А вы смогли бы,
Разорвав сердце надвое,
Боль свою превозмочь?
Если двоим, то-
Навеки
Или уже 
Никогда?
А? Строкой, смычком и гитарой
У вечности на краю
Растворяясь в любви безоглядной
И крича всему миру - ЛЮБЛЮ!!!
Как ты прекрасна, Светлана!!!
К полному списку статей




Образ Петербурга в творчестве Светланы Сургановой 11:03 20 января 2018


Светлана Сурганова из Питера, кажется, что она пропитана этим городом, его атмосферой, его душой, она сама излучает этот ни на что не похожий питерский дух. Конечно, город присутствует в ее творчестве. Петербург вообще одни из главных участников всей русской культуры и истории. Его образы мы можем встретить у многих поэтов, писателей, исполнителей. Сурганова не осталась в стороне.
Питер в ее творчестве это место, где она живет, где она влюбляется, разочаровывается, где она грустит и даже страдает. Питер это ее дом, куда она постоянно хочет вернуться. Ведь именно он, то место, в котором она есть, в котором она настоящая и, кажется, так легко дышит. Она любит Петербург, он любит ее в ответ.
Нам дано почувствовать то самое питерское, неуловимое, неосязаемое, но так ярко проявленное - само настроение города, его аромат, его душу, его отношение к своим жителям и гостям. Питерская интеллигенция всегда отличалась от московской, и они вместе отличаются от интеллигенции других городов. Смотря на Светлану, сразу понимаешь, что она питерская. И через нее этот город говорит с нами, через нее созидает и передает важные послания.
Санкт- Петербург место для любви. Город, в котором живет Светлана Сурганова, безусловно, становится тем местом, где она влюбляется. Влюбляется неоднократно, страстно, иногда взаимно, иногда нет, но всегда искренне. Родной он, укрывает, помогает, город прячет ее чувства. Он всегда рядом, он всегда наблюдает за ней. И немного сочувствует, ну вот опять ты влюбилась, опять бросаешься в водоворот чувств. Он все знает, но мудро молчит и только может помочь, чуть согревая своим теплом.

Самое страшное
для меня в этом городе —
возвращаться домой, когда тебя там нет.
Я мечусь между чайником и уличным фонарём,
жадно впитываю, пожираю зрачками
темные силуэты в окне.
Опять не ты...


В Петербурге Сургановой нет темноты, злости, одиночества, он вовсе не серый, не желтый и болезненный, не унылый и дождливый, он просто любимый город. Самое любимое место у нее Смольный собор.
В разорённом гнезде
кричит воронье.
На крышу мою
спустилась ночь.
Дождь смыл слезы мои,
ласкал ветер меня.
К решетчатым окнам
лазури стен божества,
к золоту крестов,
к стону ветра на колокольнях
я иду...

Мы привыкли к Петербургу Пушкина, Достоевского, Гоголя, Белого, успели привыкнуть к Питеру Шевчука, Васильева и Башлачева. Их город нам знаком и понятен. Это такой брутальный взгляд на город как соперника, как равного, но пугающего партнера. Мужчины как будто соревнуются с городом, а если что не так могут и обвинить в своих бедах. У них город могучий, агрессивный, пугающий.
У Светланы свое ощущение Петербурга, женское, такое все понимающее и прощающее. Петербург скорее как отец, да суровый, строгий, но в то же время оберегающий, мягкий, теплый, мудрый. Она ему все прощает и он ей тоже.
А город, что помнил все их маршруты,
зажег фонари и высушил лужи,
надел черный фрак и звезды в придачу,
чтобы светили, и чтоб наудачу.


В таком восприятии Петербурга, как не вспомнить Анну Ахматову, у которой свои отношения с этим городом, очень личные, почти интимные. Женщины именно так любят этот город, любят как родного, знакомого друга или отца. Они в нем живут и им живут, не пытаясь ничего ему доказать.
О, это был прохладный день
В чудесном городе Петровом!
Лежал закат костром багровым,
И медленно густела тень.
Пусть он не хочет глаз моих,
Пророческих и неизменных.
Всю жизнь ловить он будет стих,
Молитву губ моих надменных.


Город помогает и защищает. По нему несясь на свидание, Сурганова как будто просит помощи в любви. И она уже не одинока, потому что с ней Питер. Он всегда рядом.
Среди огней ночного Петербурга,
по бесконечной скатерти дорог,
вперегонки играя с собственною тенью,
к тебе спешу, когда я одинок.
Еще не распахнул свои объятья
над мрачною Невой Дворцовый мост,
уже мне не пошлют свои проклятья
полсотни красных сторожей дорог.


Конечно, Светлана, прожившая в Санкт-Петербурге всю свою жизнь, все о нем знает. О грязи, пыли, о дворах-колодцах, о цветах этого города, о том, что хоть и культурная столица, но можно услышать на улице брань. О том, что город может быть суров, критичен, обидчив, мрачен, но именно по нему, с его помощью и поддержкой, совсем не осуждая, а наоборот, принимая его, эти недостатки она готова мчаться и петь.


Вокруг дома и пыльные подмостки,
которые венчают двери в рай.
Закрыты души на замки и кнопки.
В эфире города отборнейшая брань.
Как много лишнего всего и привозного!
Заполонен вокзал, и корчатся в углах
мои давно не молодые горожане
в обшарпанных вонючих чердаках.
И я пою, что б не срывать свой гнев на кулаках.
И я пою, что б не остаться в дураках.
И я пою, про что не напишу в письме,
пою про то, о чем молчу тебе.

Петербург родной город Светлане, она доверяет ему и благодарит, что родилась именно в нем. Называя себя «добровольцем», она живет, работает, творит, любит именно в этом городе. Обычные стереотипы о Питере неважны для нее, она умеет с ними жить в гармонии, вовсе не обращая на них внимания.
Руки в брюки, пальцы в кольца
В непогоду добровольцем
Спешу направиться
Нету снега, нету солнца
Дождь, да дней последних донце,
Но мне это нравится
«Вытанцовывают с моим сердцем в унисон» именно так она дышит с ним в такт.
Одно самых красивых и поэтических описаний Петербурга представлено в ее песне. Чувствуется, что она любит его, боготворит его, этот город дождей слушает ее.
Дождь мешается с Невою, и быстрей несет река
Так бывает, когда долго плачут облака
Спаса мокрые узоры чистых голубых кровей
Да нищих пробуждают взоры, возбуждают королей

А по старому авто все также дождь стучит,
То зарядит под танго, то под фокстрот переиначит

А Казань по два крыла подальше от затей
Поближе к божьей матери собрала людей
А я по перспективе мимо граций и коней
Иду себе, бреду по городу дождей

Вот и старое авто все также сушит якоря
Реки, что по Невскому текут в открытые моря
На соборы, купола льет как из ведра,
Полируя каждый штрих творения Петра.


И самое откровенное признание в любви к городу мы встречаем в этих строчках. Тут и обращение к Богу, с которым она ведет постоянный безмолвный диалог и обращение к городу,
И лады не строит моя промокшая гитара
Он знай себе круги рисует уже выше ординара
Да Бог, он когда меня родил, он угодил, он угадал
Питером меня вскормил, в Питере меня создал

И вот без потоков свыше, без шороха по крышам
Жизнь моя не бьется, не звучит, не пишет
песен
Действительно, без Питера Сурганова жить не может. Это новый образ Петербурга в творчестве, такой совсем не страшный, не серый с желтыми домами, не город, где хочется убить старушку, не там, где по города гуляет чей-то Нос, у Светланы это совсем другой город.
Уезжая из Питера, вслед за мечтой, за любовью город знает, что она вернется к нему, она всегда возвращается.
Цветы без воды,
и я без лёгких в дорожном свитере
едем на встречу
с любимым Питером.

Иначе быть не может, она ведь его дочь. Питер всегда ее примет, согреет, как умеет, наполнит красотой, вдохновением, утешит и снова опустит, чтобы она вернулась.
В этом городе фонарей,
мимолётных холодных встреч
ты возьми меня, обогрей,
ты сумей меня уберечь.




автор: Lenzz

  21:09 20 января 2018,   автор:   Фанни 

Lenzz, спасибо за ваше романтическое эссе, очень красиво написано!
Только хотелось бы уточнить такой момент: часть приведенных вами цитат принадлежит Светлане Голубевой; Света Сурганова просто исполняет некоторые ее песни.
Тут бы можно было дополнить ваше исследование и разделить его на две части: Петербург в собственных Сургановских текстах - и исполняемые ею чужие песни и стихи: как современных (Голубева, Чен), так и классических поэтов (Мандельштам, Бродский).
  09:24 21 января 2018,   автор:   Lenzz 

Спасибо за хорошие слова)

я, конечно, знаю, что некоторые стихи не самой Светы. Потому и написала, что в творчестве Сургановой (как общее понятие и ее стихи и чужие).






статьи 
Из жизни привидений:
Все из рубрики »»
Dusya: Выборы, "электоральное поведение", итоги года и общая целесообразность.
Dusya: "Сливки с Огоньком"
Dusya: Бес'предельная осень
Dusya: 19 августа.
Dusya: Дважды в тему.
Материалы к сборнику очерков о стихах:
Все из рубрики »»
груша: Неужели не я
Олеся: Завоюй меня. Любовь ещё быть может…
Я_помню: Блюзы гор.
груша: "Я в этом марте, в этом марте навсегда..."
Фанни: О наших литературоведческих перспективах
Навстречу 15-летию НС:
Все из рубрики »»
Dusya: А давайте подумаем вместе!
наши мысли о них:
Все из рубрики »»
Arbekova: ВТВ: адресат(ы). Ч. 1
Джулька: Диане
Arbekova: Конец связи
Arbekova: Цитируя друг друга даже в лютую зиму…
Тюпа: ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА
ощущения:
Все из рубрики »»
_Ksenija_: Два часа рядом со снайперами
Arbekova: Об аудиокниге "Я говорю. Бег"
Arbekova: Без имён
Arbekova: Delirium
Arbekova: Сказки создают не фанаты, сказки создают любители
Просто стихотворение - благодарность за творчество:
Все из рубрики »»
Anna87: Посвящение
снайперский юмор:
Все из рубрики »»
Фанни: лирическое посвящение от Ольги Алексеевой
cpr: Паттерн - "Ехать вместе"
Сестра Милосердия: Робинзон - 2006
Сестра Милосердия: Глава Первая и Последняя, в которой обитатели Странного Места встревожены пожелтевшим документом
Сестра Милосердия: Про Это
Сургановедение:
Все из рубрики »»
Lenzz: Мир женщины в творчестве Светланы Сургановой
Arbekova: Воздух (не столько о песне...)
Lenzz: Самая весенняя группа – Сурганова и оркестр
Lenzz: Значение белого цвета в творчестве С. Сургановой
delada: Песни на чужие стихи - оригинал и вариант Светланы



Апрельский Альманах
(сборники 2003-2004гг.)
Просто жизнь...
Ощущения
Стихи

 

© 19august93.nsarchive.ru
0.042