А вы смогли бы,
Разорвав сердце надвое,
Боль свою превозмочь?
Если двоим, то-
Навеки
Или уже 
Никогда?
А? Строкой, смычком и гитарой
У вечности на краю
Растворяясь в любви безоглядной
И крича всему миру - ЛЮБЛЮ!!!
Как ты прекрасна, Светлана!!!
К полному списку статей




Дома, Я дома 09:56 24 марта 2006
Дома, я дома…
(или образ дома в песнях Светланы Сургановы).
Впечатлившись (уже давно) великолепным эссе Тюпы (про СС и Аллу Борисовну), хочу тоже внести небольшую лепту в исследование того образа, который создает Светлана Яковлевна.
То, что образ есть, интуитивно понятно, но вот какой – не так то просто сформулировать. Хулиганский? Интеллигентный? Человек готов все простить понять и даже сделать хуже себе, чтобы только любимому (любимой) стало лучше. («Мой маленький, рыжий») Но тут же есть и более жесткие вещи ( «Я хочу поскорее отсюда уйти»). Серьезный и даже слегка пафосный (причем редкий случай, в эту пафосность веришь). Или наоборот очень ироничный ( «Февральский ветер», «Ты» в живом исполнении). В общем, мыслей и прилагательных много.
Мне кажется, для этого лирического героя (о ужасный термин) очень важен дом. Слишком уж часто слово «дом» повторяется в песнях. Наверное, это не случайно.
Итак, У Светланы два образа дома:
1 Дом как квартира. Учитывая время написания песен, квартира - коммуналка. Это безусловно «Коммунальный рок-н-рол» и частично «Весна» (частично потому что Дом в «Весне» он и нашим и вашим, сразу относится к двум категориям) . По сути, это просто описание жилища. Если кратко, в Коммунальном рок-н-роле – это эдакий стеб над «добрыми» соседскими отношениями и состоянием жилья. В «Весне» описание быта коммуналки.
В коммунальной квартире - Содом и Гоморра,
кошки рожают, дети орут
и посудой гремят соседские монстры,
курят, курят, и счастье куют.
Ещё и описание внутреннего состояния лирического героя – когда в чувствах полный разброд. А в жизни такая неустроенность и неразбериха. Или можно наоборот посмотреть, что это внешний мир с его ежедневными бытовыми деталями вроде плачущих детей, мытья посуду, необходимости покурить противопоставляется любви героя и весне. И в то же время и лирический герой тоже из этого вещного мира. Но именно своей любовью он отличается ото всех.
2. Дом – как МОЯ территория. Как ЧАСТЬ меня. Пригласить домой – впустить в свое пространство. Полностью доверять. Пригласить домой – как пригласить в свою душу. Ты в моем доме значит ты со мной.
К родному порогу
ведут нас дороги
нам памятных дней,
судьбы виражей,
дороги любви.
Стандартная ситуация. Лирический герой кого-то ждет. Заметим, что время это вечер, даже ночь . Ждет с большим нетерпением. Смотрит в окно. Интересно, что ждет пассивно. Т.е. не пытается пойти сам. Не пытается позвонить. Даже, по сути, не пытается чем-то заняться. Именно состоянию ожидания в полной мере посвящено и все его существование на данный момент и вся песня (Пороховая) и стихотворение


Самое страшное для меня в этом городе -
возвращаться домой, когда тебя там нет.
Я мечусь между чайником и уличным фонарем,
жадно впитываю, пожираю зрачками
темные силуэты, глядя в окно.
Опять не ты... не твоя походка, не твое пальто.
Уже поздно.
Если ты вернешься, то всяко уже не на автобусе.
И теперь я превратилась в слух.
Шуршат шины подъезжающих машин:
не до... пере... - опять не ты.
Снова курю. Совсем темно.
Фары, как ночные светлячки кормят меня надеждой.
Только бы ничего не случилось!
Как долго... как долго...

Но вот награда!
Я открываю дверь -
Ты...
Как долго...


Как и в «Моем взгляде», ожидание долгое. Правда, ситуации разные . В «Самом страшном…» - все-таки есть ощущение, что любимый человек просто задержался где-то или остался ночевать у себя дома, но конфликта в отношениях не было… Просто ЛГ пришел домой. А там пусто, нет любимого человека. И он его ждет и волнуется, как мы волнуемся, когда уже поздно, а кого-то из домашних нет. Хотя, конечно, тут можно говорить и 2 плане понимания. Как об ожидании после ссоры. Но все-таки мне кажется, что даже если была ссора, то до опасения, что вы расстанетесь, дело не дошло.
А в «Моем взгляде» нет этого беспокойства за «сохранность тела» и тут уже вопрос другой собственно – «Не покинет?». Будут ли отношения дальше? И в данном случае, если человек придет, это будет гораздо больше, чем просто прийти. Это будет почти признание: «Я хочу быть с тобой» Но вот стереотип поведения одинаковый в двух ситуациях
- смотреть в окно. Вообще большое внимание уделяетсятся именно визуальным образам. «Мой взгляд» вообще само название говорит само за себя. В «Самом страшнеом» -
Я мечусь между чайником и уличным фонарем,
жадно впитываю, пожираю зрачками
темные силуэты, глядя в окно.

Опять не ты... не твоя походка, не твое пальто.
Уже поздно.

И к звукам тоже.

«давно изучен каждый шорох».

«Шуршат шины подъезжающих машин:
не до... пере... - опять не ты»
Т.е ЛГ ловит каждую детали. Весь сконцентророван только на самом процессе ожидания. Такое же описание из « мне с тобой не ходить».
Телефонный звонок, где-то скрипнула дверь -
то надежда, что ты идешь

В тоже время он НИЧЕГО не делает, чтобы как-то прояснить. Не идет в домой к тому человеку, не звонит. Не знаю, ну ничего не делает. Разве что курит. Да и то видимо автоматически, не замечая самого этого действия. Почему? Ну ладно в «Моем взгляде» -была ссора Гордость или понимание, что ничего хорошего из отношений все равно не выйдет, понимание, что надо расстаться, ЛГ дает человеку подумать, остыть. Тут можно по-разному объяснять. Но это более-менее понятно. Но во втором –то случае почему ничего не делается? Вроде ничего не мешает. Нет, мешает. Мне кажется, мешает позиция ЛГ. Человек должен САМ прийти. Тогда когда ЕМУ это нужно, необходимо. Когда ОН будет готов. Не когда Я этого захочу, а когда ОН придет к такому решению. Т.е. тут важно не мое Я, а другой человек. Я уважаю его и полностью даю ему свободу действий. И я не буду на него давить, упрашивать, прибегать к каким-то уловкам. Только ОН САМ принимает решение, хочет ли он дальше быть со мной. В этом и доброта и самопожертвование ( любовь –это когда интересы ДРУГОГО больше, чем Мои интересы) И гордость ( я не буду упрашивать, уговаривать. Хочешь –приходи. Но я никогда не буду просить. Хотя если придешь не буду ворошить прошлое, устраивать разбор полетов).
Как раз эта ситуация описывается в песне «Добрый вечер».


Добрый Вечер,
мне так странно,
то, что ты пришел в мой дом -
неприкаянный, желанный,
сероглазый и шальной.
Я забыла, все как было.
Я открыла настежь дверь
и впустила Добрый Вечер
на несмятую постель.



ЛГ не звала любимого не настаивала (мне так странно,
то, что ты пришел в мой дом) . Он захотел и пришел к ней. И ЛГ не скрывает своей радости (Я забыла, все как было.
Я открыла настежь дверь )
Он может в любое время уйти. И она не будет удерживать. Только попросит вернуться, если захочет конечно...

Улетай, но если сможешь,
возвращайся как-нибудь.

- Кстати, Дом для ЛГ –это не географическое понятие. Это не конкретная квартира (например, на Кавалергардской )). По крайней мере, не всегда. В песне «Здание красят». «Иду по сонным этажам
на свой четвертый полюс»
Здесь могу ошибаться, но речь идет не о доме ЛГ, а о доме любимого человека. Но он для ЛГ все равно свой. Потому что он пришел в дом любимого человека.

- Ещё один момент. В «Мне с тобой не ходить» дом называется стареньким. Мне не ждать тебя ночью в свой старенький дом,
не смотреть на тебя в окно.
Может быть, просто эпитет. Но мне кажется, что «старенький» в данном слове почему-то ассоциируется с домом бабушки. Т.е. теплым, уютным, где тебя так ждут и любят. И где без любимого даже пол скрипит по-другому, чем, если любимый человек пришел. И в котором так холодно без тебя. И где такие мелочи как искрящие розетки, незакрывающиеся двери, капающий кран раньше, когда был любимый, казались милыми недостатками, а теперь так бросаются в глаза. Дом становится даже сиротливым и чуть-чуть жалким . Дом –живое существо. И если любимого человека нет рядом он точно так же грустит, как его хозяин.
Тут естественно вспоминается фраза «Я люблю тебя! Знаешь, Как тоскует мой дом». И
как жилось тебе
в обклеенных обоями стенах,
под небом белил,
под солнцем люстры,
чьи окна ласкали твой взгляд?
Т.е. даже не как тебе жилось с человеком, а как тебе жилось с другим человеком и его, другим, чужим, неестественным домом. Когда Мой дом так ждал тебя.

- Дом ещё место чтобы укрыться от посторонних взглядов. Где мы можем поговорить, остаться настоящими, быть самим собой Место где решается главный вопрос , будем ли мы вменсте. Это на людях, мы можем вести себя по большому счету как нам захрочетсмя. Но мы приходим домой. И чтобы не случилось на улице. Дом – как индикатор того, что на самом деле происходит между нами.

Февральский ветер стучится в твой дом,
в доме, где мы остались вдвоем
за чашкой какао, в дыму сигарет,
с извечным вопросом: да или нет
Только дома мы можем остаться с таким вопросом и главное только дома мы можем понять, почувствовать «да или нет».

Я хочу поскорее закрыть на замок
двери всех квартир,
дома всех городов.
Положить на любимые
плечи руки,
дать понять всем, что мы
не нуждаемся в звуке.
Я хочу остаться одной с тобой. Чтобы, не дай Бог, ни один человек не помешал И нам ничего не больше не надо. Нам достаточно нас двоих. Единственное что нам может помешать – это внешний мир.

Итого.
Дом как мы все помним хотя бы по незабвенному Николаю Васильевичу и его «Мертвым душам» в литературе всегда ассоциировался с хозяином. Да и это по сути даже не столько литературная находка, сколько правда жизни. Но мне кажется при общем соответствии этому правилу Светлана Яковлевна, как всегда идет своим путем ). Мне кажется , дом здесь не характеризует лирического героя. Он как будто часть героя. Он и есть сам герой, он –душа героя. Нам по сути ничего не даст информация, как конкретно он выглядит. Это просто место где герой снимает маску и где он позволяет себе быть. По сути дом-эта место даже , ситуация, способствующая откровенности. Может именно поэтому этот образ так настойчиво повторяется, что он не обходим для искренности . А ведь песни должны писаться от чистого сердца.
З.Ы. Все, естественно, ИМХО.

автор: алина






статьи 
Из жизни привидений:
Все из рубрики »»
Dusya: Выборы, "электоральное поведение", итоги года и общая целесообразность.
Dusya: "Сливки с Огоньком"
Dusya: Бес'предельная осень
Dusya: 19 августа.
Dusya: Дважды в тему.
Материалы к сборнику очерков о стихах:
Все из рубрики »»
груша: Неужели не я
Олеся: Завоюй меня. Любовь ещё быть может…
Я_помню: Блюзы гор.
груша: "Я в этом марте, в этом марте навсегда..."
Фанни: О наших литературоведческих перспективах
Навстречу 15-летию НС:
Все из рубрики »»
Dusya: А давайте подумаем вместе!
наши мысли о них:
Все из рубрики »»
Arbekova: ВТВ: адресат(ы). Ч. 1
Джулька: Диане
Arbekova: Конец связи
Arbekova: Цитируя друг друга даже в лютую зиму…
Тюпа: ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА
ощущения:
Все из рубрики »»
_Ksenija_: Два часа рядом со снайперами
Arbekova: Об аудиокниге "Я говорю. Бег"
Arbekova: Без имён
Arbekova: Delirium
Arbekova: Сказки создают не фанаты, сказки создают любители
Просто стихотворение - благодарность за творчество:
Все из рубрики »»
Anna87: Посвящение
снайперский юмор:
Все из рубрики »»
Фанни: лирическое посвящение от Ольги Алексеевой
cpr: Паттерн - "Ехать вместе"
Сестра Милосердия: Робинзон - 2006
Сестра Милосердия: Глава Первая и Последняя, в которой обитатели Странного Места встревожены пожелтевшим документом
Сестра Милосердия: Про Это
Сургановедение:
Все из рубрики »»
Lenzz: Мир женщины в творчестве Светланы Сургановой
Arbekova: Воздух (не столько о песне...)
Lenzz: Самая весенняя группа – Сурганова и оркестр
Lenzz: Значение белого цвета в творчестве С. Сургановой
delada: Песни на чужие стихи - оригинал и вариант Светланы



Апрельский Альманах
(сборники 2003-2004гг.)
Просто жизнь...
Ощущения
Стихи

 

© 19august93.nsarchive.ru
0.041