А вы смогли бы,
Разорвав сердце надвое,
Боль свою превозмочь?
Если двоим, то-
Навеки
Или уже 
Никогда?
А? Строкой, смычком и гитарой
У вечности на краю
Растворяясь в любви безоглядной
И крича всему миру - ЛЮБЛЮ!!!
Как ты прекрасна, Светлана!!!
К полному списку статей




КРУГИ ПО ВОДЕ 17:36 18 июля 2005
(музыкальные поиски расставшихся «снайперов»)

Несмотря на отсутствие музыковедческого образования и весьма слабые познания в истории современной музыки, рядовой слушатель – вроде меня – все же интуитивно чувствует те музыкальные потоки, которые сталкиваются и переплетаются в творчестве теперь уже раздельно существующих НС и СиО. И столь же очевидно, что переплетаются они не случайно…

В одном из интервью Светланы есть поражающее глубиной и тонкостью рассуждение о роке и попсе как о двух разных подходах к миру. Она восприняла их не с точки зрения ритмов и музыкальных принципов, а именно как жизненную философию:
«Наверное, то, что всегда отличало и будет отличать рок-музыку от попсовой – это общий вектор настроения, вектор мысли, вектор отношения к миру. Попсовая музыка – она более ажурная, более светлая, более легкомысленная, не хочу никого обидеть. Просто более легкая для восприятия. У рок-музыки – все через трагедию, фатум, через глубинные переживания. Эта граница, эта разность всегда будет между рок- и поп-музыкой. Это как два символа двух настроений, двух палитр. Но мне никогда не была понятна их борьба и взаимоисключение. Наоборот, они сейчас очень хорошо дополняют друг друга».

Но есть еще и третье течение, третий музыкальный поток, который мне кажется особенно близким как раз СС. Потенциально это музыкальное направление является основой для взаимодействия и взаимообмена различных стилевых тенденций - и музыкальных, и поэтических… И вполне могло бы стать тем ПЕРЕКРЕСТКОМ, на котором под напором оспаривающих друг друга «влияний» возникает нечто, не совпадающее ни с одним из них. Это – так называемая «авторская песня». Генетически она связана с русским романсом и с жанром разговора – интимного, эмоционального, задушевного обращения к близкому человеку…

Ведь что такое «рок» с его протестом – именно как мироощущение? Это – яростное стремление ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ заявить о себе, о своих ЛИЧНЫХ ценностях, противопоставить СЕБЯ - МИРУ… О чем бы не пелось, но базовая, глубинная тема в роке остается неизменной, - личность и мир – друг ПРОТИВ друга, меряются силами друг с другом. Просто когда это делается достаточно шумно, то и получается «рок».

А у «попсы» глубинный мотив – ОБЪЕДИНЕНИЕ (отсюда и «облегченность», примитивность). Общий пафос: «Мы – все вместе, и чувствуем одно и то же… Я люблю тебя… Ты любишь меня… Тра-ля-ля… Трень-брень…». Зато любой слушатель может присоединиться к этой незатейливой эмоции и разделить ее, почувствовать, что это – и про него тоже.

Однако есть еще и «авторская песня», расцветшая в 1960-х-70-х гг., представляющая собой особое явление… Она сделала возможным разговор об очень тонких, очень интимных душевных состояниях. И очень важно, что этот разговор стал ПУБЛИЧНЫМ – на сцене, среди множества людей… То есть личность, индивидуальность в «авторской песне» так же, как и в роке, постоянно осознавала свою ОТДЕЛЕННОСТЬ от мира, свою неприкаянность, свою «особость». Но выражала это очень тонкими и разнообразными средствами (не так «шумно»). И в этом смысле именно «авторская песня», наши барды продолжили традицию русского романса и французского «шансона» (которая так очевидна и так слышна в ранних песнях СС).

Но с точки зрения современного мира, современных ритмов прежней «авторской песне» катастрофически не хватает энергии! Слишком уж камерная беседа, слишком узкий круг слушателей, слишком спокойный, размеренный ритм, и слишком «причесанные», умеренные эмоции… Сама ситуация разговора в узком кругу «своих» исключает прямое, открытое, яростное столкновение с реальностью – за окнами собственной комнаты! Да и в музыкальном отношении традиционная «авторская песня» - это одна-единственная непритязательная гитара. Потому и звучала она лишь в «узком кругу», на кухнях, на туристских слетах… Хотя уже лет двадцать назад некоторым бардам вроде В.Луферова было откровенно тесно в музыкальных рамках одинокого гитарного аккомпанемента, что и привело того же Луферова к «экспериментированию» с целым рядом музыкальных инструментов (вроде колесной лиры, косы, колокольчиков и пр.пр).

Однако сама по себе «авторская песня» (прежде всего – как ЖАНР) кажется очень богатой. Ведь она включает в себя и глубину, и эмоциональность, и возможность нести в публичное пространство сцены очень индивидуальные, личностные переживания… Но ее музыкальный язык был так беден, что ни в прежние, ни в теперешние времена этот жанр не мог объединить «внутреннее», «потаенное» содержание души – с публичностью, эмоциональным напором и многолюдством.

Именно рождение «Ночных снайперов» в 1993 году сломало стереотип разделенности, раздельного существования таких музыкальных направлений, как авторская песня и рок. Абсолютно интимные, спонтанные переживания оказалось возможным выплеснуть в мир, как бы не заботясь о рамках и правилах («как бы» - потому что в искусстве любая стихийность все равно подчинена форме, внутренней задаче, исходному ритму). А ситуация обращения к любимому человеку, песенного диалога между «Я» и «Ты», преобразила свойственную року «жесткость» в самообнаженность и самоотдачу, «зарядила» шокирующей энергией – нежность.

Однако масштабный творческий процесс, как мы знаем, прервался из-за личных – разногласий? Разочарований? Обид? Взаимных непониманий?
Предположения можно множить до бесконечности. Но важно другое – сквозь творчество «снайперов» явно «пробивались» тенденции, за которыми БУДУЩЕЕ, нечто такое, чего в современной музыке еще не было. В уже устоявшуюся и начавшую заболачиваться гладь пруда со свистом влетел камушек, от которого стремительно пошли по воде круги… Это теперь, спустя десять лет, кажется само собой разумеющимся, что музыкальные жанры и стили сплошь и рядом влияют друг на друга перемешиваются – иногда к ужасу поклонников, усматривающих в этом «падение» и деградацию прежнего «кумира» (Например, последние творения Бутусова – все эти «девушки по городу» и «идущие домой» - типичный пример взаимодействия рока и попсы. Недаром их так полюбил «Золотой граммофон»! Но, вполне вероятно, что у бывалых поклонников «Наутилуса» они вызывают в лучшем случае снисходительную иронию). Только теперь, спустя десять лет, можно сполна оценить «революционность» произошедшего в момент встречи «снайперов» - именно как МУЗЫКАЛЬНОГО явления, отметившего «рубеж», границу новой эры, после которой «невозможное» оказалось «возможным» (и даже «общепринятым»).

Но если речь идет об ОБЪЕКТИВНОМ процессе, о тех метаморфозах в музыке, которые случаются независимо от личной воли, то они так же должны проявляться и в творчестве разделившихся «снайперов»? От себя не уйдешь, как известно, - даже если кажется, что удалось уйти от другого.
«Снайперское» творчество рождалось из взаимодействия двух разных, противонаправленных – по своим ритмам и особенностям – людей… И если прежний собеседник и сотворец (я сейчас – всего лишь о творчестве) находится далеко, остается черпать заряд «инаковости» - инаковидения, инакомышления – из каких-то других доступных источников.

Что касается ДА, оказавшейся в крайне сложном положении из-за отсутствия композиторского таланта – при явном поэтическом, то она, судя по всему, ориентируется на «роковообразную» зарубежную музыку. Бесконечные упоминания Muse и иных зарубежных групп, заимствования у Pink, альянс с японским рокером, частые ссылки на то, что в ее плеере крутится исключительно западная музыка, жалобы на деградацию отечественного рока и ирония по поводу СиО («Пицунда – 82») – все это говорит о том, что ДА глубоко заинтересована западной модель рока. Правда, пока это создает лишь ИЛЛЮЗИЮ музыкальной индивидуальности – и потому, что западная музыка весьма активно к нам проникает (вплоть до того, что могут «схватить за руку» и указать на заимствование), и потому, что ДА – отнюдь не единственная, кто на эту музыку ориентируется.

На этом фоне любопытно понять, в каком направлении движется «alter ago» и «противоположность» ДА, то бишь СС. На самом поверхностном уровне это выглядит как mix – коктейль, мешанина из латиноамериканских ритмов, романса, советского инструментала и элементов классической музыки.
Забавно, что английское слово «смешение» выглядит как mixture – «микстура» (ну, собственно, «микстура» - одно из его значений). Слишком уж напоминает о несостоявшейся врачебной деятельности СС, которая предпочла исцелять других (и саму себя) через творчество, а не при помощи лекарств. Но в этой mixture есть один компонент, который показывает, насколько продумана, закономерна и личностно оправдана эта музыкальная «мешанина».

В интервью СС признавалась, что мощный толчок для создания «Неужели не я» получила от творчества Сезарии Эворы, повлиявшей на саму концепцию альбома. Интерес к Сезарии Эвора поначалу неожиданным для СС (ведь это, казалось бы, «этно»), но потом оказывается глубоко органичным. Вот выдержка из статьи о творчестве Эворы:

«На Кабо-Верде существуют два основных песенно-исполнительских стиля: «коладейра» - довольно ритмичные песни, заслышав которые, трудно удержаться от того, чтобы не пуститься танцевать, и «морна» - протяжные, тягучие, исполненные ностальгии баллады. Именно они и принесли Сезарии славу. «Морна» по-португальски значит «мягкий», «теплый». Это определение в равной степени может относиться к воздуху, воде, прикосновению, сердцу или душе. А на смеси африканских национальных языков и португальского, чуть приправленного еще и французским, так называемом креольском языке - криуло (на нем, кстати, на Кабо-Верде в основном и говорят), «морна» означает «слово». Автором первых «морнас» принято считать выдающегося поэта Эужениу Тавариша, который жил в конце XIX - первой трети XX века. Первоначально это были стихи, главным образом посвященные расставанию с родным домом, прощанию с рыбаками, уходящими в море, тоске по родине. Все это вмещает в себя португальское слово saudade, видоизмененное в креольское sodade. Самое близкое к нему по смыслу русское слово – тоска».

Вам это ничего не напоминает?
Ведь творчество «Сургановой и Оркестра» складывается из взаимодействия ИМЕННО ЭТИХ стилевых потоков: 1) «довольно ритмичные песни, заслышав которые трудно удержаться от того, чтобы не пуститься танцевать», и 2) раздумчивые, «исполненные ностальгии», тоски по прошлому и по своим «корням» – баллады.

И даже сам «дух» Сезарии Эвора (не буквально – личность и биография, а именно «дух») кажется невероятно близким к тому, что чувствуется в Светлане. Точнее всего его можно назвать «хулиганским». По рассказам ее соотечественников, Сезария никогда не замалчивала и не скрывала тех своих склонностей, которые окружающим могли бы показаться «пороками». Ей принадлежат слова: «Если я заказываю в баре виски и слышу шиканья за своей спиной, я заказываю следом двойной - чтобы дать достаточно веский повод для злословий».

А вот еще маленький штрих к ее образу. Репортер ее спрашивает:
« - А откуда у вас эти шрамы на руках?
- От утюга. На гастролях я всегда вожу с собой утюг. В гостиницах прошу доску и глажу себе одежду. Но всякий раз забываю, что включила утюг, и обжигаюсь.
Надо будет сегодня вечером обжечь вторую руку - чтобы завтра на концерте все выглядело симметрично».

Этим веселым и бесстрашным «духом» - внутренней силой человека, который НЕ БОИТСЯ БЫТЬ СОБОЙ и не предает своих корней, пронизаны все рассказы о Сезарии Эвора:
«Гастролируя по нескольку месяцев в году, она, тем не менее, всегда возвращается в родной город Минделу, по которому ездит все на том же старом голубом «Форде» - не менее знаменитом, чем ее неизменная сигара.
В машину иногда набиваются до десяти человек, представляющих все четыре живущих на этой земле поколения ее родственников.
У нее трое взрослых детей от трех разных мужчин. «Я никогда не хотела иметь мужа, - сказала она в одном интервью, - я всегда жила со своей матерью, потому что она меня любит». Как рассказывают о ней близкие люди, «она не из тех, кого можно подчинять или переиначивать! Она всегда отстаивает право быть самой собой до конца».

Признанию и невероятному взлету популярности Сезарии Эвора предшествовало почти ДЕСЯТЬ лет творческого кризиса, когда она ни разу не вышла на сцену и попросту спивалась, ведя полубездомную жизнь. Ее взлет начался в 47 лет – неожиданно для нее самой. Но сама эта тема «смерти и возрождения», то, что в какой-то момент жизни Сезария Эвора полностью выпала из творчества, потеряла ВСЕ, отчаялась, а потом смогла вернуться на сцену и пережить свое «второе рождение», - ведь это тот же «сценарий», та же жизненная тема, которая проступает в судьбе и творчестве Светланы.

Понятно, что музыкальные поиски СиО разнообразны, объединяют и преобразуют в себе множество музыкальных стилей и направлений. Но именно Сезария Эвора кажется мне человеком, глубоко НЕ СЛУЧАЙНО попавшим в поле Светиных интересов и повлиявшим на ее творчество. Ведь особой глубиной и внутренней силой обладает творчество человека, прошедшего через ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ состояния, пережившего крайности «счастья» и «отчаяния», предельной «востребованности» другим человеком и «выброшенности на улицу» - им же… И сумевшего уцелеть, собрать себя воедино, не разрушиться после такого кризиса. Только источник этого опыта был разным: у Светланы – творчество в группе «Ночные снайперы», а у Сезарии – политические катаклизмы, происходящие в ее крохотной стране (в результате которых она как певица оказалась «на улице»).

Такой жизненный опыт не позволяет двигаться в «мейнстриме» и быть частью общего потока. Человеку, пережившему крайности «полноты» и «опустошенности», судьбоносной «встречи» и столь же судьбоносного «разрыва», поневоле приходится искать средства для воплощения такого опыта, примирять эти противоположности в своем творчестве, гармонизировать, излучать вовне тот покой и свет, в котором он сам так нуждается…

Мне кажется, это – следствие не только личных особенностей и качеств, но и определенной ЛИНИИ СУДЬБЫ, направляющей человека, сложившейся так, а не иначе. Сезария Эвора - человек, живущий совершенно в другой среде и обстоятельствах, на другой половине земного шара. Но в ее творчестве – при всех невообразимых отличиях – соединяются те же компоненты, что и у Светланы: первоначальная творческая успешность «в узком кругу» соотечественников – полный крах в жизни и карьере – способность «родиться заново» - личный опыт, собственная личность как источник внутреннего света и покоя, даримого ей со сцены – неожиданное очень широкое признание, намного превзошедшее первоначальную аудиторию.

Да и способность Эворы хулиганить на сцене кажется очень «родственной» СС. Сезарияв свои 60 с лишним лет, как известно, выступает босиком, совершенно игнорируя требования «имиджа». И никогда не отказывает себе в удовольствии во время концерта уйти в глубину сцены и всласть покурить, пока ее оркестр радует публику «инструменталом» (пить она, к счастью, уже бросила). А соединение зажигательных, танцевальных ритмов «колайдеры» с раздумчивостью и философской печалью «морны» свойственно не только песням Эворы, но и творчеству СиО.

Все эти пересечения могут показаться случайными, но мне кажется, что тут есть родственность «человеческого типа» - чего-то, изначально заложенного в душе, в личности, в судьбе… Как у О. Мандельштама:

Есть женщины, сырой земле родные.
И каждый шаг их – гулкое рыданье…

Это – всего лишь одна из возможных в океане музыки «точек пересечения». Один из кругов, разбегающихся по воде, после встречи и расставания «снайперов»… Но знакомство с Сезарией Эвора более глубоко высвечивает особенности творчества хотя бы одного из «снайперов» - СС. Может быть, кто-то поймет и увидит такие же переклички между творчеством ДА и кем-то из ее любимых музыкантов (теми же Muse). И захочет нам о них рассказать… Пока же мне кажется, что одна цитата из статьи о Сезарии Эвора поразительно точно подходит и к творчеству Светланы – как будто речь идет об одном и том же человеке:

«Ты становишься ее, когда слышишь это пение, этот тихий, непоставленный голос. В нем есть немножко от мудрого совета, который ты не получил в детстве, от колыбельной, которую тебе не спели тогда, когда ты в ней особенно нуждался».





автор: Тюпа

Тюпа !!!
  20:52 18 июля 2005,   автор:   Сафо 

Не устаю Вам удивлятся ...честно удивить меня сложно..Но Вы ...глубина мысли и то ,что Вы написали даёт мне почву для раздумий -это Действительно глубокий анализ мне кажется Вы закончили все гуманитарные факультеты сразу...:)...
Только вот о чём мне думается ...Тюпа ,а если человек слушает классическую музыку (ведь в принципе и слушать и исполнять -это почти равнозначно) в каком отношении с бытием состоит, какова его точка зрения на социум ,рок это противопоставления ,попса согласие ,а если этническаю ? ..Я читала на сайте Светланы Яковлевны список музыкальных творений там была и классика -Шопен ноктюрны по-мойму , стала больше слушать Шопена кстати о влиянииС.С на музыкальные предпочтения..Но я не могу понять классическая музыка -какое это отношение Я-реальнность ??? И кстати скрипка ведь в этом тоже есть философское воззрение на мироздание ?..Скрипка Светланы Яковлевны -это тоже своеобразный диалог с кем? быть может с Богом ,но главное каков этот диалог ,каково отношение? Мне вдруг вспомнилось, что через тот или иной инструмент человек с эпохи неолита ( в самом подсознании запечетлена эта связь)- вступает в диалог с Высшими силами только каждый инструмент -мне кажется это разный подход или разный Диалог ...
Например варган или барабаны -ну тут думать не чего ..а вот Скрипка ?..У меня есть свои предположения ,но мне были бы очень интересны Ваши мысли на сей счёт ...

Отредактировано 22:20 18 июля 2005 Сафо
Из личной переписки
  23:29 18 июля 2005,   автор:   Тюпа 

К сожалению, некоторые очень умные «апрельцы» предпочитают не высказываться публично - даже когда им есть что сказать. Но пришедший ко мне по почте отклик просто просится в Комментарии (пусть и инкогнито – снисходя к скромности автора). Тем более, автор рассказывает о вещах, в которых я – полный профан и "серость", и которые очень важны именно в связи с обсуждаемой темой.

Итак:

«Рок - это не "шумное" противопоставление себя - миру. Если много шума - это не что иное, как попытка скрыть за этим шумом пустоту внутреннюю.

Весь наш рок (я тоже не очень большой специалист, но кое-что знаю) вырос из «Биттлз» и последовавшим за ними массой интереснейших западных проектов, которые тоже не на пустом месте появились (сейчас кстати на Радио России БГ записал цикл передач о той музыке). Там масса первоисточников - и классика, и джаз, и этническая музыка.

Так вот народ здесь, услышав это всё, просто обезумел и не только "балдел" под эту музыку, но и начал её изучать - копать вглубь и ширь. Ведь если взять любую из рок-групп и копнуть поглубже, то можно заметить от чего они пляшут. А поначалу (70-80гг.) на сейшнах музыканты сами говорили, что вот эта песня написана под влиянием той или иной композиции, той или иной группы, а иногда это были и вообще просто переводы той или иной песни. Либо песни писались под впечатлением тех или иных литературных произведений. Например, Майк Науменко, которого я очень люблю, много песен написал, как переосмысления Ричарда Баха - так это было в 80-ых годах, когда здесь его не знали и Майк сам переводил его. Или была такая группа "Странные Игры" - так у них песни были на стихи французских поэтов, они очень дадаизм уважали. А Алексей Хвостенко? Да что говорить…

Но кроме того, все они (рокеры) ещё и свои корни не забывали. Все они знали и любили поэзию серебряного века, были знакомы с философией и религией, пели городские романсы, уважали Утесова, и практически все называют среди своих учителей Владимира Семеновича.

И основное что объединяло тех, кто стали тогда для подростков кумирами - это не шум, а надрыв, запредельная искренность и собственные мысли. Это было неотъемлемой составляющей их творчества. Им нельзя было не поверить.

И эксперименты по смешению стилей - это не с НС началось. Ну хоть тот же Ревякин («Калинов мост») объединил русскую былинность (одно название «Калинов мост» чего стоит), блюзы, а ещё там огроменное влияние Хлебникова и Джима Моррисона (Дорз)».

Спасибо!

  23:38 18 июля 2005,   автор:   Тюпа 

Сафо

Честно говоря, классическая музыка кажется мне настолько универсальной, что я не представляю с какой конкретно философией или мировоззрением она может быть связана. В ней можно найти просто ВСЕ – и драматизм, и эпический взгляд на мир, и медитативность.

А про Свету и скрипку – если не трудно, найдите в этой же рубрике («Наши мысли о них») статью под названием «Скрипка и немножко нервно». Там кое-что есть именно об этом.


Большая просьба к админам:

почему-то вместо рубрики «Наши мысли о них», куда отправлялась статья, образовалась новая рубрика «Круги по воде» (из-за названия). Нельзя ли это как-нибудь поправить, чтобы текст попал в то место, куда предназначался, - в «наши мысли о них»?
А то - как всегда: заденешь лишнюю клавишу и компьютер начинает жить своей жизнью...



Отредактировано 23:39 18 июля 2005 Тюпа
:)
  23:44 18 июля 2005,   автор:   Дзен 

Интересный сравнительный анализ, но любопытно то, что еще до расставания (год не назову, но точно после 2000 года), в студии "Нашего радио", на вопрос радиоведущего:- "С кем из музыкантов отечественных или западных, живых или уже теперь не очень, хотелось бы вам сыграть джем-сейшен."
– "Сезарии Эвора". Причем практически не раздумывая, ответила на этот вопрос ... Диана.
Получается, ещё до расставания, НС всё же был близок стиль "коладейра – морна", а после только Света, осталась верна прежним симпатиям, а Диана оторвалась от "корней" и стала искать другие музыкальные направления, которые, судя по утяжелению музыки, ближе к року.
СС больше музыкант, чем поэт, поэтому она абсолютно четко представляет, какой должна быть музыка или аранжировка к каждой её песне, до мельчайших подробностей и нюансов, а ДА, как поэт, скорее всего доверяет музыкальное сведение песни, специалистам, которые безусловно профессионалы, но они всё же "чужие", они не могут чувствовать так, как это чувствует сама Диана и так, как её чувствовала Света. Лучше Светы, в родном Отечестве она до сих пор не может найти, поэтому и ищет за его пределами, но... любой путешественник всегда возвращается домой, в данном случае к музыкальным истокам, т.е. к "микстуре" - авторская песня + рок:)...

Отредактировано 23:50 18 июля 2005 Дзен
Аполлон или Дионис...
  05:01 19 июля 2005,   автор:   Сафо 

Попробую исходя из опыта Греции:))),как известно греческой трагедии было присуще всё то ,что можно приложить и описать как признак роковой музыке…Грубо говоря за исходный пункт для рока мы возьмём греческую трагедию …и естественно задаваясь вопросом а откуда же произросла греческая трагедия мы прямо влетаем в фундаментальный труд Фридриха Ницше « Рождение трагедии из Духа музыки» этот труд очень многослоен и черезвучайно весом поэтому не буду цитировать фрагменты из него здесь –остановлюсь лишь на исконном понимании заложенным в этом философском трактате
Выдержка из Философской Энциклопедии « Аполлонистическое и Дионисийское ;
Философско-эстетическое понятие ,использованное Шеллингом для описания формы и порядка как олицетворения бога Аполлона в отличие от разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса Согласно Шелленгу в человеке мы находим-
Слепую по своей природе неограниченную производительную силу ,которой в том же субъекте противостоит осмысленная ,себя ограничивающая и формирующая ,таким образом , собственно управляющая сила …Быть в одно и тоже время опьяненным и трезвым –в этом заключается тайна истинной ПОЭЗИИ .Этим и отличается аполлоновское воодушевление от просто дионисийского» Понятии Дионис.
И Аполонн. Использовали многие мыслители в том числе и Гегель и Ницше
В своей ранней работе « Рождение Трагедии из Духа Музыки» Ницше на материалах
аттических трагедий и музыкальной драмы Вагнера как отдельно взятых моментов
Аполлон. (рационального светлого )и Дионис. (оргаистически-иррациональных ,темного -экстатически –страстного ) начал сформулировал идею двух сопряженных типов культур и ,соответственно двух начал бытия .Усматривая культурный идеал в равновесии этих начал ,Ницше тем не менее склонялся к Диониссийской ипостаси культуры ..»
Таким образом мы можем проследить дальнейшие развитие влияние Ницшеанства на умы и творчества художников и поэтов конца 19 –начала 20 века - влияние было велико даже Марина Цветаева отрицала в искусстве аполлонистическое начало ..Что уж говорить о поэтах « Декаденства" от коих и ведёт свою традицию роковое творчество …Таким образом мы можем сказать ,что когда мы сталкиваемся с произведениями рокового характера перед-нами предстаёт дионииское начало выраженное посредствам музыки и в наше время …И тут возникает вопрос с каким началом мы имеем честь соприкасаться через творчество Дианы Сергеевны и Светланы Яковлевны и вот тут
Мы и встречаем то ,что остро отличает творчество С.Я и Д.А. тяга к тому или иному началу ,но самое удивительное что в творчестве Дианы Сергеевны на данный момент
Чего-то не хватает –как говорят многие и для этого она и ищет талантливого композитора...
Например в Японии ,но суть не в поисках утраченного плодотворного сотворчества..
Суть ,как мне видится в исконном ощущении ,что настоящие рождается только в соединении Диониссийского и Аполлонистического –как раз эти два начала как не странно сосуществуют в творчестве Светланы Сургановой поэтому , когда группа « Ночные Снайперы» имела в своём составе и Светлану и Диану эти два начала примерялись и уживались и происходил эффект так называемой « Чистой поэзии»
Когда мы имеем дело только с Дионис. Началом- перед нами чисто роковое творение
Если в творчестве присутствует только Аполлон. Начало –это попса …а соединение этих двух начал порождает жанр который является чистой поэзией или чисто поэтическим и неопределенным ,но совершенным для восприятия-ибо каждый человек в самом себе жаждит примерить эти два начала и находя их соединение -микстуру -воспринимает именно как целебное и наиболее созвучное со своим внутренним миром -даже несознательно -посему тот кто сталкивался с творчеством или лучше с самой Светланой Яковлевной не может объяснить природу столь положительного и приятного воздействия.Но самое удивительное для меня ,что много раз задаваясь вопросом на концертах С.С аполл. или дионнис. –ответить я не могла ,теперь поняла она в своём творчестве соединяет эти два начала, так же как и в своём внутренним мире ,а Диане ,как остро чувствующему человеку именно этой гармонии стихий в своих творениях и не хватает..Думаю будет излишним
Цитировать самого Ницше ,но самое интересное это процитировать Юнга ,лучше перефразирую...
По поводу произведения Ницше он пишет о влиянии Шопенгауэра на Ницше и его понимание Дионийсского начала как чисто восточного по существу- буддийского
Не удивительно что именно Творчество Рок-музыкантов подвержено именно восточному влиянию пример Науменко и Ричард Бах … Юнг даже сравнивает дионийское начало –как проявление экстраверсии ,аполллистическое –как проявление интроверсии …
Вот примерно так кратко … И всё же как же удаётся Светлане Яковлевне быть и интровертом и экстравертом одновременно –по-мойму редчайший психологический типаж…и творчество …
Вот такие мысли пробудились во мне после прочтения о " Кругах по воде"...( И о ,Да -противопоставление этих начал -думаю всем понятно не имеет отношения к противопоставлению положительного и отрицательного )


Отредактировано 07:40 19 июля 2005 Сафо
Тюпа,
  14:38 19 июля 2005,   автор:   O.S. 

"Что касается ДА, оказавшейся в крайне сложном положении из-за отсутствия композиторского таланта..."

Вот перед такими в высшей степени спорными высказываниями хотелось бы видеть аббревиатуру "ИМХО".

"«рок» с его протестом... яростное стремление ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ заявить о себе, о своих ЛИЧНЫХ ценностях, противопоставить СЕБЯ - МИРУ… О чем бы не пелось, но базовая, глубинная тема в роке остается неизменной, - личность и мир – друг ПРОТИВ друга, меряются силами друг с другом. Просто когда это делается достаточно шумно, то и получается «рок»".

Рок отнюдь не является в чистом виде протестной культурой! Ну против чего, допустим, протестовали Элвис Пресли или Пол Маккартни? :))

"с точки зрения современного мира, современных ритмов прежней «авторской песне» катастрофически не хватает энергии!.. Потому и звучала она лишь в «узком кругу», на кухнях, на туристских слетах…".

А ещё на грандиозных фестивалях (Груша, Ильменка), на которые ежегодно приезжают десятки и сотни тысяч человек, на ведущих концертных площадках страны :-Р. Известности и востребованности корифеев жанра авторской песни, тиражам их пластинок подавляющее большинство музыкантов, работающих в иных стилях, может только позавидовать.

"Именно рождение «Ночных снайперов» в 1993 году сломало стереотип разделенности, раздельного существования таких музыкальных направлений, как авторская песня и рок".

Да не было, ИМХО, никогда этого "стереотипа разделённости"... Уже с самого начала становления отечественной рок-культуры она восприняла очень многое из авторской песни, из русского городского фольклора 20-го века. И было это задо-олго до основания гр. "Ночные Снайперы". За примерами не надо далеко ходить - Макаревич, Романов, Никольский, Гребенщиков, Шевчук, Сукачёв, ряд других, менее заметных персонажей.

"В одном из интервью Светланы есть поражающее глубиной и тонкостью рассуждение о роке и попсе как о двух разных подходах к миру..."

Скорее всего, это не оригинальная мысль СЯС, а цитата из Боно ("U2") - правда, вольная, не очень близкая к тексту.

Отредактировано 14:39 19 июля 2005 O.S.
O.S.
  16:06 19 июля 2005,   автор:   Тюпа 

O.S.

Ну, я очень рада… Я, собственно, ждала Вашего появления.
Вот, думаю, придет специалист и все расставит по своим местам.

Только аббревиатура ИМХО мне кажется излишней. Во всех тех случаях, когда мы видим перед собой не учебник, не словарь и не энциклопедию, само собой разумеется, что это ИМХО.

Что касается истории рока, то дело, по-моему, не в одном «смешении стилей», а в том, что «снайперы» привнесли в рок нечто, что вообще НЕ является СТИЛЕМ – остроту проживания эмоций прямо «здесь и сейчас», и эффект уязвимости, рождающейся из ЗАВИСИМОСТИ от близкого человека…

В «мужском» роке может быть все, что угодно – фольклорные влияния, и джазовые, и надрыв, и самоисследование… Но нет такой открыто проявленной уязвимости, зависимости от другого. Скорее преобладает демонстрация внутренней НЕЗАВИСИМОСТИ, или хотя бы попытка ее обрести.

Своеобразие СС мне видится в том, что она эволюционировала в сторону УНИВЕРСАЛЬНОГО (условно говоря – «всечеловеческого», объединяющего «мужское» или «женское») состояния:
Зависимость от близкого человека есть, и она очень глубока… Но и ОСОЗНАНИЕ ее настолько глубоко и всесторонне, что оно дарит человеку состояние внутренней СВОБОДЫ – через принятие и понимание происходящего, через знание самого себя ИЗНУТРИ.

ДА же скорее ДЕМОНСТРИРОВАЛА независимость, чем на самом деле ее имела. Но все меняется… Посмотрим, что с ней будет дальше.

Вы пишите:
«Скорее всего, это не оригинальная мысль СЯС, а цитата из Боно ("U2") - правда, вольная, не очень близкая к тексту».

Мысли, как известно, витают в воздухе. То, что нечто похожее пролетело невдалеке от головы другого человека, - скорее показатель ОБЪЕКТИВНОСТИ мысли, чем ее вторичности.


Тюпа,
  17:57 19 июля 2005,   автор:   O.S. 

"Вот, думаю, придет специалист и все расставит по своим местам".

Я не специалист. И вообще - малограмотен.

"Только аббревиатура ИМХО мне кажется излишней. Во всех тех случаях, когда мы видим перед собой не учебник, не словарь и не энциклопедию, само собой разумеется, что это ИМХО".

Ну, понятно, что всё, что мы пишем - это по умолчанию всего лишь ИМХО, и никто не претендует на обладание истиной в последней инстанции. Просто оборот речи был... энергичным, скажем так. Субъективно - ДА очень даже неплохой композитор-мелодист (во всяком случае, являлась таковым до 2003-го г. включительно).

"В «мужском» роке может быть все, что угодно..."

Скажу сразу - я не сторонник рока в частности на "женский" и "мужской". По-моему, это просто нелепо. Возьмём навскидку несколько наиболее известных отечественных поющих женщин последнего времени - ДА, СС, Земфира, Арефьева. Много между ними сходства? Отнюдь. Есть некие общие признаки, характерные для всех них?. Не прослеживается...

"Что касается истории рока, то дело, по-моему, не в одном «смешении стилей», а в том, что «снайперы» привнесли в рок нечто, что вообще НЕ является СТИЛЕМ – остроту проживания эмоций прямо «здесь и сейчас», и эффект уязвимости, рождающейся из ЗАВИСИМОСТИ от близкого человека…
Своеобразие СС мне видится в том, что она эволюционировала в сторону УНИВЕРСАЛЬНОГО (условно говоря – «всечеловеческого», объединяющего «мужское» или «женское») состояния: Зависимость от близкого человека есть, и она очень глубока… Но и ОСОЗНАНИЕ ее настолько глубоко и всесторонне, что оно дарит человеку состояние внутренней СВОБОДЫ – через принятие и понимание происходящего, через знание самого себя ИЗНУТРИ.
ДА же скорее ДЕМОНСТРИРОВАЛА независимость, чем на самом деле ее имела. Но все меняется… Посмотрим, что с ней будет дальше..."

Восприятие. Индивидуально всё... не стану спорить. Тонкие очень материи, иррациональные. Вы видите ТАК, я - иначе.

"Мысли, как известно, витают в воздухе. То, что нечто похожее пролетело невдалеке от головы другого человека, - скорее показатель ОБЪЕКТИВНОСТИ мысли, чем ее вторичности".

Никого не упрекаю во вторичности :). Вот сейчас вспомнилось -Цой тоже нечто подобное говорил.
O.S. разрешите с Вами не согласится ;
  20:55 19 июля 2005,   автор:   Сафо 

Вы, конечно же ,как всегда, безусловно, компетентны…но…но…но..Позвольте с Вами не согласится По-поводу протеста ..
Вам не кажется что рок -это в первую очередь духовный протест против иллюзорности бытия материальности и зашоренности и навязанных обществом клише ?
Неужели Пинк Флойд в сюрреалистическом творении « Стена» не протестуют .?
И не кажется ли Вам что искусство зарождается с протеста с преодоления объективности
Например, импрессионисты, неужели они не протестовали –кажется очевидным –что поводом для рождения в искусства всегда служит преодоление так называемой объективности –ибо объективность в своём корне –это давление социума на Духовный мир человека…И рок-музыканты искали новую духовность и противопоставление, и уход от стереотипического в других культурах-религиях
...Против чего протестовал Макартни..Прилагаю выдержку из интервью с Гребенщиковым..
«Ребята,— думал я, — на самом деле все не так, вы обманываете и себя, и меня». Вы-ход я нашел в «Битлз» !!!.
Когда я услышал их музыку — это было в 64-м году, — меня буквально пробило. Из нее била ключом — даже не духовность, а реальная жизнь, настоящая энергия. Тогда я понял, что такое, выражаясь привычной мне теперь буддийской терминологией, чистая земля (риге 1апа), то есть истинная жизнь, в отличие от достаточно загрязненной массой условностей иллюзии, которую мы обычно принимаем за жизнь. С тех пор у меня не было вопросов о том, что мне ближе всего, и просто нужно было найти ключи к тому, что есть в музыке. Ведь дело не в «Битлз», не в рок-н-ролле и не в гитарах, а в том, что за этим лежит. В том, что вызывает во мне ощущение искренности. .......
Когда я только учился писать песни, мне, естественно, было интересно, откуда они берутся. И то, что Харрисон со всей своей группой отправился в Индию, как бы было знаком, где нужно искать. Мы с друзьями начали раскапывать все, что было доступно: начиная с книг по индуизму, тогда еще на детском уровне, а затем до более серьезных вещей, большинство из которых было на английском языке (слава богу, читать я более или менее умел). Это был неосознанный процесс — ведь в мире вообще большинство вещей неосознанны. " И всё же разве из этого отрывка не явствует против чего протестовали " Битлз"-? Из интервью « Борис Гребенщиков о Буддизме и Православии»
Сафо,
  16:40 20 июля 2005,   автор:   O.S. 

"Неужели Пинк Флойд в сюрреалистическом творении « Стена» не протестуют?"

Процитирую себя самого - "рок отнюдь не является в чистом виде протестной культурой". Я же не утверждал, что в роке в принципе отсутствует протестное начало. Про "Стену" флойдовскую - согласен.

О Маккартни - я имел в виду "Крылья" и сольное творчество этого господина. Пардон, ну конформист он... "Битлз" - да, определённое бунтарство в них наличествовало - непонятно только, насколько глобальное, ну да это к делу не относится.
  00:56 21 июля 2005,   автор:   Тюпа 

O.S.

Простите.
Это действительно несправедливая и слишком резкая фраза по адресу ДА – про «композиторский талант». Каюсь и беру свои слова обратно.





статьи 
Из жизни привидений:
Все из рубрики »»
Dusya: Выборы, "электоральное поведение", итоги года и общая целесообразность.
Dusya: "Сливки с Огоньком"
Dusya: Бес'предельная осень
Dusya: 19 августа.
Dusya: Дважды в тему.
Материалы к сборнику очерков о стихах:
Все из рубрики »»
груша: Неужели не я
Олеся: Завоюй меня. Любовь ещё быть может…
Я_помню: Блюзы гор.
груша: "Я в этом марте, в этом марте навсегда..."
Фанни: О наших литературоведческих перспективах
Навстречу 15-летию НС:
Все из рубрики »»
Dusya: А давайте подумаем вместе!
наши мысли о них:
Все из рубрики »»
Arbekova: ВТВ: адресат(ы). Ч. 1
Джулька: Диане
Arbekova: Конец связи
Arbekova: Цитируя друг друга даже в лютую зиму…
Тюпа: ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА
ощущения:
Все из рубрики »»
_Ksenija_: Два часа рядом со снайперами
Arbekova: Об аудиокниге "Я говорю. Бег"
Arbekova: Без имён
Arbekova: Delirium
Arbekova: Сказки создают не фанаты, сказки создают любители
Просто стихотворение - благодарность за творчество:
Все из рубрики »»
Anna87: Посвящение
снайперский юмор:
Все из рубрики »»
Фанни: лирическое посвящение от Ольги Алексеевой
cpr: Паттерн - "Ехать вместе"
Сестра Милосердия: Робинзон - 2006
Сестра Милосердия: Глава Первая и Последняя, в которой обитатели Странного Места встревожены пожелтевшим документом
Сестра Милосердия: Про Это
Сургановедение:
Все из рубрики »»
Lenzz: Мир женщины в творчестве Светланы Сургановой
Arbekova: Воздух (не столько о песне...)
Lenzz: Самая весенняя группа – Сурганова и оркестр
Lenzz: Значение белого цвета в творчестве С. Сургановой
delada: Песни на чужие стихи - оригинал и вариант Светланы



Апрельский Альманах
(сборники 2003-2004гг.)
Просто жизнь...
Ощущения
Стихи

 

© 19august93.nsarchive.ru
0.045