|
И сразу же - предлагаю еще одну раннюю композицию Дианы. На выбор)))
"Он напился" - эту песню вообще слышали очень немногие. Многие вообще считают, что это антипесня... но однако же, эта раритетная запись была обнаружена.
Звучит она... не знаю, как бы это объяснить... Что-то в стиле старых американских блюзов.
Ни в один из известных нам альбомов - как официальных, так и самодеятельных - песня не вошла. Хотя маленький фрагмент ее вступления можно найти на "Первой пуле". Неизвестно, исполнялась ли эта песня вообще после 94 года.
Текст был напечатан в самиздатовском сборнике "Цель". автор: Фанни
|
|
разу выложу пару имеющхся у меня заметок по поводу этой песни.
Первая - моя.
_________
Этот стих я бы отнесла к так называемому «американскому циклу», если можно выделить таковой в творчестве Дианы. К нему я отношу пока 2 произведения: «Он напился» и «Папа». Возможно, удастся обнаружить еще. Объединяются они не алкогольной тематикой, хотя это, казалось бы, лежащее на поверхности сопоставление.
Но это не главное. Общее у них:
1. Время написания (как указывается – 93 год).
2. Неавтобиографичность – большая редкость для Снайперов.
3. Хотя и не напрямую – но все же наблюдается заимствование – если и не сюжетов, то настроения, общего пафоса – из каких-то узнаваемых произведений.
Конечно, не могу утверждать достоверно, но это по моему устойчивому впечатлению – читала в то время Диана детективы Дж.Х. Чейза. Есть у него такая серия романов про Флориду, Майами-Бич… Узнаваемые персонажи. Хотя повторяю: сюжет не заимствуется.
___________
Вторая заметка была прислана мне автором, разрешившим выложить это в сети, но без указания авторства. Если автор пожелает откликнуться - укажем.
_______________
Здесь, как и в Охоте на волчат, непонятно, кто охотник, кто - дичь, кто палач, кто жертва, кто прав, кто виноват? потому что - и он страдает, ждет ее, пьет, ему плохо без нее, но он унижает и обманывает ее. И она - ждет его, страдает, хочет его признаний и выполнения обещания, но - она убивает его. (Убьет - по тексту). Кто же из них более виновен? Или никто не виновен? Но ведь зло не только не перестало существовать, но и бесконечно умножилось!
И у ДА много таких "обманок", "неразберих" – сначала - жертва, потом - палач или наоборот. вечно кто-то целится или становится мишенью - попеременно. Вечная военная тема, размытость понятий добра и зла, нечеткость их контуров, нежелание оценивать нравственные критерии в поступках героев. Позиция человека, находящегося во власти своих настроений, образов, желаний, предчувствий, ощущений, но не умеющего "открыть глаза рассудка", "включить свет", подвергнуть анализу ума и логики то, что происходит с ним и с другими. Сила образов - из подсознания, слабость оценки и анализа, того, что необходимо для опыта. Картинки рисуются, раскрашиваются воображением, выхватываются из памяти, высвечиваются из тьмы. Запечатлеть – и выбросить, пустившись в путь за иными картинками и ощущениями от них. "Она видит то, что не видят огни". Видит, но НЕ ПОНИМАЕТ. На анализ нет ни вдохновения, ни желания, все силы отданы ВОСПРИЯТИЮ и ИЗОБРАЖЕНИЮ увиденного и ощущаемого. Почти как оракул, который ВЕЩАЕТ, но не понимает сказанных им слов, потому что они посланы небом. Не зря же ДА Кассандрой себя как-то назвала. |
|
При анализе буду считать, что стихотворение является целостным и совершенным, что нет случайных слов и нечетких образов.
Любовь умирает, когда
Мужчина понимает, что
Он сильнее…
Он напился. Взгляд мужчины.
Не буду придерживаться строгого порядка строк. Итак. «Он напился, потому что быть не мог без нее в этот светлый праздник» - т.е. напился вроде бы с горя (ведь пьют всегда или от радости, или с горя – пусть даже иногда неявно). Но в чем горе? «Она не пришла, хотя обещала без слов»… Значит, он знал, что она ДОЛЖНА прийти, понимал, что она не может без него. Ведь обещания без слов, по-моему, сильнее словесных, ведь без слов намного яснее и прочнее, когда даже говорить ничего не надо – все и так ясно. «Он так долго ждал в этот светлый день хотя бы звонка от нее» - а почему ждал? Сам не звонил ведь! Наверняка хотел видеть свою власть - что она сама позвонит! Потому что «Она не сможет устоять, услышав голос, произносящий имя ее» - знал, что она не может без него, четко понимал, что она в его власти… И делал с ней, что хотел – унижал, врал (в т.ч. о том, что он ветеран войны во Флориде), водил за нос и обещал, но при этом не забывая давать ей дозу: «Он сделает вид, что тебя любит», «делал вид, что умеет мечтать», «не важны даже его нежные слова» (т.е. нежные слова – чуть ли не самое важное – об этом нам говорит «даже»).
Но было бы неинтересно, если б было так просто. Самое очевидное – зачем он пьет? Из вышеизложенного – с горя. Почему горе? Потому ли, что она не пришла, а он был так уверен в обратном?
Психология: без нее плохо, с ней не хорошо – что-то сродни «оценишь, когда потеряешь, а когда вновь обретешь – обесценишь». Без нее ему плохо. Он хочет ее любой ценой, ради нее он готов, как ему кажется, пойти на все: измениться. Я даже думаю, что «врет» он ей, сам того не понимая – он уверен, что так и сделает, что изменится, что будет любить ее. А ее нет рядом...горько... И пьет... (Похоже на пьяницу в "Маленьком принце" - пить, чтоб забыть, что ты пьяница.) А когда пьяный, все это уходит, и нужно совсем другое («Скорей, торопись»! Чтобы застать его не пьяным еще!.. а потом дважды «уже»..поздно...), и он получает ее, как получает все, чего хочет, и рожа его оттого и довольная, что он чувствует себя уверенно, хозяином ситуации, ее хозяином.
На этом, собственно, и все. Она убила его. Хэппи энд. Без иронии «хэппи». Хотя она наверняка убила в порыве, потому что холоднокровно убивают только сумасшедшие. Наверняка пожалела потом об этом. И подумала наверняка она, что он бы, может, смог бы измениться, и что нужно было дать ему шанс. И что дальше не ясно. Наверняка оправдала его, ведь когда любишь, всегда оправдываешь. И наверняка все свои страдания, которые он ей причинял обманами и надеждами, все свои сомнения в правильности этих отношений и неудачные порывы забыть его, наверняка все это забыла, но помнила что любит его… Наверняка. Но это мужской взгляд. Взгляд на мужской образ.
|
|
"Она видит то, что не видят огни".
то есть видит то, что есть за пределами "спектральных возможностей стандартного" зрения, потустороннее? возможно, чётче или первее, чем посюстороннее?
"Это не мы их не видим -
нас не видят они." |
|