А вы смогли бы,
Разорвав сердце надвое,
Боль свою превозмочь?
Если двоим, то-
Навеки
Или уже 
Никогда?
А? Строкой, смычком и гитарой
У вечности на краю
Растворяясь в любви безоглядной
И крича всему миру - ЛЮБЛЮ!!!
Как ты прекрасна, Светлана!!!
К полному списку статей




О чем песня "Долетай" С. Сургановой 19:58 30 января 2018
Современная лирика должна отражать настоящее время. Любой поэт не может игнорировать то, что есть вокруг него. Ту реальность, в которой он живет. Она его формирует, она на него влияет. Поэт острее чувствует надвигающееся, чувствует время, которое сегодня очень переменчивое и страшное. Время перемен и скатывания к агрессии, к войнам, к патриархальным ценностям, духовным скрепам, к стабильности и поклонении прошлому. Конечно, поэт Светлана Сурганова пребывает с нами в этой реальности, только, наверное, острее ее чувствует, ближе к сердцу воспринимает. Особенно Сурганову задевает это ощущение войны, наверное, поэтому она выпустила альбом «Миру мир», эту фразу мы все помним из советского прошлого, а кто моложе помнит надпись «Спасем Мир» на футболках группы Кино, ведь в конце 80-х было ощущение войны, предчувствие чего- то неизбежного.

Текст песни очень ритмичен, отстукивает коротки и емкие фразы. Очень много метафор и символов, как всегда в творчестве Светланы Сургановой.
С первых строк идет хлесткое обращение к современникам:

Пока ты не собран, пока ты не слышишь

Люди не слышат и не хотят понимать то, что вокруг них. Они не собраны, не сосредоточены на происходящем, каждый занят своими мелкими бытовыми делами, пока самое главное в жизни, то, что творит этот мир – Любовь, Светлана дает ей образ улитки – улитки любви медленно-медленно «сползает ниже», а точнее полностью скатывается куда то, исчезает от нас. Убегает, но очень медленно как улитка, еще давая человеку шанс, но он не слышит и не видит этого. Любовь действительно похожа на улитку. Ведь улитка совмещает в себе оба пола, ей не нужен больше никто. Именно поэтому Патриция Хайсмит так любила улиток и везде носила их собой, считая их совершенством. Улитка любви уползает от человечества. Человек становится заложником города, бетонных сот, серых ульев, черных дзот. Он живет в безжизненных коробках, город сильнее человека, он возводит для него эти улья как для пчел, для насекомых. Образ дзот тоже важен в этой строке. Дзот - это огневая точка, сооружаемая наподобие укрепленной срубом или просто досками землянки. В отличие от землянки Дзот не полностью находится в земле. В Дзоте есть отверстие для стрельбы. Дзот легче и быстрее построить, но Дзоты укреплены сильнее. Вот эти символы надвигающей войны, мы все живем в дзотах, готовы к обороне и стрельбе. Город «сутулит спины» человек не может встать в полный рост, воспрянуть, увидеть, то, что от него скрыто. Он живет с поникшей «мрачной головой», и их становится только больше.

В песне появляется образ зла, зло Сурганова садит в шикарный автомобиль альфа-Ромео, тем самым показывая, что является истинным злом. Зло представляется таким вальяжным, снобским, так высокомерно поглядывая из шикарного автомобиля на все наши мрачные головы. Для любви здесь места нет, символ любви – Джульетта и Ромео могут только маяться, молча, им нет места в этой реальности. Они не нужны сейчас, место войне, а не миру и любви.

Следующие строчки еще больше ввергают нас в страшную реальность дней. Здесь отсыл к телевизору, самому могущественному средству пропаганды сегодня. Обращение «телек» слега пренебрежительно, чтобы показать, что да это просто телек-ящик, там «корчатся странные рожицы». Кто все эти люди, как будто спрашивает Сурганова, почему надо на их смотреть, верить им. Они даже не говорят с нами, не несут информацию что- то нужное, полезное, а именно корчатся. Обращение рожицы, такое саркастичное и дающее понять, что их не стоит бояться, им не стоит верить, они ведь даже не рожы, а просто рожицы.

Символ «ментальных ножниц». Ментальность – это форма мышления, его образ и воплощение в сформулированную точку зрения, определенный духовный настрой субъекта или группы. Ножницы становятся ментальными, то есть они хотят «перекроить», обесточить, наши мысли, нашу форму мышления. Сделать ее, такой как угодно злу, этим самым рожицам. Все здравое, разумное, хотят вырезать, стреножить, чтобы все стали как болванчики, без ума и души. Ножницы, которые отрезают то, что не нужно, по мнению зла, оставляют крохи для жизни болванчика они обесточивают наше сознание, меняют его под себя. Человеку после работы таких ножниц только и остается, что развлекаться – прыгать с тарзанки. Что еще делать глупым, только развлекаться и жевать жвачку телека. Такими проще управлять и можно и на войну отправить, главное внушить, что это надо. Вот и следующая строчка «в соседней стране прокатишься в танке». Даже не говорится о защите или обороне, скорее прокатишься, потому что так угодно тем самым в альфа-ромео, злу нравится воевать просто так ради своей власти. Властвовать над людьми, которые исправлены теми самыми ментальными ножницами.

Какие еще признаки современного времени мы встречаем в песне. В следующих строчках уже звучит голос любви, но звучит все тише, потому что человек не слышит его, не желает слышать. Происходит угасание света, символ тающего фитилька. Все лучшее что есть в человеке образ – корзины, где все это находится, дух, то самое что делает нас людьми и это пустеет. Пустота поглощает, даже тело становится лишь немой витриной. Потому что когда духа нет, то и тело опустошается. Они ведь связны между собой. Сурганова их четко связывает тело и дух. При угасании духа, тело становится лишь пустой оболочкой. Воспоминания о прошлом все что остается. Мы все лишь отголоски великого прошлого, страшного прошлого ведь. Поэтому идет сравнение с казнью стрелецкой. Почему -то выбираем смотреть назад, а не вперед. Не лететь к солнцу, а смотреть в прошлое.

Здесь появляется образ лебедя. Лебедя любви. Видимо идет прямая отсылка к творчеству Плисецкой, потому что именно ее лебедь умирает. Это представляется образом всего искусства, творческого начала. Того, светлого, что еще способно что- то изменить. Именно это для поэта, который тоже звено искусства - «существенней правды», то самое знание, которое творчество несет людям. Тут прямое указание на то, что может спасти сегодня человечество. Это искусство, это творчество, это «вынесет из огня», в которых спасет нас все от нас самих же. Ничего нельзя изменить и исправить, мы может только принять свое прошлое, но главное сделать выводы. Тут любимый образ Светланы Сургановой - это Время. Оно мерит нам ложечкой то, что остается. То время что остается до полета.
Призыв отправится за нею в полет, из контекста понятно, что Она это Плисецкая. То есть твори, живи, созидай. Не будь болванчиком и пустым телом. Дух нужно воспитывать и кормить его искусством. Тогда свершиться полет. Полет до самого солнца. Вот он символ будущего, безусловно, светлого. Всегда нам хочется верить именно в светлое будущее. Поэтому там громко и яростно Светлана поет нам: «Долетай». Начинай полет. Это тоже часто встречающийся образ полета. Свободы, туда, куда дожжен отправиться каждый. Стать сильным духом и полететь навстречу своему светлому будущему. Так можно долететь до своего сердца, познать себя. Открыть себя как человека, стать творцом, анне пустой витриной. Не стать жертвой телека, не отдаться злу, не жить в ульях и дзотах, а летать.

Летать – творить и именно этим спасти Мир.

автор: Lenzz

  12:17 31 января 2018,   автор:   Фанни 

Спасибо, интересный анализ! Но есть несколько спорных моментов.

Например, Вы пишете:
«В песне появляется образ зла, зло Сурганова садит в шикарный автомобиль альфа-Ромео, тем самым показывая, что является истинным злом…»

На мой взгляд, это ошибочная трактовка. Слово «зло» в данном случае - это не метафорический образ. Не ЗлоЪ, так сказать, с большой буквы, а просто наречие: «как?» - «зло», или «злобно». Это просто относится к описанию некой подсмотренной картинки - того как современные «Ромео и Джульетта» раздражены и отстранены друг от друга, находясь рядом в одной машине. Просто как еще один штрих в изображении серых будней бесчувственных горожан.

Про «танки-тарзанки» тоже бы хотелось отметить…

Скорее, это не забава для глупых, зомбированных телевизором обывателей. Наоборот, это путь для тех, кто пытается вырваться из серости и повседневности, «адреналиновые развлечения». Мне в этом видится некая аналогия с персонажами Хемингуэя, Ремарка, еще каких-то классиков, описывающих жизнь «потерянных поколений» после первой и после Второй мировых войн… там где молодые люди, не выдерживающие перспективы стать банальными обывателями, прожить всю жизнь в сером и бесчувственном мире, искали для себя выход в любом адреналине - от участия в военных конфликтах других стран - до рискованных экстремальных развлечений.





статьи 
Из жизни привидений:
Все из рубрики »»
Dusya: Выборы, "электоральное поведение", итоги года и общая целесообразность.
Dusya: "Сливки с Огоньком"
Dusya: Бес'предельная осень
Dusya: 19 августа.
Dusya: Дважды в тему.
Материалы к сборнику очерков о стихах:
Все из рубрики »»
груша: Неужели не я
Олеся: Завоюй меня. Любовь ещё быть может…
Я_помню: Блюзы гор.
груша: "Я в этом марте, в этом марте навсегда..."
Фанни: О наших литературоведческих перспективах
Навстречу 15-летию НС:
Все из рубрики »»
Dusya: А давайте подумаем вместе!
наши мысли о них:
Все из рубрики »»
Arbekova: ВТВ: адресат(ы). Ч. 1
Джулька: Диане
Arbekova: Конец связи
Arbekova: Цитируя друг друга даже в лютую зиму…
Тюпа: ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА
ощущения:
Все из рубрики »»
_Ksenija_: Два часа рядом со снайперами
Arbekova: Об аудиокниге "Я говорю. Бег"
Arbekova: Без имён
Arbekova: Delirium
Arbekova: Сказки создают не фанаты, сказки создают любители
Просто стихотворение - благодарность за творчество:
Все из рубрики »»
Anna87: Посвящение
снайперский юмор:
Все из рубрики »»
Фанни: лирическое посвящение от Ольги Алексеевой
cpr: Паттерн - "Ехать вместе"
Сестра Милосердия: Робинзон - 2006
Сестра Милосердия: Глава Первая и Последняя, в которой обитатели Странного Места встревожены пожелтевшим документом
Сестра Милосердия: Про Это
Сургановедение:
Все из рубрики »»
Lenzz: Мир женщины в творчестве Светланы Сургановой
Arbekova: Воздух (не столько о песне...)
Lenzz: Самая весенняя группа – Сурганова и оркестр
Lenzz: Значение белого цвета в творчестве С. Сургановой
delada: Песни на чужие стихи - оригинал и вариант Светланы



Апрельский Альманах
(сборники 2003-2004гг.)
Просто жизнь...
Ощущения
Стихи

 

© 19august93.nsarchive.ru
0.037