|
|
|
МАГАДАН В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДИАНЫ АРБЕНИНОЙ
Но город новый на краю России
Вставал и рос наперекор всему.
И вот стоит он, светлый и красивый,
И в память строивших я кланяюсь ему.
И пусть Монтан парижские бульвары
Поёт, ну что ж, а я свои пою.
Да, я влюблён в бульвары Магадана
В моём далёком золотом краю.
(Вадим Козин, «Магаданские бульвары»)
Настоящая работа представляет собой продолжение исследования «Образ города в творчестве Дианы Арбениной» и имеет целью восполнить образовавшийся в нем пробел.
Начало творческой деятельности (1991-1994 гг.) ДА было связано с Магаданом, где она проживала в то время. По словам самой Дианы, “Магадан подарил мне способность писать песни, заколдовал от болезней и нытья и стал последним северным городом” («Родина космополита»). Одновременно он стал первым городом в ее поэтической географии, отпечатавшись во многих песнях и стихотворениях того периода. (Возможно, именно потому, что Магадан стал не только первым, но пока что и единственным реальным городом, его название в них никогда не упоминается – уточнять место действия на тот момент просто не требовалось). По-разному сложилась судьба этих произведений: некоторые песни были включены в официальные альбомы группы, некоторые крайне редко исполняются и известны лишь по раритетным записям (при том, что как минимум первая версия «Асфальта», «Гости мои» и «Уставшие глаза от войны» вполне заслуживают того, чтобы быть изданными).
Влияние Магадана проявляется уже в том, что пространством связанных с ним произведений становится не «город сам по себе», а «город, существующий в условиях Севера». Автором были отмечены такие его черты, как близость моря (“и одна / смотрю весной на море я из своего окна” («Города»); “и ветер соленый” («Тугая ночь»)), оторванность от «большой земли» (“а я / прощаюсь с городом просоленным куда / в любое время не доходят поезда” («31-я весна»); “в городе моем ушли поезда” («В городе моем»)), а также суровые природные условия.
Вот что говорится о климате Магадана в «Википедии»: “Город имеет суровый климат, промежуточный между умеренным и субарктическим. Зима очень длительная, хотя смягчается Охотским морем, лето короткое и прохладное. Средняя температура преодолевает отметку 0 градусов только в мае, а ниже нуля становится уже в самом начале октября (или конце сентября). За счёт влияния моря самый тёплый месяц года – август, средняя его температура всего 12 градусов. Самый холодный месяц года январь имеет температуру −16,5 градусов. Заморозки возможны практически круглый год. В городе никогда не бывает жары, самая высокая температура была всего 26 градусов (июль)” [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD].
Действительно, разнообразные явления, связанные с холодным временем года, очень часто и ярко проявляются в произведениях Дианы, посвященных Магадану (“в закрытые двери лезет мороз. / огрызается воздух ветер воет в глаза” («В городе моем»); “этот декабрь светел и бел. этот декабрь нежен и полон огня” («Гости мои»); “а в городе этом так много снега / и совсем немного остается солнца” («Голубой слон»); “но по утрам под ногами уже хрустел лед” («Блюзы гор»); и т. д.).
В то же время лето неизменно описывается как жаркое (“лето. вся земля как высохший пустырь” («лето»); “дождь с надеждой бьет в горячий песок» («Асфальт», вер. 1993 г.)), а наступление весны – более ранее, чем в действительности (“застрелился февраль на исходе зимы” («Уставшие глаза от войны»); “и апрельский туман нервы теребя / падает головой на теплый гранит. / пахнет гарью лесов и теплой травой” («Когда горит свет»)). Вполне возможно, что недостаток тепла, испытываемый в реальной жизни, таким образом восполнялся в поэзии.
Другой важной составляющей пространства произведений становится ночь. Она может проявляться как опосредованно (“огни машин” («Лист филь»); “и черный фонарь станет желтым как янтарь” («Рубеж»); “а в комнате опять темно / и свет фонарей в окно” («И опять темны дороги глаза»)), так и прямо. В этом случае она выступает как активный элемент и может персонифицироваться (“в городе моем ночь ударит в набат. / она также одинока как я” («В городе моем»); “тугая ночь обнимает меня за плечи” («Тугая ночь»)).
Заметим, что реальный Магадан в то же время является лишь «отправной точкой», а пространство произведения каждый раз выстраивается заново, без учета того, что говорилось ранее по тому же поводу. (Очевидна взаимосвязь и в то же время противоречие между такими фрагментами: “я по асфальту шагаю … / до остановки трамвая звенящего на бегу” («Асфальт», вер. 1993 г.) и “не всю ведь жизнь петь об остановках / и трамвая нет в городе нашем” («Реггей»). Такой подход сохранится в дальнейшем и также будет применен к Москве и Петербургу).
Следует отметить, что интуитивно выбранная Арбениной схема построения повествовательного пространства «город + условия, в которых он существует» оказалась весьма результативной. Не следует забывать, что речь идет о самом начале творчества, когда только начиналось становление собственной языковой системы и собственных выразительных средств. На тот момент построить целостную картину с использованием только элементов городского пейзажа, скорее всего, было бы достаточно сложно (всему этому Диана научится, но позже), а таким образом автор сразу же получил возможность расширения пространства произведения за счет привнесения в него дополнительных элементов.
Выделим еще такие песни, как «Тугая ночь», «В городе моем» и «31-я весна». В «Тугой ночи» ярко выражен мотив дороги, ставший впоследствии одним из важных мотивов. «В городе моем» примечательна тем, что в ней автором вполне осознанно и четко декларируется небо как сложный художественный образ: “в городе моем я напишу на небе: мне незачем иметь этот город без тебя”, который затем станет одним из основных образов и будет разрабатываться на протяжении всего последующего творчества. «31-я весна» написана в 2000 году, через шесть лет после переезда в Санкт-Петербург, и в ней происходит возвращение к образу Магадана уже с использованием новых художественных приемов. Не повторяя анализа песни, добавим к сказанному ранее, что ее образные конструкции, не являясь четкими и закрепившимися, в то же время намечают переход к метафизичности в описании пространства города, окончательно оформившейся в стихотворениях Дианы 2005 – 2006 годов написания: “город голодный улицы жрет” («часовой механизм»); “площади рыбная величина” («странно»); “в траншеи ложатся бульвары. слезами текут” («амбразура»); и т. д.
Подводя итог, можно сказать, что именно в Магадане началось становление Дианы Арбениной как поэта. Там были написаны первые песни из категории «тех, что останутся». В посвященных ему произведениях были поставлены вопросы, разработка которых продолжилась во всем последующем творчестве.
Автор выражает благодарность Фанни и Yulana за идею настоящей работы.
Фрагмент текста песни «Магаданские бульвары» был нагло и бессовестно скопирован с официального сайта Ирины Богушевской: http://www.bogushevich.theatre.ru/songs/show_dlya_tebya/magadan/
автор: Редрик Шухарт
|
|
Спасибо! Всегда с интересом читаю Ваши размышления.
Вот только, строчку "а я прощаюсь с городом просоленным", я почему-то никогда не свзывала в Магаданом или с каким-либо конкретным городом. для меня всегда это был образ. Мне представлялось, что городом ДА обозначила какой-то мир, существовавший в определенном периоде жизни (например юность, студенчесво, истрия любви и т.д., куда действительно не доходят поезда, потому что в прошлое невозможно вернуться.
Интересно Вы выбираете темы.
А Вы пробовали писать о каком-нибудь альбоме? Это ведь тоже своего рода определенная тема. Там ведь обязательно присутсвует цельность.. Было бы интересно почитать Ваши мысли)
хотя возможно Вы писали, просто я не знаю. |
|
Вы – молодец. Сказано – сделано. «Город + условия, в которых он существует», «образы, которые будут разрабатываться на протяжении всего последующего творчества» – раньше всё это было на уровне обрывочных ощущений, а теперь обобщено.
Неужели заморозки возможны практически круглый год? «Как же там люди живут?» – непроизвольный вскрик любого южанина:) Теперь, кстати, понятно абсолютно парадоксальное для украинца утверждение ДА, что Магадан стал для нее «последним северным городом». И в который раз убеждаешься, как же прав Петр Вайль, в замечательной книжке «Гений места» написавший, что «география – самая важная наука о человеке».
А теперь позвольте парочку соображений-ощущений.
Во-первых, мне кажется, что в этой работе была бы уместной ссылка на «Мотофозо» – и потому, что это последнее по времени (из известных мне) произведений ДА, в котором затронута тема Магадана, и потому, что там наверняка можно найти какие-то дополнительные цитаты, подтверждающие Ваши наблюдения. К сожалению, у меня нет сейчас под рукой записи спектакля (я имею в виду видеозапись Татьяны Тылик, конечно, потому что подвиг перевода в текстовый формат этого уникального действа Фанни – единственным человеком, способным на это (без всякой иронии!) – пока не совершен), а то я могла бы предложить что-то конкретное.
И, во-вторых… После прочтения этой Вашей работы у меня возникло ощущение какой-то недосказанности – как и после «Образа города в творчестве Дианы Арбениной», кстати, – но теперь я, кажется, поняла в чем дело. Спасибо izolda, написавшей, что «строчку "а я прощаюсь с городом просоленным"… никогда не связывала в Магаданом или с каким-либо конкретным городом… Мне представлялось, что городом ДА обозначила какой-то мир, существовавший в определенном периоде жизни (например юность, студенчество, история любви и т.д.)».
А для меня, знающей о ДА то, что я знаю на сегодняшний день, этим «миром, существовавшим в определенном периоде жизни» является человек. Магадан – псевдоним/синоним одного конкретного человека, Питер – другого. Т.е. ГОРОД в творчестве ДА – для меня ЕЩЕ И ПСЕВДОНИМ/СИНОНИМ КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА, ЖИВШЕГО/ЖИВУЩЕГО В НЕМ. Поэтому «прощаюсь с городом просоленным» – это еще и про взаимоотношения с «человеком-Магаданом», а «Питер пахнет никотином» – еще и про взаимоотношения с «человеком-Питером». Плохо объясняю, да? Ну это как Света когда-то на вопрос: «Как Вы относитесь к Москве вообще…, и изменилось ли Ваше отношение к ней после 17.12? И то же самое про Магадан» ответила: «Магадан подарил, Москва отняла..., хотя города здесь ни при чем» (http://websnipers.narod.ru/articles/forum_SS.htm). Вот про что-то такое я… И, с одной стороны, все эти ощущения носят абсолютно субъективный характер, но с другой, будучи артикулированными, думаю, все же немного расширяют спектр восприятия заявленной Вами темы. |
|
izolda
Я тоже всегда раньше воспринимал «31-ю весну» не как посвящение какому-то конкретному городу. То, что в ней речь идет именно о Магадане, говорилось самой Дианой (например, можно посмотреть ее комментарии в «Копилке»: http://www.aprel.pp.ru/show.php?member=253 Да и сейчас, в общем-то, просто принял к сведению авторскую позицию). Но это ведь и хорошо, что каждый воспринимает песню по-разному и находит в ней что-то именно для себя :)
Про отдельный альбом я действительно не писал, спасибо Вам за идею.
Yulana
Вы абсолютно правы насчет незавершенности. Но это было сделано специально, просто есть некоторые соображения, которые я хотел бы обдумать и изложить позже. Насчет «Мотофозо» - действительно, стоит его внимательно изучить. И, опять же, могу только повториться: это замечательно, что песни Дианы и Светланы понимаются разными людьми по-разному, это еще раз подтверждает, что мы имеем дело именно с поэзией :)
И спасибо Вам, что всегда активно принимаете участие в обсуждениях!
Но теперь что-то напишу, скорее всего, не раньше февраля – вот стану кандидатом физ.-мат. наук и уже вплотную займусь творчеством «снайперов».
|
|
Редрик Шухарт
Большое спасибо за очередную статью, очень интересно!
С одним моментом здесь хотела бы поспорить. А именно - по поводу "присутствия" трамвая в тексте "Асфальта". Мне кажется, что здесь не подразумевается "перенос" трамвая в Магадан. Думаю, что здесь описывается именно ситуация отъезда - то есть: и лирический герой, и объект чувств, любимый человек - находятся уже не в Магадане, они встретились где-то в другом городе (не знаю уж, на самом деле встретились, или только в мечтах). Отсюда - и "горячий песок", и "трамвай".
Причем я думаю, что описанная встреча произошла как раз не в реальности, а только в фантазиях автора/лирического героя... Потому что тут можно провести параллель с песней "Лето" (примерно тогда же написанной): она ждет, что ее любимый человек вернется. А вернется, вероятно, как раз из какого-то города, в котором трамваи имеются (зная историю, можем предположить, что это Москва).
Yulana
Часть текста к "Мотофозо" была напечатана в одном из номеров "Гавроша". |
|
Редрик Шухарт
Ух ты, нас скоро станет на одного больше! "Ученым можешь ты не быть, но кандидатом стать обязан":)) От всей души желаю Вам успешно завершить диссертационную эпопею и обрести на время то мироощущение, которое я, вспомнив когда-то виденный фильм по роману Кундеры с молодыми и чудесными Жюльетт Бинош и Дэниэлом Дэй-Льюисом, для себя обозначила как "невыносимую легкость бытия":)
Фанни
Спасибо, я не знала. Очень интересно. |
|
Фанни
Ваша версия о трамвае в песне "Асфальт" интересна, спасибо, что поделились. Нужно подумать. :)
Yulana
Большое спасибо за пожелания), надеюсь, что так и будет. |
|
В песне 31-я весна строчку "а я прощаюсь с городом просоленным" кто-то соотносит с городом, кто-то с человеком из этого города...я согласна. Но главное, куда Диана, прощаясь, стремится...слова
"А я к тебе стремлюсь, я нагибаюсь до земли,
Я в этом марте, в этом марте навсегда."
- адресуются 31-й весне. А в момент написания Свете как раз был 31 год))
P.S. Поэтому, похоже, что 31-я весна - это и есть Света, соответственно, тогда песня посвящяется именно ей. И тогда становится понятна фраза 25-летней на тот момент Дианы:
"С тобой проводит ночи 31 весна.
И без сомнения ревнует ко всему."
|
|