 |
 |
 |
Ещё одна старая песня НС (автор текста – СЯ?), и Света, и Диана исполняли её, по крайней мере, ещё в 1994 г.. Интересно, кстати, продолжает ли СЯ её петь сейчас, когда Э. и когда «фиеста»?
Пишу о песне потому, что мне, вылезшей из танка и знавшей СЯ лишь как глубокого лирика и весёлую хулиганку, было ново и любопытно открыть её как НЕ ангела - со всем спектром яростного темперамента, горечи и этакого элегантного высокомерия «роковой женщины», с которым она пела её в после-снайперские времена. Влюбилась в эту даму заново.
«Я хочу поскорее отсюда уйти, ты забудешь меня, как только выключишь свет...»
Это встреча на нейтральной территории? ( ДС - «Мы друг без друга долго не можем..»?) Встреча, которых совсем не было, по словам обеих? Встреча с другим человеком? (если, возможно, песня написана в ещё до-снайперский период). Но если слушать ВСЮ песню, то как она соответствует интересующей нас ситуации! Просто построчно.
«Похоронишь в сиреневых мыслях покой и вернёшься к подстилкам (не «в копилку», как пела Диана в 2000 г., а именно «к подстилкам» – это слышно совершенно отчётливо!) своих новых побед». Мысли о покое (как дома) с той, которая всегда была, есть и будет – «сиреневые» («фиолетово»?), а за пределами у неугомонного во всех отношениях охотника – азарт новых побед, что для супруги, естественно, лишь «подстилки» (каак это сказано! как пощечина... Отчасти о таком - «Продолжай сводить со мной свои счёты...»?)
«Я хочу закрыть поскорей на замок двери всех квартир, дома всех городов...» Места пересечения на нейтральных территориях между гастролями? И вместо этого временного – «положить на любимые плечи руки, дать понять всем, что мы не нуждаемся в звуке». О как! пусть все видят, что не просто «музыка нас связала» и не только ботинки одинаковые! Но – даже звуки (которые в некотором смысле их кормят) не нужны, «ты можешь коснуться моей тишины»... Тишины – как символа самой тесной и единственной близости, когда «слова излишни».
«Зачеркнула полнеба параллель проводов, из окна твоего – только горры пррегррад. Пепел мною сожженных семи городов не даёт мне вернуться отсюда назад». Любимая видит в отказе в мимолётных встречах непреодолимую преграду для дальнейших отношений? И сама ЛГ уже не может принять прежнего формата общения, раз отказавшись от него.
...Потому что – «На чужих колках твои натянуты струны, ты пытаешься петь холодным камням...» Ты вдохновляешься иными, тратишь себя на иных, а тех, других - уносит ли их на небо один звук твоего голоса, как он всегда уносит меня? Мне не нужна лишь часть тебя...
«Тот, кто создал меня, нас с тобою разрушит. Плата будет под стать вместе прожитым дням». Кто же создал ЛГ? Бог? Или зеленоглазый дьявол, который создал ЛГ такой как она есть теперь, перепахав душу и изменив первоначальный проект? Надо ли Богу разрушать Их единство? Для чего, если да – для более полной реализации каждой по отдельности?
Или здесь всё же – «...кого мы приручили»? И почему разрушение – это плата под стать вместе прожитым дням? «Мы так долго жили с тобой... (Да знаю я, знаю, что это не Их стихи, а Бродского, но в этой истории важно не то, кто, кому и когда сочинил, а важно кто и ПОЧЕМУ озвучил!) Так вот – «мы так долго...» Что сбились прицелы, и острота сменилась спокойствием и необходимостью азарта вне... И только разрушив всё, начинаешь понимать, ЧТО было важно и неповторимо ни с кем...
И наконец – «Мне бы вылечить нас от взаимной простуды, сколько можно жить в состоянье войны! Убери из-под ног стёкла битой посуды, я не буду просить белый саван взаймы» Собственно, то, что и (хочется надеяться) произошло позже. Но каак здесь видится бешеный нрав одной ЛГ, швыряющий в ярости стаканы под ноги и как – собственное почти отвращение к себе с извечными загробными аллюзиями – другой!
Исполняя песню во множестве концертов и включив её в альбом 2007 г., СЯ придала сама ей совсем новые настроение, звучание и смысл, и слушая, понимаешь, что отношения не прекращались – пусть и «заочно», если принять на веру слова обеих о полном отсутствии реального общения.
автор: Arbekova
|
 |
Я всё-таки процитирую текст - вместе со Светиным комментарием (из копилки Апреля).
СЕМЬ ГОРОДОВ
Я хочу поскорее отсюда уйти.
Ты забудешь меня, как только выключишь свет,
Похоронишь в сиреневых мыслях покой
И вернешься в постель своих новых побед.
Я хочу поскорее закрыть на замок
Двери всех квартир, дома всех городов,
Положить на любимые плечи руки,
Дать понять всем, что мы не нуждаемся в звуке.
Зачеркнула полнеба параллель проводов
из окна твоего. Только горы преград,
Пепел мною сожженных семи городов
не дает мне вернуться отсюда назад.
На чужих колках твои натянуты струны.
Ты пытаешься петь холодным камням.
Тот, кто создал меня, нас с тобою разрушит.
Это будет под стать вместе прожитым дням.
Я хочу поскорее отсюда уйти.
Мне не верится в то, что ты можешь пропасть.
Мне так трудно привыкнуть беречь козыри,
Мне так трудно подкидывать каждому в масть.
Мне бы вылечить вас от взаимной простуды,
Сколько лет можно жить в состоянии войны.
Убери из-под ног стекла битой посуды,
Я не буду просить белый саван взаймы.
Я хочу поскорее отсюда уйти.
Ты забудешь меня, как только выключишь свет,
Похоронишь в сиреневых мыслях покой,
И вернешься в постель своих новых побед.
Из комментариев Светы Сургановой к альбому "Соль". Октябрь 2007 г. -
Написана в Магадане в декабре 93-го, навеяна вереницей заснеженных автобусов, которые никак не хотели привезти мне любимого человека
====================
Подробности про декабрь 93 г. в Магадане и про неедущие автобусы многое объясняют - и злость, и ревность (ведь есть целая история про "магаданскую мадам" Дианы - в легендах Апреля). И то, что Диана еще ни в чем не уверена, а Света уже всё бросила - Питер, друзей и учебу, маму и дом ("уже 6 городов" - как минимум).
Мне кажется, в нулевые она пела эту песню как "дежа вю" - возвращение к тому состоянию брошенности и покинутости, которое накрыло её в Магадане (пока мёрзла в ожидании Дианы и в полной неопределённости и отчаянии).
Это такой "привет" ДА, тому времени, да и своему вкладу в создание дуэта, ради которого всё было брошено и "мосты сожжены".
|
 |
P.S.
Интересно, что вы вспомнили те стихи Бродского, которыми Света поздравляла Диану с Днем рождения в 2012 году - "Так долго вместе прожили...".
Там тот же эффект дежа вю - когда сквозь призму настоящего как бы переносишься в прошлое и видишь два периода жизни одновременно, как одно.
"Так долго вместе прожили, что роз
семейство на обшарпанных обоях
сменилось целой рощею берез,
и деньги появились у обоих..."
Вот это "и деньги появились у обоих" - она читала в 2012 г. именно с прицелом на настоящее, с грустной иронией.
Но в стихах Бродского, которыми отвечает Диана ("Дорогая, я вышел из дома поздно вечером" - она опять прочла их в интервью после тотального диктанта, - см.ссылку в событии), в финальных строках есть ответ:
"Время, столкнувшись с памятью, узнаёт о своём бесправии"
Время перед памятью бессильно. Поэтому прошлые срезы опыта и общего пути остаются в их стихах и песнях, никуда не деваются. В этом вы совершенно правы.
|
 |
P.P.S.
И последнее. Почему-то не только в апрельской Копилке, но и на других сайтах видела вариант:
"Мне бы вылечить вас от взаимной простуды,
Сколько лет можно жить в состоянии войны".
То есть не НАС вылечить от взаимной простуды, а ВАС.
Это значит, что герой песни пытается быть в роли "миротворца", с кем-то примирить Диану. Но с кем? С бушующей мамой? Или еще каким-то важным для неё человеком? (тогда - в Магадане 1993 г.)
|
 |
Сорвался заголовок))
Как поразительно всё это играет гранями и перекликается смыслами! Старая песня из Магадана так по-иному, но всё же пророчески звучит через несколько лет. И это - "вас"! Вот уж правда - загадка. Скорее всего - о маме. Разве захотела бы она мирить любимую женщину с прежней подругой? |
 |
Про «стекла битой посуды». У меня всегда была в связи с этим образом четкая ассоциация – допускаю, что необоснованная – со старым фильмом «Ночной портье» (1974). Не знаю, знакома ли с ним Светлана, автор (?) текста «Семи городов», но Диана его точно знает, что подтверждает диалог с Глебом Деевым:
«ГД: …посмотрел фильм "ночной портье" и сразу у меня родилось - фильм про фашистов, ни про один другой фильм бы я так не сказал. А это вот строго про фашистов.
ДА: Ну про фашистов конечно, но и про любовь же». (26 октября 2004 г. Русское Радио, передача "Неформат" с Дианой Арбениной).
Фильм, кстати, отнюдь не про фашистов, а как раз строго про фатальную любовь – и ее обреченность. Любовь там – если вдруг кто-то не смотрел – своеобразная, с явным привкусом садо-мазо. Начинается она в концлагере между одной из заключенных и эсэсовцем. Вспыхивает снова много лет спустя после войны, когда эти люди случайно встречаются в отеле. Женщина бросает мужа-пианиста и уезжает с бывшим гитлеровцем. Который, к слову, состоит в своего рода «клубе бывших», которые прячутся от властей и устраняют свидетелей, могущих их уличить их в делах прошлого. И его долг перед «клубом» - убить эту женщину. Однако он с ней уезжает, они скрываются в гостиничном номере, остаются там, пока у них не кончается еда, потом выходят рука об руку – и их обоих убивают, расстреливают. Те самые бывшие эсэсовцы. Как «Бонни &Клайда» из песни Дианы:
«Мы в себе уносим пули,
В себе уносим раны
Всех тех, …
Кто никогда не знал любви,
Никогда не знал любви...»
Так вот. В фильме есть эпизод, когда эта «садо-мазо» пара меняется ролями: женщина бросает под ноги бывшему нацисту флакон, кажется, парфюма, тот разбивается, и мужчина сильно, в кровь, ранит ступню. А она смеется. Эдакая внезапная месть. Очень яркий момент!
Можно еще в этой связи вспомнить слова Дианы о своем ЛГ, которому недостаточно быть просто счастливым: «Такое легкое садо-мазо». А заодно и «Мазохический блюз» на стихи С. Голубевой, спетый Светланой: «Я опять от тебя ухожу безо всякого повода…»
Естественно, не настаиваю, что эта сцена из «Ночного портье» заложена в подтекст «Семи городов», но – как вариант.
|
|