А вы смогли бы,
Разорвав сердце надвое,
Боль свою превозмочь?
Если двоим, то-
Навеки
Или уже 
Никогда?
А? Строкой, смычком и гитарой
У вечности на краю
Растворяясь в любви безоглядной
И крича всему миру - ЛЮБЛЮ!!!
Как ты прекрасна, Светлана!!!
К полному списку статей




Предсказание 15:03 22 декабря 2005
ПРЕДСКАЗАНИЕ

Беспомощность – один из лучших источников энергии. Потому что именно желание сквозь нее прорваться, любой ценой освободиться от этого состояния, подталкивает к действию…

Споры со множеством людей о значении Светланы Сургановой и о том, что она делает на сцене, часто повергали меня в состояние беспомощности. Все слова, которые по этому поводу удавалось сказать, оказывались неточными, а аргументы противников – внушительными и неприятными:

«хороший человек – не профессия…»
«стихи-то слабые, все дело – в обаянии ее личности…»
«все это – лишь театр, клоунада, актерство. Сплошное исполнительство, а не творчество…»
«фальшивые улыбки, игра в благородство…».

Это – с одной стороны.
А с другой – безумные восторги, безоглядная любовь, аплодисменты и бесчисленные розы к ногам. Самые креативные поклонники, не жалеющие, ни сил, ни времени, ни денег ради ее улыбки. Магический эффект преображения и просветления, выходов из депрессии и чуть ли не исцеления у некоторых моих знакомых под влиянием песен СС (я и сама недавно выздоровела на концерте СиО, придя туда совершенно больная).

Одно слово – магия. И ее не проанализируешь, не переведешь в слова. Но было что-то в замечаниях критиков СС о «театре» и «неискренности» такое, что заставляло искать эти слова снова и снова. Чувствовалось, что речь идет о явлении, угаданном верно, но оцененном совершенно несправедливо.

И хотя разгадать секрет воздействия, «магию» СС, все равно невозможно, но попробовать все же хочется… Первые предположения были такими: сила СС – в самоотдаче, в настроенности души на улыбку и принятие другого человека. В самоиронии, отсутствии «важности» и способности объединить других вокруг себя. В том, что не выплескивает сильную эмоцию прямо на публику, а преображает ее: горе – в радость, боль – в красоту. А поскольку каждый нуждается в таком преображении и высветлении болезненных чувств, то и отклик и отдача зала тоже очень большая.

Но какого-то звена, кусочка паззла все-таки не доставало. Хотя бы потому, что все время крепло интуитивное ощущение, что творческие поиски СС идут в направлении некоего самостоятельного жанра или стиля, не похожего ни на что вокруг, для которого важно сразу все – и стихи, и музыка, и ее собственная личность. И оказалось, что новое – это «хорошо забытое старое», а ниточка преемственности начинается, завязывается в той точке, в какой она когда-то прервалась.

Переломным для меня стал тот момент, когда СС на концерте в Москве спела «Старинные часы». «Мне нравится» она исполнила по-своему, неповторимо, но тогда удовлетворяло, что спела НЕ ХУЖЕ, чем АБ. А «Старинные часы» она спела ЛУЧШЕ – собравшись в одно целое, из самой сердцевины. В исполнении АБ звучали трогательные интонации беззащитной и нежной женщины. СС же исполнила эту песню и как мужчина, и как женщина одновременно – как тот, кто терпит боль и тот, кто причиняет боль. Спела из самого средоточия боли… И это прозвучало более мощно и проникновенно, чем при первом исполнении песни.

Под впечатлением от «Старинных часов» я в течение нескольких дней переслушала почти все сохранившиеся записи А.Пугачевой (с нескольких МР3). И это дало возможность как-то заново увидеть ее творчество как целостное явление. Когда-то в прошлом, слушая ее вместе со всей страной, я воспринимала АБ, как и все, «по кусочкам» - к одному кусочку прибавлялся другой: сначала она была такая, потом такая, затем уже вот такая … А вот как одно целое то, что она сделала, можно понять только сейчас - на большом расстоянии.

В одной из статей об АБ говорилось, что главным рубежом в ее творчестве стал момент, когда она сознательно начала петь «от первого лица»: вышла на сцену и заявила о своем «Я». До этого она, как и все советские певцы, пела «про другое» - трогательные песенки про «Робота» и про то, «Что может сделать атом». Но в песнях от первого лица ее «Я» стало магнитным ядром, вокруг которого начал выстраиваться целостный и очень личный мир – эмоций, мыслей, переживаний. Песни писались разными поэтами и композиторами. Но отбиралось из них только то, что больше всего соответствовало Образу, выстраиваемому АБ: чуткому, нежному, порывистому, тоскующему по любви, размышляющему о жизни, мудрому и непоследовательному одновременно, - Образу «Женщины, которая поет»…

Возник парадоксальный эффект: опорой, видимой стороной этого Образа, была личность реальной женщины – Аллы Пугачевой. Но он был намного БОЛЬШЕ, чем она. И как бы сквозь нее просвечивал… Бурно возмущающиеся или, наоборот, бурно любящие ее зрители взаимодействовали с этим образом, а не с самой АБ. Она сознавала это и даже обыгрывала в песнях:

Так же, как все, как все,
Я по земле хожу, хожу.
И у судьбы как все, как все
Счастья себе прошу.

Стоит напомнить, что все это происходило «в глухие советские времена», когда выделяться из толпы было противоестественно и опасно. И образ Женщины, откровенно обнажающей свое сердце на сцене, был совершенно революционным.
Тем более что это сердце оказывалось источником самых мощных и противоречивых эмоций – от нежных и самоотверженных («Не отрекаются любя» и пр.) до резких и воинственных, едких и насмешливых («Я устала быть хорошей», «Люди» и мн.др.). Противоречивые изломы души, когда щемящая любовь прячется под маской издевки и неприязни, выразила в своих песнях именно Пугачева («Глазам не верю – неужели в самом деле ты пришел….» и пр.). Ситуация любовного конфликта постоянно питала ее творчество, становясь сюжетом многих песен и раскрывая разные грани образа Женщины, способной быть и самоотверженной, и требовательной, и жестокой. Да еще и умной, умеющей, в конце концов, понять и самое себя и своего партнера.

Не менее ошарашивающим для слушателей стал и накал эмоций в большинстве песен АБ, их крайняя степень, предельность («Уж если ты разлюбишь, так теперь…», «Кто виноват?» и пр.). Откровенный эротизм («Я больше не ревную» и мн.др.). И совершенно новые, необычные для советской эстрады, отношения с публикой – прямые выходы в зал и пр., уничтожение «стены» между зрителями и певицей.

При этом столь радикальный переворот на сцене осуществила ЖЕНЩИНА – уязвимая, ранимая, открытая всем недоброжелательным взглядам и оценкам; откровенно обнажающая свою зависимость от любви, свою ревность и злость, свое разочарование в любимом; свою наивность и свои надежды, а главное – испепеляющую ее нежность.
Так что если уж на то пошло, то первым «снайпером» на нашей сцене была, конечно же, Алла Борисовна Пугачева.

Еще мне кажется важным, что в ее лучших песнях возник образ, который постепенно вырос до символа. Это – образ СЦЕНЫ: места казни и одновременно свободного пространства творчества (а себя она, как известно, отождествляла с Актрисой). На сцене певец каждый раз умирает и рождается заново. Он предельно уязвим и открыт – глазам, как любящим, так и судящим, оценкам, как восторженным, так и уничтожающим.
Он целится в зрительское сердце, и одновременно сам становится мишенью. В этом смысле «снайпер» - универсальное определение певца, артиста, с предельной искренностью выступающего со сцены. Не случайно среди лучших пугачевских «монологов» (в числе которых «Уж сколько их упало в эту бездну» на стихи МЦ) была и песня на стихи Б.Ахмадулиной:

Пришла и говорю: как нынешнему снегу
Легко лететь с небес в угоду февралю,
Так мне в угоду вам легко взойти на сцену.
Не верьте мне, когда я это говорю!

Образ сцены присутствовал у АБ во многих песнях – от «Маэстро» («Я теперь стою на этой сцене») и «Биса» («Я вам спою еще на бис – не песнь спою, а жизнь свою…») до «Когда я уйду»:

О, сцена, свободная как небеса!
Ты дай мне побольше простора.
Я знаю: с тобою живут голоса
И души ушедших актеров.

Но драматизм отношений со зрителями, поклонниками, полнее всего передавала именно эта песня – «Пришла и говорю»:

О, мне не привыкать, мне не в первой, не внове
Взять в кожу, как ожог, вниманье ваших глаз.
Мой голос, словно снег, вам упадает в ноги.
И он умрет как снег, и превратится в грязь.

Еще одним символом обновления, преображения в песнях АБ был образ ОЗЕРА, водоема, купания в глубокой воде («Озеро надежды», «Паромщик» и пр.).

Постепенно от своего сценического образа Женщины, Которая Поет, Алла Пугачева дрейфовала в сторону образа «просто женщины, запутавшейся в отношениях». Это тоже очень интересный и значимый образ для зрителей. Но он уже не имел такой мощной мифологической опоры как образ Артиста (Арлекино, Певчей Птицы и пр.). В последних, поздних песнях, АБ, переболев и перегорев, смогла воплотить глубочайшую и мудрую иронию – по отношению к самой себе и своим критикам. И спеть напоследок такой шедевр как «Настоящего полковника» (неслучайно исполненного знаменитым дуэтом в ресторанчике на берегу Финского залива).

Но эта интонация некролога означает всего лишь то, что жизнь продолжается. И об этом – дальше…

Когда на сцене возникает некое «Я», вмещающее в себя целый мир, - это очень значимо для зрителей. С помощью подобного Образа и благодаря ему люди проживают СВОИ эмоции, обретения и потери. И через него – опосредованно – принимают и любят самих себя, прощают себя и друг друга. К тому же АБ создала на сцене не только сам Образ, но и картину общения человека с потенциально заложенным в нем Образом, постепенного дорастания до него или, наоборот, усталости от него. И в этом тоже заключена универсальная ситуация взаимодействия человека с самим собой, с теми возможностями, которые в нем заключены, с тем, каким его видят окружающие…

Осознавать различие между конкретным «собой» и возникшим на основе твоей личности Образом под силу не каждому артисту. Слишком легко и слезы, и восторги принять на свой личный счет. И величие АБ, по-моему, не только в том, что она была ПЕРВОЙ – первой отважилась проявить «непокорное Я», петь о реальных чувствах, облачиться в яркие балахоны (которые в 70-е гг. выглядели много более скандально и вызывающе, чем все, что угодно, в наши дни), - и это женщина, которая в юности была болезненно-застенчива, так что могла носить только темную одежду, чтобы не привлекать к себе внимания. Ее масштаб и сила проявились, как мне кажется, и в том, что она практически всегда очень четко осознавала РАЗЛИЧИЕ между собой и своим Образом. Свидетельством чему, может быть, например, песня «Когда я уйду» («Когда я уйду далеко-далеко, не мучаясь и не тревожась…»):

Умчится мой поезд, на стыках звеня.
Умолкнут былые оркестры.
И тот, кто родится позднее меня,
На сцене займет это место.

Важно здесь не только понимание преемственности, ощущение себя звеном в единой цепи, но и очень точное слово «это»: «На сцене займет ЭТО место», а не «мое» место.

И вот недавно, услышав, как Светлана Сурганова исполняет «Старинные часы», я, наконец, поняла, почему никак не могла объяснить людям, невысоко ценящим Светины стихи, что «стихи тут не главное» (при том, что мне-то они нравятся). Возможно, помогло напоминание об АБ, чья песня как бы «заново родилась» на моих глазах благодаря Свете.
Мне кажется, мы наблюдаем тот же самый феномен, который когда-то начал прокладывать себе дорогу в творчестве АБ: рождение ОБРАЗА, возникшего вокруг СС благодаря удивительной целостности лирического героя.

При все различии песен и их авторов (от Лорки, Беранже и Бродского до С.Голубевой и К.Левиной, не говоря уже о собственных стихах СС) их пронизывает и объединяет исключительное единство взгляда и мировосприятия. Эта целостность проникает во все песни, создаваемые СС, из года в год, очень последовательно выстраивая тот самый Образ, который не равен реальному человеку и намного БОЛЬШЕ его. Можно сказать, что он воплощает ЛУЧШЕЕ, что заключено в СС. Но с таким же успехом он резонирует с тем лучшим, что есть в каждом из слушателей, и, может быть, поэтому многим людям дает такое чувство радости и освобождения. Да и сама СС это чувствует, когда, принимая потоки роз, смущенно отшучивается: «Я не достойна всего этого…». Она-то, на мой взгляд, достойна, да только объектом всех этих восторгов и подношений в определенном смысле является НЕ ОНА, а то, что незримо парит за ее плечами (хотя и благодаря ей).

Этот парадокс отношений творца с созданным им образом не так-то просто постигнуть: это – НЕ я, но это существует БЛАГОДАРЯ мне. Значит, в каком-то смысле – и «я» тоже. В итоге человеческое «Я» расширяется до размеров дома, становится всеобщим, а не только чьим-то узко-личным; а чужие эмоции переживаются как свои – и артистом, и зрительным залом.

Когда я это поняла, для меня все «сошлось», как в пасьянсе:
и уникальное значение ЛИЧНОСТИ самой СС в ее творчестве; и ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ эффект ее выступлений; и бурный отклик и соучастие зрителей; и странное ощущение «театра», связанное не столько с демонстративной общительностью СС на публике, сколько с очевидным присутствием ОБРАЗА, превосходящего возможности конкретного человека. Именно этот образ человеческого сердца как Источника, единого для всех, и проявился первый раз на нашей сцене в облике Женщины, Которая Поет.

Параллельно, кстати, возникла другая линия – песни, зерном которых служило исключительно само стихотворение. Новый жанр «поэтической песни», созданный, взрощенный и с максимальной полнотой воплощенный Еленой Антоновной Камбуровой. В нем все подчинено раскрытию смысла и звучания СТИХА (как правило, великих поэтов)…
Пугачева же все, грубо говоря, адаптировала «под себя», - от Мандельштама до Шекспира. И на том месте, на котором она находилась, это было оправдано, потому, что работало на Образ.
Камбуровская «линия» оказалась очень плодоносной. Она создала свой театр, и сейчас существует довольно много выдающихся авторов «поэтической песни» (от Елены Фроловой до Эльмиры Галеевой, Ник. Якимова, и мн.мн. др.).
А вот вторая, пугачевская, повисла в воздухе… Бесчисленное множество мелких «попсовых» певцов не имеют к тому таинству, которое можно было наблюдать в 70-80-ее гг. на концертах АБ, никакого отношения. Они поют про «чужое», ничем не рискуя.
Магия создания Образа вокруг единой личности – это совсем другая история.

Но на последнем концерте СС (в Б-2 18-го дек.) я почувствовала себя человеком, случайно ставшим свидетелем сбывающегося пророчества:

Умчится мой поезд, на стыках звеня.
Умолкнут былые оркестры.
И тот, кто родится позднее меня,
На сцене займет ЭТО место.

Кстати, об оркестрах… Даже «классическое» звучание сургановского Оркестра подчеркнуло эту преемственность, в чем-то напоминая добротный советский инструментал 1970-х гг.

А как же Диана?! Ведь «снайперов» когда-то было двое…
Мне кажется, что творчество ДА – это чистый эксперимент. Невероятно интересно, как будет развиваться и складываться творческий путь человека, выпадающего изо всех традиций, никого не продолжающего и не желающего ни в чьи руки передавать «это место» (СС-то, наоборот, слишком торопиться передавать – со своим «продюсированием молодых исполнителей»). Отказывающегося умирать, отпускать прошлое, и именно поэтому не могущего никак до конца родиться…

Впрочем, и на этот счет – о расставшихся «снайперах» - есть пророчество «от Аллы Борисовны»:

Пусть мы далеки, как ДА и НЕТ,
И рампы свет нас разлучает.
Но у нас одна – да, да, одна! –
Святая к музыке любовь.








автор: Тюпа

  18:38 22 декабря 2005,   автор:   baur 

Спасибо, Тюпа. Вы, как всегда, на высоте. Согласен на все сто, что образ, порождаемый настоящим поэтом, певцом, актёром, - больше , сильнее и прекраснее своего создателя. Но он и неотрывен от него, между ними нет разделяющей черты. Можно назвать этот образ иллюзией, мечтой. Но если иллюзия, мечта обладает такой силой воздействия на людей, она превращается в реальность.
Многие певцы и актёры говорили, что по-настоящему они живут только на сцене. Всё остальное - это только ожидание вот этой настоящей жизни. Причиной тому энергетический обмен с залом, с людьми, и предельная обнаженность, открытость - вот она я, на свету, как на ладони, под прицелом сотен глаз.
Не хочется мне сравнивать Свету с Пугачёвой. В Светлане есть такая оригинальность и самобытность, которой у Пугачёвой даже в молодости не было. У Пугачёвой был голос, талант, дерзость. А вот изюминки не было. Тётка, как тётка. Которая поёт. В этом отношении новая женская волна примечательна - у неё есть харизма. У Земфиры, у Арбениной, у Сургановой - всё это личности харизматические. Которым можно сказать: ты просто стой и улыбайся. Пугачёвой такого не скажешь. Пугачёва без песни - это не объект поклонения, а персонаж жёлтой прессы.
Ни в коей мере не отрицаю заслуг Аллы Борисовны. Я сам вырос на её песнях. Перефразируя известную цитату про гоголевскую "Шинель" - все мы вышли из Пахмутовой и Пугачёвой. Только Света для меня больше, чем просто талантливая и популярная певица. Она меня загипнотизировала, приворожила, как удав кролика :о) Своей харизмой, обаянием, неповторимостью. Скажу откровенно, я Диану люблю за песни, а Свету люблю за Свету. Вот так :о)
  19:17 22 декабря 2005,   автор:   зебра 

"Тётка, как тётка. Которая поёт"

Зря вы так!!!!!!!!!

От "тетки" вся страна с ума сходила несколько десятилетий. Алла Борисовна - необыкновенная певица, необыкновенная актриса. Ее популярность и любовь, которую она заслужила у народа еще никто не переплюнул. Все в ней было: и красота и харизма и энергетика и потрясающий артистизм...

Мне не нравится творчество поздней (пост-советской)Пугачевой, но то, что она сделала в молодости..песни которые она спела - это шедевры, которые будут еще жить и жить.
Дай бог, чтобы светины и дианины песни жили так же долго.

Не обижайте Аллу Пугачеву!!!
  21:20 22 декабря 2005,   автор:   baur 

Да кто же её обижает. Это любя :о) Это ведь и моя юность с её песнями прошла. Но первым снайпером я её не назову.
А "тётка" - это не ругательство, а близкая родственница :о)
  22:42 22 декабря 2005,   автор:   Тюпа 

Baur

«Не хочется мне сравнивать Свету с Пугачёвой»

Уточняю: ИХ никто не сравнивает. Это совершенно разные люди, принадлежащие разным эпохам.

Но когда в основе творчества (а Пугачева хоть сама песен и не писала, но проживала их как актриса, то бишь творчески) лежит ЕДИНЫЙ образ, глубоко укорененный в душе исполнителя, это производит особый эффект и придает исключительную целостность творчеству. Речь шла об их подобии по этому признаку, а не о личностях…

«У Пугачёвой был голос, талант, дерзость. А вот изюминки не было. Тётка, как тётка. Которая поёт.»

Вы, наверное, еще очень молоды и того времени не помните. Поэтому Вам трудно представить, какую нужно было иметь внутри силу (и, естественно, «изюминку»), чтобы на фоне тогдашнего повального обезличивания выстроить настолько личностный сценический образ. И быть в этом ПЕРВОЙ… Ведь все остальное было уже ПОТОМ.
  23:11 22 декабря 2005,   автор:   Flam 

Согласна с зеброй и Тюпой на все сто:))
Время летит так быстро, что уже не понятно, когда это было – день, месяц, год или десятилетие назад...
Но то, что было - не вычеркнешь! Я помню концерт АБ в Лужниках... сижу на самой верхотуре, звук отвратный, не слышно ни слова, всё гремит и грохочет, в ушах - вата, видимость – на нуле. Но какое блаженство!!! Её голос взмывает над сценой... вверх... на трибуны... окутывает... обволакивает... проникает внутрь... ты растворяешься в нём... и нет большего счастья, чем слышать его внутри себя... чем петь вместе с ней!
И я счастлива, что смогла испытать это снова на концертах Светланы!!!
И даже больше! Если те мои чувства можно было назвать увлечением, то сегодняшние – настоящей любовью!
А что может быть прекраснее любви?:)))


Отредактировано 01:04 23 декабря 2005 Flam
Спасибо :-)
  19:00 24 декабря 2005,   автор:   cpr 

Очень тонко подмечено :-)
Спасибо!
Cpr
  20:40 24 декабря 2005,   автор:   Тюпа 

Cpr

И Вам спасибо!

В качестве приложения - бытовая зарисовка под названием «Устами младенца».

Мой 14-летний сын равнодушен к «Ночным снайперам» и СиО, но зато любит группы «Ария», «Король и шут», «Эпидемия» и пр. Недавно он заходит на кухню, на которой играет магнитофон. Оттуда доносится голос Пугачевой – «Волшебник-недоучка». «Ой, выключи, - морщится он. – Мне сейчас не хочется это слушать. У нее песни – в стиле Сургановой…».

Ну, когда я от 14-летнего подростка, совершенно непредвзятого, услышала, что у Пугачевой песни - «в стиле Сургановой», то, честно говоря, порадовалась, восприняла это как подтверждение.

А еще на своих МР3 я наткнулась на запись «живого» концерта АБ. И этот «живой» - в отличие от студийных записей – дает представление, как Пугачева проявлялась непосредственно на сцене, насколько свободно она себя на ней ощущала. Например, играла со звуком, в шутку меняла тембр голоса… В одной из песен она переходит на сопрано (если не ошибаюсь), пропевает так пару фраз… Потом срывается, хохочет… Затем переходит, наоборот, на более низкий тембр, продолжая пародировать оперу. Комментирует между куплетами свое состояние… Пропевает полкуплета с зажатым носом. Дирижирует своим оркестром, с которым они порой так же хулиганили (это в эпоху-то «застоя»), используя в аранжировках куски из классических произведений… Например, в одной из песен АБ (с того «живого») очень зажигательно звучит Кумпарсита, да и не только.

И все это сценическое «хулиганство» настолько «в стиле Сургановой», что даже не верится.

Я, конечно, не провожу никаких слишком прямых параллелей… Совершенно разные люди, принадлежащие к разным эпохам. Но само это явление, когда человек выходит на сцену и, опираясь только на себя, на свое личностное ВИДЕНИЕ, творит целый мир вокруг себя – очень важно. Потому что тогда КАЖДЫЙ человек в зале начинает чувствовать, что он обладает этой способностью, этим творческим потенциалом – создавать свой мир.

Я вдруг поняла, что АБ – это не единичное явление, а основатель целого «направления», линии, традиции, которая до сих пор еще не была никем подхвачена… Потому что для этого на сцену должна была выйти ЛИЧНОСТЬ такого же масштаба (тут даже голос – не главное). И теперь это случилось… Ниточка подхвачена.

А тот образ, который у людей, не заставших расцвета АБ, взят из ТВ и газет – «персонаж желтой прессы», это что-то вроде этикетки на бутылке. К реальному явлению не имеет никакого отношения… Как след на воде.


  09:06 26 декабря 2005,   автор:   Конструктор 

Тюпа. Спасибо огромное! И за Свету, и за Аллу Борисовну.
  23:32 11 января 2006,   автор:    

БРАВО, Тюпа!

Я бы только сказала, что Образ, созданный А.Б. всегда, даже в молодости был великолепен, но слишком вседержавен, авторитарен что ли, она вся была в нем, она продумывала его до каждой мелочи и не оставляла место зрителю для своего мироощущения,она его диктовала, и ты его принимал, хочешь или нет.Потрясающая женщина!

Я просто покорена проведенной Вами параллелью.Не знаю можно ли к ней что-то добавить и надо ли, просто Вы всегда порождаете желание высказаться.Так вот для меня в Сургановой очень важно то, что она, мне кажется, не создает ОБРАЗ, а намечает его, она скорее рисует Символы,обозначая ими свои ценности, а Образ как таковой она всегда делегирует зрителю, я по крайней мере особенно ценю ее за это.Я чувствую себя свободной на ее концертах рождать свои Образы. Иногда мне даже кажется, что Сурганова именно потому так осторожна и избирательна, порой даже до педантизма, иногда даже отстраненна по отношению к собственному творчеству,экспериментируя с ним как-будто со стороны, и как бы приглашая всех остальных к сотворчеству. Я бы сказала такая творческая деликатность, способность не МЕШАТЬ каждому осознать рождающийся ОБРАЗ как субъективный и принять это.Что-то вроде предложения соучастия в поиске.

А.Б. искала сама и предъявляла результат поиска.И зрителю оставалось только удивиться.Вот как раз на концертах А.Б. чувствовал себя кроликом ( или бандерлогом):) перед глазами удава.Завораживающе пока действует гипноз.

Сурганова мне кажется больше абстракционист в музыке, она использует творческий материал как язык символов, не буквально как-то, чем проще язык, тем сложнее выражение чувства.
Кстати Арбенина в этом плане даже ближе к Пугачевой, она несет готовый результат своего мучительного поиска.

  23:40 11 января 2006,   автор:   YKD 

Прошу прощения.Это запоздалое привидение, я,YKD.
  00:09 12 января 2006,   автор:   Тюпа 

YKD

Огромное спасибо! Вы поразительно точно обозначили ОТЛИЧИЕ и ОСОБЕННОСТЬ Светланы Сургановой, именно то, в чем заключается ЕЕ сила и потенциал. Я это чувствовала, просто не могла так замечательно сформулировать, как это у Вас получилось.

Кое в чем АБ и впрямь ближе к Арбениной - еще и потому, что она отважно выносила на сцену отрицательные эмоции: гнева, обиды, разочарования в любимом. Но сама же АБ их и уравновешивала в других песнях, в своем исполнении – нежностью, самоиронией, мольбой о ласке и понимании. Вообще АБ принесла на сцену практически ВСЕ мыслимые и немыслимые эмоции, возникающие в любовных отношениях. И в этом смысле она оказалась универсальна и самодостаточна… И воплощала она эти эмоции – так же, как и свой сценический образ, - очень властно, завораживающе! Тут я тоже соглашусь.

Конечно, в Пугачевой может не доставать тонкости и глубины СС, способности Светы к отстраненному наблюдению. Но и в АБ есть зачаток «женщины-философа»! У нее было много песен-размышлений – вплоть до самых общих: «о жизни», о судьбе актрисы, о смерти, о быстротечности времени…

Пожалуй, ОБРАЗ, созданный АБ на сцене, это прежде всего образ АКТРИСЫ, пытающейся познать свою собственную, вечно меняющуюся суть. По-своему страдающей от смены масок, тоскующей по подлинности и прорывающейся к этой подлинности через эмоцию! К тому же АБ пела НЕ СВОИ песни, в отличие от Светы, а песни, создаваемые для нее разными авторами, с разным уровнем таланта и глубины. Различий много…

Но в тот момент, когда писалось это эссе, меня увлекла картина их сходства, подобия – в философском подходе к миру, в целостности образа, в самоиронии. Последнее особенно важно, потому что даже сейчас, когда об АБ говорится почтив прошедшем времени, и многие искреннее считают ее «персонажем желтой прессы», ее способность ПОСМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ (а заодно и над своими недоброжелателями) во многих последних песнях («Живи спокойно, страна!» и пр.), в мюзикле «За двумя зайцами» и пр.пр., меня просто восхищает!

А еще меня очень порадовал один из ответов Светланы Сургановой Апрелю. На вопрос: «Рискнете ли Вы спеть «Уж сколько их упало в эту бездну»?, она ответила: «Сделаем. Только это гиперответственное мероприятие». Это тоже подтвердило для меня возникшую версию – о некой продолжающейся между ними линии.

Почти не серьезно
  00:35 12 января 2006,   автор:   YKD 

Хотите еще одну общность: когда критикуют А.Б. или Сурганову, у меня в голове возникает одна и та же фраза " Ей все можно!" Я даже попыток быть объективной не делаю:)Это конечно шутка, насчет общности::)
YKD
  18:18 12 января 2006,   автор:   Конструктор 

Аналогично! ) Только у меня эта фраза про Аллу Борисовну звучит: "Ей - я прощу ВСЁ."
Мы в школе все звали её "Аллушка". Отчества её в те годы никто не знал...





статьи 
Из жизни привидений:
Все из рубрики »»
Dusya: Выборы, "электоральное поведение", итоги года и общая целесообразность.
Dusya: "Сливки с Огоньком"
Dusya: Бес'предельная осень
Dusya: 19 августа.
Dusya: Дважды в тему.
Материалы к сборнику очерков о стихах:
Все из рубрики »»
груша: Неужели не я
Олеся: Завоюй меня. Любовь ещё быть может…
Я_помню: Блюзы гор.
груша: "Я в этом марте, в этом марте навсегда..."
Фанни: О наших литературоведческих перспективах
Навстречу 15-летию НС:
Все из рубрики »»
Dusya: А давайте подумаем вместе!
наши мысли о них:
Все из рубрики »»
Arbekova: ВТВ: адресат(ы). Ч. 1
Джулька: Диане
Arbekova: Конец связи
Arbekova: Цитируя друг друга даже в лютую зиму…
Тюпа: ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА
ощущения:
Все из рубрики »»
_Ksenija_: Два часа рядом со снайперами
Arbekova: Об аудиокниге "Я говорю. Бег"
Arbekova: Без имён
Arbekova: Delirium
Arbekova: Сказки создают не фанаты, сказки создают любители
Просто стихотворение - благодарность за творчество:
Все из рубрики »»
Anna87: Посвящение
снайперский юмор:
Все из рубрики »»
Фанни: лирическое посвящение от Ольги Алексеевой
cpr: Паттерн - "Ехать вместе"
Сестра Милосердия: Робинзон - 2006
Сестра Милосердия: Глава Первая и Последняя, в которой обитатели Странного Места встревожены пожелтевшим документом
Сестра Милосердия: Про Это
Сургановедение:
Все из рубрики »»
Lenzz: Мир женщины в творчестве Светланы Сургановой
Arbekova: Воздух (не столько о песне...)
Lenzz: Самая весенняя группа – Сурганова и оркестр
Lenzz: Значение белого цвета в творчестве С. Сургановой
delada: Песни на чужие стихи - оригинал и вариант Светланы



Апрельский Альманах
(сборники 2003-2004гг.)
Просто жизнь...
Ощущения
Стихи

 

© 19august93.nsarchive.ru
0.042