А вы смогли бы,
Разорвав сердце надвое,
Боль свою превозмочь?
Если двоим, то-
Навеки
Или уже 
Никогда?
А? Строкой, смычком и гитарой
У вечности на краю
Растворяясь в любви безоглядной
И крича всему миру - ЛЮБЛЮ!!!
Как ты прекрасна, Светлана!!!
К полному списку статей




ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ШОПЕНА 16:39 18 апреля 2005
ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ ПУТЕШЕСТВЕННИКА
(альбом «Возлюбленная Шопена»)


В этом альбоме есть магия, волшебство – в самом банальном смысле слова. Загадочное смешение разнородных элементов порождает результат, который, как и положено магии, действует в обход разума и воли. Секрет приготовления и тайна пропорций неведомы непосвященному. Но сила воздействия от этого не меняется.

Кто-то добровольно сдается в руки магу - по принципу «расслабьтесь и получайте удовольствие». Кто-то мучительно напрягает интеллект, пытаясь понять «как это сделано» и почему такое количество неглупых людей (среди которых попадаются и весьма образованные) наслаждаются «откровенно плохими стихами». А кто-нибудь из музыкальных критиков уже, возможно, строчит статью о «смешении музыкальных стилей» и о том, что в музыкальном отношении в альбоме царит «полнейшая эклектика»…
И чем сильнее слушатель привык опираться на интеллект, тем большее неприятие и отторжение вызовет у него альбом, потому что интеллект об него расшибается как волна о скалы. А ведь именно к такой – взрослой и задумчивой, аудитории - адресуется Сурганова в «Возлюбленной Шопена».
Понять критиков и недовольных в этой ситуации очень легко. Слушателя с первого же трека отправляют на Луну… Но непривычное состояние невесомости побуждает цепляться хоть за какие-то твердые материальные предметы – прежде всего, за общепринятые и уже знакомые «рецепты приготовления» стихов, песен и музыкальных альбомов.

Для меня, например, преображающее, магическое действие альбома сразу же проявилось в том, что пришлось отказаться от привычных ориентиров и довериться мягким потокам воздуха, покачиванию волн и движению ветра. Выйти в открытое море, одним словом…
И вот там-то, на свежем ветерке, когда в собеседницах – одна Луна, а вокруг плеск и шелест волн, да игра лунных бликов по воде, и открывается простая до очевидности структура альбома. И обнаруживается, что весь этот воздух, шум воды и ветра, живое дыхание и звон капели имеет в своей основе четкий костяк, по прочности и гибкости не уступающий человеческому скелету.

Слушатель сразу же получает подсказку от создателя альбома – фортепианные композиции в финале каждого трека. Они указывают на кольцевую структуру альбома и того, что в нем «спрятано», - во-первых, потому что «окольцовывают» каждую песню, а во-вторых, потому что возвращают в прошлое – к классической музыке, Шопену и девятнадцатому веку. Хрестоматийный образ невесты на обложке диска опять же имеет непосредственное отношение к теме кольца – на сей раз обручального.
Еще с кольцом тесно связана путь-дорога, в которую, собственно, и отправилась невеста с обложки, куда-то весело путешествующая по облакам. Ну, про то, куда уходят по облакам, мы знать не можем… А вот в земных условиях дорога всегда сворачивается кольцом – путник возвращается домой. И делится с друзьями и близкими впечатлениями о своем путешествии.

Расположение треков в альбоме с потрясающей, математической точностью (естественной для композитора) воплощает еще одну известную метафору, связанную с дорогой: жизнь как дорога, «жизненный путь», «жизнь прожить – не поле перейти»…
Альбом начинается с немоты, с безмолвия, с до-словности, когда слов у родившегося человека еще нет, а есть только слух и впечатлительность, способность впитывать в себя мир и удивляться ему. «Интродукция», в которой эмоции и образы еще не облачены в слова, равнозначна рождению в мир.

Но уже следующий трек с обезоруживающей последовательностью рассказывает о начале жизни – первой любви, первом опыте, первом самосознании: «Так начинался день». В нем сразу же намечается конфликт, зерно сюжета, главная тема альбома и лирического героя, которая потом будет раскрываться и углубляться от песни к песне.

Ее серебро на мою безымянность
Легло, когда мы остались одни

Здесь уже есть ОНА – прекрасная как звезда, и БЕЗЫМЯННОСТЬ лирического героя, его нераскрытость, неузнанность, его конфликт с самим собой. Он видит только ЕЕ свет, ослеплен ее яркостью, способностью «видеть то, что не видят огни». Себя самого он не знает, не понимает, еще не открыл. И для себя, и для мира, для окружающих людей он безымянен, «пустое место», «никто»… И это мучительно.

Разумеется, при первых же указаниях на талант, при первых признаках собственной «особости», «избранности», «исключительности», такой «безымянный», не верящий в себя человек, способен только на страх. Ведь это только ОНА - так восхищающая его возлюбленная, «знает то, что не знает реальность»! По силам ли ему? Таким, как он, остается лишь забиться в угол и поскорее закрыться от пугающего, разбивающего все их представления о себе явления Ангела, от «голоса с небес»…

Я пред ним не открыла застывшую дверь.
Я сказала ему: «Не теперь!».

Последствия этого рокового выбора для героя становятся очевидными тут же. Это – не только медленное умирание Ангела, отвергнутого героем и не сумевшего исполнить свое предназначение… Это и провал героя в «безымянность», - казалось бы, уже окончательную, полная потеря себя.

Быть безликой и немой –
Вот портрет вам мой.

Но тут в жизнь героя вторгается чудо – ему встретилась ОНА. Именно так называется стихотворение Н.Гумилева, превратившееся в песню «Я знаю женщину». Портрет в стихах не оставляет сомнений – в каком-то конкретном обличье герой столкнулся со своим тайным идеалом, с образом женщина-мага, женщины вне времени и вне реальности!

Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха

И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.

Даже сверкнув на мгновение в облике конкретного человека, этот образ заведомо невоплотим в реальности, потому что он БОЛЬШЕ реальности. Но для героя он становится маяком в его грустном путешествии. Теперь он знает, что в мире СУЩЕСТВУЕТ то, что он опознал как «свое» - как внутреннюю задачу, как цель пути. Такая женщина, чуткая к иному миру и своим видениям, - это то, чем герой сам хотел бы быть, но твердо убежден, что не может. Ведь за плечами у него – лишь поверженный Ангел. А его собственный жизненный итог – «немота и безликость».

И все же встреча пробуждает его. Постепенно он начинает осознавать, что находится в плену у своего внутреннего Дракона, осознавать, как он беспощаден к самому себе, к своей творческой сущности.

А в пещере у дракона
Нет пощады, нет закона.
И висит на стенке плеть,
Чтобы песен мне не петь.

И тут происходит чудо теперь уже для слушателей, для всех нас, потому что наступает тот волшебный момент в произведении, когда описание становится реальным действием.

Ты слишком уверен в своих руках,
Ты думаешь - хватит сил
Нажатьем ладони бросать меня в прах
Гостеприимных могил…

Чудом можно назвать и то, что Светлана, доверившись творческой интуиции, решилась сплавить в единое произведение стихи Анны Ахматовой и Татьяны Хмельник (проигнорировав, как и подобает настоящему герою, «общественное мнение»). В результате ахматовское описание пещеры с Драконом, данное с позиции мучимой им «жертвы», преобразуется в поединок с ним. И этот момент перелома, внутреннего переворота, взрыва происходит буквально на глазах у слушателя.

Но, знаешь, твоя рука не сильней
Той, что хранит меня.
И я, повинуясь одной лишь ей,
Стою, не боясь огня

Схватка с той силой, которая парализует героя, превращает его в «безликого и немого», лишает его способности к творчеству, разворачивается прямо здесь и сейчас, в присутствии слушателя. Вызов, который герой бросает Дракону, преображает его.
Внезапно с ним происходит сразу все – обретение веры, осознание своей избранности той силой, которая его хранит, перерождение… Он ощущает преданность этой силе, готовность идти до конца, до смерти (потому что речь уже идет о «воскресении» после смерти):

И я, лишь ей покоряясь одной,
Спокойно встречу твой взгляд.
Мне жизнь возвратят за той стеной,
Где вечный сияет сад.

«Новое рождение», «рождение духовного существа» здесь – не предмет описания, а свершившийся факт. Но в финале снова возникает текст Ахматовой:

Путник милый, в город дальний
Унеси мои слова,
Чтобы сделался печальней
Тот, кем я еще жива.


И это – очень глубоко и точно.
«Бывают странные сближения» отметил Пушкин в черновике, когда оказалось, что «Домик в Коломне» написан им в тот же день, когда произошло восстание декабристов.
«Бывают странные сближения»… Потому что в стихотворении Гумилева мы видим обретение идеала, чудо его проявления в реальности, а в стихотворении Ахматовой – рабство у идеала, у своих идеальных представлений о «должном» и о другом человеке. Это - противоположные грани одной и той же ситуации, раскрытые двумя близкими в прошлом людьми.
Идеал, открывшийся и осознанный благодаря общению с каким-то человеком, приковывает к этому человеку. Он буквально начинает восприниматься как источник, как носитель того, во что верит герой и того, к чему он так стремится. Строки Ахматовой в финале песни показывают, что победивший, казалось бы, герой так и остается в плену – правда, теперь уже не у Дракона, а у «милого путника».

Герой хоть и осознал свое «рабство», ужаснулся зрелищу плети в драконьем логове, различил внутренний приказ, данный самому себе, – «песен не петь», но свободу так и не обрел. И все-таки внутреннее пробуждение началось, и его уже не остановить. Он уже не может оставаться прежним:

Но я понял, что больше так жить не могу

К этому чувству и осознанию герой приходит в следующей же песне. «Корабли» со всей наглядность показывают, насколько он изменился. Хотя он все еще любит свою идеальную подругу, заворожен «таинственным мерцаньем ее расширенных зрачков»... И пытается воззвать к ней, убедить ее «жить другой жизнью», вырваться из затянувшего их мира, где идет «война за любовь».

Я хотел бы уехать, и быть просто с тобой

И тут открывается новая грань, новая сторона его драмы – усиливающийся разлад, но уже не с самим собой, а с любимой. С каждым шагом все очевиднее, что они – не вместе, и она «идет прочь». Разрыв неизбежен… Отношения начинают перерождаться.

Мой энергетический вампир – ты

Что тут скажешь? Это уже не молитва, не священный трепет перед той, в ком «все счастие мое», той, кто «светла в часы томлений и держит молнии в руке». «Энергетический вампир» - это уже горечь и сарказм, осознание глубокой трещины между идеальным образом «той женщины», с которой когда-то встретились, и его реальным воплощением. Она оказалась не ОНА.

Я еще бы жила, может, год, может, два,
Придаваясь иллюзиям века…

Это – конец отношений, потому что герой уже ни во что не верит. Он прямо осознает, что живет в иллюзиях… И что его подруга, кажется, не имеет ничего общего с той женщиной, у которой он когда-то учился «мудрой сладкой боли».

Это настроение активно накапливается в «Энергетическом вампире», но взрывается в «Вороне». Энергетика «Ворона» невероятно мощна потому, что поющий его человек уже умер. В том состоянии, которое представлено в песне, люди не живут… Это - состояние душевной и эмоциональной смерти, когда «все кончено». Нет ни веры, ни надежды, ни любви…
Есть только одно спасение – музыка, которая подхватывает героя и не дает ему упасть. Жесткие танцующие ритмы в аранжировке «Ворона» словно подмигивают слушателю, отсылая его к «Неужели не я».

И тут герой делает для себя новое неожиданное открытие – даже умерев, он почему-то остался жив. Его держит что-то, пока еще непонятное ему самому. Но исподволь, издалека начинается пробуждение – возникает образ весны, образ вспаханного весеннего поля, готового к новой жизни и новому творчеству – плодоношению.

Ты во мне – как на картине

Косноязычную, казалось бы, строчку взрывает изнутри осознание собственной творческой природы. Вот только – кто я? Картина, на которой кто-то что-то рисует не по моей воле? Или живописец?

Ну, наконец-то… Весна. «Весна идет! Весне дорогу!». С прошлым, конечно, многое не ясно… Но главное произошло – весна. Для героя начинается освобождение теперь уже не только от своего «внутреннего критика»-дракона, но и от поработившего его идеального образа любимого человека. Он мудреет на глазах, делясь глубинными сторонами своего опыта:

Нет пустоты, есть отсутствие веры.
Нет нелюбви, есть присутствие лжи

Но, несмотря на светлые предчувствия и благие порывы, герою предстоит тяжкая полоса «безвременья», «междуцарствия», когда прошлое не отпускает а новое не приходит.
При том, что никаких иллюзий у него уже не осталось…

Так и ходим по планете –
Ты один, и я одна

Еще одно чудо, явленное на диске, произошло где-то в тишине, в паузе между 11 и 12 треками. Потому что «Белые люди» и «Оставь» отражают внутренний переход героя на качественно новый уровень. Описав долгий круг, пройдя через все мытарства, через страх смерти, уныние и разочарование, через «творческую кому», через поединок с темными силами, через утрату и потерю любви, он вернулся ДОМОЙ – к той самой женщине, которая всегда жила в его собственной душе, не расставаясь с ним ни на секунду:

Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.

«Белые люди» внутри этой истории, в новом исполнении, воспринимаются как молитва, обращенная к своему идеалу, как клятва верности -

Я не оставлю путь –
Тот, что ведет к Тебе,
Раскрепощая суть

Образ женщины-мага, женщины-жрицы, женщины-творца, узнанный героем в стихах Гумилева, буквально становится объектом религиозного поклонения. Однако и земная любовь не исчезла – так же, как и память о ней. Но теперь идеал не сливается, не слепляется в одно целое с образом возлюбленной подруги. Музыка – отдельно, а Жорж Санд – отдельно… Уж извините.

И это переворот, это внутреннее разделение ярко проявляется в том, что если «Белые люди» в новом исполнении стали звучать как МОЛИТВА, то финальная песня диска «Оставь» - звучит как МОЛЬБА, причем имеющая конкретного адресата далеко не только в прошлом.

Многое за последний год изменилось в жизни Дианы Арбениной.
Изменился имидж – со «снайперского» на «гламурный»… Изменилось название группы – с «ночных снайперов» на «Диана Арбенина и Ночные снайперы»… Изменилась история с биографией, из которой теперь изгнана Светлана Сурганова… Изменилось отношение к прошлому – от пронзительного, разрывающего на части «Катастрофически тебя не хватает мне» к «Грязным танцам» и «водке-идиотке», к циничному и саморазрушительному «хочется дать тебе денег»…

Ну, чем можно остановить – или хотя бы ПОПЫТАТЬСЯ остановить – это цунами, этот поток, этот девятый вал перемен (или, точнее, измен)? Только одним – пробивающим время и расстояние стоном, эхом, дыханием, шепотом, мольбой:

Оставь хоть что-нибудь на память обо мне!

Этот призыв – не проявление слабости и не безвольная попытка удержать другого возле себя.
Это - попытка вернуть человека, к которому направлены эти строки, К САМОМУ СЕБЕ, напомнить ему о достоинстве, о его внутренней силе и таланте.
На мой взгляд, суть «послания», смысл сургановского SMS – «БУДЬ СОБОЙ! НЕ ИЗМЕНЯЙ СЕБЕ!». Или, говоря словами песни,

«Оставь хоть что-нибудь на память о себе» - о себе ТОЙ, прежней, какой я тебя знала.

Итог путешествия:

Человек, который в начале своего пути был «безликим и немым», превратился в Учителя – в том числе и для своего бывшего кумира. И дело не в том, что он будто бы осознал себя «умнее других», а в том, что он прошел путь - от начала и до конца, не изменив себе ни в одном шаге... Чтобы не рядится в одежды «учителя», сохранять верность своей внутренней скромности и веселью, исключающему самодовольство и важность, он может дурачиться и устраивать публичные «спектакли»… Может прикалываться над самим собой и своими песнями...
Но факт остается фактом – тот, кто прошел такой путь, обретает силу, чтобы вдохновлять и поддерживать других. И эту силу у него уже никто не отнимет.

Путь, пройденный создателем альбома, воссоздан по шагам, без малейших упущений. Написанные или услышанные когда-то тексты выстроились в единую историю, имеющую множество актуальных внутренних перекличек с прошлым (не только своим) и настоящим (тоже - не только своим). Воздушность и легкость, присущая звучащему на диске голосу и музыкальным аранжировкам, обернулась прозрачностью и твердостью кристалла.

Способность воспринимать самые разные этапы происходящего и разные грани ситуации как проявления ЕДИНОГО пути отражена и в оформлении альбома. На обложке: слово «возлюбленная» - свадебное фото невесты – и горькие, разочарованные строки Лермонтова, подводящие итог разбитым отношениям. Все это собрано в единое целое и представляет собой «традиционный» путь развития многих отношений (в глубинной сути своей – мало чем отличающийся от «нетрадиционного», о котором можно кое-что узнать из песен на диске).
Степень обобщения собранных в альбоме впечатлений – очень высокая. Это – про каждого…

Жаль, что нельзя объять необъятного, и о богатстве, тонкости и точности музыкальных решений скажут уже другие. На мой взгляд – все продумано, пропущено через душу настолько, что не изменить ни единого звука…
И – проверено на опыте – альбом невозможно слушать как фоновую музыку. При кажущейся легкости звучания, он затягивает в свою пещеру и удерживает там с неумолимостью Дракона - видимо, так до конца и не поверженного… И живущего внутри у автора наравне с ТОЙ женщиной, которая слышит «музыку стиха».



автор: Тюпа

вопросы
  18:11 18 апреля 2005,   автор:   Manon 

Тюпа, спасибо, очень интересно, но очень много вопросов.

"Слушателя с первого же трека отправляют на Луну… Но непривычное состояние невесомости побуждает цепляться хоть за какие-то твердые материальные предметы... И вот там-то, на свежем ветерке, когда в собеседницах – одна Луна, а вокруг плеск и шелест волн, да игра лунных бликов по воде..."

Мы все-таки отправляемся на Луну или любуемся ею под тихий плеск волн? Согласитесь, разница велика: на Луне - невесомость, смерть, пустыни и мрак; в лунную ночь - красота, загадка, романтика. Так где же мы все же: в космосе или на Земле?

"Хрестоматийный образ невесты на обложке"

Не хрестоматийный. Я не спец в невестах, но ни одна из виденных мною не скакала босиком по облакам :) Так что об образе кольца больше говорит, пожалуй, форма диска, чем фата.

"Но уже следующий трек с обезоруживающей последовательностью рассказывает о начале жизни – первой любви, первом опыте, первом самосознании: «Так начинался день».

"А время текло из-под пальцев на струнах, сплетая в слова смысл прожитых лет", "погоня за страхом быть не убитым входит в привычку за долгостью лет...", камень УЖЕ лежит на дне реки - в общем: ну какое же это начало, какой первый опыт? И, Тюпа, разве Вы не знаете, что для того, чтобы стать "безымянным" перед любимым, нужно очень много мудрости?

"Такая женщина, чуткая к иному миру и своим видениям, - это то, чем герой сам хотел бы быть, но твердо убежден, что не может."
Почему? Почему хотел бы, почему не может? Гумилев просто любил ту женщину, а любить себеподобное - удел нарциссов. Я не вижу того трагического противопоставления лирического героя сургановского альбома этой Женщине. В конце концов, антагонист Женщины - жизнелюбие, жизнь "дольняя и отрадная", а уж в любом случае не "немота и безликость". Вы противопставляете "Молчание" - "немоте"!

"Энергетический вампир» - это уже горечь и сарказм, осознание глубокой трещины между идеальным образом «той женщины», с которой когда-то встретились, и его реальным воплощением. Она оказалась не ОНА.

Я еще бы жила, может, год, может, два,
Придаваясь иллюзиям века…
"

Она предавалась иллюзиям ВЕКА, а не любви. Здесь как с Лермонтовым - любовь противопоставляется суете. Луна, вампир спасли героя от кино, чая, от того, что "ничего не происходит".

"Весну" как освобождение от внутреннего дракона; "Горе..." как конец иллюзий не могу комментировать - просто ну совсем иначе понимаю эти песни. А вот насчет "Оставь"...

"Ну, чем можно остановить – или хотя бы ПОПЫТАТЬСЯ остановить – это цунами, этот поток, этот девятый вал перемен (или, точнее, измен)?"

Не открою Америки - песня "Оставь" была написана гораздо раньше, до состоявшихся или потенциальных "измен". И песня эта, в Вашей интерпретации, укоряющая и чуть ли не вершащая суд, - на самом деле она, как и все у Сургановой, - дарящая, дающая. "Ты подарила мне свою улыбку" - я тоже хочу тебя одарить. Как всегда, песни гораздо добрее и светлее дурацких интервью.

"...и горькие, разочарованные строки Лермонтова, подводящие итог разбитым отношениям"
Разве отношениям подводят итог строки Лермонтова? В "Маскараде" Арбенин произносит их, возвращаясь к себе, от "этого пестрого сброда", и следующая фраза - "Что, барыня приехала домой?" Есть "Маскарад", а есть "барыня", и "барыня" ближе к истине, чем маскарад. Мне кажется, цитата из Лермонтова - это прощание со всем чем угодно, только не с отношениями.

Очень хотелось бы, Тюпа, проникнуться Вашей концептуальной интерпретацией альбома. Красивая история духовного становления, роковая женщина-маг, утратившая земное воплощение... Но - не получилось, к сожалению. Для меня это по-прежнему сборник красивых, глубоких песен о любви без начала и конца.
Ответы
  23:36 18 апреля 2005,   автор:   Тюпа 

Manon

Но ведь отвечать можно в любом порядке? Не обязательно сначала?

Тогда начну с конца.

Как известно, сейчас очень широко распространился жанр «поэтической песни», когда классическое стихотворение, написанное в прошлые эпохи, вдруг резонирует с чем-то очень личным у исполнителя, музыканта… И он «природняет» чужое стихотворение, делая его своим, расставляя акценты, подчеркивая те или иные смыслы, заложенные в стихотворении, по-своему, так, как это актуально для него… Многие исполнители – питерские и московские – пишут целые циклы на стихи Бродского, Мандельштама, Цветаевой, не слишком заботясь о том, чтобы их индивидуальное прочтение тех или иных стихов совпадало с концепцией литературоведов.

Одно из мест в Москве, где это направление представлено, - театр музыки и поэзии Елены Камбуровой.

Возможно, актуальность такого «прочтения заново» известных стихов связана с чисто гамлетовской ситуацией, в которой мы все оказались: «Порвалась связь времен». И природнение, пропускание через себя чего-то, возникшего в прошлом, стало особенно важным…

Так вот, что касается песни «Оставь», а также стихов Гумилева, Ахматовой и Лермонтова, условия жанра «поэтической песни» позволяют отрешиться от того, что хотел сказать автор ТОГДА, когда это писал. На первый план выходит то, что хочет исполнитель и автор сказать СЕЙЧАС, когда он это поет.
Ясное дело, что песня «Оставь» написана «до того», а не «после того»… Но СЕЙЧАС она обрела новую глубину, новое измерение, новую актуальность. Ни о каком упреке или обличении в Светиной современной интерпретации я не писала. Перечтите – речь идет о МОЛЬБЕ, пронизанной нежностью и верой в того, кому она адресована.

Опять же – как Вы прочитываете Лермонтова или Гумилева, - это очень интересно. Но о том, как их стихи проинтерпретированы в альбоме, мы можем судить в том числе и исследуя ЕГО КОМПОЗИЦИЮ. Порядок песен помогает увидеть общую концепцию, взаимные переклички текстов и жизненных ситуаций. А кто и что при этом вычитывает из Лермонтова, Ахматовой и Гумилева – это уже другая тема.

О Луне – точка зрения на нее в альбоме ВРАЩАЕТСЯ (как и на прошлое автора альбома).
Луна то видна в небе, то лежит в руках, то дрожит в воде, то светится в облике любимого человека – «мне стать бы твоею Луною» и пр.

Точно так же ВРАЩАЕТСЯ точка зрения на прошлое.

У героя песни «Так начинался день» прошлое было уже ТОГДА, когда песня писалась.
«Сплетая в слова смысл прожитых лет» можно сказать и в восемнадцать. Как только человека начинает себя осознавать (в 12? 13? 15?....), у него появляется «смысл прожитых лет».
Но СЕЙЧАС эти переживания – свидетельство юности, первого столкновения с КОНЕЧНОСТЬЮ жизни и любви, которая в 15-18, кстати, переживается особенно остро.

Представления о «традиционных невестах» - тоже вещь очень условная. Я видела невест в дранных джинсах и татуировках, в таких же белых платьях с декольте, как на СС, и пр.пр.
Облака – часть образа и опять же – общей концепции альбома. А сургановская «невеста» могла быть только такой – на грани, на пересечении дозволенного и недозволенного, романтизма и самоиронии.

Словом, я поняла, что Ваше прочтение – другое. Но от этого мое прочтение не перестает быть ДЛЯ МЕНЯ важным и актуальным.
Кстати о Великой Любви
  10:20 19 апреля 2005,   автор:   Тюпа 

Manon

«Я не вижу того трагического противопоставления лирического героя сургановского альбома этой Женщине. В конце концов, антагонист Женщины - жизнелюбие, жизнь "дольняя и отрадная", а уж в любом случае не "немота и безликость". Вы противопставляете "Молчание" - "немоте"!»

Наверное, я слишком невнятно объяснила. В той истории, которая выстроилась на сургановском альбоме, НЕ лирический герой альбома противопоставляется Женщине (творцу, магу, «проводнику» высших энергий и пр.). Этой Женщине с определенного момента противопоставляется подруга, возлюбленная героя (-героини). Сначала они были восприняты как одно целое - в реальном человеке узнан идеал, а потом… ну, вобщем все то грустное, о чем мы узнаем из следующих песен.
И дело даже не в том, что возлюбленная «не потянула» на идеал, а в том, что идеал в принципе не воплощаем в одном конкретном человеке. Он может только светить из глубины собственной души – маяком, Луной, путеводной звездой и пр.пр.

«разве Вы не знаете, что для того, чтобы стать "безымянным" перед любимым, нужно очень много мудрости? «

КЕМ-ТО издан был указ –
Быть безликой и немой

Не похоже, чтобы это был свободный выбор героя и чтобы он сильно радовался своей «безликости и немоте». По-моему, в первых песнях эта тема – собственной нереализованности, «безликости» - звучит очень драматично … И та борьба, которая потом разворачивается (хотя бы в «Путнике»), показывает, что герой САМ обладает творческой природой (а не только его возлюбленная) и совершенно не готов смиряться с собственной «безликостью».

Внутренняя взаимосвязанность сургановских песен просто потрясает – даже тогда, когда используются тексты других авторов. Как будто это части единого стихотворения, единой истории…


  11:56 19 апреля 2005,   автор:   Тюпа 

Post scriptum

Отвечаю на бегу, из-за этого все время что-то упускаю… Приходится дополнять.
Манон пишет:
«Вы противопоставляете "Молчание" - "немоте"!»

Но эти состояния действительно можно противопоставить по принципу «вынужденности» - «свободы».
«Молчание» - свободно выбранное состояние человека, который может сказать, но не хочет.
«Немота» - с точностью «до наоборот»: человек НЕ МОЖЕТ (или не способен) говорить, даже если этого хочет.

И альбом, и песни на нем можно анализировать в самых разных ракурсах – 1) только музыку, 2) каждую песню «поштучно», 3) свои эмоции, 4) в сравнении с тем, как это звучало раньше, 5) в сравнении со своими ожиданиями или своими представлениями о Светлане Сургановой, и пр.пр.

Мой подход – самый простой, какой только может быть: step by step – шаг за шагом

Если взглянуть на то, как развивается – от песни к песне – доминирующая эмоция, как развивается история отношений и собственная, человеческая история героя, то поражает глубокая закономерность, взаимосвязь и последовательность каждого шага.
Шаг за шагом – естественно как дыхание, как вдох и выдох…

Это значит, что человек осмыслил свой путь. И теперь может идти дальше – к новым песням.
Для меня это и есть тот самый «прорыв», которого многие ждали от сургановского альбома.

Ну, а что касается «Путника» и борьбы с Драконом, настаивающего на том, чтобы «песен мне не петь»…
По-моему, для лирического героя сургановских песен творчество, возможность ТВОРИТЬ для других – ближних и дальних, значит ничуть не меньше, чем любовь.
Если бы это было не так, мы не имели бы даже альбома «Неужели не я» - не говоря уже об альбоме «Возлюбленная Шопена».


Отредактировано 11:58 19 апреля 2005 Тюпа
И снова вопросы :)
  13:50 19 апреля 2005,   автор:   Manon 

Тюпа, да, я понимаю, что многие современные авторы творят интерпретациями, собственными новыми прочтениями уже написанного. Мы не можем знать, как СЯ воспринимает Ахматову и Гумилева, мы можем только обмениваться (внимание!) собственными интерпретациями сургановских интерпретаций поэтов серебряного века :) Как Вы совершенно правильно заметили, "На первый план выходит то, что хочет исполнитель и автор сказать СЕЙЧАС, когда он это поет".
И расходимся мы в понимании этого "сейчас".

Вы пишете, что "Оставь" - это мольба. А дальше "Это - попытка вернуть человека, к которому направлены эти строки, К САМОМУ СЕБЕ, напомнить ему о достоинстве, о его внутренней силе и таланте".
Если я говорю Вам: "Тюпа, умоляю, вернитесь к себе той, которая была год назад, вспомните о своем достоинстве и прочем былом величии!" - отсюда как минимум следует, что о достоинстве своем Вы забыли. Такое истолкование включает в себя упрек и обличение, хоть и не ограничивается ими. Согласны? Но в песне "Оставь" нет разочарования, нет снижения образа возлюбленной до уровня "вспомни о своем достоинстве". Откуда, в таком случае, Вы это взяли? Подозреваю, что подгоняя свое истолкование песни под известные всем нам факты, под "внетекстовую действительность".

(Здесь стоп. Мы не можем не соотносить свои впечатления от песен с тем, что читаем в "интервью". Но все-таки приоритет должен быть за песнями. Нельзя, чтобы те крохи наших знаний об их "реальной", прости Господи, жизни мешали чистоте восприятия. И уж совсем недопустимо привносить в песни из "интервью" негатив).

"Опять же – как Вы прочитываете Лермонтова или Гумилева, - это очень интересно. Но о том, как их стихи проинтерпретированы в альбоме, мы можем судить в том числе и исследуя ЕГО КОМПОЗИЦИЮ".

Вот здесь подробнее. А исследуя что, кроме композиции, мы можем понять, как стихи проинтерпретированы? Если допустить, что композиционное решение альбома я понимаю совершенно иначе (на самом деле я не могу представить концепцию, по стройности сопоставимую с Вашей, поэтому так расспрашиваю), так вот, если композиция - не аргумент, откуда еще следует, что Лермонтов, в сургановской интепретации, разумеется, писал о крахе отношений, а Гумилев - о недостижимости идеала?

"О Луне – точка зрения на нее в альбоме ВРАЩАЕТСЯ (как и на прошлое автора альбома)".

С Луной у меня полный провал. Я-то пытаюсь вникнуть в Ваши, Тюпа, ощущения. И сначала вижу, что первый трек "отправляет слушателя на Луну", потом мы оказываемся в "открытом море" - то есть явно на Земле. Ничего себе вращения, это американские гонки какие-то! Простите, что заостряю на этом внимание, но очень хочется понять. Не может один и тот же предмет вызывать такие разные ассоциации, как космос, невесомость - и плеск волн в лунную ночь. Это же противоположные вещи. Или нет? Повторяю, я о Ваших сравнениях, не об альбоме. Внутренне противоречивому тексту сложно верить, понимаете? Или на Луну отправляется абстрактный слушатель, а в открытое море - Вы?

"У героя песни «Так начинался день» прошлое было уже ТОГДА, когда песня писалась. «Сплетая в слова смысл прожитых лет» можно сказать и в восемнадцать... Но СЕЙЧАС эти переживания – свидетельство юности, первого столкновения с КОНЕЧНОСТЬЮ жизни и любви, которая в 15-18, кстати, переживается особенно остро".

Вопрос - почему? Почему песня, в которой, судя по всем признакам, прошлое уже есть, и герою не 18, почему она именно здесь - свидетельство юности? Вы скажете - композиция. А если я спрошу, почему в композиции альбома именно эта песня стоит второй, Вы скажете - потому что в ней юность. Кольцо замкнулось, очень удобный способ аргументации :)

"В той истории, которая выстроилась на сургановском альбоме, НЕ лирический герой альбома противопоставляется Женщине (творцу, магу, «проводнику» высших энергий и пр.)"

и

"Такая женщина, чуткая к иному миру и своим видениям, - это то, чем герой сам хотел бы быть, но твердо убежден, что не может. Ведь за плечами у него – лишь поверженный Ангел. А его собственный жизненный итог – «немота и безликость».

Меня удивила именно вторая фраза. Хотел бы? Не может? Поверженный ангел за спиной? Вы возвеличиваете "женщину-мага", чтобы на ее фоне показать "безликость" героя, который "хочет стать таким же и знает, что не сможет". И да, это именно противопоставление. Причем натянутое, потому что нельзя противопоставлять любящих друг другу. А зачем нам нужно это противопоставление? Снова осмелюсь предположить - чтобы на материале трех песен ("Так начинался день", "Я знаю женщину" и "Молитва мольберту") подтвердить "внетекстовую" идею подавления одной творческой единицы другой. Извините, если я расфантазировалась.

"«разве Вы не знаете, что для того, чтобы стать "безымянным" перед любимым, нужно очень много мудрости? «

КЕМ-ТО издан был указ –
Быть безликой и немой

Не похоже, чтобы это был свободный выбор героя и чтобы он сильно радовался своей «безликости и немоте». По-моему, в первых песнях эта тема – собственной нереализованности, «безликости» - звучит очень драматично"

Вот-вот. Даже заветное слово - "нереализованность". Мало того, что я Вам говорю о "безымянности" из песни "Так начинался день", а Вы мне отвечаете "указом" из "Молитвы мольберту", Вы еще и объединяете эти песни в своей концепции как иллюстрирующие угнетенное состояние героя. И не важно, что подавляющий "указ" написан до 93 г., а умудренная "безымянность" после. Не важно, что и в альбоме-то между этими двумя песнями есть еще одна. Не важно, что за пределами Вашей концепции между этими песнями нет ничего общего, - все равно Вы выводите из них то, что хотите вывести. И обосновываете это выведение - чем? Правильно, своей концепцией.

Тюпа, Вы имеете право на Ваше прочтение - никто не спорит. Но когда выводы бегут впереди анализа, ответы впереди вопросов, это мешает глубже вдуматься, вчувствоваться в материал. А вдруг расположение песен на альбоме несет какой-то иной, более глубокий, отличный от "историйного" смысл? Но мы радостно выискиваем и находим подвтерждение нашей давней теории "подавляла-обижала-разбежались-задышала" - и отказываемся слушать дальше.

  14:28 19 апреля 2005,   автор:   Psihoobraz 

Вы знаете, по моему, достойнейший взгляд на шедевральную работу. Спасибо.
вообще можно придираться к каждой строчке - сколько людей столько и мнений, в принципе и сама Светлана Яковлевна говорила о том, что ее альбом каждый воспримет по своему...и ничего страшного, если где - то взгляды не совпадают :)

В принципе дело наверно, даже не в том подробном анализе каждой песни и не в том что Вы увидили за ними - а в том основном "посыле", эмоциональном фоне, что ли, который проходит сквозь альбом и через Вашу интерпритацию, через "путешествие":
"Написанные или услышанные когда-то тексты выстроились в единую историю, имеющую множество актуальных внутренних перекличек с прошлым"
"Только одним – пробивающим время и расстояние стоном, эхом, дыханием, шепотом, мольбой" - ПРОЩА(Е?)НИЕМ хочется закончить...Опять же сама Светлана Яковлевна говорила, что это "альбом прощание" - к этому все шло - именно прощание должно было наверно наступить после "Неужели не я" и после переосознания всех ранее написанных песен, после нового их проживания.

Конечно, любая исполненная песня Светланы Яковлевны имеет и имела всегда своего конкретного адресата, иначе бы не брала так сильно за душу, как Вы написали: "И – проверено на опыте – альбом невозможно слушать как фоновую музыку" - именно потому, что песни прожиты, заново переосмысленны и несут энергитический и смысловой стимул каждому и не важно, совпадают ли ...;)

В конце концов настоящего адресата кроме самой Светланы Яковлевны никто не может знать - можем только догадываться.
Так и должно быть.

Альбом - действительно, кажется, итогом, "Единым" итогом большого пути,
началом чего-то нового, и главное прощанием - во всех смыслах этого слова...

"На мой взгляд – все продумано, пропущено через душу настолько,
что не изменить ни единого звука… "
Это верно на все 200% - при мне этот альбом слушали "фоном" (первоначально) человек 5 как Вы пишите, той самой "взрослой и задумчивой, аудитории " - и слушали первоначально "фоном", а потом в полной тишине....нет действительно меня это поразило на столько, что я испугалась и песне на 7-ой решила выключить...меня остановили.... Это как прервать повествование, как не дать дослушать, досмотреть, дочитать до конца... Так что у альбома - действительно сюжет, канва и единый смысл. Как у дороги. "Кольцо"...
Вот... это не было бы показателем, если бы я не знала уровень аудитории...
Этот альбом на самом деле "трогает", вызывает ассоциации и "не дает прервать путь" не дослушив (не пройдя с героем) его до конца.

Про Диану Сергеевну...
(если даже Светлана Яковлевна и не имела ввиду именно ее как адресата) совершенно искренний Ваш порыв и Ваш вывод может стоять и особняком - отчетливым одиноким (вне интерпритации альбома) рассуждением о той печальной действительности, которая открывается не только Вашему взору, к сожалению :(
"Многое за последний год изменилось в жизни Дианы Арбениной.
Изменился имидж – со «снайперского» на «гламурный»… Изменилось название группы – с «ночных снайперов» на «Диана Арбенина и Ночные снайперы»… Изменилась история с биографией, из которой теперь изгнана Светлана Сурганова… Изменилось отношение к прошлому – от пронзительного, разрывающего на части «Катастрофически тебя не хватает мне» к «Грязным танцам» и «водке-идиотке», к циничному и саморазрушительному «хочется дать тебе денег»…"
- по моему личному мнению, сказано предельно ясно и констатирует (к сожалению) факт, а не оценивает его (да простит меня за написанное любимая мною Диана Сергеевна). Когда я читала эти строки сразу вспомнилось

"...Потом было сложно, и даже единственный
Друг написал мне письмо.
Он мне рассказал, что я шоу-бизнес,
Что я превратилась в дерьмо... "

Быть может мы очень строги.
Не знаю.
Но пока Она так строга к себе не все потеряно.
И все еще пока в пределах "нормы". Надо только привыкнуть к новому "условию одиночки" и вернуть что то важное в себе - то же не легко ;) Понимаю. Легко запутаться в себе особенно, когда таланта не мерено и харизма действительно не потдельна и огромна (без сарказма), а тут еще и нет того, кто долгое время был внутренним цензором, тем, кто оттенял твою прямоту своей мягкостью и опытом...("Учителя – в том числе и для своего бывшего кумира") Но я думаю, что все с Дианой Сергеевной будет хорошо, она во всем разберется и все встанет на круги своя ...
Только, как говорил мне один очень умный человек (никогда не слушавший ни Светлану Яковлевну ни Диану Сергевну - ни вместе ни порознь) - если в твоей жизне была обида/ссора и ты ее не убрал (хотя бы прощением, признанием ее), то злоба, досада - да как не назови эту эмоцию - будет менять тебя и будет жить в тебе, как бы ты ее не забывал. Горечь от этого на языке - но это есть...
И кто признал (простил, простился и улыбнулся), тот встал, и пошел не изменяя себе, а кто нет....
Да все будет хорошо.

А за Путешествие - действительно спасибо - открытый взгляд на отличную вещь! :)

Отредактировано 14:30 19 апреля 2005 Psihoobraz
О призраках и призрачности
  16:34 19 апреля 2005,   автор:   Тюпа 

Manon

Я снова отвечу не по порядку, а по смыслу (если позволите).

Морская вода, плеск волн, космос и Луна – «не столь различны меж собой», как Вам кажется.
Они в той же степени являются различными проявлениями единой силы, в какой подчинены единому принципу «пути» песни в сургановском альбоме.
И вода, и Луна, и космос, и почва («вспаханное поле» в «Вороне»), и пещера Дракона, и «кольцевая» огранка песен фортепианными композициями (и многое другое в альбоме) – все это есть проявления ЖЕНСКОГО начала в «надличностном» смысле этого слова (как некой силы, царящей во вселенной).

Сама по себе «вселенная» (=лоно, матка, место обитания, «вселения») - вместе с наполняющей ее «невесомостью» – это именно ЖЕНСКАЯ сущность, не говоря уже о Луне, земле и воде. Пожалуй, только огонь можно признать в полном смысле слова «мужской» стихией (даже воздух, на мой взгляд, - не «мужская» стихия, а универсальная; слишком уж он родственен воде, обладая качеством проницаемости, пластичности, вездесущности).
Но именно огня-то в «Возлюбленной Шопена» меньше всего. Там если и «горят», то печи (например, в «Ворон»), то бишь - все те же «замкнутые», похожие на пещеру, подобия женского лона ( вместилища «невесомости», «драконов» и прочих энергий и импульсов). Путь героя освещает Луна, светя ему то в лицо, то в спину… Ну, а про то, что Луна – одно из главных проявлений Женского Начала говорить излишне, это и так понятно.


«А исследуя что, кроме композиции, мы можем понять, как стихи проинтерпретированы?».

Ну, есть еще и аранжировки. Есть музыкальный дизайн (вроде шепота, голосов, бэков, поскрипывания старой пластинки в начале «Ангела» и царапающего звука иглы, и т.д.).
Есть эмоциональные оттенки исполнения – крик, шепот, шелест, придыхание, жалоба, нежность, сарказм и пр.пр. Есть диалог, соотнесенность друг с другом – музыки и голоса. Есть названия песен. Есть парадоксальные решения – вроде объединения в одно целое стихов Ахматовой и Хмелик…
Много на что можно опереться.

«Почему песня, в которой, судя по всем признакам, прошлое уже есть, и герою не 18, почему она именно здесь - свидетельство юности? Вы скажете - композиция. А если я спрошу, почему в композиции альбома именно эта песня стоит второй, Вы скажете - потому что в ней юность».

Вот здесь я вспомню о «говорящем» названии этой песни: ТАК НАЧИНАЛСЯ день.
Когда, после «безмолвия» первой композиции, герой выходит из «без-словности» в мир «слов» (=осознанности), а песня к тому же еще и называется «Так начинался день», вполне естественно предположить, что в общей композиции альбома она отражает «начало пути» (который для героя, конечно же, связан с любовью; это, прежде всего, «путь отношений»).


«И не важно, что подавляющий "указ" написан до 93 г., а умудренная "безымянность" после. Не важно, что и в альбоме-то между этими двумя песнями есть еще одна. Не важно, что за пределами Вашей концепции между этими песнями нет ничего общего, - все равно Вы выводите из них то, что хотите вывести».

Повинуясь структуре и образу «пути», альбом разбивается на тематические блоки.
Например, «Так начинался день - Ангел – Мольберт» – это один смысловой блок. «Женщина – Путник милый» - другой смысловой блок. «Корабли – Энергетический вампир – Ворон» - третий смысловой блок и пр.
В ЭТОМ альбоме его автор и исполнитель выстроил все эти песни в ТАКОМ порядке, создав, таким образом, именно АЛЬБОМ (который язык не поворачивается называть «диском») – проникнутое единым смыслом художественное произведение.
И неважно когда именно и по какому поводу каждая из этих песен была написана. Здесь они встретились под ОДНОЙ обложкой, и в ОПРЕДЕЛЕННОМ порядке - разумеется, не случайно.

«Вы возвеличиваете "женщину-мага", чтобы на ее фоне показать "безликость" героя, который "хочет стать таким же и знает, что не сможет". И да, это именно противопоставление. Причем натянутое, потому что нельзя противопоставлять любящих друг другу.»

Здесь хочется поспорить буквально с каждым словом. Людей, любящих друг друга, МОЖНО противопоставлять, потому что они часто оказываются дополняющими друг друга ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЯМИ (в смысле своих человеческих и психологических типов).

«Женщину-мага» я не возвеличиваю. Ее возвеличивает Гумилев, а вслед за ним – Сурганова (точнее, лирический герой альбома).

Очень важно понять, что «женщина-маг», «женщина-творец», «женщина-проводник» НЕ ТО ЖЕ САМОЕ, что возлюбленная героя. Эта Женщина – идеал, образ, который лишь опосредованно может проявить себя в земном человеке. Герой (-героиня) видит ОТБЛЕСК этого идеала на лице возлюбленной. Но постепенно – ценой потерь и разлук – герой понимает, что и сам несет в себе этот отблеск, этот свет. Разочаровавшись в возлюбленной (=перестав видеть в ней «надмирный идеал»), он в итоге находит в себе силы принять в ней «земную женщину» (слабую, далекую от «идеальности»), и протянуть ей руку – судя по тому, КАК исполнена песня «Оставь».

И если уж на то пошло, «призрак отца Гамлета» (то есть Дианы Арбениной) возник у меня почему-то только на последней песне. Наверное, из-за того, что в «Оставь», помимо прочего, происходит ПРОЩЕНИЕ близкого человека.

Не принимаю Ваших упреков в увлечении «закадровой» реальностью хотя бы потому, что убеждена: «призрак» Арбениной – далеко не единственный призрак, с которым пришлось бороться Светлане Сургановой на страницах своего альбома! (именно так – «на страницах», поскольку получившееся произведение обладает глубиной книги, что для «музыкального диска» - очень высокий уровень).

Psihoobraz

Спасибо!
Тюпа,
  17:42 19 апреля 2005,   автор:    

простите, если обидела, я уже пожалела пять раз, что полезла с критикой.

Спорить об огне и женском начале - при чем здесь "Возлюбленная Шопена"? В СМС, "Тригонометрии" - пожары? Слишком велик уровень обобщений.
Альбом Вы упорно делите на тематические блоки просто на том основании, что делите.
Самое интересное - "аранжировки, музыкальный дизайн..." складываете в одну общую фразу, то есть тезисы отдельно, аргументы отдельно.
Почему "Так начинался день" - говорящее название, а "Молитва мольберту" или "Путник" - нет?
Женщину возвеличиваете Вы - в той самой фразе про "хотел бы быть", которую я уже не буду Вам в третий раз цитировать, Вы все равно на нее не отвечаете.
И уж, конечно, не мне Вам рассказывать, что композиция любого произведения бывает не только линейной и последовательной, так что апеллировать к списку песен можно только при наличии между ними хоть какой-то внутренней связи.

Противопоставить и объединить можно все, что угодно, по любым признакам, уж на это мы мастера. Я хотела понять Вашу логику. Надеюсь, желание извинительное.
извиняющемуся привидению - верить :)
  17:44 19 апреля 2005,   автор:   Manon 

Это я.
  20:00 19 апреля 2005,   автор:   Тюпа 

Manon

А почему Вы извиняетесь?! Было так приятно поговорить….

«Почему "Так начинался день" - говорящее название, а "Молитва мольберту" или "Путник" - нет?»

А ГДЕ в моем тексте сказано, что они НЕ говорящие? Там все называния «говорящие», включая название самого альбома… Просто Вас интересовало, почему эта песня поставлена второй, и я Вам представила свою версию (в том числе и опирающуюся на название).

«Альбом Вы упорно делите на тематические блоки просто на том основании, что делите.»

Не совсем так. Я выделяю «смысловые блоки», исходя из СОДЕРЖАНИЯ и ЭМОЦИЙ, доминирующих в той или иной песне, а не «потому что делю»…
Мне кажется, «невооруженным слухом» слышно, что Вампир и Ворон близки друг к другу (как Белые люди и Оставь, или «Я знаю женщину» и «Путник»). Я же не объединяю Вампира с Путником в «тематический блок»… Так что, как видите, - никакого особенного произвола!


«И уж, конечно, не мне Вам рассказывать, что композиция любого произведения бывает не только линейной и последовательной, так что апеллировать к списку песен можно только при наличии между ними хоть какой-то внутренней связи».

Ну, разумеется… Описав композицию альбома только «вдоль», я и так размахнулась на 6 вордовских страниц. А представляете, что было бы, если бы я ее описала еще и «поперек» или «по диагонали»?

Интересно то, что сам «список песен» (как Вы выразились) в альбоме НЕ линеен.
Расположение их совершенно нетривиально и никак не подчинено «линейной» логике. Оно подчиняется именно глубинной логике внутреннего развития лирического героя…
Однако НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ расположения песен и мелодий (не вытекающая прямо и буквально из содержания самих песен) создает еще один потрясающий эффект при прослушивании альбома: внутренняя спаянность и единство жизненной ситуации героя парадоксально взаимодействует и резонирует с «нелогичностью» происходящего, - в том числе и с «нелинейным» порядком песен, который совершенно не совпадает с хронологией написания и не подчиняется определенному «настроению».

Эта «нелинейность» подчеркивается и фортепианными вставками, композиция и мелодика которых сильно отличается от современных «песенных решений». Каждая такая фортепианная заставка переключает восприятие слушателя в другой регистр, опять все «переворачивает» с ног на голову (Вы еще не забыли про «полет на Луну» и «невесомость»?).

Так что при прослушивании альбома «Возлюбленная Шопена» скучать не приходится.
Тюпа и Manon,
  20:14 20 апреля 2005,   автор:   ferwufa 

большое спасибо. Тюпа, хочу спросить Вас не совсем по теме. Вы пишете: "... к циничному и саморазрушительному "и хочется дать тебе денег". Не могу понять,почему столько людей считают "Грязные танцы" злой, циничной и т. д. песней. Никогда толком не понимала, что именно хотела сказать ДА этой строчкой, но, мне кажется, в ней ни в коем случае не тот циничный смысл, который Вы, как я поняла, имеете в виду: ну как может она тогда стоять рядом с просто душераздирающим "...И закричать: "Не болей там!" и последующим?
Тюпа
  20:48 20 апреля 2005,   автор:   Хемуль 

А у меня уж совсем не по теме. Да и не вопрос. (всё равно Вы на мои вопросы не отвечаете) Просто замечание.
Вы пишите: "Все это собрано в единое целое и представляет собой «традиционный» путь развития многих отношений (в глубинной сути своей – мало чем отличающийся от «нетрадиционного», о котором можно кое-что узнать из песен на диске).
Мне кажется, что как раз в "глубинной сути своей" отличия "традиционного" пути от "нетрадиционного" существенны. Если под глубинной сутью вещей понимать то, что скрыто от посторонних глаз, находится в глубине. А то, что видно всем - это поверхность и на поверхностный взгляд отличий, в общем-то немного, то есть даже оно всего одно.
  23:48 20 апреля 2005,   автор:   Тюпа 

Хемуль

Вам так идет состояние мудрой грусти! Или грустной мудрости…

Может, я лучше и дальше не буду отвечать на Ваши вопросы? Потому что тогда Вы сами на них отвечаете – и получается просто замечательно…

Ferwufa

«Дать денег» тому, кто о них не просит, – оскорбление, указание на его жалкий вид.
Представляете, как должен быть жалок человек, которому хочется «подать» и «закричать – не болей там»?
Цинизм даже не в отдельных словах, а в общей интонации, в отношениях, которые устанавливаются в песне между лирическим героем и адресатом. В позиции, которую этот лирический герой занимает…
Тюпа
  00:31 21 апреля 2005,   автор:   Хемуль 

Почему цинизм?
Почему не горечь?
Горечь бессильная, обидная. Потому что человек жалок. Жалок теперь. А раньше жалок не был, раньше он вызывал совсем другие чувства. А теперь вот только так - "твой фантик стирает с годами, начинкой плюётся - невкусно" Выть хочется. От того, что улыбке больше не веришь. А хочется. Но не получается. И ясно отчетливо совершенно - не получится больше никогда. Всё. Прошлое стало прошлым окончательно. Не держит больше, не мучает привычно. Страшно. Пустоты страшно, наступившей вдруг по окончании мучений. Потому кричать хочется. Тишину разбить. Вернуть как-нибудь пускай даже мучения, только не это, вдруг получится. Нет. Точно всё.

Такие у меня ассоциации.
Идёт мне состояние страдания и заламывание рук?
  12:41 21 апреля 2005,   автор:   Dot 

Тюпа!

спасибо за прекрасную рецензию, видно сделанную с любовью.
так же видно, что вы старательно (а вам думаю не сложно, если захотите) вывертывали всё так, как будто этот альбом посыл Арбениной (или я не правильно поняла?) Самое удивительное для меня сейчас то, что вы кажется на самом деле в это верите, я вам даже завидую (тут нет язвления)!
это не просто посыл Арбениной, а как правильно увидела в ваших словах Manon это укор! Будь мол собой, будь такой, как я этого хочу, не будь такой, как хочешь ты. получается, что так.
Вы так трогательны и искренни в вашем стремлении увидеть связь!
Я вот в этом альбоме не вижу СЯ, она как будто закрылась, замаскировалась, спряталась, вот может быть за прошлое?? не вижу её какая она сейчас?? о чём думает? чем живёт? что тревожит её душу? сейчас?
  13:13 21 апреля 2005,   автор:   Тюпа 

Дот

С таким же успехом и я могу сказать, что читая мои опусы, Вы старательно «выворачиваете» их смысл и логику для того, чтобы создать видимость, что я что-то «выворачиваю»!

Интерпретация Манон моего текста (так же, как и мое «прочтение» ВШ) – это всего лишь интерпретация, субъективное восприятие, которое может во многом не совпадать с тем, что вкладывала в него я. У каждого свои «любимые мазоли»…

Будем считать, что «укор» в статье принадлежит мне, а Светлане – та мольба, нежность и трепет, которые все слышат в песне «Оставь».

Отказать Вам в праве чего-то «не слышать» (или «не видеть») я тоже не могу.
Ну, не слышьте, если не слышите! Ну, что ж тут поделаешь!
  14:37 21 апреля 2005,   автор:   Dot 

ну вот Тюпа я вас вовсе и не хотела разозлить:))
и оценок никаких не делаю: плохо, хорошо, правильно, не правильно, напротив, я вас поняла, поняла вашу интерпретацию, не спорю с вами, не говорю, что она ошибочная, просто маленькое мнение моё - очень уж ваша, и наверное только ваша, Светлана тут не при чём:)))
а вот вы напротив сразу в штыки "не слышите, не слышьте" я прям себя глухой почувствовала:))
Можно мнение?
Вот расстаются люди (предположим кто угодно), а через 2 года встречаются где-нибудь, или узнают от знакомых что-то друг о друге, один вот мол такой весь удачливый, прекрасная работа, всё в порядке в личной жизни, цветёт и пахнет, а другой напротив - увял, или даже пусть ничего внешне и не изменилось в этих людях, а просто один вдруг почему-то прошёл мимо и не остановился поговорить (не о чем), или говорит, но совсем не то, что хотел услышать второй (два года прошло, мы стали иными), а расходятся люди и кто-то из них начинает думать "ну вот, раньше был такой хороший человек, а теперь совсем пустой, да вроде бы и глупый и одет так бесвкусно, эк без меня скатился" (банально, но вот мне такая ситуация представилась после прочтения последней части вашего творения).
я не слышу "мольбы" или "укора" в песнях СС, тем более в сторону ДА (неужели в жизни СС больше ничего нет и ей больше не к кому обратиться, не для кого петь - я в это не верю), но слышу Вас.
  15:34 21 апреля 2005,   автор:   Flak 

Дот

"я не слышу "мольбы" или "укора" в песнях СС, тем более в сторону ДА (неужели в жизни СС больше ничего нет и ей больше не к кому обратиться, не для кого петь - я в это не верю),"

согласна с вами. похоже, притянуто за уши. может, и есть какой-то посыл, но уж явно не «мольба» или тем более «укор». укорять Диану Сергеевну за то, что некоторые называют набившим оскомину словом «гламур» (боюсь, словцо-то таки станет вскоре ругательным), при этом изумляя фотосессией из ОМа….ерунда.

но пример вы ИМХО привели неудачный. На мой взгляд, все проще. никто не поднялся и никто не увял – каждому свой путь. знаете, часто бывает, что людям и в самом деле не о чем говорить. я – живой пример). могу и «не заметить» ранее довольно близкого мне человека просто из-за того, что то, что нас связывало, ушло, в лету кануло… если человек обидится на это – ну что ж, все не идеальны. и по большему счету мне (как и многим, я думаю) уже на это наплевать. а если человек после этого начнет выдавать (как правило через третьих лиц) какие-то «мольбы» и «укоры», становится совсем смешно.
Flak
  15:45 21 апреля 2005,   автор:   Хемуль 

Смешно? Хм, мне опять не смешно.
Мне б захотелось отвернуться, не знать, не видеть. Чтобы прошлое осталось в виде светлых воспоминаний, а не портилось от прикосновений "молящего" или "укоряющего" настоящего. Чтобы не стало однажды смешно.
  15:50 21 апреля 2005,   автор:   Dot 

Flak

"никто не поднялся и никто не увял – каждому свой путь."
в общем у меня про "поднялся" совершенно отвлечённо, и безотносительно к СС и ДА, я для пущей понятности это вставила, но видимо наоборот вышло:)))
Я за право СС не обращаться в каждом своём слове и каждом своём поступке к ДА, думаю её сознание куда шире, многограннее, и вся её жизнь, всё что она творит не фокусируется в сторону ДА, это не преступно.
  16:22 21 апреля 2005,   автор:   ferwufa 

Тюпа, ладно про деньги. Но "... и закричать: не болей там..." - вот это уж точно не цинизм. ЗАКРИЧАТЬ, понимаете?
И это местоимение "там"... Для меня в этой песне крика больше, чем в "Катастрофически". Просто здесь тоска очень зажатая, а в "Катастрофически" - открытая. ИМХО.
  17:08 21 апреля 2005,   автор:   Flak 


Dot

ага, я уж подумываю создать движение «за право СС не обращаться в каждом своём слове и каждом своём поступке к ДА»:))) равно как и за аналогичное право для ДА)

Хемуль

Я ж говорю – по большему счету мне лично было бы наплевать. А потом бы стало смешно. От «мольбы» и «укоров» все равно ведь не скроешься, если человек задался целью тебя «молить» или «укорять».
Все - в песок
  23:00 21 апреля 2005,   автор:   Тюпа 

Дот

«я не слышу "мольбы" или "укора" в песнях СС, тем более в сторону ДА (неужели в жизни СС больше ничего нет и ей больше не к кому обратиться, не для кого петь - я в это не верю)»

«Мольба», «укор», «любовь», «нежность», «отчаяние», "тоска", "разочарование" и пр.пр.пр. – все это СЛОВА, которые слишком приблизительно очерчивают некий круг эмоций. Я на тех или иных СЛОВАХ совсем не настаиваю… И прекрасно понимаю, что любая попытка обозначать «словами» выражаемые в песнях СС (и вообще – каких-либо песнях и стихах) эмоции легко уязвима.

А вот, что касается «обращений» СС и ДА друг к другу…
ВШ – поразительное по своей целостности и внутренней взаимосвязанности художественное произведение. В нем есть единый «лирический герой», есть путь, который этот герой проходит, есть его меняющееся отношение к этому пути.
И если две трети жизни СС были связаны с ДА, то утверждать, что образ ДА не имеет никакого отношения ни к тому, о чем поется в этих песнях, ни к выражаемым через них эмоциям, по меньшей мере, странно.

ferwufa

"Тюпа, ладно про деньги. Но "... и закричать: не болей там..." - вот это уж точно не цинизм. ЗАКРИЧАТЬ, понимаете?"

Как же зыбки все наши аргументы! Ведь «закричать» можно по-разному - в том числе и зло, с ненавистью, с насмешкой и как угодно.

Еще раз могу повторить сразу всем оппонентам:
бороться против СЛОВ при помощи таких же СЛОВ весьма наивно. Все равно никто из вас не может ДОКАЗАТЬ, что СС не думала о ДА, сочиняя этот альбом… Хотя бы потому, что это – недоказуемо в принципе (так же, как и обратное).


Отредактировано 23:03 21 апреля 2005 Тюпа
Тюпа
  23:30 21 апреля 2005,   автор:   Хемуль 

Я, конечно, опять не в тему (посыпаю голову пеплом), но и не с вопросом (как Вы того желали).
Вы сказали:"И если две трети жизни СС были связаны с ДА,"
У Вас наблюдается иногда склонность к преувеличениям, но не до такой же степени! С ДА у СС были связаны 10 (округляем для простоты рассчетов) лет жизни. Ей что, по Вашему, 15 лет???
Или это у Вас был ОБРАЗ, а я ничего не поняла? Как обычно.
СС 36 лет. Связаны с ДА были 9, то есть четверть. Четверть и две трети - всё-таки разные вещи.
  23:45 21 апреля 2005,   автор:   Dot 

Тюпа.

"ВШ – поразительное по своей целостности и внутренней взаимосвязанности художественное произведение. В нем есть единый «лирический герой», есть путь, который этот герой проходит, есть его меняющееся отношение к этому пути."

я могу так же уверенно сказать, что ВШ - это набор медленных песен. Лирический герой - это СС получается? обычно лирический герой - это как раз герой, к которму обращается поэт, объект его вдохновения. Путь? Просто песни, написанные под разным настроением, в разное время, и уж точно о разных людях. К тому же, если бы он отображал мировоззрение СС в разные годы её жизни, начиная скажем от 18 и заканчивая 36, то есть написан был бы в разное время жизни, тогда это было бы оправдано (ваше мнение), тогда можно было бы уловить в них развитие мировоззрения личности по ходу его жизни, но песни же написаны все практически в одно время, в недолгий промежуток времени и вот этот факт уже на мой взгляд полностью отрицает вашу теорию пути.


"И если две трети жизни СС были связаны с ДА, то утверждать, что образ ДА не имеет никакого отношения ни к тому, о чем поется в этих песнях, ни к выражаемым через них эмоциям, по меньшей мере, странно."

может быть сейчас в жизни СС есть человек, которого она любит именно СЕЙЧАС и поёт для него! вы бы стали постоянно вспоминать человека, которого любили пусть и долго, и пусть даже у вас остались бы чувства, но при этом есть человек НАСТОЯЩЕЕ, которого вы любите??? это неестественно! я не отрицаю, что возможно какие-то песни написаны и для ДА и о ней, но уж точно, что не все! и уж точно, что не вокруг её образа крутится весь альбом.
  00:34 22 апреля 2005,   автор:   Фанни 

Дот: ну нет, вот как раз термин "лирический герой" - это и есть "образ автора", тот, возможно и вымышленный им самим персонаж, от имени которого он говорит в своих стихах.
  00:48 22 апреля 2005,   автор:   Dot 

фанни
спасибо
теперь я запомню это на всю жизнь:))





статьи 
Из жизни привидений:
Все из рубрики »»
Dusya: Выборы, "электоральное поведение", итоги года и общая целесообразность.
Dusya: "Сливки с Огоньком"
Dusya: Бес'предельная осень
Dusya: 19 августа.
Dusya: Дважды в тему.
Материалы к сборнику очерков о стихах:
Все из рубрики »»
груша: Неужели не я
Олеся: Завоюй меня. Любовь ещё быть может…
Я_помню: Блюзы гор.
груша: "Я в этом марте, в этом марте навсегда..."
Фанни: О наших литературоведческих перспективах
Навстречу 15-летию НС:
Все из рубрики »»
Dusya: А давайте подумаем вместе!
наши мысли о них:
Все из рубрики »»
Arbekova: ВТВ: адресат(ы). Ч. 1
Джулька: Диане
Arbekova: Конец связи
Arbekova: Цитируя друг друга даже в лютую зиму…
Тюпа: ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА
ощущения:
Все из рубрики »»
_Ksenija_: Два часа рядом со снайперами
Arbekova: Об аудиокниге "Я говорю. Бег"
Arbekova: Без имён
Arbekova: Delirium
Arbekova: Сказки создают не фанаты, сказки создают любители
Просто стихотворение - благодарность за творчество:
Все из рубрики »»
Anna87: Посвящение
снайперский юмор:
Все из рубрики »»
Фанни: лирическое посвящение от Ольги Алексеевой
cpr: Паттерн - "Ехать вместе"
Сестра Милосердия: Робинзон - 2006
Сестра Милосердия: Глава Первая и Последняя, в которой обитатели Странного Места встревожены пожелтевшим документом
Сестра Милосердия: Про Это
Сургановедение:
Все из рубрики »»
Lenzz: Мир женщины в творчестве Светланы Сургановой
Arbekova: Воздух (не столько о песне...)
Lenzz: Самая весенняя группа – Сурганова и оркестр
Lenzz: Значение белого цвета в творчестве С. Сургановой
delada: Песни на чужие стихи - оригинал и вариант Светланы



Апрельский Альманах
(сборники 2003-2004гг.)
Просто жизнь...
Ощущения
Стихи

 

© 19august93.nsarchive.ru
0.06