгонять – только это возможно.

В городе у лирического героя оставались родные и друзья, когда он покидал его. Потом он в письмах просил прощенье, что не может вернуться или навестить их. Но за время его отсутствия многие умерли, а тем, что остались, он уже стал не интересен. Несовпаденье той картинки из детства и того, что он увидел, доказало, что нельзя войти в одну реку дважды, вернуться в тот мир, к тем людям уже невозможно, жизнь всё время идет вперёд. Можно только, совершая открытия, поступки, своими действиями жить в настоящем или даже ускорять темп жизни, обгонять, опережать его.

Поздравляю себя с этой ранней находкой, с тобою,
Поздравляю себя с удивительно горькой судьбою,
С этой вечной рекой,
С этим небом в прекрасных осинах,
С описаньем утрат за безмолвной толпой магазинов.

Теперь он новым взглядом смотрит на свою жизнь (поздравляю себя с находкой-тобою) с её неизменными атрибутами: течением времени (вечная река), радостями (небо в прекрасных осинах) и горестями (утраты). При этом толпа, видимо, не замечает утрат или же быстро о них забывает.

Слава богу, чужой никого я здесь не обвиняю.
Ничего не узнать, я иду, тороплюсь, обгоняю.
Как легко мне теперь оттого, что ни с кем не расстался,
Слава богу, что я на земле без отчизны остался.

Теперь лирический герой понимает, что смысл в этой самой жизни здесь и сейчас. А то, что места из прошлого изменились, а тех людей, с которыми он расстался, уже нет, всё это даже и к лучшему. Теперь, не коря себя за ошибку, что с кем-то расстался, не тяготясь прошлым, можно всё это отбросить и жить дальше.

Не жилец этих мест, не мертвец, а какой-то посредник,
Совершенно один ты кричишь о себе напоследок:
Никого не узнал, обознался, забыл, обманулся,
Слава богу, зима. Значит, я никуда не вернулся.

Возвращение в прошлое, туда, куда он стремился, не получилось, но но жизнь продолжается...

Про зиму не совсем поняла, может кто объяснит. Почему сначала для неё нет возвращения, а потом "слава богу, зима"?
А вообще есть предположение, что песня совпадает с настроением Светы после ухода из группы, с той мыслью, что совсем как раньше уже не будет.

автор: груша

  07:27 07 марта 2011,   автор:   Фанни 

Это Вы сложный вопрос задали... Бродского истолковывать)))
Ну правда, поскольку стихотворение это - 1962 года, в нем, я думаю, никак не может идти речь о возвращении "с чужбины на родину". Тут речь идет просто о возвращении в собственную юность (хотя скорее в детство - ведь автору здесь всего 22 года).
Вероятно, образ "зимы" связан с каким-то личным переживанием поэта - может быть, прогуливаясь по улицам своего детства, он встретился с какой-нибудь своей первой любовью, и чувства нахлынули; и зима - это какой-нибудь момент расставания был, воспоминаний о котором он боится, и в то же время они его притягивают.
Это нужно какого-нибудь большого знатока биографии Бродского спросить - были ли у него какие-то трагические расставания, случившиеся в ранней юности и зимой.

Что касается значения этой песни для Светы... мне кажется, она вкладывает в нее совсем иной смысл, по сравнению с исходным текстом. О чем можно судить хотя бы по отбору строф для песни: что именно взято, что исключено. А исключены оказались как раз все те строфы, в которых речь идет об этом указании - что "возвращение" здесь не пространственное, а временнОе. У Светы как раз получилось так, будто речь идет о возвращении Домой, об обретении мира с собой в родном городе.

"после ухода из группы"
Не совсем так. Впервые она публично исполнила эту песню еще в декабре 2001 года, до ухода из группы еще год был... Вероятно, это совпало с ее настроением - желанием наконец вновь осесть в Петербурге, после непрерывных гастролей предшествующих лет, 2000-2001, когда группа то чуть не ежедневно курсировала между СПб и Москвой, то на многодневные гастроли уезжала.
  09:47 08 марта 2011,   автор:   груша 

дополнение: "по осколкам", скорей всего, имеется ввиду разрушенный войной Ленинград.
а Бродский где-то в то время ездил по другим городам России
груша,
  12:06 08 марта 2011,   автор:   snobp 

Мне кажется, что эта песня отчасти посвящена Светлане Голубевой, ведь сама Светлана говорила, что именно она "познакомила ее с творчеством Иосифа Алесандровича Бродского" и подтекст здесь глубоко личный...
А само стихотворение может быть связано с отношениями Бродского и Марины Басмановой, там невероятно трагическая любовь была.
Фанни
  14:20 02 апреля 2013,   автор:   Martobr 

/Не совсем так. Впервые она публично исполнила эту песню еще в декабре 2001 года, до ухода из группы еще год был... /
Но "кто-то новый царит", судя по всему, было уже актуально в полный рост. Мне кажется, что песня для Светы конкретна крайне, вплоть до темно-синего цвета, который остается, когда умирает белый. А уж "поздравляю себя с этой ранней находкой, с тобою"... Да все, каждая строчка.
Martobr
  15:00 02 апреля 2013,   автор:   Фанни 

Тут еще можно уточнить, что несколько позднее я выяснила, что эта песня исполнялась Светой еще раньше - обнаружилась запись от октября 2000 года, когда вообще и речи о распаде не было...
А как в Вашем понимании связываются эти фразы про цвет, из текста и из Светиного интервью?
Фанни
  15:50 02 апреля 2013,   автор:   Martobr 

/Тут еще можно уточнить, что несколько позднее я выяснила, что эта песня исполнялась Светой еще раньше - обнаружилась запись от октября 2000 года, когда вообще и речи о распаде не было.../
Зато Лосева уже, скажем, вполне была. А на ивью 2001 Дина так нежно у нее на плече головой лежит... простите, Фанни. Но Вы же все понимаете. И как-то брякнутое ДА про то, что расставаться надо было еще до "Рубежа", сюда тоже попадает. И слова Сандовского про "странный союз". Очевидно, были у Светы поводы для такой песни. И "охотника за чувствами" она потом Диане в интервью вернула, одном из ранних, еще неприкрыто эмоциональных.

/А как в Вашем понимании связываются эти фразы про цвет, из текста и из Светиного интервью?/
А вот это для меня давно загадка, белый и синий у них почему-то встречается не раз, именно как символическое противопоставление. Я бы ощущала их как некие два внутренних начала, борющихся в Диане Сергеевне, тепло и холод, мягкость и жесткость, причем белая сторона однозначно связана со Светой, а синяя с разными людьми.





статьи 
Из жизни привидений:
Все из рубрики »»
Dusya: Выборы, "электоральное поведение", итоги года и общая целесообразность.
Dusya: "Сливки с Огоньком"
Dusya: Бес'предельная осень
Dusya: 19 августа.
Dusya: Дважды в тему.
Материалы к сборнику очерков о стихах:
Все из рубрики »»
груша: Неужели не я
Олеся: Завоюй меня. Любовь ещё быть может…
Я_помню: Блюзы гор.
груша: "Я в этом марте, в этом марте навсегда..."
Фанни: О наших литературоведческих перспективах
Навстречу 15-летию НС:
Все из рубрики »»
Dusya: А давайте подумаем вместе!
наши мысли о них:
Все из рубрики »»
Arbekova: ВТВ: адресат(ы). Ч. 1
Джулька: Диане
Arbekova: Конец связи
Arbekova: Цитируя друг друга даже в лютую зиму…
Тюпа: ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА
ощущения:
Все из рубрики »»
_Ksenija_: Два часа рядом со снайперами
Arbekova: Об аудиокниге "Я говорю. Бег"
Arbekova: Без имён
Arbekova: Delirium
Arbekova: Сказки создают не фанаты, сказки создают любители
Просто стихотворение - благодарность за творчество:
Все из рубрики »»
Anna87: Посвящение
снайперский юмор:
Все из рубрики »»
Фанни: лирическое посвящение от Ольги Алексеевой
cpr: Паттерн - "Ехать вместе"
Сестра Милосердия: Робинзон - 2006
Сестра Милосердия: Глава Первая и Последняя, в которой обитатели Странного Места встревожены пожелтевшим документом
Сестра Милосердия: Про Это
Сургановедение:
Все из рубрики »»
Lenzz: Мир женщины в творчестве Светланы Сургановой
Arbekova: Воздух (не столько о песне...)
Lenzz: Самая весенняя группа – Сурганова и оркестр
Lenzz: Значение белого цвета в творчестве С. Сургановой
delada: Песни на чужие стихи - оригинал и вариант Светланы



Апрельский Альманах
(сборники 2003-2004гг.)
Просто жизнь...
Ощущения
Стихи

 

© 19august93.nsarchive.ru
0.038