А вы смогли бы,
Разорвав сердце надвое,
Боль свою превозмочь?
Если двоим, то-
Навеки
Или уже 
Никогда?
А? Строкой, смычком и гитарой
У вечности на краю
Растворяясь в любви безоглядной
И крича всему миру - ЛЮБЛЮ!!!
Как ты прекрасна, Светлана!!!
К полному списку статей




О новом рождении 20:07 02 января 2004
О новом рождении


Вот напишешь про желание «быть вместе» и сразу вздрагиваешь – включается «историческая память». Ведь мы столько лет были «вместе», всей страной - и строем ходили, и под барабан с горном маршировали (по крайней мере, все те, кому больше 30-ти)… И так хочется поскорее из всего этого вырваться и утвердить свою индивидуальность, себя – единственного и неповторимого.
И опять начинаешь понимать, что «Ночные снайперы» - одно целое, и даже порознь вместе делают «общее дело» (как сказала Света в одном интервью). Потому что основное стремление Дианы – утвердить свою индивидуальность, доказать миру свою единственность. У Светы же другая доминанта – дать почувствовать другому человеку ЕГО единственность. В результате получается как бы два полюса единого целого - человеческой жизни. Мы же все ее проводим именно в этих двух состояниях – доказывая окружающим свою неповторимость, но при этом - отчаянно желая «быть вместе» с кем-то, в ком чувствуем ту же самую неповторимость.
Получается, что «снайперы» - каждый по-своему – отражают нечто такое, что важно и значимо абсолютно для каждого человека. А спор между их поклонниками – что-то вроде разногласий между поклонниками «великих теноров» - И.Козловского и С.Лемешева - в среде любителей оперной музыки, в 50-х годах. Однако именно за последний год проявилось нечто совершенно новое, что повлияло на изменение слушательской аудитории у Сургановой. На ее концерте во МХАТе было много граждан «средних лет», да и в статьях или интервью об этом тоже говорится – что аудитория у Сургановой все больше не «тинейджерская», а повзрослее будет.

Я думаю, это происходит потому, что и с образом, и с творчеством Светланы связана такая важная для взрослых людей тема, как «второе рождение». Есть нечто неизбежное, с чем сталкиваются почти все, перешагнувшие 30-летний рубеж, а уж тем более приближающие к 40 годам (или даже за них перевалившие). Называется – «середина жизни». У так называемых «тинейджеров» жизнь еще очень целостна и не ведает разрывов. А вот после 33-35-ти лет начинается кризис. Почти все, что можно пережить и испытать (из общедоступного), к этому возрасту уже завоевано или испытано. Многое утрачено… В этом состоянии непонятно, куда идти дальше, и человек оказывается наедине с пустотой. Между тридцатью и сорока обязательно наступает такой момент, когда уже сложившаяся жизнь вдруг разбирается на кубики (как в конструкторе «Лего»), а затем из них постепенно собирается во что-то новое, совсем другое. Это хорошо представляет себе тот, кто прошел через эмиграцию или переезд в новые места, через развод и новый брак (или столь же радикальную смену партнера), через перемену профессии, через смерть самого близкого человека и пр. Без такого кризиса не проходит ни одна человеческая жизнь, - так же, как и без необходимости ПЕРЕЖИТЬ его, выдержать это состояние опустошенности и «разобранности на части», оказаться на другом берегу реки, а не под водой.

Диск Сургановой «Неужели не я» зафиксировал этот процесс ПЕРЕХОДА через состояние утраты прежнего мира – к обретению нового. Он, по сути, сам является ПУТЕМ, способом пройти через самые разные грани этого состояния – пережить и предчувствие утраты, и боль от нее, и воспоминания о ней. И радость освобождения, и ощущение, что в глубине души ничего не изменилось, потому что любовь не уходит. И радость от своей собственной новизны и неожиданности… Слушателя как будто ведут за руку - на другой берег, дают возможность пройти этот путь ВМЕСТЕ. Вот тут и появляется это неотразимое сургановское «вместе». И становится понятно, что это - не замкнутое или статичное состояние, в котором нет развития, а именно общий путь, который захватывает всех одновременно. Ведь переправляться через реку, теряя ощущение опоры – земли под ногами – рано или поздно приходится каждому…
Но все это – ощущения взрослого, почти 40-летнего человека, которому творчество НС дало возможность очень ярко вспомнить и вернуть себе – самого себя 20-летнего… Наверное, у людей, которые сейчас 20-летние, творчество НС вызывает совершенно иные эмоции и представления. Для меня же, с моей колокольни, важно, что Сурганова не только в силу обстоятельств, но и в силу возраста уже столкнулась с роковым кризисом «середины жизни». И вдруг сумела все это ОБЪЕДИНИТЬ: энергетику, яркость и силу эмоций очень юного человека – и мудрость, глубину, тонкость, человека взрослого, прошедшего через кризис. Поэтому ее творчество сумело объединить и людей совершенно разных поколений (20 и 40 – разные вселенные). Когда приходишь на «живой» концерт, именно это чувствуешь особенно остро: своим творчеством и своей энергетикой Света создала МЕСТО ВСТРЕЧИ, «точку пересечения» для разных душевных состояний, разных поколений, разных периодов жизни….

Сурганову многие упрекали в том, что она «перепевает старый репертуар». Но ее старые песни заслужили то, чтобы пережить «второе рождение», а не просто пропасть в плохой записи на любительских кассетах. И, кроме того, для нее самой их новая аранжировка, новое исполнение (тем более, в той ситуации, в которой все это происходило) – это самое настоящее ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ! Всем, конечно, не терпится, чтобы что-то продолжилось, чтобы Света записала новый диск, сделала следующий шаг… Но для того, чтобы начался новый период, нужно как следует попрощаться со старым, оценить его значение и поблагодарить его. А мне почему-то кажется, что то, что делает Сурганова на протяжении последнего года, - это нечто настолько НОВОЕ, что большинство людей так до конца и не поняло, что же это такое.

При всей потрясающей энергетике Дианы Арбениной и редкой выразительности ее голоса, почему-то все время возникает ощущение, что ее творчество на что-то «похоже». Ассоциации возникают самые разные – от В.Цоя и Б.Гребенщикова до Земфиры и Высоцкого. Причем Высоцкий всплывает вовсе не из-за «Охоты на волчат», а из-за общей с Дианой эмоции, объединяющего мотива, их ведущего жизненного состояния: «вдоль обрыва по-над пропастью, по самому по краю…». Одна моя подруга сказала по поводу «Тригонометрии», что ощущение от этого диска – «как перед бедой…». Но это чувство («как перед бедой»), по-моему, – не отражение объективной ситуации (поскольку у самой Дианы в жизни все может быть тип-топ и просто замечательно), а отражение глубинного мироощущения, заложенного в ее творчестве. Арбенина в своих песнях воплощает то, что человек испытывает ПЕРЕД кризисом, «на пороге», - когда кони над пропастью уже «понесли» и уже ясно, что все кончено: «…и дожить не успеть, и допеть не успеть» (недаром ее любимое слово - «фатальность»). Из-за арбенинского имени у меня все время возникают навязчивые ассоциации с другой Дианой, на сумасшедшей скорости врезавшейся в одну из опор парижского туннеля (а тоже летевшей навстречу счастью с любимым человеком)…
От Сургановского же творчества эффект такой, как будто тебя в последний момент – на самом краю обрыва - вдруг подхватили чьи-то любящие руки и уберегли от падения, переместили в надежное место, где тебе уже ничто не угрожает. Конечно, состояния в жизни приходится переживать разные… В определенном возрасте, на пороге кризиса очень сладостно рвать себе душу и ощущать себя «по-над пропастью» - вместе с Дианой. Но в моем, уже весьма почтенном возрасте возникает большой спрос на «ангелов». И огромная благодарность к их своевременному появлению…




автор: Тюпа

У нас еще все впереди!
  21:59 02 января 2004,   автор:   Freder 

Именно это и увлекло, не ностальгия по старому,а будущее, совпадение этапности, разных дат. Но даже и не в числах соль, не в совпадении юбилеев (10, 30, 35, 40...)в сопричастности, сопереживаемости, как истинное искусство у каждого рождает свое и очень значимое. Тюпа, все верно, спасибо, посмотрим, что будет чарез так лет двадцать. Одно знаю точно, чтобы не случилось, это время останется значимым как искания 16-летних (всегда с нами), нет памяти есть чувства, и очень хотелось бы сверять свои мироощущения с СЯС, ведь на то и талант, чтобы другим помогать через года десятилетия и ...века..
  01:36 04 января 2004,   автор:   Algo 

Поспорить, говорите. Не знаю, все так индивидуально: восприятия, параллели, выводы. Вот Вы провели аналогию между нашим общим прошлым состоянием "быть вместе", стремлением каждого к индивидуальности и снайперским дуэтом, по Вашему, состоявшем на почти тех же взаимодополняющих противоположностях: единственности каждого и необходимости быть с кем то. Потом - "второе рождение", "путь", "переход", "воспоминание", "объединение". Я даже не уверена, что все правильно поняла, тем более, не могу сказать что мои собственное восприятие снайперов и того, что стало с ними потом - совпадает с Вашим. Я постараюсь рассказать про свое, хоть это и невероятно трудно. Во первых, многое уже сказано, а я терпеть не могу повторяться, во вторых, придется "колоться" , что тоже не так просто, ну и все-таки как-то сформулировать - тоже та еще задачка.

Ночные Снайперы. Вообще-то странное название для девичьего дуэта. Почему-то до знакомства с их творчеством, мне представлялось что-то тинейджерско-хипхоповое, немного агрессивное и неинтересное. До первой услышанной песни… Тогда это название стало символом. Символом, да, чего-то целого, монолитного, романтического, очень личного. Короче, никаким "кризисом" и не пахло. И завораживал именно "дуэт". Я обожаю то время снайперизма, когда Арбенина под "Гарри Поттера" в очках и с большой гитарой (иногда неловко) солировала, а Сурганова внимательно неотрывно смотрела на нее и в нужный момент "зажигала" на скрипке. К сож. мне тоже не пришлось побывать на тех концертах, когда все это еще было. Видеозаписи, фото, "детский лепет" и некачественные записи с разных концертов. Вот, в принципе, что осталось. Как это видится сейчас: Арбенина. Яркий талант, ранимость, "фатальность", сама жизнь, фонтанирующая всеми мыслимыми эмоциями, без правил и границ. Но где-то слабая, где-то слишком юная, чтобы быть самодостаточной, в общем, все как положено... И Сурганова. Как пишут- "на вторых ролях", "молчаливая", "подыгрывающая". Но без сомнения (для меня) - стержень, "руководящая и направляющая", связующая энергия дуэта. А ВМЕСТЕ они были прекрасны. Неповторимы. Уникальны. Привлекал именно ДУЭТ так удачно совпавших индивидуальностей. И песни. Сейчас я часто слушаю "Детский лепет". Чаще "цунами", "неужели не я", "тригонометрии". Потому что все, что нужно мне - именно там. И я не столько ностальгирую по снайперам, сколько по каким-то собственным, далеким воспоминаним. "Ветер и ночь"…
"У каждого свои проблемы". Почему то "кризисы среднего возраста", жизненные катаклизмы и прочие напасти и выход из них не так актуальны для меня, как тема родства душ, взаимопонимания, одиночества, "поиска половины" если хотите. Поэтому мне уютнее там, в той снайперской эпохе, когда эти проблемы были решены. Жаль, что лишь на время.

И поэтому с трудом открываю глаза и переношусь в "сегодня". "Неужели не я" конечно, удивительный альбом, я писала свое впечатление и не хочу повторяться. Но... это уже совершенно иная, самостоятельная музыка. Да, вытаскивает из кризиса, да, очень музыкальна и интересна, да, удивительно зрелая. Но основной интриги - дуэта, того что было главным в снайперизме, ведь уже нет. И приходя в восторг от Ее обаяния, таланта, исполнительского мастерства, мы все равно не получаем того, что было когда-то. "Новое рождение" касается только индивидуальности. А не дуэта.

Арбенина. Не люблю, когда ее с кем то сравнивают. Но и ничего не могу с этим поделать, раз сравнивают- значит ассоциации действительно возникают. У меня -нет. Арбенина для меня- человек, написавший "автомобильный блюз", талант, которому можно и нужно прощать все. Признаю, что с момента раскола снайперов ее путь состоит из сплошных (на мой взгляд) ошибок, неудач и метаний. многого не понимаю, не приемлю. Но все равно очень люблю. Кто-то нуждается в ангелах, которые спасают. Кто-то не равнодушен именно к тем, кого надо спасать. (Возможно поэтому и раскололась "тусовка") А я все жду, когда же ДА все-таки найдет "свой путь". К сожалению, наверняка, это будет тоже путь индивидуальности.

Очень жаль (может я только такая слепая), но не вижу сейчас никакого "общего дела". Каждый последующий концерт- все дальше и дальше уводит их друг от друга. Уже в ЖЗЛ сложилось стойкое ощущение, что всё, теперь Арбенина и компания- совершенно новая, автономная команда. И концерты СиО тоже настолько самодостаточны, что нет впечатления, что "чего-то не хватает".

Вы благодарны, "своевременному появлению". Я до сих пор не приду в себя от невосполнимости потери. А спорить вроде и не о чем.
Algo
  15:28 04 января 2004,   автор:   Тюпа 

Очень хорошо, что приходится «расколываться» и раскрываться – иначе нет смысла в общении и обмене впечатлениями. Мы ведь не просто об искусстве разговариваем…
Ситуация существования «в дуэте», когда один человек живет и дышит другим, растворяется в нем, вдохновляет и поддерживает его, забывая о себе, - и именно в этом видит смысл и радость своего существования, - знакома многим. «Все там были…». Эта ситуация – слишком жизненна, связана с реальной, кровоточащей болью. Дело не просто в «обманутой любви», но и в том, что тот, кто жил другим, оказавшись в отрыве от этого «другого», глубоко переживает свое собственное ничтожество, никчемность, ненужность… Он теряет самую ОСНОВУ своего существования. И после этого – выжить, встать на ноги, найти в себе силы прорваться к самостоятельному творчеству, дарить людям надежду и радость!…
Всей подоплеки мы, конечно, никогда не узнаем. Но Света много раз повторяла в интервью, что ни одной минуты не планировала уходить из «Ночных снайперов», что инициатива разрыва исходила НЕ ОТ НЕЕ и что она бесконечно сожалеет о том, что «загублен великолепный и уникальнейший дуэт», в котором происходило «взаимное перетекание друг в друга» (т.е. ровно то, о чем Вы и пишете). Что бы не говорила Диана о том, что она чего-то там СС «не простила», но ей явно хотелось самостоятельно попробовать свои силы и стяжать себе всю возможную славу, не деля ее ни с кем. Талант и честолюбие, как известно, не исключают друг друга. Она, пожалуй, даже слишком зависела от Светы – ее взрослости, тонкости, вкуса… Вот и захотела доказать всему миру и самой себе свою «самодостаточность»! ДА ведь не раз говорила в интервью, что жить для нее значит - экспериментировать. Типичная история про «блудного сына», который вырывается из-под гнетущей его власти более мудрого «старшего», - «уходит, чтобы вернуться…».
Их разрыв – дело НЕ обоюдное. Это – РЕШЕНИЕ ДИАНЫ (хотя, как говорила в интервью та же Света, «не последнюю роль здесь сыграла одна особа», сумевшая воспользоваться Дианиным честолюбием). Поэтому именно ДА и приходится «метаться», «совершать ошибки», «искать исполнительский стиль» и пр., - словом, хлебать полной ложкой последствия своего собственного стремления к независимости. Очень жаль, что ей не хватило мудрости искать эту «самостоятельность» в рамках дуэта (что теоретически было бы возможно). Но нельзя забывать и о том ужасе, через который прошла Света… Ведь это Диана осталась с чувством своей «талантливости» и «продуктивности», с тем, что «все песни на последнем диске («Цунами») – мои», а Светланина скрипка - «кабак» и пр. (см. ее интервью конца 2002 г.). А Светлана осталась с чувством собственной «выброшенности», «никчемности», «пустоты»… Это – «две большие разницы», как говорится.
Взрослость и потрясающая духовность СС проявляется еще и в том, что она НИКОГДА, ни в одном интервью не позволила себе говорить о Диане плохо – сплошные слова благодарности и любви (равно как и благодарность Диане на диске «Неужели не я»). Диана же себе позволяла говорить об СС плохо, перечислять ее проколы, жаловаться («проспала однажды концерт» и пр.) и упирать на свои – в сравнении с СС – достоинства. И в этом в очередной раз проявилась ее духовная незрелость, «детскость».

А то, что СС все это выдержала, то, что она не просто ВЫЖИЛА, а пришла к самостоятельному творчеству такого уровня, - это невероятный источник энергии и вдохновения для каждого, кому пришлось столкнуться с подобной ситуацией в жизни. Я именно об этом все время пытаюсь писать… Все, что СС сделала, - чрезвычайно важно ДЛЯ ЖИЗНИ, а не только для искусства. Это - не просто факт из истории «отечественного рока», «вип-панк-декаданса» и пр. Это - духовное событие, которое оказывает на людей соответствующее влияние, вдохновляя их, вселяя в них веру, надежду и прочие жизненно важные душевные состояния.
Я, естественно, не могу недооценивать яркости и таланта Дианы, - Боже упаси! Просто я очень хорошо представляю по личному опыту, что чувствует человек, который любит и растворяется в другом, живет им, любуется его талантом (как Света – ДА) и делает все, чтобы помочь его развитию, а потом вдруг оказывается «не нужен» или «не удобен». Но я так же хорошо понимаю, насколько неизбежным для каждого человека в жизни является одиночество… И что рано или поздно любому человеку хочется почувствовать себя независимым от всех, испытать свои силы. Потому и считаю, что их расставание закономерно. И в глубине души все-таки верю в возможную встречу – в будущем.
А то, что они так далеко ушли друг от друга… Так ведь без этого и желание вернуться не возникает. Но каждому придется пройти свой путь прежде, чем это желание снова возникнет (а некоторым – еще и перешагнуть через свою гордыню, что всего тяжелее).
сложно все это...
  00:25 06 января 2004,   автор:   Algo 

Можно, конечно, приводить контраргументы, факты и цитаты (из также внимательно прочитанных интервью) но это опасный путь. Слово за слово - и можно вдруг обнаружить себя "по локоть" взлезшей в чью-то "прайвеси". Скажу только, что не согласна со столь однозначным определением того, "кто виноват" и "почему все произошло". То что известно всем - для себя трактую иначе.
Чтобы не быть совсем уж голословной скажу, что как писал американский классик: любой трест может лопнуть только изнутри. Поэтому всем известные третьи лица вряд тут виноваты.

Второе, с чем не могу согласиться - с тем, что "все еще будет". Наверное потому что пессимист. Вы любите вымученное продолжение "Унесенных ветром"? Я - нет, не верю ему.

И третье. Сказать пытаюсь только одно, что Арбенина и Сурганова по отдельности, могут составить два прекрасных музыкальных коллектива, но здесь ИМХО именно тот исключительный случай, когда 2 < 1.

И у меня огромная просьба ко всем. Я весь день напрягалась, обдумывая, как бы это сформулировать, но после сегодняшних "деталей" на СТС решила все-таки сказать прямо. Давайте не будем опять ДОСКОНАЛЬНО ворошить прошлое. Давайте не будем снова публично обсуждать самолеты в Магадан, комнаты в коммуналке, крыши и разбитые гитары. Пусть то что было остается неразгаданной головоломкой, прекрасной легендой, если хотите нашей общей "военной тайной". :))
Я не против обсуждений, но призываю к корректности. Мы тут наговорим, а вдруг кому-то действительно больно это читать.
Тюпа - молодец.
  02:39 06 января 2004,   автор:   Рыжик 

Здесь даже не аплодисменты. Здесь - молчание. Наверное, благоговейное...
Хорошо сказал человек.
Читать - да, было больно.
Но прочла с удовольствием. (Мазохизм? Вопрос риторический!) )
Уважаемому оппоненту - Algo
  04:00 08 января 2004,   автор:   Тюпа 

Я очень ценю и поддерживаю Вашу деликатность. Конечно же, не стоит вторгаться на «личную территорию», обсуждать интимные подробности чужой биографии и пр.
Но дело немножко в другом – в самой ПОЗИЦИИ, которую каждая из них заняла после разрыва. Свое видение я обрисовала, Вы же Вашим – только интригуете… Все время говорите: «Оно у меня иное». А какое, какое?! Ведь интересно же!… Тем более, благодаря Вашему рассказу, я надеюсь увидеть историю этого раскола с какой-то новой для себя стороны.

По впечатлениям этого года начинает казаться, что у ДА и СС просто разные ценности: одна более заинтересована в своем ЛИЧНОМ успехе, другая – в некоем творческом процессе, в который вовлечены и ДРУГИЕ люди (Оркестр и пр.). Но если бы у них были настолько разные ценности, они бы не продержались вместе почти 10 лет. Должно было быть что-то объединяющее (кроме любви).
Для меня очень важна тема человеческих «ценностей». Ведь ценности рождаются именно тогда, когда человек ЛЮБИТ что-то больше, чем самого себя (и, тем самым, выходит за пределы своего эгоизма и своих узко эгоистических привязанностей). И именно ценности управляют человеческим поведением…
Общей ценностью «снайперов», по-моему, была САМООТДАЧА – полное «сгорание» в творчестве: не жалеть себя, не экономить, не приберегать про запас! Поскольку они были дуэтом, то эта самоотдача постоянно происходила и по отношению к зрительному залу, и по отношению друг к другу. И это было ни с чем не сравнимо!
Затем эта ситуация «сообщающихся сосудов» была волевым образом разрушена. Как именно, почему, кто это в действительности инициировал, - согласна, что мы этого в точности не знаем… Но факт тот, что Светлана родила «дуэт» заново, поскольку ее выступление с Оркестром – настоящий ДУЭТ музыки и человеческого голоса, человеческой и музыкальной истории (в каждой песне). Ее общение со зрителем тоже в своем роде – дуэт, живой диалог. Так что, Сурганова сохранила и приумножила исходную ценность «снайперов» - способность к самоотдаче.
Что же касается Дианы, то ее самоотдача осуществляется пока только по отношению к ее собственному таланту. Да, она выкладывается на концертах и в процессе писания песен… Но в плане ОБЩЕНИЯ она гораздо больше склонна к самозащите, чем к самоотдаче (см., кстати, по этому поводу очень глубокое и интересное высказывание Рыжика - о «панцире» у ДА, и его ненужности – СС (там, где «Неужели не она?»)).

Я тоже не люблю искусственных и вымученных продолжений – вроде «Унесенных ветром». Но здесь ситуация открыта… Она в значительной степени зависит от того, как будет взрослеть Диана. И сумеет ли она вообще вырасти в такую же зрелую личность (не путать с «талантливым поэтом»), какой является СС. Диане – 28… По всем законам она не прошла еще и пятой доли всех положенных человеку «возрастных кризисов» (28 – 35, 35 – 42 и пр. – поверьте, «мало не покажется»!). Посмотрим, к чему она придет лет через пять хотя бы…
Дело не в оптимизме или пессимизме. Просто нельзя оценивать ситуацию «снайперов» как что-то законченное и завершенное. Это – живой процесс, со своими стадиями развития.
Как написал один известный философ и филолог (М.М.Бахтин): «Пока человек жив, он живет тем, что он еще не завершен и еще не сказал своего последнего слова».

P.S. Что такое ИМХО? Я не в курсе этого выражения… Что это значит?




  05:15 08 января 2004,   автор:   Wohltat 

ИМХО (на самом деле IMHO) абревиатура выражения в русском переводе звучащего как: "по моему скромному (иногда вариант - личному) мнению".



Где почитать про "разбитые гитары"?
  17:41 08 января 2004,   автор:   Chu 

Мне тоже кажется, что это "третьи лица". Диана теперь всеми силами открещивается от своего прошлого. Смотрели интервью с "квартирника" по MTV? "Видите, у меня длинные волосы? Я возвращаюсь к себе 10 лет назад...". А Гриша еще так смотрит, ему ее длинные волосы вообще до лампочки. Это политика. Нет дуэта - нет любви. Не забывайте, какая это была любовь. Если я не ошибаюсь, то перед распадом (ну, за год, может, до этого) у "НС" сменился продюсер. Это большое дело. Аудиторию надо увеличивать, надо раскручивать группу. Потенциальной аудитории "НС" чужда такая любовь, она не то что неприятна, она может вызывать отвращение. Зачем такая фишка: две девушки стоят на сцене и улыбаются др другу? А повод для разрыва найти - это раз плюнуть. И все. Результат есть: группа раскручивается, аудитория действительно растет. Дешевые тогда получаются отношения? Нет, не дешевые. Просто, к этому моменту, они, может быть, где-то себя уже исчерпали и действительно нужно было идти вперед, Свете, в частности. Вот она и не сопротивлялась особо. Короче, сошлось все так довольно погано, извините. Но это только мое мнение. Тут проблема в том, что, скажем, я анализирую только вторичные источники. Все эти интервью, там много наносного, пафоса какого-то. Света явно использовала ситуацию, как ей плохо, больно, обидно. И это нормально, в их среде. Нормально. Они ведь этим еще и деньги зарабатывают. Только надо уже как-то реанимироваться. А что до ее искренности, то она только в альбоме есть. На концертах СЯ, на мой взгляд, часто прячется в своем шутовстве. И это тоже нормально. Попробуйте выйти на сцену и спеть: "я хочу любить тебя руками...". Algo, а расскажите, пожалуйста, про "разбитые гитары", ну, в последний раз.
Chu
  19:47 08 января 2004,   автор:   зебра 

Если бы Вы действительно анализировали вторичные источники, то вам бы никогда не пришло в голову, что у раскола группы мог быть повод, замешанный на политике группы, на деньгах, на росте популярности и прочее. Во всех статьях, во всех интервью, во всех рассказах о концертах сквозит одна мысль: "в единстве -сила". И уникальность и все очарование и душа вся и та самая загадочная энергетика- именно в дуэте. И отказаться от этого будучи в здравом уме невозможно. Поэтому и Света и Диана и все их менеджеры и все музыканты, все прекрасно понимают, что распад снайперов - это трагедия. А никак не продуманный маневр. Так что, думаю, Chu, вы очень глубоко заблуждаетесь в своих выводах. И насчет неискренности во время концертов вы тоже заблуждаетесь. Концертная площадка - это последнее место где можно быть неискренним. Очень часто после концертов и Дианы и Светы остается чувство потрясения от физически ощущеамой в себе энергии артиста, отданной им энергии. Такая удивительная самоотдача возможна лишь в случае предельной искренности! Неужели вы это никогда не чуствовали? И если бы Света неискренне пела "я хочу любить тебя руками" вряд ли зал откликнулся однажды сотнями поднятых ладошек с сердцами.
Что касается неискренности в интервью, открещивании от прошлого и пр это все легко объясняется элементарным нежеланием говорить о том, о чем больно говорить,о чем неприятно вспоминать. Как вы будете реагировать, когда каждый журналист так и норовит залезть в душу и выковырить оттуда самое сокровенное? При чем все по одному вопросу. Перечитайте интервью Светы питерскому космополитену. В нем она едва скрывает свое "как же вы меня достали-то!!!" :)

А что касается "разбитых гитар" - где-то было интервью. Но буквально сквозь землю провалилось. У нас в событие про Нашествие упоминается этот инцедент. Процитирую: "Вспомнила Светлана, как во время ссоры выкинула с 12-го этажа гитару, которую ей подарила Арбенина, а потом они вместе
плакали над ее обломками. Впоследствии Диана "отомстила", разбив о ванну пятиструнную скрипку Светы"
Тюпа
  20:17 08 января 2004,   автор:   зебра 

По поводу сегодняшних ценностей СС и ДА хоетла сказать. Очень кратко. Большое и значительное событие в жизни человека, особенно горькое событие, особенно такое как разрыв отношений - так сильно сказывается на человеке, что однозначно влияет и очень сильно на большинство его поступков, мыслей, взглядов. Это не та переоценка ценностей, которая происходит с возрастом, это переоценка временная, когда человек под влиянием произошедшего с ним просто дезориентируется в жизни. Когда не разум и сердце управляют им, а вот эта неистребимая горечь в душе. Мне кажется, что ни Света ни Диана не избавились еще от этой горечи. Еще слишком мало времени прошло! И все, что каждая делает в своем творчестве, да и по жизни, я думаю сегодня в той или иной степени связано с совместным десятилетием, с разрывом, с болью и воспоминаниями. Точнее, это все не может не влиять на их поступки. Поэтому мне кажется рано что-то говорить о личностных ценностях сегодняшних СС и ДА. Потому что сегодня они, скорее всего, неадекватны самим себе. И это нормально :)
Тюпа,
  01:28 09 января 2004,   автор:   Algo 

Вы хорошо пишите, и убаюкавшись Вашими рассуждениями, есть большой соблазн с Вами согласиться. Но если вдуматься, то я не согласна. И во многом.

Например, Вам кажется, "что у ДА и СС просто разные ценности: одна более заинтересована в своем ЛИЧНОМ успехе, другая – в некоем творческом процессе, в который вовлечены и ДРУГИЕ люди (Оркестр и пр.) "
Почему? Даже так: с чего Вы взяли? ВЫ думаете, что ДА движет жажда личного успеха? А СЯ- процесс вовлечения в творчество окружающих? Мне вообще обидно о таком говорить. На чем основано любое творчество? Неужели на столь простых меркантильных материях, как личный успех? Я еще могла бы согласиться с резкими, спорными утверждениями типа: "хочет доказать", "мечется, ищет себя", "крушит все что было"... Но увольте, только не личный успех. Про вовлечение в процесс. тоже, не думаю, что это и есть сверхзадача СЯ. Может это наивно, но я все-таки полагаю, что ими движет простое желание "петь песни"...

Дальше Вы пишите: "Светлана родила «дуэт»", и "Что же касается Дианы, то ее самоотдача осуществляется пока только по отношению к ее собственному таланту. Да, она выкладывается на концертах и в процессе писания песен… Но в плане ОБЩЕНИЯ она гораздо больше склонна к самозащите, чем к самоотдаче".
Про "общение" вообще не могу судить- не имела счастья. А вот по поводу своего представления об их творческих "истоках" скажу. Мне кажется, что все, что делает СЯ сегодня - основано на огромной, неимоверно харизматической, сильной и богатой собственной личности. Это она поет о СЕБЕ, делится СВОИМИ чувствами, это ее творчество оказалось самодостаточным, потому что основывается на собственных богатейших внутренних ресурсах, в том числе, повторюсь, на ее сильной независимой личности. Это действительно заражает и вызывает отдачу. А Арбенина... вот кто, по-моему, если не создавал, то создан как раз ДУЭТОМ. Все песни- не о себе, а о "нас", о том, что рождает сильное чувство и о том, что это чувство вызывает и оставляет после себя. ДА зависима, ранима и потому более надрывна, трогательна и беззащитна. Если СЯ вызывает восхищение, то за ДА болит сердце. Если Сургановой достались от снайперизма его "могучесть, живучесть и дерзновенность", то Арбенина унаследовала его фатальность и юношеский романтизм. Будем спорить что теперь важнее или все-таки продекларируем: "вместе было лучше"?

По пессимизму и оптимизму- очень хотелось бы согласиться с Вашим радужным прогнозом. Но я правда не знаю, что мы наблюдаем сейчас, зарождение чего-то нового или догорающие угольки на пепелище. Возможно, (противный всезнайка и прожженный циник внутри меня, шепчут), что ситуация просто такова, какова она есть: все кончено.

Тут можно еще поговорить о понятиях: что каждый из нас представляет себе под "снайперизмом", зачем взрослеть Диане (ох, как напомнило мне это "школу злословия" :) ) , и может ли эта "взрослось" заменить (или вернуть) то, что уже однажды утрачено. Вы восторгаетесь Светланой. Хорошо. Но что Вы хотите от Дианы? Стать ее (СЯ) копией? Это что-то изменит?? Думаю, как раз наоборот.

Зебре
  11:54 09 января 2004,   автор:   Chu 

Похоже, я Вас как-то оскорбила непоправимо. Если это поможет, то прошу прощения. Наверное, спорить бы мне не стоило, но натура такая. "Везде сквозит мысль: в единстве - сила... и отказаться от этого будучи в здравом уме невозможно.". Но ведь отказались же. Что же выходит, с ума посходили? И до сих пор сходят, да? Ведь можно было бы уже как-то одуматься, я не знаю. В жизни, к сожалени, иногда все гораздо проще и обиднее. А говорить потом можно все, что угодно.
"Концертная площадка - это последнее место, где можно быть неискренним". А как же актерская игра? Диана играет в свой трагизм-фатализм, а Света в свой оптимизм и стойкость. Не говорю, что всегда.
В интервью "нелегко говорить о том, о чем больно вспоминать". Но она все время сама об этом говорит! Она сама все время ковыряет эту рану. Если вы когда-нибудь брали интервью, то вы знаете, что раз человек не хочет о чем-то говорить, то он не будет говорить, и журналист не в силах его заставить. Не может журналист "залезть в душу и выковырять оттуда самое сокровенное", хотя иногда действительно очень хочется "выковырять", чтобы уже не болело, не жгло. Интервью сверяется десять раз, со Светой, со всякими-перевсякими пресс-секретарями, фиг знает с кем еще. Если бы она не хотела - не говорила бы, и в печать не попало бы ни строчки.
Chu
  13:25 09 января 2004,   автор:   зебра 

Вы нисколько меня ничем не оскорбили :)Просто ваша версия произошедшего показалась мне настолько нелепой (уж простите:) ), что возможно я с излишней горячностью ответила Вам. Плюс, меня удвила категоричность ваших выводов. Вы говорили так, будто достоверно знаете какая именно "там была любовь" , знаете точно, какое поведение "нормально", и все ньюансы тактики и стратегии развития группы вам также известны от "первых лиц". Может это так и есть? А? :) Я не знаю :)

" Но ведь отказались же. Что же выходит, с ума посходили? И до сих пор сходят, да?"
Ага! :) так и есть :) То есть, я так думаю :)

Про актерскую игру. Наверное мне сложно будет найти какие-то весомые аргументы против этого. Словесные. Просто я чувствую на каждом концерте (а я на многих была), что вот эта хрупкая фигурка на сцене, будь то Диана или Света...в данную минуту не просто открыта зрителю, а практически душевна обнажена. Разве могут быть неискренними слезы на глазах у Светы, когда она видит реакцию поклонников? Разве может продуманная актерская игра затянуться на лишнюю пару часов, как бывает, когда Диана просто увлекается своим диалогом с залом? Нет. Нельзя все это спланировать и продумать заранее, так же как нельзя при продуманной игре поддаваться своим настроениям. А настроения и Дианы и Светы всегда чувствуются.
Зебре
  13:49 09 января 2004,   автор:   Chu 

Вообще-то о "категоричности выводов" речи не шло. Я написала: это только мое мнение, версия, если хотите. И тот факт, что мне ничего не известно от "первых лиц" - это, извините меня, не аргумент. А кому известно?
Тюпа
  18:24 09 января 2004,   автор:   Manon 

Скажем сразу: то, что Вы написали о сургановском творчестве, бесспорно, как всякое субъективное суждение. Спасибо за то, что подарили мне новую грань восприятия, - теперь, слушая "Апрельскую" или «Мураками», буду вспоминать Ваши слова и пытаться представить, что слышат в этих мелодиях, строчках, рифмах люди, пережившие «кризис».

(Кстати, оффтоп о кризисе. Я не совсем поняла, чем схожи между собой кризис 33-35-летнего человека, который многое из общедоступного достиг, что-то потерял и не знает, куда идти дальше, только потому, что не успел выработать новых ориентиров – и беда человека, на которого обрушился развод или смерть близкого. То есть когда что-то резко и вдруг оборвалось, на пути встала стена, ты вроде бы знаешь, чего хочется (знаешь!) – а не достичь этого… С моей точки зрения, ситуации в корне противоположные).

С такой «пострубежной» стороны я к сургановскому творчеству прежде не подходила, в роли Харона (или Вергилия?) она мне не являлась. Ощущаю только свет, тепло – ровный свет и тепло, небольшая амплитуда колебания световых и звуковых волн. Импульс согревающий, а не разносящий вдребезги все и вся (разносящий – это Арбенина, но о ней позже). В общем, человеческая мудрость, которая в творчестве трансформируется в доброту. И даже бурная энергетика «Неужели не я» не взрывается, не ранит, а именно лечит.. и радует.
Если я правильно поняла, под сургановским «вместе» Вы подразумеваете именно это ее милосердие. Готовность протянуть руку, помочь пережить, умение побеседовать со слушателем. Милосердие – признак силы, лучше всего сочувствуют пережившие боль. Начинаю думать, что сургановское творчество действительно на более «старшего» слушателя рассчитано – на такого, кому нужна уже не путеводная звезда, а звезда-спутница.

Арбенина тоже на путеводную не тянет. Слишком обжигающая, слишком эгоистичная и самовлюбленная, слишком.. громкая какая-то – безответственная (по отношению к слушателям, ведь если Арбенина здорова – ей, по сути, все равно, как скажется ее творчество на других людях, то есть вопрос это вторичный). Но почему-то, почему-то, почему-то именно ее гремящая и негармоничная безответственность увлекает за собой, заставляет совершать поступки.
Действительно заставляет.
Именно поэтому никогда не понимала, как можно ее песни с чьими-то сравнивать. Они уникальны не только по поэтике, темпераменту – но и по воздействию. Есть ведь такое дело, как мистическое воздействие настоящего творчества – формы божественного?
Арбенина – просто талантливый поэт и музыкант. Поэт (в том смысле, который вкладывала в это слово Цветаева) - то есть существо, через которое пытается сбыться что-то высшее, сверхсильное – какая-то стихия. Диана несет крест своей талантливости, песни в ней роятся, а она сражается с ними, пытается одолеть, дать форму, воплотить… Это же каторжный труд, требующий адского усилия воли и полного погружения. Ну откуда здесь взяться еще и человеческой мудрости, сочувствию, заботе? Мне кажется, именно вот эта невольная подчиненность (невольная – потому что никто ее не спрашивал, когда наделяла талантом) высшей силе и оправдывает какие-то арбенинские поступки и притягивает к ней такое количество людей. «Фатальность» - это не предчувствие «кризиса» и не нагнетание напряжения – это смирение перед той силой – судьбой – или стихией, которая повелевает творчеством. Энергия стихии в Арбениной сильнее человеческой энергии, сильнее совести, личности.
Наверное, поэтому ей так тяжело было после распада НС, поэтому так неуклюже она себя вела. Поэт в обычной, человеческой ситуации, где рулем должна служить совесть, напоминает сверхзвуковой самолет, которому велено лавировать по городским улицам. Да куда ж ему?! Ему другие просторы требуются, другие скорости. А Сурганова вышла из ситуации с блеском, показав себя великодушным и совестливым человеком. Если честно, в этом нравственном блеске мне почудилось даже некое щегольство. Подчеркнуто-безупречное поведение, слишком явно оттеняющее тактический (от слова «такт») провал той, другой.

Причина их разрыва видится мне не в инфантильной потребности Арбениной «доказать» всему миру, что она способна на что-то одна, а в чудовищной, гипертрофированной восприимчивости этих полумифических существ - поэтов. Наверное, был со стороны Сургановой какой-то шаг от. Наверное, его не смогла простить немудрая Арбенина. Все это случайно и судьбоносно.

Algo вот пишет, что за Диану болит сердце. Согласна – больно за человека. Хорошего, наверное, человека – но в тени огромного таланта. Однако целое, человек+талант, величественно, и с этим ничего не сравнится. Сургановские высоты духа и нравственности, ее милосердие и доброта - совсем из другой оперы. Обе они достигли высот, но в разных материях.

Конечно, лучше, когда такие люди вместе. Так проще им самим, так полнее наше от них впечатление. Но раз уж разрыв произошел, значит, это судьба. Мне хочется верить, что Арбенина выровняет свой самолет и достигнет высот космических, что Сурганова поможет или даже спасет еще многих людей (не случайна в ней тяга к продюсированию молодых исполнителей). В общем, нельзя судить, что больше, 2 или 1. Время сильнее арифметики и даже ее парадоксов. Жизнь просто должна продолжаться.
Не выдержала я...
  02:10 10 января 2004,   автор:   Рыжик 

Очень внимательно все прочитала. И статью, и отзывы. Совершенно не хочется ни с кем спорить. Просто выражу свое мнение. Не думала, что сделаю это, но, видно, еще не отболело.
Прежде всего, не хочу осуждать ни Светлану, ни Диану. Ибо не имею на это права. Никакого. И той, и другой нелегко, это видно. "И наш раздор необъясним, мы оба мучаемся с ним". Необъясним - это потому что два человека почти никогда не могут до конца понять, какого же черта, уж простите, они не поделили. Хотя полно объективных причин для разрыва и т.д. Но в душе сидит подлая заноза - как же так? А вот так...
Бывают случаи, когда двоим не тесно вместе, а потом начинает не хватать места. Особенно, если это творческие люди. Особенно, если есть и разлад в отношениях... На этом умолкаю про отношения. Начинаю про творчество.
Нельзя перелиться в другого человека (особенно, если своих идей много), невозможно все вкладывать в общее дело (особенно, если твои идеи уводят в другую сторону). Неизбежно судьба заставит самореализоваться. Так или иначе, Свете НУЖНО было записать сольный альбом. Возможно, стоило сделать это раньше, но не мне судить. А еще приходит на ум фраза Дианы из какого-то интервью: "Во мне слишком много меня"...
Что я вижу теперь? Каждая из них ищет себя. Раскрываются шлюзы, которые слишком близкое соседство не позволяло раскрыть (заметьте, я говорю именно "соседство". :-((( Если бы можно было сказать "партнерство", была бы совсем другая песня...). НО...
Обиженных всегда любят. И это понятно - Свете пришлось тяжко. В 34 года оказаться на обочине - это дорого обходится для многих. Но она молодец, не опустила руки, не скисла. Что спорить - она молодец. Ей было тяжело - ей сочувствовали. Она сумела остаться в обойме, заставила по-новому взглянуть на свое творчество - что ж, теперь ее называют Императором. Хотя я бы сказала "Учитель". Не преподаватель, нет, - Учитель. Гуру. :-) Хотя, конечно, все мы - люди, даже гуру, и есть недостатки у всех.
А Диана? Ох... Что-то в последнее время стало модно ругать Арбенину. Ату ее... Нет, не хочу. Человек сделал свой выбор. И я могу понять ее. Я знаю, что такое - оставить дорогого тебе человека и не объяснить, почему; ибо объяснения не помогут и не исправят ничего. Только душу в кровь... И не хочу осуждать Диану. Кто был в голове Арбениной? Кто может с уверенностью сказать, что она чувствует? Никто. Поэтому... кто без греха, тот пусть... камнями... а я не хочу.
Диана ищет себя тоже. Последствия поиска не всегда радуют, увы. Деталь: Свету на снайперовском форуме величают "той, которую нельзя называть". Одна их многих деталей... Тошно от этих деталей. :-((( Но... когда пытаешься кого-то выкинуть из головы, выкидываешь все. Это как-то можно понять. Так что - промолчу.
То, что делает Света, наверное, просто мне ближе. У нее песни теплые, живые... :-)))
В конце концов, была дискуссия в форуме на surganova.nm.ru. 17-го декабря. Мнение мое, в общем, осталось прежним. Началось все с переделки стихотворения Вадима Степанцова, а в результате... вот:

Диана, год пройден. Ты чувствуешь это?
И ноют еще воспаленные раны.
А Светина песенка вовсе не спета.
От скрипки опять замирает дыханье!

Мелькают над струнами быстрые руки,
Сурганова с Тхаем играют дуэтом.
И в зале никто не зевает со скуки!
И сколько тепла, вдохновения, света!!!

А я вспоминаю сижу все, что было,
Как «Снайперы» резко со Светой расстались.
Обеих я вас в тот момент бы убила,
Когда б под горячую руку попались!!!

Возможно, и не было это ошибкой,
И вот они: слава, признанье, фанаты…
Тогда почему я не вижу улыбки
И руки твои в кулаки плотно сжаты? (обложку «Тригонометрии», я думаю, все видели. – Прим. авт.)

Хотя очень трудно начать все сначала,
Хотя и немодно зваться поэтом,
Но слезы размазывать Света не стала.
Осталась по-прежнему снайпером Света.

Она не одна, с нею верный Оркестр.
Гитару и скрипку – наизготовку!
Ведь честность и меткость ее не исчезли.
И песни разят - не хуже винтовки!

Не буду судить, кто второй, а кто первый.
И жирную точку пока ставить рано.
Но в чарте народ голосует за Свету,
А время уходит, ты видишь, Диана?!

Решила с Певцовым запеть ты дуэтом,
И вас с голубого покажут экрана.
Весьма любопытно читать было это.
Ну что же, посмотрим, что выйдет, Диана…

Уходишь всегда от прямого ответа.
Тебе нелегко, понимаю я снова.
Но вспомню, как раньше вы пели со Светой, -
И вновь говорю неприличное слово!

Конечно же, все в этой жизни не вечно.
Приходит клепец всему поздно иль рано.
И я надеваю перчатку с сердечком!
Хотя тебе пофиг, наверно, Диана…

Вот так.

P.S. Спеть с Певцовым получилось не так уж и плохо. Если бы он еще петь умел... то бишь опыт пения имел бы... :-)

Все вышесказанное - сплошное ИМХО.

Algo
  02:55 10 января 2004,   автор:   Тюпа 

Любой талантливый человек заинтересован в ЛИЧНОМ успехе,т.е. в успехе плодов своего творчества.Этого требует его талант! Вопрос в том, насколько человек отклоняется под влиянием своего таланта от точки равновесия... И какой ценой.И ставит ли он вообще перед собой такие вопросы.
  16:30 10 января 2004,   автор:   зебра 

Талант не требует ничего кроме самовыражения.
Зебре
  16:04 12 января 2004,   автор:   Тюпа 

Как правило, талантливый человек творит не в "безвоздушном пространстве" и не на необитаемом острове, а как бы "для других". Он, конечно, прежде всего занят отношениями с собственным талантом. Но одновременно всякий талантливый человек всегда чувствует, что является лишь "проводником". И что через него проходит поток энергии, образов, эмоций, мыслей и пр., адресованных не ему лично, а всему человечеству. Вероятно, именно поэтому многие талантливые люди так мучительно страдали от "непонятости" и "непризнанности" своих произведений (ведь многих из них признавали, как известно, лишь через много лет, а то и веков после смерти). Так что не могу согласиться, что таланту настолько безразлично - слышат его или нет...
  16:55 12 января 2004,   автор:   зебра 

Талантливый человек будет творить в любом случае. Находят признание его творения или нет, один он живет на белом свете или среди людей..Это сила, которая живет в человеке, питается его эмоцияями, настроениями, чувствами, преломляется через все это и выходит наружу. Всегда выходит. И остановить ее не может ничто. А то, о чем Вы говорите - желание успеха, признаний и пр - это все амбиции. У кого их много - те страдают от равнодушия, у кого их нет - могут всю жизнь писать гениальные стихи (рисовать гениальные кариты, сочинять гениальную музыку и пр..) для себя и не предпринимать никаких усилий, чтобы это стало известно кому то еще. И жить в гармонии с собой при этом :)
Администрации сайта
  17:41 12 января 2004,   автор:   Тюпа 

Вот видите, а вы беспокоились, что раздел "Размышления" может пустовать ("лишь бы этот раздел не слишком пустовал..." и пр.). Очень живая получилась рубрика!
от "администрации сайта"
  18:05 12 января 2004,   автор:   Algo 

мы вообще люди нерешительные, колеблющиеся, (а главное, надо признать - ленивые :)) да, переживали, но теперь приятно удивлены и улыбаемся, а впрочем, чего на нас смотреть.
сайт, который бы выражал ответную реакцию зрителя на творчество НС был мечтой. Во многом благодаря всем Вам, кто поделился своими мыслями, переживаниями и впечатлениями мы к ней приблизились. Спасибо :)





статьи 
Из жизни привидений:
Все из рубрики »»
Dusya: Выборы, "электоральное поведение", итоги года и общая целесообразность.
Dusya: "Сливки с Огоньком"
Dusya: Бес'предельная осень
Dusya: 19 августа.
Dusya: Дважды в тему.
Материалы к сборнику очерков о стихах:
Все из рубрики »»
груша: Неужели не я
Олеся: Завоюй меня. Любовь ещё быть может…
Я_помню: Блюзы гор.
груша: "Я в этом марте, в этом марте навсегда..."
Фанни: О наших литературоведческих перспективах
Навстречу 15-летию НС:
Все из рубрики »»
Dusya: А давайте подумаем вместе!
наши мысли о них:
Все из рубрики »»
Arbekova: ВТВ: адресат(ы). Ч. 1
Джулька: Диане
Arbekova: Конец связи
Arbekova: Цитируя друг друга даже в лютую зиму…
Тюпа: ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА
ощущения:
Все из рубрики »»
_Ksenija_: Два часа рядом со снайперами
Arbekova: Об аудиокниге "Я говорю. Бег"
Arbekova: Без имён
Arbekova: Delirium
Arbekova: Сказки создают не фанаты, сказки создают любители
Просто стихотворение - благодарность за творчество:
Все из рубрики »»
Anna87: Посвящение
снайперский юмор:
Все из рубрики »»
Фанни: лирическое посвящение от Ольги Алексеевой
cpr: Паттерн - "Ехать вместе"
Сестра Милосердия: Робинзон - 2006
Сестра Милосердия: Глава Первая и Последняя, в которой обитатели Странного Места встревожены пожелтевшим документом
Сестра Милосердия: Про Это
Сургановедение:
Все из рубрики »»
Lenzz: Мир женщины в творчестве Светланы Сургановой
Arbekova: Воздух (не столько о песне...)
Lenzz: Самая весенняя группа – Сурганова и оркестр
Lenzz: Значение белого цвета в творчестве С. Сургановой
delada: Песни на чужие стихи - оригинал и вариант Светланы



Апрельский Альманах
(сборники 2003-2004гг.)
Просто жизнь...
Ощущения
Стихи

 

© 19august93.nsarchive.ru
0.041