А вы смогли бы,
Разорвав сердце надвое,
Боль свою превозмочь?
Если двоим, то-
Навеки
Или уже 
Никогда?
А? Строкой, смычком и гитарой
У вечности на краю
Растворяясь в любви безоглядной
И крича всему миру - ЛЮБЛЮ!!!
Как ты прекрасна, Светлана!!!
К полному списку статей




"Армия" и "Довоенный билет" 18:12 17 марта 2014
ТЕМА ВОЙНЫ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДИАНЫ АРБЕНИНОЙ И КОНСТАНТИНА АРБЕНИНА НА ПРИМЕРЕ ПЕСЕН «АРМИЯ» И «ДОВОЕННЫЙ БИЛЕТ»


Напишу через час после схватки,
А сейчас не могу, не проси.
Эскадроны бегут без оглядки,
Унося мертвецов на рыси.
Нас уже не хватает в шеренгах по восемь,
И героям наскучил солдатский жаргон.
И кресты вышивает последняя осень
По истертому золоту наших погон.
(из к/ф «Таинственный монах»)


«Довоенный билет» цитируется по фонограмме альбома «Как взрослые» и официальному сайту «Зимовья Зверей». При расхождениях предпочтение отдается альбомному варианту. Полностью текст песни в статье не приводится, лучше всего послушать ее в оригинальном исполнении, например, по этой ссылке:
http://www.youtube.com/watch?v=3gjtMr3dTyI


Ранее, когда писалась статья о милитаристических мотивах в творчестве Дианы Арбениной, оказалась совсем не рассмотрена песня «Армия». Та работа имела целью сделать общие наблюдения по всей совокупности произведений, но именно «Армию» нельзя рассматривать «в общем». Это самая насыщенная военными образами и мотивами песня Дианы, и заслуживает отдельного подробного рассмотрения.
Но, поскольку в нашем распоряжении объем целой статьи, позволим себе рассмотреть песню не отдельно, а в сравнении с произведением другого современного поэта, также написанным на военную тематику. То условие, что автор должен быть поэтом, резко сократило число возможных вариантов. После недолгих размышлений была выбрана песня Константина Арбенина «Довоенный билет». В основном при выборе сыграла роль история личного знакомства Дианы и Константина, а также отсылки к творчеству друг друга в их произведениях (и даже своеобразные «подколки» в адрес Дианы – вариант «Романса» из альбома «В зоопарке»), причем как в то время, когда они часто общались, так и в более позднее (достаточно сказать, что для «Винограда», написанного практически одновременно с рассматриваемой «Армией», образ «винной лужи» Диана заимствует из «Беспределицы» Константина Юрьевича). Да и прекратив общение, все равно тепло отзываются друг о друге.

Стержнем всей композиции «Довоенного билета» является образ железной дороги с движущимся по ней поездом, а военный билет героя сравнивается с билетом на поезд, увозящий его на войну. Вообще (следует отметить, что) связка «война-железнодорожный вокзал-прощание» в настоящее время является уже классической, неоднократно обыгранной в различных видах искусства начиная еще с «Касабланки» (наверняка существуют и более ранние примеры, просто автор статьи затрудняется их вспомнить), но до сих пор позволяющей создать вполне стильное и совсем не вторичное произведение – такое, как «Прощай, оружие!» Ирины Богушевской. Но если, например, в «Дороге до дому» Александра Твардовского эшелон с солдатами – это всего лишь средство передвижения, то Константин Арбенин достаточно ясно намекает, что у него это нечто большее:

Нас взрывная волна раскидала флажками по карте,
И не всем суждено уцелеть, дотянуть до погон.
Одному уготовано место во братском плацкарте,
А другому судьбой забронирован спальный вагон.

Очевидно, что речь здесь идет не о спальном и плацкартном вагонах. Достаточно близка ассоциация с «вечными казенными квартирами» Булата Окуджавы. И образ поезда, движущегося изо дня в день, преодолевая тысячи километров по огромной стране, помогает автору гармонично организовать временную и пространственную составляющие текста песни. На протяжении трех частей, по две строфы в каждой, сюжет интенсивно развивается, двигаясь все дальше во времени:
«Нам война обещает, что долгою будет дорога» (самое начало войны, все еще только «будет»);

«И не всем суждено уцелеть, дотянуть до погон» (не просто красивая фраза, но еще и конкретная временная метка. Дотянуть даже до середины войны. Как известно, погоны в Красной Армии были введены в начале 1943-го года, взамен петличных знаков различия):

«Все посмертно равны – патриоты и космополиты; / Дезертиров у времени нет, поезд мчит до конца» (взгляд уже в исторической перспективе, когда по прошествии большого количества лет выделяется самое главное).

То же самое происходит и с «разрастающимся» пространством песни:
«Но как гомон вокзальный сливается с гулом вселенной, / Так и я прирастаю к войне – у тебя на глазах» (пусть «гомон вокзальный» и «сливается с гулом вселенной», но именно на этом вокзале, здесь и сейчас, герой прощается со своей девушкой);

«Нас взрывная волна разметает флажками по карте» (участие в крупномасштабных боевых действиях, судьбе целой страны);

и, наконец, в повествование вовлекается уже целая планета: «По сосудам земли все мы массой единой разлиты, / Тянем к дырам планеты свои кровяные тельца».

Земля со всеми своими обитателями предстает здесь как единый живой организм, что уже само по себе является удачной поэтической находкой. Но также легко заметить, что планета подменяет собой другой масштабный образ, не встречающийся в «Довоенном билете», но ставший стандартным для произведений такого жанра – огромной военной машины, в которой действующие лица являются всего лишь одними из множества «винтиков». «Планета» дышит жизнью, «машина» холодна и расчетлива. Лирический герой песни не просто исполнитель, но еще и чувствующий и думающий человек. Но в обоих случаях война – общее дело, и герой «Довоенного билета» прекрасно это осознает:

Кто-то ходит под Богом, а кто-то уходит от Бога,
Но никто не уйдёт от единой солдатской судьбы.
<…>
Но как личные судьбы впадают в поток поколенный,
В эту общую чашу вливается горе моё.

Об общей массе участников войны он неоднократно говорит «мы», ставя общее выше собственного желания «сдать военный билет обратно в дорожную кассу».
И здесь наблюдается существенное отличие от «Армии» Дианы Арбениной. В персонажной системе песни отсутствует «мы», а существуют «я»-лирическая героиня, «7 десятков солдат моей армии» и «тот, кто от любви погиб». Но также существенно и то, что помимо отсутствия «мы», нигде не упоминается еще и противник, хотя «7 десятков солдат» и получают приказ «быть готовыми к войне». Он не назывался и в «Довоенном билете», но там такие знаки, как «звезда на каске» и наркомовские «сто грамм», однозначно указывали, что герой произведения – участник Великой отечественной войны, поэтому кто его враг, было очевидно.
Дианой же сообщается минимум фактической информации, а все военные мотивы не имеют отношения к непосредственно боевой ситуации. Приказ «быть готовыми к войне» плохо сочетается с требованием «доказать что истина в вине», точно так же как и «вертикаль штыка», с которой сравнивается «холка волка». Дело в том, что стоящая дыбом холка предполагает протяженность действия, а в реальном бою штык может находиться в близком к вертикальному положении весьма непродолжительное время (короткое добивающее движение им или прикладом, отбив нижнего укола или удара прикладом сбоку). А если достаточно долго, то он может быть примкнут к находящейся на плече винтовке, помещен в ножны на поясе или в специальные гнеда на ножнах шашки – варианты могут быть самые разные, никаких дополнительных меток Арбенина не оставляет.
С их отсутствием связана еще одна особенность «Армии» – безрезультатность попыток хотя бы приблизительно определить время действия. Шинель появилась в обмундировании военнослужащих в конце XVIII – начале XIX века, еще веком раньше штык вытеснил существовавший ранее багинет. «In vino veritas» – фраза, известная еще со времен Древнего Рима. Точно так же, все, что можно извлечь из информации о месте действия, – оценить его масштаб.
Такие образы, как спящие над землей моря, сны на чужих языках, взрывающаяся линия горизонта создают ощущение обширного пространства, окружающего участников действия. Но одновременно они создают ощущение одиночества, ведь действующих лиц крайне мало, чтобы это пространство наполнить. И из семидесяти солдат не получится армия, достаточная для ведения войны. Тем не менее, героиня призывает их к ней готовиться… При этом очевидно, что довольно сумбурный список приказов не способствует повышению боеготовности, но у этой «армии» есть и другая важная функция.
Лирическая героиня Арбениной использует их как посредников при взаимодействии с «ним» – «тем кто от любви погиб», «тем кто без любви погиб». Сложно сказать, какие раньше у них были взаимоотношения. Сейчас «я»-героиня и он-«кто от любви погиб» являются двумя полюсами персонажной схемы песни, а семи десятков солдат, которых, с одной стороны, мало для создания армии в привычном смысле, с другой стороны, достаточно много для того, чтобы не восприниматься как еще одна сторона в ЛИЧНОМ взаимодействии «я-он». Здесь срабатывает психологический эффект, описанный еще Иваном Буниным в «Окаянных днях»:

«Давеча прочитал про этот расстрел двадцати шести как-то тупо.
Сейчас в каком-то столбняке. Да, двадцать шесть, и ведь не когда-нибудь, а вчера, у нас, возле меня. Как забыть, как это простить русскому народу? А все простится, все забудется. Впрочем, и я – только стараюсь ужасаться, а по-настоящему не могу, настоящей восприимчивости все-таки не хватает. В этом и весь адский секрет большевиков – убить восприимчивость. Люди живут мерой, отмерена им и восприимчивость, воображение, – перешагни же меру. Это – как цены на хлеб, на говядину. "Что? Три целковых фунт?!" А назначь тысячу – и конец изумлению, крику, столбняк, бесчувственность. "Как? Семь повешенных?!" – "Нет, милый, не семь, а семьсот!" – И уж тут непременно столбняк – семерых-то висящих еще можно представить себе, а попробуй-ка семьсот, даже семьдесят!»

Итак, «он» оказывается дистанцирован от лирической героини и помещен «туда где жгут корабли». Благодаря известной песне Юрия Шевчука становится понятно, что это небо. И раз мы позволили себе вольности при первоначальной постановке задачи, отметим один факт. У Константина Арбенина погибшие корабли тоже в итоге попадают на небо: «Смотри, уходят к звездам корабли / Со дна, где тиной правит мутный бес…» («Снова в космос»). А небо в его художественном мире – еще и место обитания снайперов:

Летайте самолётами и сами по себе,
Но помните, что снайперы на небесах засели
И греют пальцами курки, и держат на прицеле
Всех, кто летает по небу в противовес толпе.
(«Летайте самолетами»)

Очевидно, что Диана об этом факте знала, приведенная цитата обыграна в песне «До востребования», причем первоначальная отрицательная составляющая образа снайпера ее не смутила. То есть относительно «Армии» можно сказать, что оказавшись на небе, «тот кто без любви погиб» оказывается среди своих, и его там уже ждут «7 десятков солдат».
Но это означает, что старые приказы («я прикажу им крепко спать и быть готовыми к войне», «я прикажу им ждать утра») оказались отменены, а значит, наступило то время, «когда огонь зальет поля». Началась война (или, по крайней мере, то, что понимает под ней лирическая героиня). И с ее началом на небе находятся «он» и «7 десятков солдат».
И здесь мы приходим к очень интересному результату. Имеются:
1) Одиночество лирической героини;
2) Ее нежелание или невозможность находиться рядом с «ним» и как следствие, необходимость в посредниках;
3) Семь десятков солдат, получивших приказ ждать войны, но не получающих приказа принять в ней участие;
4) Помещение «солдат» и «его» на небо, причем скорее в дружелюбную, чем враждебную, обстановку;
5) Разрушение линии горизонта: «когда взорвется горизонт».
Горизонт, соединяющий небо и землю, разрушен. Для героини «Армии» это может иметь весьма серьезные последствия. Ведь в художественном мире Дианы Арбениной с небом часто связана возможность исхода («Этот дом», «Страха нет», «Падаешь в небо» и т.д.). И наоборот, когда «на небе замок» («Рулетка») и поэтому уйти в него не получается, перспектива оказывается весьма безрадостной – пуля в висок вместо освобождения. И в случае с «Армией» героиня песни вполне сознательно с началом войны позволяет уйти «тому кто от любви погиб» вместе с теми, кто будет о нем заботиться, а сама ввиду невозможности присоединиться к ним остается одна на земле, посреди залитых огнем полей.

Проведенный анализ представляет лишь один из возможных вариантов разбора двух песен, к тому же упор был сделан лишь на их текстовой части, музыкальная и исполнительская составляющая не затрагивались. И «Довоенный билет», и «Армия» – весьма неглупые произведения, достойные серьезного осмысления и допускающие различные варианты толкования. При постановке задачи, принятой в данной работе, можно получить следующие выводы:
- различаются функции используемых авторами центральных образов. Поезд позволяет Константину Арбенину на очень высоком уровне организовать пространственно-временную композицию всего произведения. Семь десятков солдат способствуют разделенности двух персонажей «Армии».
- в «Довоенном билете» вполне однозначно определены время и место действия, легко распознается война, на которой оказывается герой произведения. Связанные с войной образы имеют непосредственное отношение к реальным боевым действиям. В «Армии» такая однозначность полностью отсутствует, военные мотивы лишены практического смысла и лишь задают общий настрой.
- такое отличие может быть объяснено особенностями персонажной структуры двух песен. В «Довоенном билете» война касается всех, в круговорот событий изначально оказываются вовлечены все «мы»-участники. Герой песни гибнет, но знание реальных исторических фактов позволяет слушателю заключить, что эта смерть не была напрасной. Мир «Армии» значительно более эгоцентричен, героиня самостоятельно перераспределяет роли. «7 десятков солдат» должны сделать то, что сама она в силу каких-то причин сделать не может – быть с «ним». А для себя лирическая героиня вполне осознанно оставляет войну, не распространяясь посторонним о ее подробностях, причинах и возможном исходе, в отсутствие противника превращая в сугубо личное дело.


автор: Редрик Шухарт

Редрик Шухарт
  23:23 26 марта 2014,   автор:   Фанни 

Спасибо за статью! Как всегда, впечатляет...
Интересное вышло сравнение. Хотя на самом деле, я между этими двумя произведениями каких-то устойчивых параллелей не заметила. Ну разве что - то что в обеих песнях проводится аллегория "чего-то" через образ войны. Но при этом - как мне кажется, это различие принципиально - у Константина этим "чем-то" является жизнь в целом, ее течение, то есть достаточно продолжительный отрезок... А у Дианы с войной сравнивается какое-то отдельное, конкретное событие... только непонятно, какое))
Вот кстати, Вы уверены, что "7 десятков солдат" - это люди? Я знаю, многие полагают, что этой песней она обращается как бы к армии своих фанатов... Но мне это по ряду причин кажется сомнительным.

Вообще, я как-то обсуждала эту песню с одной знакомой, которая тоже любит анализировать Снайперов. Сейчас я ниже приведу фрагмент нашего с ней диалога - по-моему, версия получилась любопытная. Если не затруднит - скажите, как Вам такой вариант?
Собственно, обсуждение
  23:36 26 марта 2014,   автор:   Фанни 

N: Адресат Армии известен.

Фанни: армия фанатов?

N: Да

Фанни: но комментарий Дианы таков: песня посвящена моим погибшим друзьям

N: 7 десятков погибших друзей?

Фанни: или о погибших тут – только одна строчка? «того кто без любви погиб»? вот это меня тоже напрягло… не могло у нее быть 70 погибших друзей. У нее и живых-то стольких нет. Хотя если говорить именно о фанатах – тоже странная цифра… неужели она думает, что нас действительно всего 70?

N: Да, это тоже странно

Фанни: и вообще: к чему это она нас готовит? С кем это нас воевать зовет?

N: «без любви» и «от любви»…

Фанни: да.

N: Я честно говоря в недоумении. Такое впечатление, что она поет о чем-то внутри себя.

Фанни: я вот что подумала: она мысленно перечислила всех своих друзей, близких, хороших знакомых… в общем – людей. Которые для нее что-то значат. И их оказалось 70.

N: И что она пытается сказать им в песне?

Фанни: она хочет быть для них лидером, генералом, наполеоном… не знаю, вообще я за ней мании величия не замечала.

N: А о какой войне идет речь? И кого ждут эти 70 солдат?

Фанни: волка. Ну если попытаться выделить «субъект-объект» в этой фразе, где ждут.

N: И, кстати, что бормочет Диана по-латыни? И почему по-латыни? Что это для нее значит, она не говорила?

Фанни: «Est deus in nobis» («Бог в нас»), «Vivos voco, mortuos plango» («Зову живых, оплакиваю мертвых»), «Valete et laudate» – (дословно – «Будьте здоровы и восхваляйте», традиционно – «Прощайте и похлопайте»: фраза, с которой со сцены римского театра актер обращался к зрителям при окончании представления)

N: Замахнулась Диана, однако…

Фанни: я не могу понять на что она замахнулась.

N: На что-то глобальное, но что именно я тоже понять не могу.

Фанни: кстати, «почему латынь» – это я могу понять: она филолог. Филологи изучают латынь. В частности – вот такого типа крылатые выражения заучивают сотнями. Песня написана в период ее пребывания в Латинской Америке. А там – мало того, что испанский и португальский языки – близкородственны латыни, так ведь еще и эти страны очень католические, всяческая церковная атрибутика буквально повсюду в быту… а католические службы всегда идут на латыни. Возможно, она там тоже заходила в храмы. Почему нет? И у нее всколыхнулись в памяти эти выражения. А звучит латынь очень красиво, на самом деле… вот она и решила вставить это в песню.

N: Зашифрованное послание Свете… Она до сих пор чего-то лопочет по-латыни.

Фанни: врачи, конечно, тоже латинский изучают… но вот как раз здесь я послания Свете не вижу. Но знаю, Света любит в разговоре блеснуть чем-нибудь таким… «А знаете, Как на самом деле называется вот эта косточка, вот этот позвонок? – А вот так: «…» – и на латыни его))

N: Тут скорее манифест, но вот чему?..

Фанни: не понимаю. Дань прошлому – когда Снайперы постоянно использовали всяческую армейскую символику, имели воинственный имидж, камуфляжку всякую? Ведь именно с презентации этого альбома пошло все это – возвращение к милитаризованному имиджу.

N: Ну, мне не кажется, что армейская символика в прошлом. Диане просто по жизни все такое нравится.

Фанни: а вспомните презентацию альбома: Сталинский бункер, все в шинелях. Журналистам – каждому «фронтовые сто грамм»… плюс клип «Армия» в военной форме.

N: Я имею в виду, что это не дань прошлому, а что это как было, так и осталось в Диане.

Фанни: верно. Но тут как бы два момента: одно дело, что она любит милитари-стиль, использует его в жизни. И другое – что она выносит это как образ группы. То есть: это ведь не просто ее традиционные камуфляжные штанишки и тельняшки в качестве и повседневной одежды, и на сцене. Это продуманная кампания.

N: И что из этого следует?

Фанни: то что это становится концептуальным. Армейская тематика. То есть, вот как она пишет в комменте: что песня не случайно является заглавной для альбома – это действительно, она в чем-то центральная. Но к чему это зовет, какая цель – не понимаю.

N: Диана собралась на войну?

Фанни: с кем? «с кем» – в двух смыслах: с кем вместе, и против кого?
Меня вот все же напрягает этот момент: почему ее солдаты ждут волка? Под волком она имеет в виду себя?

N: Ну, да. Она сама себя называет волком, волком-одиночкой, раненым волком и т.д.

Фанни: но есть еще момент. В европейской христианской традиции волк часто используется в качестве одного из воплощений дьявола. «В христианстве волк – зло, дьявол, погубитель паствы». «число зверя» и все такое… для славянской культуры это не так свойственно, а вот для европейской – католической опять же – да. Может, этот ее крестовый поход ждет врага?

N: То есть вы все-таки склоняетесь к тому, что в песне есть религиозная подоплека?

Фанни: да. Ну а откуда этот «деус» тут появился…

N: А «истина в вине» что такое?

Фанни: тоже латинское выражение: ин вино веритас. Это не имеет какого-то двойного смысла, просто присказка такая. Что-то типа «у трезвого на уме, у пьяного на языке».

N: я прикажу им ждать утра
когда огонь зальет поля
когда взорвется горизонт
и защищаться станет зря.

Фанни: кстати, «быть готовыми к войне» – это тоже латинское выражение: Si vis pacem, para bellum («хочешь мира — готовься к войне»)

N: Если «защищаться станет зря», то зачем вообще готовиться к войне.

Фанни: может, это апокалипсис?

N: 21 декабря 2012?

Фанни: ну… типа того))) не случайно же альбом называется не просто Армия, а «Армия 2009». Она отводит три года на подготовку. Кстати, обратите внимание на дату презентации. 09.09.09 – три девятки – это же перевернутые три шестерки. 666 – символ дьявола. Перевернутая шестерка – анти-дьявольская.

N: А какой смысл готовиться к апокалипсису?

Фанни: не знаю, какой смысл)) все равно ж все должны погибнуть. А вот кстати смотрите… «защищаться станет зря» – это же как раз и значит, что все погибнут. Но при этом, суть-то апокалипсиса в чем: битва между добром и злом все равно должна произойти. И какую-то армию силы добра по любому должны выставить, хоть это и безнадежно.

N: Что в Дианином понимании добро и зло?

Фанни: а я не Дианино понимание сейчас описывала. А общехристианское: то есть, между божественным и дьявольским.

N: Кстати, им обеим задавали когда-то такой вопрос, что они бы сделали, если б узнали, что на днях конец света. Ответы были примерно одинаковые: ничего, проведу отпущенное время с близкими и любимыми. Типа чего рыпаться, все фатально.

Фанни: Давно, наверное, спрашивали.
А почему солдаты армии видят сны на чужих языках? Если она хотела подчеркнуть, что у нее фанаты из разных стран, то все равно это нелогично: ведь хоть мы и за границей, но русскоязычные. То есть, ни разу не слышала, чтобы Снайперами заинтересовался человек, не говорящий по-русски.

N: Да, ее фанаты исключительно русскоязычные. Потому что нужно в первую очередь понимать, о чем она поет. Творчество Дианы не универсально, в нем очень важен текст, т.к. она поэт в первую очередь.

Фанни: уже этой строчки достаточно, чтобы отвергнуть версию о фанатах. Как и версию с ее друзьями и знакомыми. Т.к. среди них тоже не так много иностранцев.

N: «Я прикажу поцеловать того, кто от любви погиб» – как вы это себе представляете?

Фанни: ну вот эту строчку применительно к фанатам я понимаю. А в других контекстах нет. В случае с фанатами это бы истолковывалось так: «я заставлю их любить и помнить тех людей, уже умерших, кого люблю и помню я». Кого угодно. От Бродского до Голубевой.

N: А вторая ее вариация – «похоронить того, кто без любви погиб»?

Фанни: а мне это не кажется слишком уж принципиальным здесь, это различие. Просто среди тех погибших, кого она предлагает вспомнить, есть и такие и такие.

N: Дискриминация – одних «поцеловать», а других «похоронить».

Фанни: аа… вот на это я не обратила внимания. Тогда да, тогда разница существенна. Кто жил без любви, того целовать не обязательно.

N: Может тут шире: «поцеловать», т.е. помнить тех, кто был способен к любви, а «похоронить», т.е. предать забвению тех, кто не способен?

Фанни: да, это возможно.

N: А скока песен у Дианы изданных, т.е. всем доступных?

Фанни: надо посчитать. Около 115, думаю.

N: 110. Не подходит.

Фанни: да, не 70 точно. Я не очень точно помню, что входит в обе Тригонометрии… потому могла ошибиться.

N: 70 ровно до 2003 года (Включая Цунами). Даже не периода, а совместно сделанные, поскольку Канарского я тоже считала.

Фанни: оо, вот как…

N: Я просто по альбомам посчитала, открыв сайт. В совместный период.

Фанни: а песни как солдаты – это интересно… спящие до какого-то времени…

N: Вместе они выпустили ровно 70 Дианиных песен (Светины из альбомов я изымала).

Фанни: так-так… похоже это может быть разгадкой.
Когда огонь зальет поля
когда взорвется горизонт
и защищаться станет зря – может быть, все это – тот взрыв чувств и эмоций, который случится после восоединения? Пока этого не случилось – они, песни-солдаты, спят… а когда это случится – наступит утро.
вспомнила, кстати, один старый стих Дианы. «Наши пули – слова». Если слова могут быть пулями, то песни могут быть солдатами.

N: когда огонь зальет поля
когда взорвется горизонт
и защищаться станет зря.» – вот это я тоже всегда ассоциировала со взрывом эмоций.

Фанни: значит, это не апокалипсис, не всепожирающее пламя. Это рассвет))) Взорвется горизонт – это же как раз яркое описание рассвета

N: Но тогда почему именно песни совместного периода?

Фанни: потому что пока нет Светы – они как бы спят. Без нее они не живут. Она ушла – и они уснули. Не живут, не чувствуют. Как вернется – оживут.

N: То есть солдаты – ее песни? Тогда сама Армия становится очень логичной.

Фанни: похоже что да. Практически все объяснимо с этой позиции

N: Именно ее песни-солдаты «целуют» или «хоронят» людей. Кому-то она их посвящает, а кому-то, кто был в ее жизни, нет.

Фанни: точно! Тех у кого была любовь – целуют. У кого не было – она считает их не заслуживающими песен…

N: И тогда понятно, «где жгут корабли».

Фанни: жгут корабли обычно там, где нельзя отступать. «Ни шагу назад».

N: Не совсем. Это образ окончательного причала. Раньше принято было, найдя берег, сжигать корабль. Как конец скитаниям.

Фанни: а, ну это если скитания. А я в военном смысле: если армия высаживается на берег и готова стоять намертво, не отступать – тогда и жгут корабль, чтобы некуда было бежать

N: Подходят обе трактовки – и «не отступать», и «окончательный причал». При этом они еще друг другу не противоречат.

Фанни: о… я поняла, откуда у Дианы образ дезертира.

N: Что?

Фанни: помните, когда название концертной программы появилось – «Дезертир»?

N: в начале 2002? Или нет?

Фанни: про дезертира – это же как раз осень 2001 – это же и есть ее дезертирство с фронта любви. а теперь, в Армии она тоже, как вы говорили, признает свою ошибку прошлого. «больше не отступлю, не дезертирую, корабли сожжены». И ее армия ждет ее как раз там, где корабли сожжены.

N: Точно! Ну ведь не с потолка она взяла это слово – дезертир. В Армии (альбоме) этот мотив я сразу прочитала, с первого прослушивания.

Фанни: мотив исправления ошибок?

N: Да.
Фанни
  00:35 27 марта 2014,   автор:   Martobr 

"мы вместе спустили курки и одновременно_уснули_" - "пора просыпаться!"
Martobr
  09:40 27 марта 2014,   автор:   Фанни 

А вот кстати! Я ошибаюсь - или это действительно впервые было? - то что а концерте в Консерватории прозвучал вариант "Рулетки", где вместо "упали" было "уснули"?
Фанни
  10:27 27 марта 2014,   автор:   Martobr 

Впервые в Переделкино прошлым летом.
  13:00 27 марта 2014,   автор:   Фанни 

В Переделкино? Тоже интересно...
  16:59 27 марта 2014,   автор:   stoy 

Спасибо всем авторам!

Фанни, вот я давно уже думаю, что нам пора взять разрешение, договориться друг с другом, и начать выкладывать наши изыскания из личных переписок, а то в эфире все как то затухло ...
:))

"Уснули" вообще сюда больше подходит, даже исходя из рифмы.

Отредактировано 16:59 27 марта 2014 stoy
stoy
  17:18 27 марта 2014,   автор:   Фанни 

полностью согласна, выкладывать надо :)
У меня уже накопилось много таких обсуждений - и собеседники, в принципе, не против выкладывания. Так что...
Главное, чтобы путаницы не возникло - надо вот как знаете, несколько лет назад у нас тут в "размышлениях" было - на каждую песню (или стих) отдельный топик, и все авторы складывают туда то что о ней думают.
Фанни
  21:47 27 марта 2014,   автор:   Martobr 

В том, что уснули, как раз ничего интересного нет. Гораздо интереснее, что пора просыпаться.
Martobr
  22:23 27 марта 2014,   автор:   veronika 

не скажите... очень даже интересно
Martobr
  22:49 27 марта 2014,   автор:   Фанни 

"Уснули" - это тоже интересно :) В плане встраивания песни в контекст... и в плане того, что "уснули" именно сейчас (несмотря на то, что по рифме, действительно, подходит больше).. А раньше всегда были "упали".
Фанни
  17:42 31 марта 2014,   автор:    

Интересное обсуждение «Армии», спасибо, что выложили. Мне лично «7 десятков солдат» всегда представлялись людьми, но просто абстрактной группой, конкретизировать которую не имеет смысла, так как все равно бесполезно – кто они такие, знает только автор. И не армией фанатов точно. Но здесь уже мое личное. Хотя и могу назвать себя фанатом Дианы, но ни кумиром, ни генералом она для меня не является. Например, я могу искренне восхищаться ее новой песней про Питер, но поддерживать евромайдан вслед за ДА совсем не собираюсь.
Версия о том, что под солдатами могут иметься в виду песни, очень интересна и действительно многое может объяснить. Единственное, что заставляет в ней сомневаться: Вашей знакомой были посчитаны песни совместного периода, вошедшие в альбомы, а ведь были еще два-три десятка так и не изданных. Навряд ли бы Диана стала их разграничивать по этому принципу, посчитала бы все вместе.
Особых устойчивых параллелей между двумя рассматриваемыми песнями, действительно, нет. Было интересно, как «Армия» проявит себя не сама по себе, а в сравнении с произведением другого очень сильного поэта, к тому же лично знакомого с Дианой. Такая постановка задачи позволила сосредоточиться именно на военных мотивах, и обойти религиозные параллели. Я тоже заметил их в «Армии», но как-либо прокомментировать не смог бы, крайне слабо разбираюсь в таких вещах.
Спасибо за комментарий!
  19:25 31 марта 2014,   автор:    

Привидением был Редрик Шухарт
Редрик
  20:43 31 марта 2014,   автор:   Фанни 

Да, у нас тут случаются разлогинивания...

А по поводу того, что
"были еще два-три десятка так и не изданных. Навряд ли бы Диана стала их разграничивать по этому принципу, посчитала бы все вместе"
- у меня такая мысль: да, были, может даже и побольше, чем 2-3 десятка... но разграничить песни по этому признаку она как раз-таки могла! И суть здесь - именно в самом понятии "армия"! Ведь армия - это на самом деле что? Официальное воинское формирование. Законно признанное и в отряды (альбомы) построенное. А те что не изданы - они, может, "бродяги-партизаны, застрявшие в лесах"? Не менее эффективные, чем официальная регулярная армия, но вот с этим нюансом?
  11:01 01 апреля 2014,   автор:   kowka 

Очень интересная идея про изданные т неизведанные песни!

Мне кажется , что вполне Армия могла быть посвящена погибшим или нет друзьям., потому как мне эта армия в 7 десятков никогда не представлялась адресатом песни.Адресат как раз тот, кто от любви или без любви погиб а её солдаты призваны обогреть, поцеловать,похоронить их.

Отредактировано 11:07 01 апреля 2014 kowka





статьи 
Из жизни привидений:
Все из рубрики »»
Dusya: Выборы, "электоральное поведение", итоги года и общая целесообразность.
Dusya: "Сливки с Огоньком"
Dusya: Бес'предельная осень
Dusya: 19 августа.
Dusya: Дважды в тему.
Материалы к сборнику очерков о стихах:
Все из рубрики »»
груша: Неужели не я
Олеся: Завоюй меня. Любовь ещё быть может…
Я_помню: Блюзы гор.
груша: "Я в этом марте, в этом марте навсегда..."
Фанни: О наших литературоведческих перспективах
Навстречу 15-летию НС:
Все из рубрики »»
Dusya: А давайте подумаем вместе!
наши мысли о них:
Все из рубрики »»
Arbekova: ВТВ: адресат(ы). Ч. 1
Джулька: Диане
Arbekova: Конец связи
Arbekova: Цитируя друг друга даже в лютую зиму…
Тюпа: ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА
ощущения:
Все из рубрики »»
_Ksenija_: Два часа рядом со снайперами
Arbekova: Об аудиокниге "Я говорю. Бег"
Arbekova: Без имён
Arbekova: Delirium
Arbekova: Сказки создают не фанаты, сказки создают любители
Просто стихотворение - благодарность за творчество:
Все из рубрики »»
Anna87: Посвящение
снайперский юмор:
Все из рубрики »»
Фанни: лирическое посвящение от Ольги Алексеевой
cpr: Паттерн - "Ехать вместе"
Сестра Милосердия: Робинзон - 2006
Сестра Милосердия: Глава Первая и Последняя, в которой обитатели Странного Места встревожены пожелтевшим документом
Сестра Милосердия: Про Это
Сургановедение:
Все из рубрики »»
Lenzz: Мир женщины в творчестве Светланы Сургановой
Arbekova: Воздух (не столько о песне...)
Lenzz: Самая весенняя группа – Сурганова и оркестр
Lenzz: Значение белого цвета в творчестве С. Сургановой
delada: Песни на чужие стихи - оригинал и вариант Светланы



Апрельский Альманах
(сборники 2003-2004гг.)
Просто жизнь...
Ощущения
Стихи

 

© 19august93.nsarchive.ru
0.035