 |
 |
 |
Тухачевский, Барская, Эйдеман, Орджоникидзе, Уборевич, Флоренский, Лазаревич, Милютин, Прокофьев, Пятаков…
Что объединяет этих людей? Политики, военные, государственные, научные, духовные деятели… Да, все они были расстреляны в 37м…
«В период 1937 - 1938 годов смертных приговоров
по политическим статьям выносилось
около 1000 в день» («Хронос»).
Россия `37
Страх. Прежде всего страх. Что этот воронок не в твой подъезд. Что не в твою дверь, а в соседнюю. ЧТО НЕ ЗА ТОБОЙ. Днем – коллектив, оптимизм направленного действия, идеология, а ночью – страх, ком в горле, безумные глаза, каждый звук как стук в твою дверь…
Репрессии… Преследования и эмиграция.
«Чарли Чаплин стреляет в упор…» Возможно, речь о его режиссерской работе «Месье Верду» о наемном убийце? Ведь именно после «Месье Верду» началась травля Чаплина, заставившая его в итоге уехать из США. Месье Верду, самый необычный и самый пронзительный шедевр Чаплина. А так же, во многом последний в его творческой карьере (пишет некий http).
Бунин уже в эмиграции. Не смог он жить в стране, где у власти ненавистные ему люди. В «Окаянных днях» он первым понял, что пропала уже Россия, и ее не вернуть… Он во Франции пишет «Темные аллеи». Его рассказы полны тонкого эротизма и чувственности. Будто на бедрах подруги написанные…
Германия готовится к мести. Национал-социалисты уже у власти и заводы на оборону работают. Преддверие новой войны… Нет – сверхдостижения в битве за урожай, рекорды в литье металлов и добыче сырья, товарищ Сталин с детьми. «А на экране жесткое порно, но детям об этом не скажут»… Порно – жесткость, ложь… На экране – там, где нас нет, то, чего нет, просто картинка – не правдивое, а нарисованное… А они – жители этой страны – дети, доверчивые, не знающие... Подковерные игры, железный занавес, миллионы репрессированных – а у нас улыбчивые колхозницы и поля с пшеницей… «А на экране жесткое порно, но детям об этом не скажут»…
Но были и борцы. Которые ПРОТИВ. Олег Кошевой организовал борьбу с фашистами. «Но дни его сочтены», скоро за антифашизм его арестуют и расстреляют, после ужасных пыток, в Гремучем лесу… Золя публиковал статью "Я обвиняю", которая стала началом кампании в защиту Дрейфуса. Но чтобы самому избежать заключения, Золя был вынужден эмигрировать в Англию. Позже Ватикан осудил натуралистические позиции писателя и назвал его произведения наущением дьявола, все романы Золя попали в "Индекс запрещенных книг". Он, прежде всего, был писателем, но гражданская деятельность так и осталась восстребованей его литературных произведений.
Булгаков сдался и так и не простил себе этого до конца жизни. В конце, слепым, надиктовывая «Мастера и Маргариту», он помнил об том, что прогнулся,…сохранил себе жизнь, но прогнулся.
Белогвардейцам просто не удалось… Темный народ не хотел монархии, и Польша не помогла, и Германия очень хорошо финансировала большевиков, и Временное правительство слабым оказалось… Ведь Ленин писал скорбя, что при жизни мы революцию так и не увидим… Но все получилось, чудом получилось, и многие эмигрировали, во Францию кто смог … Спасли жизнь, но бессонными ночами смотрели они на белоснежный китель, висящий на гвозде в стене, и на пыль на золотых погонах и, возможно, хотели прожить жизнь иначе. Офицеры чести…
А те, кто не смог…кто не нашел сил противостоять, кто сдался сразу, опасаясь за жизнь себя и близких, как им глушить совесть? Ведь те, кто в России больше чем поэты, став сталинскими соловьями или просто уйдя на нет, наверняка осуждали себя за слабость и малодушие. И лауреаты премий, и заглушившие свой голос – прожигали жизнь в кабаках или ресторанах: женщины, вино, потом «сожаление о том, что не встало». Они винили во всем государство и режим, а не свою слабость и неспособность быть Поэтом: может, все должно было б быть иначе, но мне не дали писать, запугали и пригрозили,…предали…они…признающие только «угодных» себе…они – власть, страна…Россия…
Название песни... Но ведь был Союз Советских Социалистических Республик, 1937 год. Но в названии – Россия… И в точку. Для них она всегда оставалась Россией...
Если писать о той эпохе, можно найти множество примеров Поэтов. Не обязательно в литературном смысле, просто людей, силе которых можно позавидовать. Просто я не могу представить, как люди могли жить в то время...страх о отчаяние...как находили в себе силы еще и писать при этом подрасстрельные вещи... Но и сдавшихся не осуждаю. В то страшное время каждый поступал как мог. Так, на что хватало сил...
Также есть и примеры покорившихся, и активно боровшихся... По-моему мнению, Диана Сергеевна решила выбрать такие примеры, которые б охватывали все стороны трагизма для поэтов: и вынужденная эмиграция, и преследования, и необходимость покоряться – для поэтов в разных жанрах искусства... Конечно, можно было полнее и выразительней, но стихи не пишутся в архивах...
З.Ы. спасибо World Wide Вэбу за информацию, Диане Сергеевне за интервью «Эху Москвы» 25 февраля 2002 года и Algo за вдохновение. :)
автор: СероеНебо
|
 |
статья сырая и зеленая, писалась быстро ввиду цейтнота) Приму обговоренные со мной изменения и правки |
 |
какие там поправки?)
я чувствую себя ребенком, которому ничего не скажут)
классная статья, очень похожая на песню. сжато и емко.
спасибо преогромное)
потому как у меня эта песня ассоциировалась только с Мерилин Монро "юбки веером вверх", тоесть я воспринимала только эротизм. такая вот куриная слепота. наверное, потому что закончила школу с углубленным знанием истории, религоведения и права. нам версию о том, что революцию организовали массоны на немецкие деньги, давали в рамках школьной программы. с тех пор я историю не воспринимаю. вообще. потому как верю практически всему.
в данном случае вам) |
 |
Вопрос к создателям копилки: пунктуация «России37» - из какого-то официального источника? Встретила где-то в интернете вот такой вариант, мне понравился: «Вдохновение – юбки веером вверх, сожаление – о том, что не встало». То есть вдохновение теперь – только от юбок, и сожаление только о чем-то мелком и пошлом.
«И ты опять предашь меня и хоть на секунду, но все же забудешь» - напоминает мне библейское «ты отречешься от меня, прежде чем прокричит петух». В 37-м тоже отрекались – от самых родных и близких людей, добровольно или под давлением...
Вместе с тем мне кажется, что именно эта фраза является связующей между 37-м годом и сегодняшним днем, что она обращена не только в прошлое. Диане больно от любого предательства, даже секундного равнодушия. Возможно, эта фраза явилась отголоском какой-то ситуации из личной жизни. Я, конечно, не знаю какой, могу лишь фантазировать. После чего Я могла бы сказать такое? Ну, например: любимый человек перед кем-то вдруг сделал вид, что я – не более чем случайная знакомая. Потом извинился, сказал – ты пойми, не хочу, чтобы на работе знали... не поймут, не дадут должность... Вот оно - маленькое предательство. Что бы было в 37-м, если бы меня вдруг объявили врагом народа? Хорошая проверка любовным и дружеским чувствам – представить, кто бы не побоялся остаться со мной после этого, кого бы в любой ситуации поддержала я.
|
 |
(не совсем к тексту,зато про войну,)внутреннюю,так скажем)
Жертвовать любимым человеком во имя должности?Хорошо,что сейчас другое время.Работа-работой,а жизнь-то одна,как бы трудно не было-такое предательство в ней абсолютно неуместно... |
 |
Пунктуация - возможно, у нас неточная. Я не проверяла))) |
|