А вы смогли бы,
Разорвав сердце надвое,
Боль свою превозмочь?
Если двоим, то-
Навеки
Или уже 
Никогда?
А? Строкой, смычком и гитарой
У вечности на краю
Растворяясь в любви безоглядной
И крича всему миру - ЛЮБЛЮ!!!
Как ты прекрасна, Светлана!!!
К полному списку статей




"Скрипка и немножко нервно..." 14:35 17 февраля 2004
«Скрипка и немножко нервно…»


Тому, кто движется от конца к началу, от последнего - раздельного, независимого - существования «снайперов» к их былой совместности, много интересного предстоит найти в старых записях и на старых дисках. И, прежде всего, – «третье действующее лицо», «третьего» между ними, «связующее звено», как сказала об этом Сурганова. Это, конечно, она - скрипка…

Она вовсе не синоним, не «заменитель» Светы, у которой есть свой собственный голос (в дуэте, бэк-вокал, а иногда даже соло – на прежних «снайперских» дисках). Скрипка придает творчеству «снайперов» совсем иное измерение. Это не ультра-современные бас-гитара, ударные, соло-гитара и прочее «элеткричество». Скрипка – из другого времени… Она из тех инструментов, которые связывали собою не то что дуэты, а целые времена и эпохи.
Звуки рояля, например, своей глубиной и уровнем вибрации все-таки ассоциируются, прежде всего, с размышлением, медитативностью, медленным, но очень глубинным движением смыслов внутри человека. А вот обнаженность, открытость и безоглядную самоотдачу человеческой души, как ничто, передают именно скрипичные вибрации и пассажи. «Скрипка – душа, голос души…», - говорила когда-то одна девушка, бесконечно ставя и слушая нечто «для скрипки с оркестром».

Пожалуй, лишь скрипка способна выразить, развить и поддержать то ощущение от арбенинского голоса, которое лучше всего передает строчка из стихов Б.Пастернака: «Рыдающей строфы сырую горечь пью…».
У Арбениной тембр голоса именно РЫДАЮЩИЙ. И диалог с ним поддерживать могла только скрипка. Гитара, разумеется, тоже необходима… Но гитара, как и прочие инструменты, - это почва, на которую ложится голос. Она для него – фон, основа, как полотно для живописца или лист бумаги для писателя. Реальный диалог с арбенинским голосом ведет только скрипка… Она так же проникает внутрь и вторгается в самую сердцевину, не позволяя от себя защитится.

Впрочем, диалог ли? Это, скорее, - превращение, переход. Перерождение конкретной эмоции, воплощенной в песне, в нечто большее… Скрипка подхватывает сиюминутные, казалось бы, чувства. И поднимает, переключает их на иной уровень – туда, где живут музыка и стихи, написанные во все времена. Стихи «снайперских» песен, конечно, тоже несут в себе свою собственную музыку и эмоциональный заряд. Но он нуждается в развитии, в дополнении…
И очень важно, что это дополнение приходит из другого времени. На рок-концертах и рок-площадках скрипка никак уж не воспринимается как СОВРЕМЕННЫЙ интрумент. Это, можно сказать, - архаика, классика. То, что не должно бы привлекать «тинейджеров» и поклонников современной музыки… Но она – инструмент ВНЕ ВРЕМЕНИ, связывающей единой нитью несколько столетий: от Поганини, Бетховена и Моцарта до современных исполнителей. Саксофон в «Тригонометрии»», может, и показался Арбениной подходящим по тембру и высоте звучания. Но вот только одна небольшая «накладочка»: это – современный инструмент, он не выводит за пределы эпохи, за пределы своего времени.
А еще скрипка – всеобщая, безмерная, не элитарная… Она - и кабак, и трактир, и еврейское «местечко», и цыганский табор… Удивительным образом она связывает «верх» и «низ»: торжественность и тишину концертных залов - с плачем и танцами посреди поля или в грязном трактире. Словом, говорит на всех языках… Сначала резко поднимает ввысь, а потом вдруг ударяет о землю, напоминая о том, что именно она нас всех держит.

Выразительность скрипки, ее традиции, способность объединить нежность со страстью, а историю с современностью, - все это, как ничто, подходило Арбенинскому голосу и стихам, было фирменным знаком «снайперского» стиля. Но думать о том, «как же она теперь», совсем не хочется. Решит ли Арбенина вдруг использовать для своих выступлений виолончель или струнный квартет (как это уже было), или что-то будет меняться в самом строе, звучании ее стихов и песен? Откуда, за счет чего родится ее новый стиль? - гадать излишне. Все равно не угадаем…
Поэтому я слушаю те прежние диски как существующие в НАСТОЯЩЕМ времени.
Ну, а если уж совсем накатит ощущение тоски и непоправимости, тогда делаю то, что предписано еще Пастернаком:
«Рыдающей строфы сырую горечь пью…».


P.S. Если кто подзабыл, то «Скрипка и немножко нервно…» - это стиш Маяковского.

автор: Тюпа

  15:30 17 февраля 2004,   автор:   зебра 

В каком-то интервью Света сказала, что за время совместного творчества успела привить Диане любовь к скрипке. Да и сама Диана не отрицала, что скрипка слишком хороший инструмент, чтобы категорически отказываться от него. Думаю, она еще придет к нему. Правда ей придется преодолеть сопротивление многих поклонников, считающих что только светина скрипка способна аккомпанировать песням и голосу Дианы. Во всяком случае, ее эксперимент с Концертино в ДК Горбунова был принят очень враждебно :(
Я очень согласна с тем, что в самом дианином голосе есть какая-то неподражаемая мелодичность, роднящая ее со звучанием скрипки. Света сумела это почуствовать, уловить. Для меня и по сей день самыми любимыми шедеврами старых НС являются "Солнце" и "Ветер Ночь" - вот именно из-за невероятного союза нежности, рождаемого голосом Дианы и нежности скрипки. Каждый раз, когда слушаю эти песни - в душе что-то невообразимое происходит, невероятное. Я даже могу не вслушиваться в слова..сам голос Дианы звучит упоительно в сочетании со скрипкой.
Вобщем, хочется надеятся, что Диана встретит еще скрипача..или скрипачку, которая сможет повторить это чудо.
Тюпа, спасибо за тему.
Зебра,
  16:28 17 февраля 2004,   автор:   Algo 

ну да, конечно… "незаменимых у нас нет"…
этюд
  16:34 17 февраля 2004,   автор:   Lolita 

Тюпа, вы всегда дарите нам чудесные темы.
я не буду говорить про ДА, СС. я скажу про скрипку. этот маленький этюд родился у меня буквально за несколько минут.
никакого сходства с реальными событиями он не имеет, это такая маленькая красивая история.
не судите строго)))

Она пылилась наверху. Долго. Много лет. Она знала, что уже столетия лежит на верхней полке антикварного магазина. А потом её вдруг сняли оттуда. Она аж вздрогнула от неожиданности, чуть не порвав одну из своих бесконечно дорогих струн. Почувствовала, как футляр открывают. Она испугалась, когда её взяли в руки, такие холодные, а потом тёплые. Она отвыкла от людских рук, забыла, что значит чувствовать их прикосновение. Скрипка наслаждалась этим ощущением, почти впадая в экстаз. Уже ничего не было нужно. Только не обратно наверх, только бы человеческие руки продолжали держать её. Только бы быть кому-то нужной. Вдруг она услышала голоса
- Это самая ценная наша скрипка. Ей более 250 лет.
- Могу я попробовать поиграть на ней?
И скрипку взяли другие пальцы. Уверенные. Потом на ней заиграли. Скрипка почти что умерла от восторга, когда вновь излила свету наипрекраснейшие звуки. Музыка. Она любила её больше всего на свете. Она жила ради неё. И музыка, казалось, в этом мире вдохновлялось одной лишь этой скрипкой, а потом она закончилась. Скрипка вздохнула, грустно. «Только бы не наверх,» - опять подумала она.
- Я беру её. – Сказал второй голос, обладатель которого только что играл на ней. – Это подарок.
Скрипка удивилась. Её ещё никогда никому не дарили. «Интересно, что со мной будет? Кому меня подарят?» - она всё таки радовалась, что наверх её теперь уже не положат. Пока её несли по улице, она задавала себе множество вопросов, зная, что не получит на них ответов, пока не станет «подарком». Они пришли. Скрипка почувствовала, что они вместе с человеком, её нёсшим, поднимаются по лестнице, потом услышала, как открывается дверь и человек входит внутрь, кладёт футляр на стол и открывает его.
- Это подарок. С Днём Рождения!- сказал уже знакомый ей голос. Ответа не было, но скрипка увидела, что над ней склонилась девушка, потом нежно взяла в руки, провела смычком по струнам, даря свету драгоценные звуки. Скрипка обезумела. Такой яркой гармоничной музыки она ещё не воспроизводила. Она бы расплакалась, если бы могла. Она бы кричала от счастья, если бы могла. Она бы отдала всё, лишь бы остаться в руках девушки. Она не хотела, чтобы ЭТИ бережные руки отпускали её никогда. Но они это сделали. Скрипка, обезумевшая от горя, опять оказалась в футляре.
- Да, ты с ума сошёл! Она же, наверное, целое состояние стоит, - потом девушка подумала и тихо, улыбаясь, добавила. – Спасибо…
Скрипка видела, что девушка счастлива. Скрипка влюбилась в девушку. Для скрипки девушка стала второй половиной вдохновенья. Скрипка улыбалась вместе с девушкой.
Позже, когда её второй раз достали из футляра, рассмотрели, заиграли на ней, в мире стала намного больше гармонии и красоты. Позже, девушка и скрипка очаровали множество сердец своим единством, силой своих звуков. И теперь скрипка только и ждёт, когда девушка пойдёт на концерт, возьмёт её в руки, и подарит миру, людям звуки музыки. Музыки самой естественной, самой тёплой. Самой искренней.

если вы не поняли, то под "девушкой" я имела в виду Свету. спасибо)
Algo
  16:38 17 февраля 2004,   автор:   зебра 

Это смотря как относиться. Света незаменима, но если всю дорогу только об этом думать, то разговоры, смысл которых "Диана конечно талллант и пр, НО....." - никогда не прекратятся.
Пусть учится обходится без Светы. Ее выбор..Что ж Вы ей шанс то даже дать не хотите? :)
Lolita
  17:17 17 февраля 2004,   автор:   Plush 

Очень понравилось В-)
Зебра
  17:26 17 февраля 2004,   автор:   Plush 

А зачем повторять. Это будет подражание, а подражание ни к чему хорошему не приводит. Пусть это будет другое чудо.

Algo
А незаменимые (без кавычек) у нас есть, и с этим ничего не поделаешь. ИМХО
  09:17 18 февраля 2004,   автор:   Звездочет 

Как здорово пишет Тюпа!
Действительно, кто-то только сейчас начинает слушать песни двух групп, узнавая постепенно, как было раньше. Интересно, а много ли таких "вновь обращенных"?
Насчет скрипки: Диане нужно или самой научиться играть (чтобы "не повторяться"), или вообще пока оставить эту идею.
Света ведь не ищет "голос".
Кстати!Я так и не поняла, писать мне ИМХО или нет?
Искал затерявшуюся книгу и наткнулся на томик Гумилева, и вот ...
  13:33 27 февраля 2004,   автор:   cpr 

открыв наугад ...

ВОЛШЕБНАЯ СКРИПКА
Валерию Брюсову
Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас начинателя игры!

Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей.
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад, и когда горит восток.

Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,
И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть,-
Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье
В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,
В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг.

Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу - ты смеешься, эти взоры - два луча.
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!
1907

Извиняюсь за оффтопик :-)
и поверьте - никаких ассоциаций в соседние ветки :-)


Отредактировано 13:48 27 февраля 2004 cpr





статьи 
Из жизни привидений:
Все из рубрики »»
Dusya: Выборы, "электоральное поведение", итоги года и общая целесообразность.
Dusya: "Сливки с Огоньком"
Dusya: Бес'предельная осень
Dusya: 19 августа.
Dusya: Дважды в тему.
Материалы к сборнику очерков о стихах:
Все из рубрики »»
груша: Неужели не я
Олеся: Завоюй меня. Любовь ещё быть может…
Я_помню: Блюзы гор.
груша: "Я в этом марте, в этом марте навсегда..."
Фанни: О наших литературоведческих перспективах
Навстречу 15-летию НС:
Все из рубрики »»
Dusya: А давайте подумаем вместе!
наши мысли о них:
Все из рубрики »»
Arbekova: ВТВ: адресат(ы). Ч. 1
Джулька: Диане
Arbekova: Конец связи
Arbekova: Цитируя друг друга даже в лютую зиму…
Тюпа: ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА
ощущения:
Все из рубрики »»
_Ksenija_: Два часа рядом со снайперами
Arbekova: Об аудиокниге "Я говорю. Бег"
Arbekova: Без имён
Arbekova: Delirium
Arbekova: Сказки создают не фанаты, сказки создают любители
Просто стихотворение - благодарность за творчество:
Все из рубрики »»
Anna87: Посвящение
снайперский юмор:
Все из рубрики »»
Фанни: лирическое посвящение от Ольги Алексеевой
cpr: Паттерн - "Ехать вместе"
Сестра Милосердия: Робинзон - 2006
Сестра Милосердия: Глава Первая и Последняя, в которой обитатели Странного Места встревожены пожелтевшим документом
Сестра Милосердия: Про Это
Сургановедение:
Все из рубрики »»
Lenzz: Мир женщины в творчестве Светланы Сургановой
Arbekova: Воздух (не столько о песне...)
Lenzz: Самая весенняя группа – Сурганова и оркестр
Lenzz: Значение белого цвета в творчестве С. Сургановой
delada: Песни на чужие стихи - оригинал и вариант Светланы



Апрельский Альманах
(сборники 2003-2004гг.)
Просто жизнь...
Ощущения
Стихи

 

© 19august93.nsarchive.ru
0.039