|
|
|
Каникулы кончились)))
Давайте с новыми силами вернемся с нашему проекту сборника статей!
Во-первых, предлагаю просмотреть все уже выложенные топики этого раздела - смелее добавляйте свои рассуждения в любой из них!
Во-вторых, давайте попробуем обсудить одну из самых известных Снайперских песен - "Рубеж".
Краткая информация:
1991. Текст напечатан в сборнике "Цель". Песня вошла в альбомы "Детский лепет", "Рубеж", "Живой". Была в числе нескольких композиций, аранжированных Дианой и Светой к первому совместному выступлению на Всероссийском фестивале авторской песни (С-Пб) в сентябре 1993 г.
Возможно, "Рубеж" - это первая песня Дианы.
Комментарии Дианы:
"Я замечаю, что постоянно с кем-то прощаюсь, даже если со мной никто не прощается. Еще когда мы жили в Магадане, я была увлечена одним человеком, и это настолько во мне кипело, что я написала песню "Рубеж". Ей уже 11 лет, но она до сих пор актуальна".
«У меня был период такой влюбленности ядерной, и это все друг на друга наложилось, и стала писать».
автор: Фанни
|
|
Рубеж-одна из самых моих любимых песен в творчестве Ночных Снайперов. Не потому что популярная и чаще всего вертится на слуху, а потому что пробивает она своей энергетикой, своим каким-то драйвом и глубоким смыслом, изложенным четко, ясно (впрочем, как и в остальных снайперских текстах)
Вообще, уже давно поймала себя на мысли, что не могу анализировать стихи Ночных снайперов.… И опять же не потому что не нахожу смысла, а потому что поняла, тексты снайперов нужно сначала прочувствовать сердцем, как бы пропустить через себя, а потом уже понимать умом.…Но это так, лирическое отступление…
Я воспринимаю «Рубеж» как некий гимн сильного человека….
С первых же строк становится ясно, что герой переживает очень сильные перемены в своей жизни. «Когда придет зима, когда наступит февраль..»- здесь сразу чувствуется то настроение, которое нам хочет передать Диана: холод, снег. Сама зима здесь, мне кажется, ассоциируется с тем настроем, который живет в главном герое. Это все равно что «время года зима, время года терять…».Зима время холодов и потерь, чувства остывают…
«Я прикажу себе молчать и не ходить в тот дом…» Герой где-то внутри себя вершит над собой некую работу. Ему определенно не хочется терять то, что он имеет на данный момент, и поэтому приходится заставлять себя «молчать и не ходить в тот дом» Ведь Герой прекрасно понимает, что ничего изменить уже нельзя, но он понимает это только умом, а не сердцем: сердце пока еще живет прошлым…
«Кому-то станет интересно, в чем беда, я раньше не бывал так часто дома никогда…» И эта фраза еще раз говорит о том, что в жизни героя происходят перемены, меняется привычный образ жизни, может быть, даже ценности жизненные меняются.
Далее следует эмоциональный припев, который, подводит некий итог всего вышесказанного. «Но это просто рубеж и я к нему готов, я отрекаюсь от своих прошлых снов, я забываю обо всем, я гашу свет» Герой этой песни-сильная личность, которая способна анализировать события, происходящие с ним; личность фатальная…
Герой решает не идти на компромисс с судьбой, не играть с ней же в опасные игры, пытаясь закрыть глаза на те перемены, что с ним происходят. И поэтому он говорит, что готов к переменам, готов к рубежу…
«Когда ветра морские будут крепко дуть, я постораюсь сразу лечь и уснуть. Я это так давно и навсегда решил…» Эта фраза, мне кажется, является одной из самых важных в этой песни. Мы видим отношения героя к «рубежу», его реакцию на то, что происходит. Он не ищет поддержки у друзей и знакомых, не сходит с ума, в конце концов не бьет себя в грудь, говоря, что он сильнее обстоятельств и т.п. Он просто «ложится, закрывает глаза, гасит свет…» И это вовсе не значит, что он сдался, опустил руки, испугался обстоятельств. Нет, он- фаталист и сильная личность, поэтому в себе переживает то, что с ним происходит и не идет на компромисс с судьбой… Главный герой сильнее обстоятельств и это он подчеркивает фразой: «…и к каждому звуку я буду готов…» Опять же, он надеется только на себя и ни на кого больше: «..но в этом доме не предпримут ни малейших шагов…»
Последний куплет песни «рубеж» едва ли поддается анализу. Просто здесь описывается состяние, эмоциональное состояние героя после того, что с ним случилось, после того, как он миновал «рубеж» И на протяжении всей песни упоминается какой-то «дом» Он присутствует в каждом куплете. Вероятно, герой связывает свои переживания именно с тем человеком, который живет, а может и жил в «том доме, где холодно всегда без огня и с огнем» Часы в этом куплете, наверное, можно ассоциировать со временем, которое прошло с той поры, когда перемены в жизни главного героя начались…»Встретит хозяйка и посмотрит на часы…» Хозяйка, вероятно человек, который был дорог герою, а еще это лично у меня ассоциируется с той самой судьбой, которая так безжалостно и коварно играла с героем этой песни. И как итог «… тогда я пойму, что мой дом сгорел…Я оставил все, а сам уцелел…» Герой понимает, что многое пройдено, многое разрушено, многое в его жизни изменилось, но сам он остался цел, «уцелел» внутренне, сберег душу живой, открытой. Все в его жизни поменялось, а он сам выстоял, остался прежним…Он перешел на новый этап своей жизни, начался новый рубеж…
|
|
Песня «доснайперского» периода – вероятно, 91 год, максимум – 93-й. Предпосылки написания изложены самим автором: «Я замечаю, что постоянно с кем-то прощаюсь, даже если со мной никто не прощается. Еще когда мы жили в Магадане, я была увлечена одним человеком, и это настолько во мне кипело, что я написала песню "Рубеж"» (июнь 2003, Базаров-инфо). Песня для Дианы явно значимая – она вошла в различные альбомы, став заглавной для одного из них, неоднократно исполнялась на концертах. Возможно, это ее первая песня, во всяком случае, одна из первых.
Отзыв Gлобальной Fатальности в целом отражает мое впечатление о «Рубеже», соглашусь практически «по всем пунктам». Добавлю от себя несколько комментариев.
«Когда придет зима, когда наступит февраль и черный фонарь станет желтым, как янтарь» - воспринимается как единый момент времени, момент наступления зимы. Между тем зима приходит вовсе не в феврале, а фонарь вообще становится желтым каждый вечер. Я вижу два варианта «расшифровки»:
- герой ждет какого-то конкретного решающего вечера и перечисляет события, приближающие его к этому рубежу: сначала придет зима, потом наступит февраль, потом в один из вечеров, когда загорится фонарь…
- герой, напротив, еще не определился, когда же именно он перешагнет рубеж, и все откладывает этот момент. В данном случае его «навсегда решил» выглядит несколько по-детски, как желание каждый раз с нового года начать новую жизнь – «Я сейчас съем этот кусочек торта, а с нового года больше не буду… Я пойду в этот дом сегодня и завтра, но это не страшно, ведь я уже решил, что в феврале все прекращу».
«К каждому звуку я буду готов, но в том доме не предпримут ни малейших шагов» - герой ждет шагов навстречу, прислушивается в надежде услышать их звук и тут же радостно «включить свет», но он сам понимает – ожидание бесполезно, его отсутствие в том доме даже не заметят. «Когда пройдет много лет, и я вернусь в тот дом… меня встретит хозяйка и посмотрит на часы» - для «хозяйки» прошли лишь минуты, разлука не показалась долгой.
Про «хозяйку» - мои слова будут повторением уже написанного, но мне в очередной раз кажется, что это о любимом человеке, с которым невозможно быть вместе, который готов принять героя в свой дом на вечер, но не навсегда. Поэтому и «холодно всегда без огня и с огнем», поэтому приходится приказывать себе «молчать и не ходить в тот дом». Это, возможно, первая попытка «отречься от прошлых снов» и «забыть обо всем», потом такие попытки мы неоднократно увидим в стихах Дианы.
Вот на что я действительно хотела бы получить ответ, относительно этой песни… Каждый раз меня заставляет задуматься фраза: «И тогда я пойму, что мой дом сгорел. Я оставил все, а сам уцелел». Это радость тому, что сумел все оставить и уцелеть, или сожаление – я-то уцелел, но зачем, если не осталось ничего, что мне дорого? «Мой дом сгорел» - это невосполнимая потеря или освобождение от старого, ненужного?
|
|
Сразу скажу, что Рубеж - единственная нелюбимая мной песня ДА. Поэтому можно расценивать все мои слова, как неумное злопыхательство :)
-«И тогда я пойму, что мой дом сгорел. Я оставил все, а сам уцелел». Это радость тому, что сумел все оставить и уцелеть, или сожаление – я-то уцелел, но зачем, если не осталось ничего, что мне дорого?-
имхо, оч сомнительная радость - бродить по пепелищу, где сгорело ВСЁ.
Тут, чтоб не впасть в отчаяние, надо либо «постараться сразу лечь и уснуть», но не вышло, либо оглушить себя и других громким манифестом «что это просто рубеж, и я к нему готов».
А паазвольте Вам не поверить.
Можно, конечно, отряхнуть прах сгоревшего дома и прошлой любви с каблуков, объявив это просто очередной вехой, которых будет еще много. Можно назвать хозяйку дурой и «отречься от своих прошлых снов». Только это не значит, что и сны от тебя отрекутся:) придут снова, даже спустя 4 года, и насильственно-дистанцированный «тот дом» станет единственно-близким «этим домом», а «я отрекаюсь от своих прошлых снов» превратится в
"Отрекаются любя, но только не вдвоем,
Но только не вдвоем, но только не вдвоем,
Но только не вдвоем..."
Этот дом, 1995г.
Имхо дом и действующие лица в песнях Рубеж и Этот дом – одни и те же. Только чувства ЛГ в ЭД кажутся мне более правдивыми.
|
|
В феврале 1941г. Марина Цветаева написала такое стихотворение:
Пора снимать янтарь,
Пора менять словарь,
Пора гасить фонарь
Наддверный...
Удивительно, правда? Это был последний год жизни МЦ, её РУБЕЖ. А у ДА всё только начиналось... Я вот всегда думаю: как ТАКОЕ можно в 17 лет написать, первая песня - а такая взрослая, мудрая, выстраданная. Но это же Диана! Я,наверное, ничего нового не скажу, но всё же...
(Он=лирический герой). Все удивлены: почему Он теперь так часто дома? Почему вздрагивает от телефонных звонков? Чего Он ждёт? Да, Он отрёкся. Но к каждому звуку будет готов! Простите мне снова сравнение с МЦ, в голову приходит: "Всё проснётся - только свистни под моим окном". Но свиста нет... Помните, у Светы:"Телефонный звонок, где-то скрипнула дверь - то надежда, что ты идёшь". Так вот, в "том доме" "ни малейших шагов" не предпринимают. Тогда Он как будто говорит:"Ну и пусть!Я останусь с теми, к кому я привык!" А язык, видимо, приходилось напрягать всвязи с изучением ин.языка. Так что "переводчица" опять всплыла... Странно, почему не была прокомментирована самая, пожалуй,резкая фраза из этой песни, а именно то самое "вот дура!!!"? Думаю, не я одна слышала "рубеж" во всяких разных версиях - но "вот дура",кажется, нет только на официальной,т.е. на самОм альбоме.Почему?Ведь не по цензурным же соображениям:)))По-моему, очень классно эта строка была обыграна Светой на Сирине-2002, когда она с бубном была:)) Так вот..Он всё-таки вернулся в тот дом. Зачем?Кажется, этот вопрос для ДА был всегда актуален...Вернётся Он, "когда пройдёт много лет", т.е. это возвращение как бы ещё в перспективе.Он как будто знает, как всё будет:всё изменится, но дом останется таким же холодным.Видимо,эти огни никогда не станут друг к другу теплее...
Вот такая смесь из ассоциаций, впечатлений, раздумий.Никаких открытий я вроде не сделала, зато высказалась, как обещала:))) |
|