|
|
|
С какой бы стороны мы ни подошли,
как бы ни трактовали этот вопрос, в
конечном счете нам придется признать,
что искусство - это выражение чувств. …
Хосе Ортега-и-Гассет, Musicalia.
Я очень люблю читать размышления на Апреле, порой наивные и простые по форме, но ясные и искренние по содержанию, а порой поражающие глубиной и оригинальностью. Но даже несмотря на то, что среди размышлений присутствуют довольно серьезные эссе, написанные совсем не новичками, на мой взглят всегда остается все же что-то недосказанное, недоопределенное. Увы моя профессиональная область равноудалена как от искусства, так и от эстетики, и поэтому выскажусь как кибернетик – все эти размышления страдают одим и тем же – неполнотой модели. Ночных Снайперов (в данном случае речь идет о них “и до и после”) всегда интересно анализировать, но анализ по сути своей берет какую то часть явления и разбирает его на составляющие, неизбежно теряя при этом синергичную составляющую, т.е. то что формируется не как простая сумма, но как новое качество. Творчество НС имеет синтетическую природу, которая объединяет слово, музыку и их собственную харизму.
Многие упрекают их поэзию в несовершенстве. Что ж, мне наверное трудно быть объективным в данной ситуации, хотя многие их стихи мне нравятся. Я не специалист в поэзии, но тем не менее, как дилетанту-любителю, мне все же очевидно, что в их текстах явно присутствует, именно то, что отличает графомана от поэта, а рифмованный текст от стихов – это наполненность подлинными эмоциями, наличие личного месседжа если угодно. Выражаясь совсем просто – им просто есть что сказать, и они говорят. Впрочем оставим поэтический разбор тем, кто в этом понимает больше меня . Для меня очевидно другое, их творчество – хорошая иньекция поэзии в своего слушателя, причем не только своей. Среди лучших их произведений есть песни на чужие стихи, причем на стихи высшей поэтической пробы. Кто может так чувствовать чужие стихи, что бы превратить их настоящую песню? Наверное только поэт . Уникальное объединение высокоэлитарного и глубоко народного, я бы его даже назвал парадоксальным.* По крайней мере для меня их творчество в свое время послужило катализатором для повторного обращения к поэзии серебрянного века (и не только). По сути их творчество – настоящая реинкарнация древнейшего песенного протоискусства, которое породило в дальнейшем поэзию и литературу, музыку и собственно вокальное искусство. Правда в той или иной степени это можно отнести и к другим выдающимся авторским рок (и не рок) коллективам. Что же отличает НС от остальных? Я бы даже сформулировал вопрос немножко иначе – чего не хватает другим? Я думаю, глубины и достоверности передачи эмоций. Снайперы - Ренессанс романтизма если хотите. Как сказала Тюпа “Снайперы – это сама любовь”, от себя могу добавить: - “и не только любовь”. Не хочется говорить об отдельных произведениях, дабы не впадать в анализ с, но лично я не раз слушая песню или читая стихи ощущал, что это было со мной, я это пережил. (Тем более, что с окончаниями здесь все в порядке ). С другой стороны такой анализ вообще врядли возможен иначе, как внутри себя. Слишком лично, слишком глубоко, слишком сильно. Мысль изреченная – есть ложь, эмоция, кристаллизованная в песне – истина. Я спросил одного близкого мне человека пишущего стихи, почему он (или она, не важно) редко их показывает или не выкладывает в интернете. На что я получил простой и ясный ответ – “а зачем, мои стихи это отпечатки моих переживаний, и зачем они кому то еще?”. Подавляющее большинство песен НС – не то что отпечатки, а настоящие голограммы их (и наших кстати) эмоций.
Природа творчества НС не только синергична, но и парадоксальна по своей сути. Парадоксальное сочетание древнейшего искусства с классическим романтизмом помноженное на реализацию неклассическими поэтическо-музыкальными средствами делает НС выдающимся явлением в современном отечественном общекультурном контексте. Они для меня например гораздо более интересны чем например Zемфира или Жанна Агузарова при том, что в определенном смысле и первая и вторая – вершины непревзойденные. Не уверен в правомерности здесь этого термина, но я бы назвал эти “неклассические” средства постмодернистскими. Поскольку налицо использование явно неклассических приемов организации текста и музыки, при том что достигаемый результат самый что нинаесть реалистический – мощнейший в своей достоверности эмоциональный ряд в самом классическом понимании, а совсем не какой то там сюрреалистический тонко-неуловимый эффект восприятия. За этим уж точно не к Снайперам.
ДА в своевремя меня очень порадовала, не клюнув на наживку Татьяны Толстой в виде “крупного поэта”, ** ей достало самоиронии и скромности, но все же и ДА и СС даже не являясь крупными поэтами создают настоящее искусство, насколько это вообще возможно здесь и сейчас. Они не поэты и не певицы, они Артисты.
Есть еще один снайперский парадокс, во всяком случае для меня он существует. Это их эксистенциальная двойственность в том смысле, что их всегда двое. Я их не могу разделить, но не в том, что я их не могу представить отдельно. Очень даже могу к сожалению, представлять особо нечего – факт налицо. Когда пытаюсь думать об их песнях например, сразу возникают параллели на “другом берегу”. Или например, попробовав что нибудь написать в снайперскую почту ДА, я понял что это для меня крайне сложно, именно по причине неизбежного появления тени СС. Да и сочиняя для шапки Апреля текст для фигурки Сурика испытывал явные сложности того же свойства. Возможно в этом, по крайней мере для меня, и гнездится несомненный интерес к изучению их биографии. Именно биография личности помогает воспринять ее неповторимую индивидуальность. Еще в школе моя любимая учительница литературы прежде, чем начинать изучение нового поэта или писателя подробно рассказывала его/ее биографию. Здесь же сразу две личности, две биграфии, неимоверное количество песен и эмоций. Они же сами есть продолжение их песен. Интерес к ним является продолжением интереса к их творчеству, а не приступами болезненного интереса к чужой личной жизни. В конце концов, кто же соберет материал для будущих учебников? Я извинясь за некоторый отход от темы, но мне кажется, что признавая подлинность их творчества как искусства, мы должны понимать, что за этим следует и определнный интерес к их биграфиям и реальным личностям.
* Данное свойство было четко декларировано СС в одном из Лисьих интервью.
** Известная передача “Школа злословия”
ПС
С Новым Годом!
автор: cpr
|
|
cpr, а когда следующая реогранизации dbspace сервера? ;))
Спасибо вам :) |
|