А вы смогли бы,
Разорвав сердце надвое,
Боль свою превозмочь?
Если двоим, то-
Навеки
Или уже 
Никогда?
А? Строкой, смычком и гитарой
У вечности на краю
Растворяясь в любви безоглядной
И крича всему миру - ЛЮБЛЮ!!!
Как ты прекрасна, Светлана!!!
К полному списку статей




Семантическое пространство С. Я. Сургановой 17:52 14 апреля 2010
Челябинский Государственный Университет

СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО С. Я. СУРГАНОВОЙ

Важным этапом в становлении каждого автора является создание собственной языковой картины мира, основанной на построении новых художественных образов и переосмыслении старых. Во многих случаях элементы, являющиеся формальными в обычной речи, в структуре произведения приобретают семантический характер, а общеупотребительные символы при этом нередко переосмысливаются и получают дальнейшее семантическое развитие. Закономерным следствием такого процесса является то, что характерные сквозные художественные образы в совокупности с контекстом их употребления образуют узнаваемую, последовательно воспроизводимую систему, что позволяет говорить о собственном творческом методе автора и судить об особенностях его системы моделирования мира.
Исследование семантической системы в современной поэзии проведем применительно к творчеству Светланы Сургановой – музыканта, поэта, лидера группы «Сурганова и Оркестр», одного из наиболее ярких представителей российского женского рока.
Проведенный частотный анализ позволил выявить группы образов, являющиеся наиболее употребительными в ее творчестве.
Вскользь упоминаемые аллеи, парки, улицы, крыши домов образуют пространство современного города и не имеют единого контекста употребления. Из этого ряда можно выделить мосты – они всегда разводные и являются знаками, указывая на родной для Светланы Санкт-Петербург. Город в ее творчестве почти всегда выполняет функцию повествовательного пространства, в котором разворачиваются описываемые события (исключение – «Семь городов»). Причем он не теряет этой функции, даже когда является их непосредственным участником (“А город, что помнил все их маршруты / Зажег фонари и высушил лужи. / Надел черный фрак и звезды впридачу. / Чтобы светили, и чтоб наудачу” [2. С. 17]). (В отличие от творчества Дианы Арбениной, где под описанием города и даже страны часто подразумевается описание внутреннего состояния человека: “В городе моем завяли цветы. / В городе моем ушли поезда…” [2. С. 53], “В городе моем пусто и холодно…” [2. С. 63], “И наши страны давно стали одной…” [2. С. 79]).
У Светланы Сургановой текущее внутреннее состояние лирического героя описывается с применением более компактного и легкого для восприятия образа – образа дома (это не хорошо и не плохо, а просто особенность их художественных методов). Дом в творчестве Светланы воспринимается как нечто небольшое, не всегда уютное, мгновенно откликающееся на происходящие с героем перемены. Данный символ используется при отражении наиболее значимых событий в судьбе лирического героя. Это может быть как состояние влюбленности («Белая песня», «Мне с тобой…»), так и испытываемый страх потерять близкого человека («Предчувствие смерти») и переживание уже произошедшей потери (“Иду по сонным этажам на свой четвертый полюс. / Иду туда, где никогда твой не услышу голос…” [2. С. 78], «Больно»).
Также часто встречаются окна, двери, стены… Для образов окна и двери можно провести четкое разделение. Так, окно почти всегда отделяет одинокого героя от внешнего мира («Мой взгляд», «Так начинался день», «Невстреча»). Двери разделяют героя и его любимого человека. Этот символ не является статическим, в описываемый момент времени это разделение может как устанавливаться (“Я не знаю, кто из нас закрыл последнюю дверь / И небрежно на пол уронил живые цветы” [2. С. 11]), так и преодолеваться («Где-то там высоко», «Самое страшное для меня в этом городе», «Добрый вечер»). Упоминаемые в текстах Сургановой стены не имеют единой, самостоятельной семантики и служат дополняющим элементом, выражая все то же, что и остальные образы этой группы. То есть стена может разделять героев («Мой взгляд», «Февральский ветер»), отделять героя от мира («Душа, как…»), упоминаться при описании его внутреннего состояния («Ну вот и всё»).
Вторая обширная группа символов – разнообразные источники света, такие, как луна, звезды, уличные фонари, свечи. Не случайно в тех случаях, когда дается прямое указание на время действия, темное время суток называется более чем в три раза чаще (а еще дополнительно упоминаются темнота, тени…). Итак, источник света. Отдельно существующий посреди темноты, противостоящий темноте, завораживающий и влекущий к себе героя… Встречаются случаи, когда сам герой или его близкий человек непосредственно отождествляются с источником света, чаще всего с луной («Ломтик луны», «Ворон», «Ты мое дыхание…»). В песне «Энергетический вампир» наблюдается эволюция образа – сначала неназываемый персонаж-«луна» ослепляет лирическую героиню своей яркостью, подавляет (“Ослепила глаза мне луна / С именем…” [2. С. 80]), и только когда она находит в себе силы и перестает быть зависимой от кого-либо, сама луна теряет черты личности и становится просто небесным светилом.
Светланой описываются ситуации, при которых в силу сложившихся обстоятельств герои становятся разделены, и при этом вполне реальное физическое пространство между ними часто оказывается ярко освещенным уличными фонарями («Среди огней ночного Петербурга», «Февральский ветер», «Самое страшное для меня в этом городе»).
В случае с горящей свечой важным является контекст употребления образа. Рассматривая его, обнаруживаем, что этот образ возникает, когда лирическая героиня рассказывает о том, кто был ей близок в какой-то момент времени. Это может быть как человек, и сейчас находящийся рядом (“В доме плачут свечи, / Лунный свет глядит в твое лицо…” [4]), так и уже ушедший (“Ставлю свечи в изголовье / Мной непонятой любви…” [2. С. 78], «Птица певчая»). То есть в этом случае также наблюдается отождествление, но не прямое.
Важную роль в творчестве Сургановой играет небо и такие неразрывно связанные с ним явления, как ветер, дождь, снег, а также птицы. Рассказывая о птицах и иногда даже вступая с ними в разговор, лирическая героиня при этом четко отделяет себя от них, но по сути дела рассказывает о собственных переживаниях. То есть этот символ хоть и не связан с героем, но помогает выразить его мысли и чувства.
Небо с бегущими по нему облаками, дождь, ветер и снег в творчестве Светланы так же, как и в реальной жизни, связаны с постоянным движением, изменением, развитием. Часто это действие, сопряженное с эмоцией – как резкой (“Разбиты окна / Порывом ветра и стиха…” [2. С. 51], “Весенним ветром / Влечу в свой rock-n-roll…” [2. С. 85]), так и очень нежной (“В небе полном звезд ляжет наш путь…” [2. С. 95], «Не тобой болеет сердце», «Смольный собор»). Эти образы оказываются весьма значимыми, так как именно с их использованием дается описание всего многообразия человеческих взаимоотношений. Так, героиня может находиться в состоянии влюбленности (“Я впитала в себя темы песен твоих, / Как сухая земля – дождь…” [2. С. 85], “Там мои обнимешь плечи, / Ветром волосы встревожишь…” [4]), испытывать грусть от вынужденной разлуки с любимым (“Солнце погасло, и тучи взвалили / На землю тонны дождя. / Пару часов, и железная птица / Снова похитит тебя…” [2. С. 39]), тосковать по тому, кто навсегда ушел (“Умирает птица певчая. / За туманом скрылось небо…” [4], “А четкий на снегу твой след – / Он до сих пор не тает…” [2. С. 78]), стремиться к свободе (“И если пространства, то не меньше, чем небо. / И если свободы, то не на двоих…” [2. С. 31]), осознавать, что расставание уже неизбежно (“Зачеркнула полнеба / Параллель проводов. / Из окна твоего / Только горы преград. / Пепел мною сожженных / Семи городов / Не дает мне вернуться / Отсюда назад…” [4]).
Дома, окна, двери, уличные фонари вписываются в пространство современного города, дополняя и конкретизируя его. Снег, дождь, ветер, лунный свет изменяют привычный стороннему наблюдателю облик пространства ( “Отражает мокрый город / Самолетов вереницы…” [4]). Общая особенность этих образов заключается в том, что они вполне наблюдаемы, то есть являются зримыми. И взаимодействие лирического героя с миром часто заключается в том, что он просто наблюдает этот мир. И такие элементы, как взгляд, глаза, слезы приобретают в творчестве Светланы семантический характер.
Ранее было выполнено исследование, посвященное этой семантической группе, и автор данной работы полностью согласен с его основным выводом. Поэтому процитируем этот вывод полностью, ничего не добавляя от себя: “Получается, что в стихах СС присутствует неназванный прямо, но четко обозначенный смежными и перекликающимися метафорами образ глаза, ОКА (=светящейся во тьме искры), который ВИДИТ не только окружающий мир, но и самое себя. И с готовностью, открыто и щедро, отдает миру свое понимание… Этот образ ясно показывает, что – по ощущению автора – именно человеческий ВЗГЛЯД на мир есть источник его, мира, красоты и мудрости” [5].
Всё рассмотренное позволяет сделать следующие выводы:
- во многих произведениях Сургановой можно обнаружить образы из всех или большинства выявленных семантических групп, то есть ее художественный метод представляется ориентированным на использование вполне определенных символов;
- основанная на сквозных образах и ключевых метафорах семантическая система Светланы Сургановой обладает характерной особенностью, заключающейся в том, что одни и те же художественные образы органично дополняют во многом общее для ее творчества повествовательное пространство и в то же время служат для описания внутреннего мира лирического героя и отражения происходящих с ним событий.

Список литературы

1. Ночные снайперы. Дрянь [Текст] / Д. С. Арбенина, С. Я. Сурганова – СПб : СПИ ДЕДЪ, 1996. – 64 с.
2. Ночные снайперы. Цель [Текст] / Д. С. Арбенина, С. Я. Сурганова – СПб : СПИ ДЕДЪ, 1996. – 108 с.
3. Сурганова, С. Я. Стихотворения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.surganova.su/lirika
4. Сурганова, С. Я. Тексты песен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.surganova.su/songs
5. Тюпа. Снежное шоу Светланы Сургановой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.snipers1993.net/oldforum/index.pl-1-0-160-00000327-000-10001-0-1142601123.htm

автор: Редрик Шухарт

Редрик Шухарт
  10:22 15 апреля 2010,   автор:   ollkka 

1. На мой взгляд, вы просто молодец! Сочетать увлечение с работой - редкое, но крайне полезное качество. Так держать!
А то ведь среди нас есть и кандидаты наук... и даже филологических... Но научные работы по Снайперам все пишут какие-то "залетные", НАСПЕХ НАХВАТАВШИЕСЯ И НЕ ВЛАДЕЮЩИЕ МАТЕРИАЛОМ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ... Поэтому, рассчитываем на Вас и равняемся!
)))

2. Не все ученые мужИ, особенно старой закваски, любят ссылки на электронные ресурсы... Вон даже среди губернаторов, несмотря на призывы Медведева, далеко не все подкованы... Это непросто ведь... И опасно)

Хорошо вот, что есть ссылка на "бумажную" ДРЯНЬ... Книги почти никто не видел, а ссылка вот она - есть)))

Поэтому, Редрик Шухарт, посмотрите здесь http://www.aprel.pp.ru/events/324 - и получите для цитирования "бумажную" Сурганову)))... Кстати, она там на 125-207 страницах.

Отредактировано 10:32 15 апреля 2010 ollkka
ollkka
  13:30 15 апреля 2010,   автор:   Редрик Шухарт 

Большое Вам спасибо за ссылку, обязательно воспользуюсь. Указание источников, как Вы справедливо заметили, отдельная проблема. На электронные ресурсы разрешили ссылаться (по крайней мере, у нас в ЧелГУ) только в конце 2009 года.
А исследования я надеюсь продолжать, только сейчас нет времени - нужно закончить диссертацию по основной специальности. Но потом... :)))
Редрик Шухарт
  15:19 15 апреля 2010,   автор:   Фанни 

Спасибо, обе статьи очень интересные; надо поподробнее вчитаться...
А что касается книжек "Дрянь" и "Цель" - откуда известно количество страниц в каждой из них?
Неужели они у Вас есть в бумажном варианте? Или удалось найти их полностью отсканированными?
Фанни
  17:42 15 апреля 2010,   автор:   Редрик Шухарт 

Нет, книг у меня, к сожалению, в печатном или даже отсканированном виде нет. В скачанных мною электронных версиях после каждого стихотворения/песни указывались номера страниц, соответствующие оригиналам. Учитывая, что сборники самиздатовские - количество страниц в книге должно быть равно номеру страницы с последним произведением плюс два.
А пойти на такое потребовалось, чтобы соблюсти требования к оформлению, они и на список литературы распространяются. А до недавнего времени можно было ссылаться только на печатные источники с указанием всех выходных данных.
Редрик Шухарт
  00:00 28 апреля 2010,   автор:   ollkka 

Не сразу осознала, но, похоже, Вы "мужеска полу", а?!

Если так, то писать научные статьи про наших Девушек, Вам как-то сподручнее и даже безопаснее для репутации )))

Не из-за этого ли аспекта серьезная наука обходит Снайперов вместе и врозь стороной?
ollkka
  17:43 28 апреля 2010,   автор:   Редрик Шухарт 

"мужеска", что уж скрывать...:)))
Я думал, по нику это сразу определяется... Извините, если ввел в заблуждение:)
А что касается серьезной науки - моя знакомая, кандидат филологических наук, не понимает, как молодежь слушает Диану. Уж очень много знать нужно (это я ей как-то раз "Брэдбери прочитал").

Отредактировано 17:47 28 апреля 2010 Редрик Шухарт





статьи 
Из жизни привидений:
Все из рубрики »»
Dusya: Выборы, "электоральное поведение", итоги года и общая целесообразность.
Dusya: "Сливки с Огоньком"
Dusya: Бес'предельная осень
Dusya: 19 августа.
Dusya: Дважды в тему.
Материалы к сборнику очерков о стихах:
Все из рубрики »»
груша: Неужели не я
Олеся: Завоюй меня. Любовь ещё быть может…
Я_помню: Блюзы гор.
груша: "Я в этом марте, в этом марте навсегда..."
Фанни: О наших литературоведческих перспективах
Навстречу 15-летию НС:
Все из рубрики »»
Dusya: А давайте подумаем вместе!
наши мысли о них:
Все из рубрики »»
Arbekova: ВТВ: адресат(ы). Ч. 1
Джулька: Диане
Arbekova: Конец связи
Arbekova: Цитируя друг друга даже в лютую зиму…
Тюпа: ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА
ощущения:
Все из рубрики »»
_Ksenija_: Два часа рядом со снайперами
Arbekova: Об аудиокниге "Я говорю. Бег"
Arbekova: Без имён
Arbekova: Delirium
Arbekova: Сказки создают не фанаты, сказки создают любители
Просто стихотворение - благодарность за творчество:
Все из рубрики »»
Anna87: Посвящение
снайперский юмор:
Все из рубрики »»
Фанни: лирическое посвящение от Ольги Алексеевой
cpr: Паттерн - "Ехать вместе"
Сестра Милосердия: Робинзон - 2006
Сестра Милосердия: Глава Первая и Последняя, в которой обитатели Странного Места встревожены пожелтевшим документом
Сестра Милосердия: Про Это
Сургановедение:
Все из рубрики »»
Lenzz: Мир женщины в творчестве Светланы Сургановой
Arbekova: Воздух (не столько о песне...)
Lenzz: Самая весенняя группа – Сурганова и оркестр
Lenzz: Значение белого цвета в творчестве С. Сургановой
delada: Песни на чужие стихи - оригинал и вариант Светланы



Апрельский Альманах
(сборники 2003-2004гг.)
Просто жизнь...
Ощущения
Стихи

 

© 19august93.nsarchive.ru
0.033