А вы смогли бы,
Разорвав сердце надвое,
Боль свою превозмочь?
Если двоим, то-
Навеки
Или уже 
Никогда?
А? Строкой, смычком и гитарой
У вечности на краю
Растворяясь в любви безоглядной
И крича всему миру - ЛЮБЛЮ!!!
Как ты прекрасна, Светлана!!!
К полному списку статей




Русская рок-поэзия:текст и контекст. Выпуск 12 20:01 28 сентября 2011
РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ: ТЕКСТ И КОНТЕКСТ
ВЫПУСК 12

Научное издание
Екатеринбург, Тверь – 2011

О.Д. ФЁДОРОВА
Тверь
«ДЕЗЕРТИР СНА» ДИАНЫ АРБЕНИНОЙ
КАК ОСОБОЕ ЖАНРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Специфика взаимодействия композиционных структур рок-книги, а также реализация основных из них: литературной, архитектонической и изобразительной, – дают представление о рок-книге как об особом, своеобразном художественном мире и, соответственно, особом жанровом образовании. И выбор рок-книги «Дезертир сна» Дианы Арбениной в качестве объекта исследования не случаен, ведь это яркий образец этого жанра, позволяющий проследить, какие особенности выявляются на каждом из структурных уровней. «Дезертир сна» под своей обложкой объединяет столько граней творчества отдельно взятого человека – рок-исполнителя, что в большой степени воплощает понятие синтеза искусства и взаимодействия его частей с общей целью установкой на раскрытие творческой составляющей личности.
Исследование художественной ценности текстов рок-книги, равно как и их анализ, не лежит в рамках задач данной работы, поэтому описание литературной композиционной системы, а точнее закономерностей, вносимых в книгу характером словесного произведения, будет сведено к выявлению общих тенденций, характерных для рок-литературы.
Являясь представителем современной российской рок-культуры, Диана Арбенина, подобно многим, творит, не загоняя себя в рамки условностей и традиций. Её литературное творчество, представленное в книге «Дезертир сна», – стихи, проза, тексты песен – максимально свободно, начиная от возможности перехода текстов из одного раздела в другой (песня «Свобода», когда-то отнесенная Арбениной к «антипесне» и ставшая ею вновь в этой книге, или «Автомобильный блюз», напротив, из песни вставший в ряд «антипесен») и заканчивая характером её творчества вообще, для которого характерно «яркое, прежде всего, образное воспроизведение реальности. Эта образность мышления проявляется во всём. Даже её абстракции конкретны. Некоторые изречения легко могут стать афоризмами и существовать отдельной жизнью. Рваный ритм и нарочитая “разговорность” ранних антипесен Арбениной постепенно эволюционируют в законченность форм. При этом если раньше в каждом произведении, как правило, жила единая линия, то в новейших своих антипеснях Диана зачастую собирает своеобразный конструктор. Он кажется то единым полотном, то массой разрозненных лоскутов. Игра в ассоциации с читателем не дает расслабиться ни на секунду. Ежесекундно меняется подача: Арбенина то скупо цедит одно-единственное слово, то захлёбывается строчками, опережая самое себя – это её don't stop в качестве ориентира, вечная дорога» . Сама по себе эта динамичность, создаваемая ещё на уровне слова, плавно переходит в динамику структурную и придаёт, наравне с другими способами, динамику всей книге. Эта динамика поддерживается и на уровне передачи каждого отдельно взятого текста. Авторский почерк, характеризующийся отсутствием большей части общепринятых знаков препинания, уверенно переходит с черновика на печать: только строчные буквы, только точки, двоеточия и тире – «жизнь без ненужных запятых как принцип» . И эта динамика проходит рефреном от момента создания текста до его переноса на страницу книги (запись похожа на черновую, поспешную, ощущается стремление рассказать больше, чем успеваешь записать), ощутима она и при восприятии текста: взгляд не «цепляется» за запятые, скользит мерно и беспрепятственно. При этом отсутствие знаков препинания в определённых местах даёт читателю возможность самому расставить необходимые акценты и смыслы, отчасти как бы делая рецепиента со-автором, в чём тоже заметна декларируемая свобода творческой позиции Арбениной.
В целом же, свобода как характер поэзии Арбениной неоднократно подчёркивается в предисловии книги, подводя своеобразный итог: «…эта какая-то дикая, необъезженная свобода в слововыплескивании – чёткий почерк Арбениной-поэта» .
Архитектоническая структурная система книги задается авторским делением книги на три раздела: «Антипесни», «Проза», «Песни». Каждый раздел книги имеет визуальную заставку – графическую композицию, вынесенную на отдельную страницу, которая включает в себя название раздела, то есть четкое деление структуры поддерживается на протяжении всей книги. Такая трёхчастная композиция, крайние составляющие которой противопоставлены уже по своему названию (антипесни – песни), в целом создает ощущение законченности, всеобъемлемости, ощущение внесённости в книгу как бы всего: и двух крайне противопоставленных, полярных частей, и того, что находится между ними, нейтрального (проза).
Такая завершённая, казалось бы, структура, тем не менее, также «работает» на создание динамики книги, она её поддерживает, и поддерживает замкнуто, постоянно. То есть создаётся своего рода кольцевая динамика, один «полярный» раздел постоянно отсылает к наличию другого:

Кроме того, на создание динамики в книге работает и заданная в «Антипеснях» хронологическая последовательность публикации, а также, если вернуться к литературной композиционной системе, разнообразные авторские комментарии к стихотворениям, расширяющие границы и времени («2005. время года межсезонно» или «2005. март разумеется»), и пространства («2003. осень. леса» или «март. 2006. питер. финский»), и их взаимопроникновения («январь 2006. около весны. театр» или «2006. январь. 9. порт. полдень»).
Помимо трёх текстовых разделов, в книге представлены также два иллюстративных блока (рисунки и фотографии), каждый из которых напечатан на страницах чёрного цвета. Такой контраст, несомненно, отделяет иллюстрационный материал от сугубо текстового, представленного традиционно. Более того, опять возникает некоторое противопоставление частей (как в случае с песнями и антипеснями), слагающихся в результате в единое целое. Подобная противоречивость состояний, даже, возможно, определенный диссонанс свойственны творческой личности вообще, а в рок-литературе, как в более свободной и динамичной стихии, проявляется ещё более ярко и выразительно. Тем не менее, завершенную творческую составляющую личности (установка на раскрытие которой является одним из важнейших признаков рок-литературы) мы получим только тогда, когда соберём воедино все противопоставленные части: чёрное и белое, песни и антипесни, то есть все те «крайности», в которых происходит самовыражение автора.
Изобразительная композиционная система книги представлена рядом графических композиций, вынесенных на отдельную страницу перед каждым разделом книги и включающих его название. Каждая такая графическая зарисовка – это чёрно-белый коллаж из рисунков Арбениной и фрагментов черновиков её текстов, с помарками, неровным почерком и перечёркиваниями. Однако графическая заставка третьего раздела – «Песни» – включает в себя выполненное всё в том же стиле (черновик) обращение к читателю: «песни прибивать гвоздями дат к листу не стала намеренно. Они все – моя жизнь в объёме четырнадцати лет. прошу (перечёркнуто, далее часть текста зачёркнута совсем) скольжу по ним глазами как лодочка по реке (далее часть текста опять зачёркнута полностью) следуйте за мной!! (далее текст начинается с новой строки) 1993 – 2007 ДА»
Таким образом, Арбенина активно вовлекает изобразительную систему в смысловую, содержательную часть книги и делает её активным элементом для общения с читателем. И это даже не игра со шрифтом, встречающаяся в ряде рок-книг , Арбенина ещё более свободно обращается со способом передачи своих мыслей. Фрагмент рукописного текста, такой, какой он есть – неровный, перечеркнутый местами – максимально приближает автора к читателю. Обращение становится личным и напоминает скорее дружескую записку, чем привычное предисловие, и в этом также – декларируемая свобода творчества Арбениной.
Продолжают изобразительный ряд книги две вставки блоков фотографий и картин Арбениной. Первая врезка в книгу – фотографии Арбениной на сцене, вторая – фотографии из повседневной жизни и картины Дианы. Интересно то, что эти изобразительные блоки по своему расположению оказываются включёнными в «полярные» разделы книги: первый – в «Антипесни», второй в «Песни». И в этом также заметна реализация многогранности и противоречивости творческой натуры автора, то есть в разделе со стихами мы видим Арбенину на сцене, а в разделе с песнями – она показана в повседневной жизни, включая живописные опыты. То есть в первом случае снова возникает оппозиция «стихи – песни», поддерживаемая теперь на уровне способа передачи информации (текст – фотография). Во втором за счёт подключения дополнительных уровней (повседневная жизнь и живопись как её часть) к основному (песни), мы получаем показ широкого спектра творчества Арбениной, вписанный в контекст её жизни. Однако лишь «собрав» всю книгу целиком, мы можем получить полное представление о творчестве автора в различных сферах искусства.
Арбенина легко реализует себя в различных аспектах творчества (слово, живопись), легко переходит от одного к другому, а также синтезирует их. Проявляется это и в рассматриваемой книге: каждый из изобразительных блоков сопровождается авторскими комментариями, написанными также «от руки», причём эти комментарии частично повторяют по стилю комментарии Арбениной к своим стихотворениям (ср. «осень. исход. 2006. бг» – к стихотворению и «чикаго 2006. температура» или «питер. поцелуев мост. там сижу. парапет.» – к фотографиям), что сближает литературную и изобразительную композиционные системы, порождая множество дополнительных связей. Включенные в книгу изображения несут на себе (в прямом и переносном смысле):
отпечаток текстов Арбениной (стихи, песни, список композиций для выступления на концерте),
её графические рисунки, как отдельные фрагменты, так и законченные произведения (картина «Уже не смешно» или картина «Не зарывайся, Снайпер!»),
комментарии к фотографиям, зачастую данные в форме воспоминаний: «клуб “Икра”, г. Москва. мне понравилось» или «подозреваю – акустика (приметой – рубаха)».
Арбенина словно дополняет фотографии тем, чего, по её мнению, на них не хватает – где-то дописан текст, где-то дорисована картинка, где-то обведена рамка, акцентирующая внимание на определённой части фотографии. И это объединение частей в целое в итоге даёт достаточно чёткую картину, в которой рок-исполнитель представлен «от и до».
Однако для того, чтобы получить полное представление об описываемой книге, выявления архитектонической, литературной и изобразительной композиционных систем в «Дезертире сна» недостаточно. Наличие предлагаемого в комплекте с книгой аудиодиска предполагает возможную актуализацию дополнительной композиционной системы – аудиальной. Прилагаемый диск содержит часть представленных в книге стихов в авторском прочтении, некоторые из них даны в музыкальном сопровождении, что отчасти сближает их с песенным творчеством Арбининой.
Таким образом, все представленные в книге Арбениной «Дезертир сна» композиционные системы чётко выделяются и имеют отличительные особенности, обусловленные в целом принадлежностью к рок-литературе и выражаемые динамичностью и свободой авторского обращения. Кроме того, структура рок-книги в данном случае усложняется включением новой композиционной системы – аудиальной. Однако главной и всеобъемлющей отличительной особенностью рок-книги является тесная взаимосвязь всех перечисленных систем, которая позволяет в полной мере реализовать один из главных признаков рок-литературы – установку на раскрытие творческой составляющей личности, а вместе с тем даёт возможность говорить о развитии рок-книги как особого жанрового образования.

См.: Арбенина Д. Дезертир сна. – М.:Астрель, АСТ, 2008.
Конторова Ю. Иллюстрация вторая или Свобода сознания // Арбенина Д. Указ. соч. С. 5.
Конторова Ю. Иллюстрация первая или Заповедная зона // Арбенина Д. Указ. соч. С. 4
Конторова Ю. Иллюстрация вторая…С. 5
См.: БГ. Книга Песен. – М.: «Олма медиа групп», 2007. В этой книге приложение «Песни 70-х» (то есть самое раннее творчество), в отличие от остальных разделов, набрано шрифтом, имитирующим набор на печатной машинке.

автор: Bonhomme

  09:46 29 сентября 2011,   автор:   Фанни 

Bonhomme, большое спасибо!
Отличная статья - где вы только такое находите!
Наверное, первая настоящая рецензия на "Дезертир")))
Фанни
  18:29 29 сентября 2011,   автор:   Bonhomme 

Да не за что. Любопытство - огромная сила!)))
Если кого-то интересует это издания(посвященное русскому року), то могу поделиться. У меня есть все 12 выпусков.
А вообще все благодарности только авторам этих сборников, за то, что они интересуются (как профессионалы) таким явлением, как рок-поэзия.

Отредактировано 18:30 29 сентября 2011 Bonhomme
Bonhomme
  21:43 29 сентября 2011,   автор:   kantorka 

прочитала на одном дыхании!!
такое удовольствие - подобные труды!
творчество Дианы достойно настоящего глубокого исследования.
спасибо Вам большое!
kantorka
  22:36 29 сентября 2011,   автор:   Bonhomme 

Рада, что материалы нашли читателя:)
Сама люблю не только рецензии вездесущих "знатоков-журналистов" почитать, а и действительно знающих и разбирающихся в исследуемой теме людей.





статьи 
Из жизни привидений:
Все из рубрики »»
Dusya: Выборы, "электоральное поведение", итоги года и общая целесообразность.
Dusya: "Сливки с Огоньком"
Dusya: Бес'предельная осень
Dusya: 19 августа.
Dusya: Дважды в тему.
Материалы к сборнику очерков о стихах:
Все из рубрики »»
груша: Неужели не я
Олеся: Завоюй меня. Любовь ещё быть может…
Я_помню: Блюзы гор.
груша: "Я в этом марте, в этом марте навсегда..."
Фанни: О наших литературоведческих перспективах
Навстречу 15-летию НС:
Все из рубрики »»
Dusya: А давайте подумаем вместе!
наши мысли о них:
Все из рубрики »»
Arbekova: ВТВ: адресат(ы). Ч. 1
Джулька: Диане
Arbekova: Конец связи
Arbekova: Цитируя друг друга даже в лютую зиму…
Тюпа: ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА
ощущения:
Все из рубрики »»
_Ksenija_: Два часа рядом со снайперами
Arbekova: Об аудиокниге "Я говорю. Бег"
Arbekova: Без имён
Arbekova: Delirium
Arbekova: Сказки создают не фанаты, сказки создают любители
Просто стихотворение - благодарность за творчество:
Все из рубрики »»
Anna87: Посвящение
снайперский юмор:
Все из рубрики »»
Фанни: лирическое посвящение от Ольги Алексеевой
cpr: Паттерн - "Ехать вместе"
Сестра Милосердия: Робинзон - 2006
Сестра Милосердия: Глава Первая и Последняя, в которой обитатели Странного Места встревожены пожелтевшим документом
Сестра Милосердия: Про Это
Сургановедение:
Все из рубрики »»
Lenzz: Мир женщины в творчестве Светланы Сургановой
Arbekova: Воздух (не столько о песне...)
Lenzz: Самая весенняя группа – Сурганова и оркестр
Lenzz: Значение белого цвета в творчестве С. Сургановой
delada: Песни на чужие стихи - оригинал и вариант Светланы



Апрельский Альманах
(сборники 2003-2004гг.)
Просто жизнь...
Ощущения
Стихи

 

© 19august93.nsarchive.ru
0.037