|
|
|
Холмы. Сильнейшая снайперская вещь. Невероятно отчаянная, невероятно грустная и разрывающая душу. Особо щемят сердце такие слова как "блокада", "прощальные сны". Но дело здесь не только в войне-железной птице, а в "войне за любовь", или точнее - за счастье. Просто лирический герой Дианы Арбениной практически всегда отождествляет эти два понятия. Но если песню не рассматривать относительно конкретных лиц, а взглянуть на нее, как на творение для человечества в целом, то уместнее будет главным образом-иероглифом все-таки считать счастье. Ведь именно оно - главное в жизни для всех людей. Другое дело, что оно у всех разное. Кто-то подобно Арбениной идет к любви, ведомый опять же любовью, кто-то мечтает о железном здоровье, успехе в делах, творчестве, кто-то одержим местью и злодеяниями. Если у нас нет цели, то мы все равно не болтаемся в своем времени, мы идем, просто уже ведомые кем-то или чем-то другим. Ну а любой путь всегда куда-то приводит...
Итак, мой взгляд на "Холмы".
По композиции песня построена на контрасте между первым и вторым куплетом, в которых нам представлена динамика изменения взглядов героя в силу обстоятельств и припева, в котором описана суть этих модификаций.
Километры пленных желаний с тобой,
Нельзя посмотреть тебе в глаза...
Лирический герой, назовем его Диана :))) утомлен. Утомлен ожиданием и той чернотой, с которой обращается с ним жизнь. Обращается, как с пленным, вот только в плену чего оказалась Диана? Может, своего стремления к любви? А радость, счастье, солнце, любовь рядом, но "нельзя посмотреть ему в глаза", нельзя дотронутся. Оно поманит и скроется. Даже приблизиться нельзя, потому что потом нужно будет отдавать, опять отворачиваться от него, и значит еще больше рвать себе сердце.
Блокадное время, прощальные сны,
Блокадное время души, и опять же плен, из которого не убежать. И сны, которые отражают мысли и чувства, давно стали прощальными, отчаявшимися.
Боевой вертолетик как стрекоза.
И снова тесная связь любви и войны. А циничная фраза "в любви как на войне, все средства..." органично вливается сюда. Мощная боевая машина сейчас становится ничем, легкой материей, стрекозой. Точно также, как "балласт становится кольцом". И легкость орудий войны в том, что какими бы они ни были мощными, они не несут и тысячной доли смысла, не стоят миллиардной доли победы; не в них суть. Диана пускает ракеты, пули и вертолеты, не жалея их. Все, что не высшее счастье - шелуха.
Что наша жизнь? - Холмы, холмы
В небо и строго назад.
Такой острый вопрос ребром становится на дороге. И ответ на него несет как будто объяснение, ради чего все это. Холмы. Здесь минимум метафоричности, этакая альтернатива такому более распространенному взгляду на жизнь, как забра. Только здесь речь не о цвете полос, а о достижении определенной высоты и необходимости ее покинуть.
Интересна строчка "в небо и строго назад". Она готовит нас к припеву и кульминации действия. И практически неразрывна с "холмами": вершины-то герой достиг, но теперь можно только назад или вниз, что практически одно и то же...
Пусть пройдет мое лето дождем по щекам,
Морозом по венам, жарой по груди,
И после себя не оставит улик...
Самая важная часть песни, самая важная часть жизни. Собственно лето и является символом счастья. Герой готов отдать всю свою жизнь ради мимолетной радости, лишь бы она была захватывающей, великой. Всё в жертву одной минуте, одному звездному часу, и пусть не останется даже послевкусия. Победа в войне, победа в любви. Герой готов мучится всю жизнь, но в один момент вырваться из плена, вздохнуть полной грудью и снова вернуться в плен. И как продолжение:
Я не знаю, как будет, но мне повезло -
Я чувствую руку его на плече,
Невольно в голове всплывают образы из советских фильмов и книг про войну. Черно-белые кадры, на которых слезы жен и матерей, провожающих или встречающих солдат. Диана чувствует руку любви, ей действительно повезло, ведь вокруг многие лишены такого счастья, она отобрала, оттянула всю удачу на себя. Психологически это очень сложный момент, вокруг - бесконечная война, ужас, несчастье, слезы, зависть. А это мимолетное солнышко покинет тебя через мгновенье и даже страшно подумать, что потом. Но герой забывает про это и растворяется в счастье, в любви...
Отмываю слезами золотое руно...
Он прощает меня...
Вполне логичное завершение кульминации. За все надо платить. И вот теперь герой испытывает муки, обливается слезами, чтобы расплатится с судьбою, с небом. И оно принимает жертву, прощает героя, он видит, что ужаса не будет, но не будет больше и счастья. Все лучшее осталось позади, холмы стали не такими крутыми, и осталась одна единственная цель - досуществовать до конца.
Поэтому второй куплет поется жестко, зло, словно от лица человека с черствеющей душой, смирившегося.
Синеглазые дети подпольных цветов,
Подпольные цветы - очень неоднозначный абстрактный образ. Герой, после полученного подарка судьбы стал по-другому смотреть на вещи. Второй куплет - это своеобразное обращение к жизни и ее законам. Когда главное сделано, мелкие вещи становятся более заметными, выходят из тумана. Дети, цветы - это невинные жертвы войны, которую вел герой. Когда ничего не осталось, то начинаешь копаться и анализировать. Между строк читается вопрос: "А стоило ли оно того?" Также герой начинает заполнять образующуюся пустоту в душе и искать новые цели, новые счастья:
Я радуюсь, просто увидев тебя.
И действительно, теперь, когда ждать ничего не приходится, достаточно просто увидеть лучик в конце пути и жизнь обретет смысл.
Блокадное время - прощальные сны,
Вразрез с первым куплетом, здесь такая фраза звучит со злой иронией. Герой как бы говорит: А что вы хотите? Война... Но забывает, что война идет всегда и везде. Война за любовь будет вечной. И здесь она даже обретает положительные черты, потому что очевидно, что если она прекратится, то мир остановится.
И можно не глядя глаза в глаза,
И можно просто - холмы, холмы.
Эти строки имеют смысловую связь со словами "я радуюсь, просто увидев тебя." Резкое противопоставление с первым куплетом: "Нельзя посмотреть тебе в глаза..." С какой горечью в начале Диана сожалеет о невозможности "посмотреть" и как теперь это все не нужно.
Вообще, можно по разному прочитать эти строки, но смысл не изменится. Даже если она посмотрит ему в глаза, все равно мысли будут в каком-то механическом действии или в инерции, по которой катится жизнь.
В небо и строго назад...
Финальная мысль. Чуда не будет, как раньше взлетали и падали, так и будем до конца. За подъемом не будет еще большего подъема, а только дорожка вниз. Ведь песня называется не Горы, ведь в горах бывают крутые пики, разнообразие рельефа, удивительные снега, серпантины, деревья. А именно - холмы. Невысокие, скучные, симметричные, похожие друг на друга. Можно ходить по ним вечно. И это замкнутый круг. Нельзя закончить вечную войну, а стоит ли подчинять всю жизнь одному мгновенью каждый решит сам... автор: Я_помню
|
|
простите за комментарий, но это действительно довольно интересно... |
|