А вы смогли бы,
Разорвав сердце надвое,
Боль свою превозмочь?
Если двоим, то-
Навеки
Или уже 
Никогда?
А? Строкой, смычком и гитарой
У вечности на краю
Растворяясь в любви безоглядной
И крича всему миру - ЛЮБЛЮ!!!
Как ты прекрасна, Светлана!!!
К полному списку статей




«СНАЙПЕРСКАЯ СКАЗКА» (эссе) 15:52 19 августа 2008
«СНАЙПЕРСКАЯ СКАЗКА»
(эссе)


Сотни раз я слышала выражение «снайперская сказка». Но никогда раньше не догадывалась, что оно отсылает к реальной сказке – с изящными картинками, фантастическими персонажами, под твердой книжной обложкой. Думала, что применимо к Свете и Диане слово «сказка» – синоним «мечты». Означает нечто несбыточное для большинства. Все знают, что такое невозможно – и всё-таки стремятся. Потому что ребёнок, верящий в чудо, никогда не умирает в нас до конца… – вот что-то такое мне мерещилось.

А рассказы очевидцев о буднях «мечты» воскрешали атмосферу сказок Г.-Х.Андерсена – безденежье, обшарпанная коммуналка, неприкаянность. Сразу вспоминалась несчастная «девочка со спичками» и множество других детей из андерсеновских историй, замерзающих от холода среди немых и равнодушных камней. Сдержанность и суровость Питера – лучшие декорации, на фоне которых могла бы случиться такая сказка.

Да и чудеса в сказках Андерсена какие-то не такие… То, что вещи и цветы разговаривают, никого не избавляет от смерти, а герои историй много чаще теряют все свои иллюзии, чем кого-то побеждают. Для них главное – испытать свою фантазию на прочность, поверить в неё, пойти за ней… И ничего, что потом всё разлетится на кусочки, разобьется вдребезги. Зато смесь зачарованности и отваги сдвигает с каминной полки фарфоровую пастушку, превращает в живые существа ничем не примечательный чайничек или башмак. Их тайна открывается легко и просто, словно театральный занавес: они только кажутся «непримечательными». Но как только рискнут поверить в свою мечту-фантазию, да как шагнут вслед за ней с отведенного им места, так тут-то все чудеса и начинаются… И пусть весь мир считает, что такого не может быть, главное – верить себе, а не миру. Будь ты хоть безногий, простецкий оловянный солдатик, о тебе начнут слагать легенды и песни.

Северная печаль Андерсена и жаркая надежда его героев все чаще вспоминались мне при мысли о «снайперах» – Диане и Свете. Ведь это и есть их общее свойство (при всей разности) – способность перекроить нечто застывшее: намеченные сценарии, роли, правила поведения. Всё перевернуть и перелопатить, поверив чувству. Поступать так не только в жизни, но и на сцене, – подчинив образы и интонацию песен тому, что рвалось изнутри. Плевать на повсеместные представления о «правильном» и «приличном». Правда эмоций, правда состояния – дороже. И почти тут же оказывалось, что эта правда порождает и яркие образы, и незабываемые мелодии.


Ясно, что две прекрасные молодые женщины совсем не похожи на невзрачных андерсеновских героев. Но в сказках Ганса-Христиана нередко встречаются и красотки. А бытовая и социальная неустроенность в момент рождения дуэта – как раз под стать атмосфере его историй. Впрочем, мысль об Андерсене промелькнула и растаяла без следа… Мало ли что на что смахивает и о чем невзначай напоминает.

Твердя про «снайперскую сказку», поклонники дуэта наверняка не думают о сюжетных перекличках со знаменитыми историями. «Сказка» – то, что из ряда вон, немыслимое чудо. В истории «Ночных снайперов» таких чудес оказалось предостаточно: свобода поступить по-своему; любовь, ради которой можно было всё бросить; жизнь не по разуму, расчету, прагматике, а по сердцу. И раз для кого-то эти чудеса могли случиться, то почему бы в них не поверить?



* * *


И всё же слово «сказка» словно притянуло беду. Сам образ сказки мерцает противоположными гранями. Да, это – красота, заманчивость, волшебство… Но одновременно это – иллюзия и страшный обман. Если дети еще верят, то взрослые точно знают: «Так не бывает». И, захлопнув книжку, спешат на работу…

Вот и накатывает порой ощущение: всё, что мы думаем о «снайперах», – неправда. Нам померещилось. Хочется, чтобы так было, да. Людям нужны мечты и идеалы. Но разве не видно – в «снайперской» истории жизнь давно вытеснила сказку, и даже полностью её развенчала? То одно интервью, то другое. Колкости, противоречия в показаниях. Прохладные благодарности «за прошлое» и подозрительные в своей бесчувственности признания в «непреходящей любви»… Слухи о частом общении и телефонных беседах сменяются глухой тишиной, а хрупкие надежды на совместный концерт растаяли задолго до 15-летнего юбилея. Однако вдребезги разбитая «сказка» неожиданно напомнила о своём первоисточнике именно звоном осколков. Ведь для жизненных историй сказки, подобно мифам, нередко играют роль нотной партитуры… История звучит как ожившая музыка.

Я наткнулась на неё случайно, когда заново решила вспомнить: а без какого момента невозможна «снайперская сказка»? Что лично для меня остаётся внутренней «точкой отсчета» – событием, породившим легенду? Ну, конечно, марш-бросок Светы из Питера в Магадан – почти «на край света». И обратно – уже вместе. Мало ли людей, неожиданно встретившись, объединялось в дуэты, группы и творческие союзы… И никакой «сказки» из этого не вырастает – одни лишь профессиональные успехи. Для меня «снайперы» стали самими собой в тот момент, когда проявилось их ОБЩЕЕ качество: способность идти за своими чувствами, а не за чужими ожиданиями и правилами (какими бы «правильными» эти правила не выглядели).

И тут-то стало понятно, до чего Светино путешествие «на край света» похоже – просто один в один – на знакомый всем с детства сказочный сюжет! Ну, конечно, – Кай и Герда. Кай в плену у Снежной королевы, и Герда, пробившаяся к нему сквозь льды, сопротивление людей и обстоятельств. Мне представлялось, что герои сказки были братом и сестрой. А у Андерсена растолковывается: Кай и Герда не состояли в родстве, а просто были детьми, полюбившими друг друга, – «мальчиком и девочкой».



* * *


Нам только кажется, что мы знаем эту историю на зубок. Она полна неожиданных подробностей, которые в детстве от меня ускользали, а сейчас, благодаря «снайперам», выглядят пронзительно точными. Перечитывая сказку, вдруг обнаруживаешь, что не только Кай позабыл Герду, но и Герда забыла Кая. Не успела она потерять его и едва лишь отправилась на поиски, как сама оказалась пленницей. Она слишком понравилась женщине, имевшей прекрасный цветник. Та взяла Герду за руку, увела ее к себе в домик и заперла дверь на ключ.

Поселившись в чудесном домике с цветущим садом, под опекой милой женщины, Герда постепенно забыла своего Кая. Хозяйка домика колдовала и привораживала к себе Герду, лишь бы не отпустить её. Истребила в своём саду все розы, потому что они могли напомнить Герде о розовом кусте, который она выращивала вместе с Каем. Но не догадалась стереть изображение розы со шляпы, разукрашенной цветочным узором. И случайно увидев его, Герда ВСПОМНИЛА…

Вернувшись через много лет к тексту Андерсена, я поразилась, насколько эта сказка – не о том, о чем мне казалось. В памяти уцелели исключительно внешние препятствия – поля и леса, горы, ледяные пространства… И будто бы самым трудным было через всё это пройти. Но в самой-то сказке иначе. Там главная опасность – ЗАБЫВАНИЕ друг друга, холод, подступающий к сердцу. Вся история Кая и Герды кружит вокруг того, что их пытаются привлечь к себе и оставить рядом с собой совсем другие люди.



«Поцелуй ее был холоднее льда, он пронизал его насквозь и дошел до самого сердца, а оно и так уже было наполовину ледяным. На мгновение Каю показалось, что он вот-вот умрет, а потом ему стало хорошо, и он уже не чувствовал холода
Снежная королева поцеловала Кая еще раз, и он забыл и маленькую Герду, и бабушку, всех-всех, кто остался дома.
– Больше я не буду целовать тебя, – сказала она. – А не то зацелую до смерти!
Кай взглянул на нее, она была так хороша! Он и представить себе не мог более умного, более прелестного лица…».


Да и Герду то и дело пытаются завоевать и удержать рядом все её встречные друзья и помощники. Больше всего усилий приложила Волшебница с цветником и садом. Но и Принц с Принцессой, при всём их сочувствии к Герде, первое, что предложили ей – «остаться во дворце и пожить в свое удовольствие». А знаменитая Маленькая Разбойница, едва увидев Герду, затребовала: «… а спать она будет со мной в моей постельке!». Гм… Не знаю, подозревал ли Андерсен, сколько двойственных и странных подтекстов всплывет через полтора столетия в его сказке, которой он усиленно пытался придать христианский смысл. Однако дело не в них… Важнее, что много месяцев подряд, – а, может быть, и лет, – у Кая и Герды не было никакой надежды на новую встречу. Кай совсем забыл её. И мудрая Финка, ближе всех живущая к чертогам Снежной королевы, поведала об этом Северному оленю.


« – Кай в самом деле у Снежной королевы. Он всем доволен и уверен, что это самое лучшее место на земле».


А хуже всего, что сама Герда теряла веру в возможную встречу, и Кай превращался для неё в смутное воспоминание, утекал из её сердца и жизни. Правда, именно в такие минуты весь сказочный мир приходил ей на помощь:



« – Кай умер, он больше не вернется, – сказала маленькая Герда.
– Я этому не верю! – возразил солнечный свет.
– Он умер, и больше не вернется! – сказала она ласточкам.
– Не верим! – ответили они, и, наконец, сама Герда перестала этому верить».



* * *


Только кто же из «снайперов» – Кай, а кто – Герда?! Увлекшись сравнениями и признав в «Снежной королеве» – прообраз «снайперской сказки», я не могла не задуматься об этом. Андерсеновские «дети» (как говорит он о Кае и Герде) еще не разделены на «мужское» и «женское», в них всё вперемешку. А над ними есть и другой важный образ, до которого мы пока не добрались, – Зеркало. Оно всё переворачивает, преобразует, возвращает отражение с точностью «до наоборот», меняя право и лево… Так и с ролями, с образами героев.

Года четыре назад мне всё казалось простым и очевидным. И если бы уже тогда пришло в голову сравнение сургановского броска в Магадан с путешествием Герды, то и тут не увиделось бы загадки. «Конечно, Света – любящая и преданная Герда, – решила бы я. – Тем более что Диана слишком часто бывает похожа на сорванца-Кая после того, как ему в глаз и в сердце угодили осколки зеркала Злого тролля…».


«… ведь мы, конечно, помним об этом ужасном стекле, отражаясь в котором все … злое и дурное выступало еще резче, и каждый недостаток сразу бросался в глаза. Крошечный осколок попал Каю прямо в сердце. Теперь оно должно было превратиться в кусок льда. Боль прошла, но осколок остался.
– Что ты хнычешь? – спросил Кай. – Какая ты сейчас некрасивая! Ведь мне совсем не больно! . . . Фу! – закричал он вдруг. – Эту розу точит червь! Посмотри, а та совсем кривая! Какие гадкие розы! Ничуть не лучше ящиков, в которых они торчат!
И вдруг он толкнул ногой ящик и сорвал обе розы.
– Кай! Что ты делаешь? – закричала девочка.
Увидев, как она испугалась, Кай сломал еще одну ветку…».


Сколько было сказано и пропето Дианой по адресу Светы противоречивого, язвительного, опровергающего самоё себя и их общее прошлое. А вот, поди ж ты – прошло время, и всё перевернулось словно в зеркале. Теперь мне чудится, что именно Света оказалась в плену у Снежной королевы. В её сдержанности мне мерещится Кай, незаметно для себя застывший в ледяных чертогах. Их владычица в сказке восседала на «зеркале разума», а главным занятием Кая было складывать из льдинок слово «вечность». И не боли, не воспоминаний… Как сказано у Андерсена, «он всем доволен».


«Кай посинел и почти почернел от холода, но не замечал этого, – ведь поцелуй Снежной королевы сделали его нечувствительным к стуже, а сердце его давно превратилось в кусок льда. Он возился с остроконечными плоскими льдинками, укладывая их на все лады… В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их – занятием первостепенной важности. И все потому, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала. Он складывал целые слова из льдин, но никак не мог составить того, что ему так хотелось, – слова "вечность"».


Ну, конечно, это – всего лишь фантазия, не имеющая никакого отношения к реальной Свете. Кто знает, что в её душе происходит… Просто некоторые сказочные подробности – удивительны (например, при перечитывании меня поразил рационализм Снежной королевы, пленившей Кая, и то, что её опора, – «зеркало разума»). А Диана, хоть и держится независимо, но живое, неуемное сердце Герды в ней чувствуется и по сей день…



* * *


Плутая в этих противоречиях, вспоминаешь именно про зеркало. Образ зеркала окружил сказку Андерсена словно кольцом. Истории про Кая и Герду вообще не случилось бы, если б зеркало Злого тролля не выпало из рук его учеников и не разбилось вдребезги (а потом осколки не угодили бы в сердце и глаз Кая). Но и у Снежной королевы было своё особенное зеркало – по её убеждению, «самое лучшее на свете».

В какой-то миг, приблизившись к Зеркалу сказки, вдруг понимаешь, что Кай и Герда – один и тот же человек. А сама история развивается внутри души: холод, сковавший сердце, оцепенение, довольство тем, что есть. Но словно море, обступившее остров, где-то вдалеке всё же плещется непокой, стремление, боль. И вся надежда – на чудом уцелевший след от прошлого… Ведь когда Герда позабыла Кая, его образ воскресила для неё нарисованная роза, напомнившая их общее детство.

Мне кажется, в Зеркале этой сказки отражается ОДИН человек, а не два. Потому что в каждой из них – в Диане и в Свете – на свой лад есть и Кай, и Герда. И никогда уверенно не скажешь, глядя со стороны, кто сейчас сильнее и кто к какому «полюсу» ближе… Да и траектория путешествия у них похожа: из Питера в Магадан, и обратно; из «общего детства» – в чертоги Снежной королевы и обратно (всё-таки каждая из них по-своему отдала дань и «зеркалу разума» – уже в создании собственной карьеры, и жизни с «холодным сердцем», хоть и в сияющих чертогах).

Впрочем, если кто-то сумеет доказать, что «снайперская сказка» – лишь иллюзия, мираж в пустыне, а вовсе не история о любви, даже тогда от сказки кое-что уцелеет. Это – само Зеркало, в котором отразились и узнали себя тысячи людей. В полном соответствии с духом «Снежной королевы» со «снайперами» произошло почти то же, что и с учениками Злого тролля, только с другим эффектом… Эдакий зеркальный перевертыш.

Ученики тролля тащили зеркало в небо – всё выше, выше. И, наконец, не удержали. Оно выпало из их рук и разбилось на бесчисленные осколки…


«Миллионы, биллионы, несметное множество осколков наделали гораздо больше вреда, чем само зеркало. Некоторые из них, величиной с песчинку, разлетелись по белу свету и, случалось, попадали людям в глаза; они оставались там, а люди с той поры видели все шиворот-навыворот или замечали во всем только дурные стороны: дело в том, что каждый крошечный осколок обладал той же силой, что и зеркало. Некоторым людям осколки попали прямо в сердце, – это было ужаснее всего – сердце превращалось в кусок льда».


Но ведь «снайперское» зеркало, похожее на мишень, было зеркалом любви. И каждый, кому в сердце попал осколок того зеркала, сам знает, что с ним после этого случилось.















автор: Тюпа

ооо!!!! потрясающе!!!!
  16:11 19 августа 2008,   автор:   Algo 

ничего лучше про Снайперов не читала.
спасибо Вам огромное, Тюпа!

надо же,
с неожиданной точки зрения, а по ощущениям - исключительно верно все сопоставлено.
концовка - восхитительна. нет слов.

Тюпа! Вы меня выпотрошили и ошарашили!
еще раз огромный респект, мои аплодисменты и низкий поклон!




  16:20 19 августа 2008,   автор:   Фанни 

Спасибо, Тюпа... вот это подарок...
Настолько неожиданные образы - надолго хватит, о чем думать...
  16:28 19 августа 2008,   автор:   Тюпа 

Algo, Фанни


Вы меня просто смутили... (*ковыряя ботинком паркет)
Ну, хорошо, раз так.
  20:19 19 августа 2008,   автор:   анна франк 

восхитительно, Тюпа!
других слов нет..
  21:41 19 августа 2008,   автор:   baur 

Замечательно, Таня, - очень трогательно и мудро! И удивили, и порадовали такой необычной трактовкой снайперской сказки. А то уж я совсем впал в уныние и готов был поверить Диане, что всё это - "сага про Штирлица и Мюллера". :о)
Если снайперская история до сих пор притягивает и не отпускает очень многих, очень разных людей, значит есть в ней что-то магическое, сказочное, чудесное.
Вы очень хорошо раскрыли тему любви. Осталось дополнить картину темой смерти. Пожалуй, это ключевые темы снайперской философии, музыки, поэзии: любовь и смерть.
Что по этому поводу говорит Андерсен? :о) Надо будет перечитать забытые книжки, теперь уже именно под этим углом зрения.
  14:01 23 августа 2008,   автор:   Хемуль 

Татьяна, это великолепно! Просто слов нет.
Спасибо!
Это прекрасно - так тонко чувствовать!
  16:48 24 августа 2008,   автор:   chica_viento 

Волшебное эссе, заставляюще поверить в то, что не все так мрачно, как мне казалось в последнее время...
А финальная фраза просто нацарапана на сердце.
Спасибо.
  12:59 25 августа 2008,   автор:   Оранжевый Кот 

Прекрасное эссе. Спасибо!

Прочитала и всплыли цветаевские строки: "Ваш маленький Кай замерз, о Снежная Королева"

Иногда мне кажется что кое-кто из них именно Снежная Королева.
Просто СУпер!:)
  23:20 25 августа 2008,   автор:   Kisson 

Необыкновенно зДОровО:)
я только совсем недавно прониклась их творчеством:)
ВАШ рассказ БЕСПОДБЕН!!!
СПАСИБО!!!
  09:20 26 августа 2008,   автор:   Нотя 

Нет слов...
Снимаю шляпу
  15:51 29 августа 2008,   автор:   Свободный художник 

Спасибо Вам, это действительно очень правдиво, честно и красиво. Заставляет задуаться...
Ведь, кроме того, что эта история относит нас к мыслям о Диане и Свете, очень многих из нас, думаю,она заставит задуматься о своей собственной истории любви...
Тюпа,
  21:56 04 сентября 2008,   автор:   cpr 

спасибо, порадовали :-)

но я задумался - а кто же злой тролль и снежная королева?
cpr
  05:00 05 сентября 2008,   автор:   Фанни 

коллективный злой троль - реал рекордс? )))
Фанни
  11:33 08 сентября 2008,   автор:   cpr 

Тогдауже весь шоу-бизнес!
cpr
  13:24 08 сентября 2008,   автор:   Фанни 

"весь" - это понятие слишком растяжимое ))))) А в "Реале" этот образ можно более-менее персонифицировать :)
  23:23 08 сентября 2008,   автор:   Тюпа 

Cpr

Боюсь, что буквальные параллели разрушат образ : ))
Важно оставить пространство для воображения.
Пусть каждый свою "снежную королеву" представляет.



Большое спасибо всем за отклики!
Очень рада созвучиям ))
спасибо...
  20:08 14 сентября 2008,   автор:   Дася 

У меня просто нет слов,одни эмоции :0)
Ни чего лучше ни читала,великолепно, мне очень понравилось..
Замечательная "снайперская" сказка...))))
  20:57 14 сентября 2008,   автор:   Mur aka Mi 

Действительно,очень много совпадений:(Но у сказок именно такая особенность-каждый волен в них видеть свою,собственную реальность,точнее,соответствия этой реальности.Иносказание всегда многозначительно,многотрактовочно,если так можно выразиться.Наверное,не только эту сказку можно было бы соотнести с историей Ночных Снайперов,и совпадения были бы не менее потрясающими,не менее удивительными были бы узнавания.В другой сказке были бы другие детали,она делала бы другие акценты,но сказка обязательно была бы о любви-о ее силе,о верности ей, даже несмотря на то,что ее,казалось бы,предали.Любовь-если это любовь-не умирает.Несмотря ни на что.Все сказки об этом.И жизнь-ради этого.
  22:01 14 сентября 2008,   автор:    

"«снайперское» зеркало, похожее на мишень, было зеркалом любви. И каждый, кому в сердце попал осколок того зеркала, сам знает, что с ним после этого случилось."

Андерсеновский,"сказочный" минус(зло)здесь,в эссе(как и на самом деле)заменен плюсом(добро).Случается чудо-"как в сказке"."Снайперское зеркало" не замораживает сердца,а растапливает даже самые холодные.Может быть,для этого и случилась наяву такая сказка-"Ночные Снайперы?:)
  15:57 15 сентября 2008,   автор:   Дзен 

"Ваш маленький Кай замёрз.
О Снежная Королева."))





статьи 
Из жизни привидений:
Все из рубрики »»
Dusya: Выборы, "электоральное поведение", итоги года и общая целесообразность.
Dusya: "Сливки с Огоньком"
Dusya: Бес'предельная осень
Dusya: 19 августа.
Dusya: Дважды в тему.
Материалы к сборнику очерков о стихах:
Все из рубрики »»
груша: Неужели не я
Олеся: Завоюй меня. Любовь ещё быть может…
Я_помню: Блюзы гор.
груша: "Я в этом марте, в этом марте навсегда..."
Фанни: О наших литературоведческих перспективах
Навстречу 15-летию НС:
Все из рубрики »»
Dusya: А давайте подумаем вместе!
наши мысли о них:
Все из рубрики »»
Arbekova: ВТВ: адресат(ы). Ч. 1
Джулька: Диане
Arbekova: Конец связи
Arbekova: Цитируя друг друга даже в лютую зиму…
Тюпа: ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА
ощущения:
Все из рубрики »»
_Ksenija_: Два часа рядом со снайперами
Arbekova: Об аудиокниге "Я говорю. Бег"
Arbekova: Без имён
Arbekova: Delirium
Arbekova: Сказки создают не фанаты, сказки создают любители
Просто стихотворение - благодарность за творчество:
Все из рубрики »»
Anna87: Посвящение
снайперский юмор:
Все из рубрики »»
Фанни: лирическое посвящение от Ольги Алексеевой
cpr: Паттерн - "Ехать вместе"
Сестра Милосердия: Робинзон - 2006
Сестра Милосердия: Глава Первая и Последняя, в которой обитатели Странного Места встревожены пожелтевшим документом
Сестра Милосердия: Про Это
Сургановедение:
Все из рубрики »»
Lenzz: Мир женщины в творчестве Светланы Сургановой
Arbekova: Воздух (не столько о песне...)
Lenzz: Самая весенняя группа – Сурганова и оркестр
Lenzz: Значение белого цвета в творчестве С. Сургановой
delada: Песни на чужие стихи - оригинал и вариант Светланы



Апрельский Альманах
(сборники 2003-2004гг.)
Просто жизнь...
Ощущения
Стихи

 

© 19august93.nsarchive.ru
0.043