А вы смогли бы,
Разорвав сердце надвое,
Боль свою превозмочь?
Если двоим, то-
Навеки
Или уже 
Никогда?
А? Строкой, смычком и гитарой
У вечности на краю
Растворяясь в любви безоглядной
И крича всему миру - ЛЮБЛЮ!!!
Как ты прекрасна, Светлана!!!
К полному списку статей




Мир женщины в творчестве Светланы Сургановой 11:20 05 июля 2019


Бог, не суди!—Ты не был
Женщиной на земле!
М. Цветаева

Женщина! О ней писали все поэты-мужчины их голоса громче и количество их неизмеримо больше, чем женских голосов в поэзии. Да и большую часть времени в истории только им дозволялось посвящать женщинам стихи, писать о женщине, любить женщин. Мы видели мир женщины глазами мужчины. Можно долго восхищаться их поэзией, говорить, что только мужчина так может писать о женщине, только мужчина имеет право восхвалять женскую красоту, кстати, по большей части ничего другого мужчины и не восхваляют. Все это несколько однобоко, ведь взгляд мужчины зачастую слишком прост, поверхностен, никогда ему не понять сложной психологи женщины. Наверное, природа так придумала специально. Конечно, женщине хочется услышать женский голос о ней, чтобы именно женская поэзия показала, открыла нам тот образ, который ее отражает. Женщине хочется увидеть себя – настоящую, естественную, разную, глубокую, сложную, многогранную. Читая стихи русских классиков о женщинах, лично у меня складывается образ, что все женщины либо круглые дуры, но зато красивые, либо женщины героини, труженицы на благо семьи и Родины, либо стервы, которые отказали мужчине.

С появлением женских голосов в поэзии, таких ярких талантливых как Ахматова, Цветаева, Гиппиус, Парнок, современных Полозковой, Павловой, Султановой мы получили совсем другой образ женщины. Женщины, которая умеет чувствовать, умеет любить, умеет говорить и говорить прекрасно - сильно, пронзительно, искренне, смело, громко. Она умеет думать и отстаивать свое мнение. Она умеет желать и хотеть, и о боже, она может ненавидеть быт, готовку, стирку, уборку. Имеет полное право не заниматься этим, не любить этого и не жертвовать свою жизнь ради детей и мужа. Еще она смеет писать о любви, о чувствах, о чувственности в любви, о эмоциях, о переживаниях, о страданиях, о счастье, о радости, о влюбленности. Смеет, и как точно и откровенно делает это, а еще смеет не восхищаться мужчиной, по той простой причине, что он мужчина. Для восхищения ей нужно гораздо больше.

И как же откровенны стихи женщин о женщине. Женщина смеет писать о женщине. О любви, нежности, чувственности, об удовольствии, о всепоглощающей страсти, о себе, о том, что она ощущает, переживает, о том как страдает и радуется, плачет, грустит и взлетает.
В этой статье мне бы хотелось поговорить о женщине, о женском мире в творчестве Светланы Сургановой. Первое, что надо сказать, что обращение «Она» в женском роде, зарифмованное на женские окончание очень смелый шаг Светланы. Она, не стесняясь говорит, что да это - Она. Без всяких масок Он. Все честно.
Так кто же женщина, которой и о которой она пишет и поет. Образ нужно собрать, создать и проанализировать. Ведь за ней скрывается много женщин, разных, прекрасных женщин, которые встретились на пути Светлане, и нашли отражение в ее творчестве.

Мир женщины в творчестве Сургановой это не мир быта, не мир карьеры, труда, героизма, не мир жертвенности. Это мир поклонения женщине и вовсе не потому, что она красива. Мы даже не можем сказать красива Она или нет, Светлана об этом не говорит, потому что физическая красота, вовсе не определяющая здесь. Она всегда есть, если женщина любима. Светлана скорее восхищается самой женщиной, не ее внутренним миром нет, это слишком примитивное восприятие женщины. Нет. Ей самой, цельной, женщиной как личностью.
мы будем жить с тобой как два великана на острове.
мы будем видеть все и все будут видеть нас.
и никто не посмеет сказать нам что мы некрасивы.

Впервые перед нами не поклонение красоте, не банальные слова о загадочности, лёгкости, слезах, горькой доли женщины. Мы видим Женщину такой какая она есть, очень разную, наполненную жизнью, умную, интеллигентную, нежную, чувствующую, грустную, задумчивую, думающую. Мир этой Женщины, которая вмещает в себе всё. Все плохое и хорошее, светлое и темное, любовь и нелюбовь, печаль и радость. Женщина как высшее создание природы. Любовь к женщине как благословение и постоянный труд. Женщина развивается, не стоит на месте, меняется за ней надо успевать. Женщина переменчива, не потому что «эти дни», а потому что надо развиваться, надо спешить, надо успевать за временем, ведь ради этого она здесь.
Чем поэзия, написанная мужчинами, отличается от поэзии написанной женщиной. Почему сразу можно угадать, что вот это написано женщиной о женщине. Только по словам, по звукам, по интонации ты можешь это почувствовать. Строчки о женщине всегда написаны как о равной. Там нет «я у твоих ног, спасибо не говори», потому что женщина — всегда равна автору, она такая же. Она самостоятельная и воспринимается партнером, а не богом, как мужчина. Она не должна подчиняться, она не должна угождать, быть слабее, быть покорной, она просто должна быть собой.

Ты кошка, которая гуляет сама по себе.
Да, ты кошка, которая гуляет сама по себе.

Мир женщины у Сургановой основан на уважении к ней, возможно даже на поклонении ей. Частое обращение на «Вы» - доказательство этому.

погуляйте со мной
по опавшей листве,
под ноябрьским мокрым убранством

Женские образы всегда очень самодостаточны, мы видим это и по образу автора и той к кому она обращается. Эта женщина независимая, смелая, дерзкая, она хочет и может любить. И если она влюбилась, то ее не остановить никому. В этом мире женщину уважают, и она уважает себя.

На редкость мила,
остроумна, тонка —
ты так мне понятна

Светлана Сурганова часто говорит о себе в песне употребляя местоимения «Я», действительно это она. И через ее понимание себя, принятие себя, осознание себя и смелость — это проявить и быть собой этот образ становится для нас близким, хочется ему подражать.

Я - хулиганка, мне пыль дорог важней всего.
Я - ... вот не надо! Я тут вам ЭТО, а не ТО.

Действительно эти строчки очень показательны. Вот он ее мир. Мир женщины в 21 веке, где она не дочь, не жена, не подруга, не любовница, не коллега, не домохозяйка, посудомойка, «яжмать», она та, кто она есть. Вот такая женщина, вот такой у нее мир. Самостоятельный, наполненный, эмоциональный, честный и яркий. Даже в чем -то дерзкий и вызывающий.

Я - негодяйка. Я не годна ни ТАМ, ни ТУТ.
Я - разгильдяйка. И в чердаке моем сумбур.
Кладу на музыку слова,
которых, в принципе, не просят,
их снег с дождем порой заносят.

Именно это и привлекает в ее мир. Он открывается нам всем. Она открыта для нас. И мы узнаем себя, мы тоже такие. Кто-то внутри себя, кто-то глубоко в душе, кто -то тоже смелый и проявляется в обществе. Но мы все получаем образ близкий нам, образ в котором мы отражаемся. Не навязанный обществом, государством, семьей, тот истинный образ, происходящей из нашей сути.

Я видел таких свободных и чистых,
Я видел таких закубованных в рай,
Я видел таких озадаченно-гибких,
Я знаю и тех, кто всё рвётся за край.
Я знаю таких, кто гуляет по крышам

Женский голос зазвучал в рок-музыке. Он оказывается есть, он громкий и узнаваемый. Светлана Сурганова открыла для нас это, показала и указала на это. Да женский мир существует, он не состоит из борщей и пелёнок, ужинов и мужских носков. Не надо смотреть на мир женщины через мужские взгляды, она сама может смотреть на себя, рассказать о себе, спеть о себе, заявить о себе. И именно это будет истинным.

Особое внимание нужно уделить песни «Девочка-мальчик», тот непризнанный гимн целой группы таких вот девочек-мальчиков. Здесь Сурганова можно сказать отчаянная, так дерзко нам преподнести это. Показать это, рассказать об этом. Действительно таких очень много и впервые об этом спели, о них сказали те самые слова, которые они сами о себе не говорили. Мир увидел их и узнал.

Сколько их, этих девочек без помады
Без каблуков, декольте и коротких юбок
Мама вздыхает: Ну как же тебе не надо
Девочка-мальчик - это крайне глупо

Мир женщины, да он может быть и таким. Перед нами представлено почти сообщество. Конечно, женщины могут узнать себя. Именно те женщины, которые не следуют стереотипам женственности, одинаковости, покорности, серости. Они вот такие, в мальчишеской одежде, с такими повадками, им так комфортно и удобно. Менять себя они не собираются. Такие женщины тоже есть, и они среди нас. Каждый видел и знает их. Но мир их скрыт, они вынуждены прятаться, стесняться себя.

Девочка-мальчик морщится и смеется
Руки в карманах толстовки черной
Вот еще пару лет и она уймется
Или срастется с униформой

Вот уж кого соседки не донимают
Глупой своей болтовней бестолково- тошной
Девочку-мальчика не понимают
Ей, как им кажется, очень сложно

Это вечное желание подогнать женщину под шаблон, под то, что как кажется всем надо. Под мужской мир, где она только объект любви, просто красивая кукла, либо служанка. Много можно услышать, что должна женщина. И то должна и это, всем должна. Кроме себя. Когда ей хочется быть собой, чувствовать себя, ощущать мир и быть в нем равной. Говорить своим голосом и смотреть на все своими глазами. Сурганова смотрит на все сама и открывает это для нас. Действительно давление общества показано в этой песне, также в целом в творчестве Светланы очень четко «чтобы от этих вечно правых не застрелиться».

Тысячелетиями женщине указывают как ей жить, зачем, а иногда и сколько. Видя в ней такое ограниченное количество ролей, хотя женщина может быть любой. Мир женщины показанный самими женщинами, через их восприятие, их ощущения он настоящий. В этом мире женщины равны и равноправны. Творчество помогает нам увидеть себя и узнать нас, самим творить созидать собственные неповторимые миры. Впускать в них только, когда мы сами захотим. Спасибо Светлане Сургановой и всему коллективу «Сурганова и оркестр» за настоящее, меняющее мир творчество.






автор: Lenzz

  11:37 05 июля 2019,   автор:   Фанни 

Lenzz, спасибо за ваше эссе, очень интересную тему затронули!
Однако, поправка. Текст песни "Девочка-мальчик" принадлежит на Светлане - его написала Ирина Фаренбрух, супруга одного из музыкантов группы.
Тем не менее, это не значит, что такой текст нужно вычеркнуть из обзора. Наоборот, можно было бы дополнить его второй главой: написать об отборе Светланой чужих текстов - о женщинах - которые она полностью "осваивает", "осебячивает", так что они гармонично входят в ее собственный поэтический мир.
Ведь те чужие тексты - и мужского, и женского авторства - которые могли бы соответствовать теме вашего эссе - они тоже своеобразны, она отбирает, вероятно, те стихи, где позиция автора по отношению к герою (героине) не противоречит ее собственной. "Я знаю женщину", "Гертруда", "Жанетта"...
  12:14 05 июля 2019,   автор:   Lenzz 

Спасибо за хорошие слова)

про текст "Девочка-мальчик" я разумеется знаю, что это не стихотворение Сургановой. Поэтому я и пишу слово - творчество. То, что она поет чужие тексты, делая их своими это важная часть ее творчества тут вы правы!

Буду писать продолжение.





статьи 
Из жизни привидений:
Все из рубрики »»
Dusya: Выборы, "электоральное поведение", итоги года и общая целесообразность.
Dusya: "Сливки с Огоньком"
Dusya: Бес'предельная осень
Dusya: 19 августа.
Dusya: Дважды в тему.
Материалы к сборнику очерков о стихах:
Все из рубрики »»
груша: Неужели не я
Олеся: Завоюй меня. Любовь ещё быть может…
Я_помню: Блюзы гор.
груша: "Я в этом марте, в этом марте навсегда..."
Фанни: О наших литературоведческих перспективах
Навстречу 15-летию НС:
Все из рубрики »»
Dusya: А давайте подумаем вместе!
наши мысли о них:
Все из рубрики »»
Arbekova: ВТВ: адресат(ы). Ч. 1
Джулька: Диане
Arbekova: Конец связи
Arbekova: Цитируя друг друга даже в лютую зиму…
Тюпа: ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА
ощущения:
Все из рубрики »»
_Ksenija_: Два часа рядом со снайперами
Arbekova: Об аудиокниге "Я говорю. Бег"
Arbekova: Без имён
Arbekova: Delirium
Arbekova: Сказки создают не фанаты, сказки создают любители
Просто стихотворение - благодарность за творчество:
Все из рубрики »»
Anna87: Посвящение
снайперский юмор:
Все из рубрики »»
Фанни: лирическое посвящение от Ольги Алексеевой
cpr: Паттерн - "Ехать вместе"
Сестра Милосердия: Робинзон - 2006
Сестра Милосердия: Глава Первая и Последняя, в которой обитатели Странного Места встревожены пожелтевшим документом
Сестра Милосердия: Про Это
Сургановедение:
Все из рубрики »»
Lenzz: Мир женщины в творчестве Светланы Сургановой
Arbekova: Воздух (не столько о песне...)
Lenzz: Самая весенняя группа – Сурганова и оркестр
Lenzz: Значение белого цвета в творчестве С. Сургановой
delada: Песни на чужие стихи - оригинал и вариант Светланы



Апрельский Альманах
(сборники 2003-2004гг.)
Просто жизнь...
Ощущения
Стихи

 

© 19august93.nsarchive.ru
0.029