А вы смогли бы,
Разорвав сердце надвое,
Боль свою превозмочь?
Если двоим, то-
Навеки
Или уже 
Никогда?
А? Строкой, смычком и гитарой
У вечности на краю
Растворяясь в любви безоглядной
И крича всему миру - ЛЮБЛЮ!!!
Как ты прекрасна, Светлана!!!
К полному списку статей




Неужели не она? 02:24 30 декабря 2003
Неужели не она?

Пойду от ощущений:
Света кажется очень искренней. Не просто естественной, органичной и веселой, но во всех этих состояниях – искренней. Резвясь и прикалываясь на сцене, она играет как ребенок, а не как актриса. Она может занять ироничную, шутливую позицию по отношению к своим собственным «прошлым» чувствам, застывшим в какой-либо из песен. Но со зрителем и слушателем она всегда ВМЕСТЕ.
Кто-то где-то сказал, что Сурганова отменила «стену» между зрительным залом и сценой. И сделала это не так, как большинство рок-музыкантов, выжимающих из публики вопли и свист, а иначе: превратила зал в равноправного собеседника, без которого не получится разговора. Это уважение к зрителю очень ярко проявилось даже в создании программки к МХАТовскому концерту. Длинный список всех участников и музыкантов завершает: «Главный Герой, он же Главный зритель, слушатель, он же вокал и бэк-вокал, он же радость, свет и ритм-секция в зале, он же участник шоу-сюрпризов – ВЫ».
Дебютный Сургановский альбом тоже воспринимается именно как РАЗГОВОР. Можно до бесконечности вслушиваться в диалог человеческого голоса и музыки, которая ведет свою, самостоятельную линию, а вовсе не является «сопровождением» или фоном. Все неожиданные повороты этого диалога тем интереснее, что в нем еще присутствует и невидимый «третий», - тот оппонент, тот адресат, к которому все это обращено и чьего ответа – очень ждут. После пятидесятого прослушивания понимаешь, что это – не Диана, а ТЫ, ты сам… Твоего ответа ждут, твоего прямого участия, твоей вовлеченности. И когда это начинаешь понимать, в ответ вибрируешь каждой клеткой (хотя давно уже должен был бы выучить все эти звуки наизусть и успокоиться). А вовлеченность, наоборот, от бесконечных прослушиваний только усиливается. Под «ТЫ» сургановских песен подставляется все что угодно – любого пола и возраста. И это дает возможность проживать эти песни как свои личные, глубоко интимные, внутренне близкие …
А вот Диана ко всему прочему – еще и актриса, и актриса очень талантливая. Она не только – замечательный поэт, композитор, исполнитель собственных творений, супермен и супер-вумен – в одном лице, но еще и способна быть «в образе». И большинство своих песен пишет и исполняет «в образе». Честно говоря, это и есть то, что называется «искусством». Ведь искусство – это, прежде всего, способность создать «образ», который публика воспримет как абсолютно убедительный, поверит в него. И искренность тут совершенно не причем. Никто не знает, что же на самом деле, в реальности чувствует поэт, когда пишет: «Я вас люблю, любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем…». И никогда не узнает. А стихи останутся…
Наверное, Диана иногда бывает искренней. Может быть, она бывает искренней в узком кругу. Или на концертах бывают моменты, когда что-то из того, что она чувствует, совпадает с тем, что она говорит. Но в целом талантливый поэт никогда не раскрывает самого себя, а создает «образы» - чувств, людей, ситуаций. И если публика этого не понимает, а принимает все «за чистую монету», то он будет весьма иронично относится к такой публике… Играть с ней как кошка с мышкой, в какие-то минуты – ей «отдаваться», а потом – провоцировать ее или дразнить. Это – совсем другой тип отношений с публикой, чем у Сургановой. Он соответствует уровню арбенинской талантливости, он ей - подобает… Она чувствует себя намного сильнее зрительного зала, чувствует свою способность им манипулировать, управлять. Это – впечатляет, оставляет ощущение силы, мастерства.
Первый раз я услышала «Цунами» уже после «Неужели не я…». И первая реакция была: «Ух, ты.. Ну, конечно, Арбенина более талантливый поэт, чем Сурганова». А об ее поэтической продуктивности просто ходят легенды. Все время рождаются новые песни. Вот и сейчас – новый диск на подходе… Получается, что по ОБЪЕКТИВНЫМ критериям – по количеству написанных (и пишущихся) песен, по способности создавать «образы» и самой «быть в образе», скрывая свои реальные чувства, по способности играть со зрителем, - все козыри на руках у Арбениной.
Но по СУБЪЕКТИВНЫМ критериям – по влиянию на мои зрительские душу и чувства происходит что-то странное. Никак не удается перестать слушать «Неужели не я…» каждый день. Это – как чашка любимого кофе с утра, без которого ты – «не человек». При этом временно уже не тянет ни к «Цунами», ни к «Тригонометрии» (по крайней мере, в таких масштабах, чтоб «каждый день»). «Образами» можно насытится. Но желанием БЫТЬ ВМЕСТЕ насытится невозможно. А «Неужели не я» излучает именно это – желание быть вместе. Нет границы между мной и тем, кто поет… Нет границы, нет разделения, нет противопоставления исполнителя и слушателя. Ощущение боли- МОЕ, а не чье-то, и желание танцевать – МОЕ, и связки начинают вибрировать в унисон с сургановскими… Где тут «я», а где «другой»? Нас уже нет, есть только «мы». Немного страшное состояние, но очень подлинное…
Арбенина более талантлива как поэт. Сурганова более талантлива как личность. Можно ли сказать, что - важнее?! Талантливый поэт – не диво (по крайней мере, в России)… А вот то, что источником искусства, творчества может быть талантливость личностная, эмоциональная, человеческая, - это что-то новое. Прежде всего, это создает НОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ между исполнителем и зрительным залом. Ведь каждый из нас – личность, человек… Значит, тот радостный вихрь, который закручивается на сцене, доступен каждому, может родиться в каждом? И каждый способен в нем участвовать «на равных»? Это – вдохновляет! По крайней мере, некоторых (вроде меня)…

Увы, но «размышлений» не получилось. Сплошные эмоции.

автор: Тюпа

Кроме эмоций ничего и не получается... :-)))
  02:24 06 января 2004,   автор:   Рыжик 

Мама моя это так высказала: "Психологически Сурганова гораздо сильнее той девочки... Арбенина она, да? А талантливы они каждая по-своему, тут и сравнивать нечего..."
Что касается моего мнения... Диане Сергеевне нужен панцирь. В качестве защиты от любителей по чужой душе пошагать, не вытерев ног... Вот его она и создает. И прячется за ним. Но между тем энергией своей делится не менее щедро, чем Светлана. А вот Светлана Яковлевна в таком панцире не нуждается, у нее и так... силовое поле. Тот, кого не ждут, не пройдет. Остальные - добро пожаловать. :-)))
Примерно так. Все то же самое, только другими словами. ;-)
  00:21 25 августа 2004,   автор:   professor 

Точно, Вы высказали как раз то, что я думала. Мне Диана Сергеевна всегда казалась в меру искренней, что ли, не знаю как это назвать. Вот есть ее стихи, трогательные, очень убедительные, но это не она, это лирическая героиня, как в классической поэзии (нам в школе в голову вбивали "лирический герой никогда в полной мере не отображает образ автора"). Есть какой-то внутренний мир поэта, куда она не пускает никого, во всяком случае, не горит желанием видеть там несколько десятков тысяч поклонников своего творчества. Это вполне понятная позиция. И, собственно говоря, так и должно быть. А Светлана Яковлевна ломает все каноны. Она всегда подчеркивала, что на сцене она даже более естественна, чем в жизни, в быту; поэтому приходя на ее концерт, я не ощущаю себя на каком-то музыкальном событии, скорее зашла в гости к кому-то давно знакомому, почти родному человеку. И с альбомом у нее то же самое. Слушала я некоторые песни, и такое ощущение было, что вот закрою я сейчас глаза, а когда открою, то увижу, что Светлана Яковлевна тут, рядом сидит с гитарой и поет, аж мороз по коже от такого ощущения присутствия. И лирика у нее (СС) своеобразная, стихи, особенно белые, напоминают дневник, такая атмосфера доверия от них исходит, такое чувство, что человек душу перед тобой наизнанку вывернул. Поэтому ДА мне всегда нравилась количеством песен (я не хочу сказать, что по качеству они плохие, или чем-то хуже песен СС, упаси меня Бог так думать, они просто другие), а СС не столько качеством, скорее искренностью подачи, открытостью, она не чувствует необходимости отгораживаться и защищаться от зала, а ДА всегда "вещь в себе". Но работа с образом имеет один плюс - их можно создать бесконечное множество, а количество ипостасей одного человека всегда несколько ограничено (если можно так выразиться). Не уверена, что у меня сложилось правильное впечатление, но песни СС почти всегда автобиографичны, она пишет о том, что пережила в рельной жизни, а ДА может просто представить себе некую абстрактную ситуацию и смоделировать ее в лирике, что отнюдь не означает, что она неискренна, просто это некое предположение типа: что было бы, если бы. Это дает больший простор для творчества, в собственном смысле этого слова. Ну вот собственно и все
Тюпа
  07:49 02 ноября 2004,   автор:   ёжа 

Здравствуйте, Тюпа!

Я совсем недавно присоединилась к числу поклонников, к этому сайту -- соответственно. Сейчас вот "роюсь" в архивах сайта, "догоняю" :)
Ваши эссе сразу обращают на себя внимание. Конечно же, не объемом ;), и не только продуманностью текста и хорошим языком, которым Вы свои мысли выражаете. Для меня Ваши размышления оказались очень важны еще и потому, что мне очень близка Ваша позиция. Я еще не все прочитала, но то, что уже -- это очень точно Вами сказано, часто я ловлю себя на мысли о том, что я бы даже именно так сформулировала, а не только так же бы отнеслась.

Сначала я только читала Ваши работы, получала от них удовольствие, размышляла вместе с Вами, и только. Но прочитав фразу "Арбенина более талантлива как поэт. Сурганова более талантлива как личность", я решила сказать Вам спасибо. Спасибо!

Буду дальше "рыться" :)

PS
Вы не в Питере ли живете?





статьи 
Из жизни привидений:
Все из рубрики »»
Dusya: Выборы, "электоральное поведение", итоги года и общая целесообразность.
Dusya: "Сливки с Огоньком"
Dusya: Бес'предельная осень
Dusya: 19 августа.
Dusya: Дважды в тему.
Материалы к сборнику очерков о стихах:
Все из рубрики »»
груша: Неужели не я
Олеся: Завоюй меня. Любовь ещё быть может…
Я_помню: Блюзы гор.
груша: "Я в этом марте, в этом марте навсегда..."
Фанни: О наших литературоведческих перспективах
Навстречу 15-летию НС:
Все из рубрики »»
Dusya: А давайте подумаем вместе!
наши мысли о них:
Все из рубрики »»
Arbekova: ВТВ: адресат(ы). Ч. 1
Джулька: Диане
Arbekova: Конец связи
Arbekova: Цитируя друг друга даже в лютую зиму…
Тюпа: ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА
ощущения:
Все из рубрики »»
_Ksenija_: Два часа рядом со снайперами
Arbekova: Об аудиокниге "Я говорю. Бег"
Arbekova: Без имён
Arbekova: Delirium
Arbekova: Сказки создают не фанаты, сказки создают любители
Просто стихотворение - благодарность за творчество:
Все из рубрики »»
Anna87: Посвящение
снайперский юмор:
Все из рубрики »»
Фанни: лирическое посвящение от Ольги Алексеевой
cpr: Паттерн - "Ехать вместе"
Сестра Милосердия: Робинзон - 2006
Сестра Милосердия: Глава Первая и Последняя, в которой обитатели Странного Места встревожены пожелтевшим документом
Сестра Милосердия: Про Это
Сургановедение:
Все из рубрики »»
Lenzz: Мир женщины в творчестве Светланы Сургановой
Arbekova: Воздух (не столько о песне...)
Lenzz: Самая весенняя группа – Сурганова и оркестр
Lenzz: Значение белого цвета в творчестве С. Сургановой
delada: Песни на чужие стихи - оригинал и вариант Светланы



Апрельский Альманах
(сборники 2003-2004гг.)
Просто жизнь...
Ощущения
Стихи

 

© 19august93.nsarchive.ru
0.032