|  | |
 |
В начале этого года, в январе, в журнале "Роллинг стоунз" появилось крайне некорректное, вызвавшее множество справедливого негатива, интервью Дианы, взятое у нее сразу после так называемого "похмельного концерта" в Б2.
Эта публикация, несомненно, достойна титула "худшей публикации 2006 года", и запомнится это надолго...
Любопытно, что определенную заинтересованность она вызвала не только у Снайперистского инет-сообщества, но и у некоторых исследователей. Так, администрации сайта несколько дней назад попалась исследовательская работа "Гендерный анализ СМИ на примере статьи из музыкального журнала Rolling Stone", в котором делается выборочный цитатный анализ этой публикации.
Автор работы предложил свою статью для публикации и обсуждения на сайте.
Итак, читаем!
_______________________
Введение
Сочетание двух понятий «женщина» и «рок-музыка» всегда вызывало усмешку. Женщины – подруги рок-музыкантов – это возможно. Женщины-вокалистки, исполняющие музыку, созданную коллегами-мужчинами, - вполне допустимо. Примеры, когда женщины становились во главе собственных проектов, и уж тем более, когда эти проекты становились удачными, настолько редки, что их можно сосчитать по пальцам. Поэтому каждое появление на рок-сцене женщины воспринимается с повышенным интересом. Однако интерес этот не всегда означен популярностью исполнительницы, вниманием к её музыке. Чаще всего он связан с растиражированными сообщениями о новом скандале или слухе, виновницей которого признается женщина на рок-сцене, где как сказал один новосибирский музыкант ей вовсе не место.
Существует множество дискуссий на тему женщина и рок-музыка и в современном Интернет-пространстве, но львиная доля подобных форумов и статей опять же привязана не к конкретному творчеству конкретного музыканта, а к обсуждению так и не решенного (как кажется обывателю) вопроса о возможности сосуществования женщины, какой её принято воспринимать в патриархальном стереотипизированном обществе, с женщиной на рок-сцене. Эти две категории постоянно противопоставляются (т.е. женщина и рок-музыка) не смотря на то, что казалось бы на саму профессию музыкант гендерные ограничения второй половины двадцатого века уже не распространялись. На упрёки же по поводу отсутствия среди представительниц женского пола всемирно известных композиторов ответ может быть дан совершенно конкретно: доступ к классической музыке на профессиональном образовательном уровне женщины получили намного позже мужчин, соответственно и свои возможности они проявят позднее.
В то же время существует и ещё одно стереотипное суждение: если женщина в рок –музыке проявляет себя ярко, неординарно, начинает завоевывать публику, а в её творчестве есть место не только романтическим балладам о любви, но и жёстким социальным темам, и если к тому же она ещё не носит концертных платьев, яркого макияжа и высоких каблуков, значит все её способности и популярность являются результатом её нетрадиционной сексуальной ориентации. К тому же, в данном случае найдется и оправдание популярности подобной исполнительницы на рок-сцене: как сказал известный русский музыкант (экс-гитарист группы Кино) и музыкальный критик Алексей Рыбин «…некрасивых девочек несравненно больше, чем красивых, поэтому они с удовольствием будут ходить на концерт некрасивых исполнительниц». При том, следует уточнить, что данная реплика была высказана касательно популярности как раз женщины без каблуков и макияжа, солистки известной российской рок-группы «Ночные Снайперы». При это, следует отметить, что высказывая своё, сугубо личное отношение к красоте А. Рыбин тем самым вскрыл один из многочисленных стереотипов восприятия женской красоты мужчинами, где понятие самой красоты не совместимо с бейсболкой, удобными ботинками, тельняшкой и короткой стрижкой.
Аналитическая часть
Анализируя представленную тему, далее обратимся к статье музыкального издания «Rolling Stone».
Авторство: авторы оригинального текста: Евгений Левкович (далее Е.Л.), Павел Гриншпун. Ведущие рубрики.
Интервью с лидером группы «Ночные снайперы» Дианой Арбениной состоялось по инициативе RS. В журнале статья была анонсирована в рубрике Общество потребления под заголовком: Лидер «Ночных снайперов» Диана Арбенина в компании журналистов Роллинг Стоун рассуждает под коньяк о женской любви, интеллигенции и значении секса для русского языка.
Данный тип повествования в указанной рубрике направлен на получение наиболее достоверных (по мнению журналистов РС) ответов на поставленные публичным личностям вопросы. Алкоголь в подобном контексте применяется как средство раскрепощения. Человек под воздействием спиртных напитков, с точки зрения редколлегии РС, более правдив и искренен в своих суждениях. Таким образом, данный своеобразный вид интервью был применён авторами вышеуказанной статьи при встрече с Дианой Арбениной , лауреатом премии «Триумф», поэтом, автором большинства песен и руководителем российской рок-группы «Ночные снайперы».
Место проведения интервью— московский музыкальный клуб «Б-2», VIP-зал для музыкантов. Концерт группы «Ночные снайперы». Время проведения 1 января 2006 года, 00.30. минут по местному времени.
Предворяет интервью описание публики посетившей концерт: В партере мы то и дело натыкаемся на девушек лесбийского вида: короткие стрижки, бесформенная одежда, немытые волосы…Несколько пар целуются. Другие просто обнимаются или держатся за руки.
Так же акцентируется внимание на внешнем виде самой Арбениной: Мы приходим 1 января в «Б-2» ровно к двенадцати ночи. Диана уже поет на сцене. На ней тельняшка и потрепанный пиджак. Издалека её можно принять за молодого Кинчева…
Отмечены и сопутствующие беседе описания интерьера. В процессе беседы дается также комментарии читателю по поводу жестов, мимики, поведения интервьюируемой после озвучения тех или иных вопросов и ответов на них.
Повествование так же разделено на блоки, в зависимости от количества выпитого совместно спиртного. Таким образом: по 50 грамм, по 100 грамм, по 150 и т.д. до 300.
Е.Л.: Я хочу поговорить с тобой на одну очень интересующую лично меня тему. У тебя, надеюсь, нет запретных тем?
Нет… Хотя я уже бояться начинаю, если честно…
По 250 грамм.
Е.Л.: Сегодня на твоем концерте я смотрел не на сцену, а в зал—на твоих поклонниц. Я не увидел ни одной красивой женщины. Короткие стрижки, какая-то ужасная бесполая одежда. Я видел, как девочки, которым нет и шестнадцати лет, целуются с друг другом.
(в данном случае проецируется, на мой взгляд, стереотипное представление о женской красоте. Женщина с короткой стрижкой не может быть, по косвенному утверждению автора, красивой. Так же здесь обнаруживается и следующее— цитата: «… короткие стрижки, бесполая одежда» позиционирует стереотип о существовании типичных видов женской и мужской одежды, обязанность каждого из индивидов выбирать только типичный для представителей его пола стиль)
(Перебивая): Да ладно?!
Е.Л.: Правда, ничего не знаешь об этом?
Ну…(Долгая пауза.) Допустим, это так. И что дальше?
Е.Л.: Ты одна из тех певиц—наряду с Земфирой, Сургановой, Бутч, Леной Перовой,--которая своим внешним видом фактически пропагандирует лесбийскую культуру….
(Арбенина резко отворачивается и молчи. Пару минут ничего не происходит.)
Е.Л.: Тебе тяжело говорить?
Я просто думаю. Это иногда полезно.
Прости, что ты спросил?
Е.Л.: Никогда не думала, почему ты привлекаешь в зал именно таких людей?
Мне часто говорят о том, что происходит в зале. Другое дело, что мне до сих пор это не очевидно. Я хочу, чтобы кто-нибудь снял происходящее на концерте
Е.Л.: Поверь, что всё так, как я тебе рассказываю.
(После паузы.): Изначально кто-то придумал эту легенду о моём лесбийстве. Но сейчас она изжила себя. Не потому, что я от чего-то хочу откреститься, вовсе нет…У меня просто давно уже другие ориентиры…И мне сейчас хорошо…
(Утверждение не имеет под собой конкретных оснований. Вытекает, по-видимому, из уже отмеченных представлений автора о женщинах «с подобными отклонениями». Здесь можно попытаться выяснит, почему именно эти музыкальные персонажи были названы журналистом. Сравнив фактические сведения о творчестве и повседневной жизни всех названных женщин, удалось выявить следующие индикаторы, по которым, по-видимому, и были выше перечисленные музыканты причислены к лагерю секс-меньшинств:
1.Все эти певицы предпочитают спортивный стиль в одежде и прическах
2. Зачастую в своих песнях используют глаголы с окончаниями мужского рода в текстах от первого лица
3.Не замужем и не имеют детей (за исключением Д. Арбениной, которая была замужем, но, как в последствии заявила: брак был фиктивным)
4. Знакомы друг с другом. Появляются вместе на публике (в частности С.Сурганова и Д. Арбенина совместно создали коллектив «НС» и участвовали в совместном проекте 10 лет).
Исходя из выше перечисленного, следует, на мой взгляд, абсурдное заключение, которое может примерить на себя любая женщина: Итак, если вы коротко стрижены и любите ходить в кроссовках, ещё не вышли замуж и не имеет детей, любите прогуливаться с подругой под руку в общественных местах и наконец ничего не имеете против того, что бы исполнить на бис песню из репертуара, например А. Вертинского, с примерно таким текстом «Как хорошо без женщин и без фраз, без горьких слёз и сладких пацалуев...» значит, вы имеете непосредственное отношение к секс-меньшинствам и являетесь яркой его представительницей).
Е.Л.: Ты как будто нарочно убиваешь в себе женственность, специально уродуешь себя этими пиджаками и тельняшками. Для чего?
(Данным утверждением автор вновь подкрепляет свои утверждения о несовместимости женственности и тельняшки под пиджаком. Не смотря на оправдания Арбениной, продолжается раскручивание темы о внешнем виде в том представлении, в каком мужчина желает видеть женщину-певицу.)
(После долгой паузы): Сегодня неудачный день. Я, представь себе, впервые так оделась.
Е.Л: А зачем?
Просто спросила у своего любимого: «Что одеть-то?» Он говорит: «Конечно, тельняшку». (Пауза.) Ну да ладно…
Е.Л.: У тебя никогда не возникало желания надеть мини-юбку, например?
Честно? Я очень хочу надеть мини-юбку. Только мне похудеть надо сначала.
Е.Л.: Ну так худей скорее, если тебе так нужно!
Е.Л.: Секс между мужчиной и женщиной — это одна из главных составляющих рок-н-ролла. А у нас нет ни одной стопроцентно сексуальной, женственной рок-певицы. Так, чтобы для мужиков…
(Арбенина сидит, схватившись за голову. Проходит минута.)
Е.Л.: Я прекрасно могу себе представить, как ты поешь ту же «Актрису» (песня Д.А.), только при этом ты одета по-другому, красиво накрашена. Ты что, перестанешь писать после этого песни?
(Арбенина молчит.)
Я думаю, что сексуальность должна иметь под собой какую-то подоплёку. Этой подоплёкой может быть любовь, уверенность.
Я думаю, всё дело в русском языке. Он определяет сознание. В нем очень много смысла и мало секса. Чтобы быть сексуальной рок-певицей, нужно как минимум петь по-английски.
(Действительно, позиционирование неразрывной связи между рок-музыкой и сексом была изначально выдвинуто на основании того, что многие тесты первых рок-н-ролльных групп на Западе действительно отличались своей сексуальной тематикой, поведение музыкантов, их стиль жизни и одежды, был тем самым катализатором сексуальной революции 60-х годов. На смену поэтам-битникам и выдающимся джазовым виртуозам, которые пропагандировали расширение сознания при помощи музыки и наркотиков, пришли рок-герои, желающие разрушить множество гендерных стереотипов до и пост-военного времени, они пропагандировали свободную любовь и боролись за мир во всём мире (достаточно вспомнить творчество группы «Rolling Stones» или акции Джона Леннона и Йоко Оно «За мир в постели». Однако, по прошествии времени, тематика песен рок-групп менялась, они обретали социальный и также политический контекст. Поэтому, утверждение о том, что секс между мужчиной и женщиной—одна из составляющих рок-н-ролла можно подвергнуть сомнению. На эволюцию гендерных отношений повлияли в первую очередь технический прогресс, Вторая мировая война, активное поведение феминистских движений в о второй четверти 20-го века. Рок музыка явилась индикатором времени, а не инициатором сексуальной революции. Поэтому сочетание секс-наркотики-рок-н-ролл не имела по большому счету отношения к музыке непосредственно.
Что же касается рок-музыке в СССР и на пост-советском пространстве, то тем более прерогативой рок-музыкантов здесь была своеобразная песня-проповедь, тексты отличались поэтичностью и сильным уклоном в социальную тематику. Эти традиции сохранились и в настоящее время. Поэтому не зависимо от того, кто стоит у микрофона женщина это или мужчина, рок-музыка не имеет под собой такой сексуальной подоплёки как на Западе. Здесь дело ещё и в том, что петь песни с призывами к близости, песни с откровенными эротическими подтекстами прероготива на данный момент поп-музыки(так называемой попсы). В творчестве музыкантов этого направления открыто спекулируется стереотипный образ так называемой настоящей женщины: она ярка накрашена, одежда с глубокими декольте, подчеркивающая фигуру, некоторая развязность в поведении.) В связи с этим, можно заключить, что над женщинами в рок-музыке довлеет два стереотипа одновременно. Один из них гендерный заключается в том, что «настоящая женщина » должна использовать яркий макияж, предпочитать прочим женский стиль в одежде, т.е. тот который по мнению общества характерен для женщин(обувь с непременным каблуком, платья, юбки, желательно подчеркивающие фигуру) . также стереотип). Другой же скорее социальный и заключается в том, что человек на рок-сцене является полной противоположностью человека из мира попс-музыки, и соответственно стиль и манеры должны у него быть совершенно иными. Получается, что существует возможность либо прослыть поп-певицей на рок-сцене, либо, стремясь принимать стилистику рок-музыкантов пост-советского пространства прослыть «убийцей своей женственности».
Е.Л.: Ты – единственная женщина в группе. По мужскому самолюбию музыкантов не бьет то, что популярность достается тебе?
Музыканты реализуются каждый в своем инструменте… Может, в глубине души у кого-то и саднит, но мне этого никто не показывает. А Федор Васильев, наш бас-гитарист, был одним из трио «Круиз», суперпопулярного в 80-е годы. Он – настоящая звезда. Не знаю, насколько высок уровень амбиций у ребят, но сейчас я чувствую от них только поддержку.
(В самом вопросе журналиста отражено стереотипное представление о том, что в совместном творчестве мужчин и женщин, мужчина играет главенствующую роль, он чаще желает занять роль творца, как более, по стереотипному суждению, для неё приспособленный. Поэтому в подобном коллективе существует, по мнению автора вероятность не согласия с главенствующей ролью женщины)
Е.Л.:Я слышал, что твоя спутница жизни - Лариса Пальцева.
Пальцева?! Это мой настоящий друг, я ее очень люблю! Как ты сказала, спутница жизни? Я теперь всегда так буду ее звать! На самом деле, она мой директор, мы познакомились четыре года назад. Раньше она работала с Аллой Борисовной, потом с Земфирой, теперь со мной. Мне очень повезло этот человек так беззаветно предан делу и верит в нас. Наши успехи - во многом ее заслуга. Спутница моей жизни.. Да она теперь со мной на людях перестанет показываться!
Е.Л.: Но мужчин рядом с тобой что-то не видно.
Ну, я обожглась пару раз… (улыбается) Даже замужем была, почти семь лет назад. Такой вот жизненный опыт у меня. Мне было несусветно неприятно разводиться. Нас эти бабушки в загсе даже разводить не хотели. Говорили: «Вы так друг другу подходите! У вас даже почерк одинаковый в заявлениях о разводе!» И теперь понимаю, что к замужеству я, может быть, и готова, но второго развода я не переживу. Не хочу ничего загадывать, но любимый человек у меня есть. И крыша над головой есть, и собака. Сейчас я очень довольна собой и своей жизнью.
(Отсутствие информации о личной жизни музыканта порождает массу домыслов и слухов. Как на самом деле обстоят дела в личной жизни Д.С. Арбениной знает, пожалуй, только она сама. Не смотря на многочисленные публичные опровержения, слухи о нетрадиционной сексуальной ориентации продолжают множится, как не утихаю споры о тайных отношениях таких рок-н-ролльных девушек как Земфира, С. Сурганова, Бутч. В некоторых случаях имеет место эффект так называемого черного пиара, в других Роковые женщины пали жертвой стереотипного представления о женщине, где образ рок-героини совершенно несовместим с потребностью в мужской опеке, защите, любви, наконец, не совместим он с образом матери, нежной и ранимой натуры.)
Заключение
Как доказал анализ вышеизложенной статьи гендерные стереотипы в современной действительности не изжили себя, однако постоянно трансформируются в соответствии с изменениями происходящими в самом обществе. Остаётся сожалеть лишь о том, что даже в сфере музыке СМИ все больше интересует не непосредственно продукт—новый музыкальный альбом группы, композиция, концерт, а всё больше личная жизнь творца. Возможно, стремление это оправдано, и в первую очередь тем, что, выискивая спорные, пикантные, негативные факты в биографии известных личностей мы доказываем, что они не небесные жители, а настоящие люди со своими пороками и недостатками, и тем самым, как нам кажется, мы становимся всё ближе к кумиру. Но верен ли это путь, и куда он нас приведет, если вместо поиска своих талантов, мы размениваемся на чужие истории?
Фанни |
 |
Со своей стороны могу сказать, что к данной статье и изложенным в ней выводам администрация сайта никакого отношения не имеет. |
 |
ну, не совсем "не имеет", мы ее все-таки выложили. :))
и например я рада, что к НС и всему, что с ними связано, все чаще возникает интерес с той, "академической" стороны :))
|
 |
просто меня как-то больше радует, когда их творчество с литературоведческих позиций оценивают... Ну ок, пока пусть хоть социологическое будет :) |
 |
Ну, хоть какая-то реакция на статью.
Помню, мы долго возмущались вышеупомянутым интервью. Даже кто-то писал в редакцию. Но... это дело так и заглохло. А это.. ну, хоть что-то. |
 |
хм.. ну ладно. :) тогда все "нефилологи" будем молчать..
хотя жаль. я вот например который месяц обдумываю работу под условным названием:
"Поэтический образ «тишины», предолженный Д.Арбениной в песне автомобильный блюз, как принципиально новый подход к философскому концепту «пустоты»"
нельзя?
:))
|
 |
Ну вот, опять вы про "филологов")))))
А уж про "Автоблюз - Можно! Нужно! Скорее и больше!
Странно, вообще, что мы такую культовую вещь до сих пор не рассмотрели никак... |
 |
ну да, люблю я "филологов", что поделать ;))) к слову, "педиатры" гораздо реже встречаются :))
что касается автоблюза. я пробовала.
вещь слишком емкая. анализу не подлежит :)) имхо.
хотя, может я не права и подлежит. но представляется мне, что на такое способен человек сведущий во всех областях естествознания от философии до психологии, впридачу, способный обернуть свое исследование в хрустящую оболочку любовного романа.. :)) |
 |
ого... скромно умолкаю :) |
 |
мне это мерещится, или кто-то взломал пароль фанни?
:)) |
 |
Отнюдь))) Просто раскинуться мыслью от естествознания до психологии мне явно не под силу... |
 |
Да, помню я эту статью в роллинг... На самом деле неприятный осадок оставила. Уж слишком нагло авторы врывались в личную жизнь Дианы и вконец ее расстроили(((
А статья этого автора очень достойная, по-моему мнению. Он единственный, кто смог обоснованно защитить женщину в русском- роке и действитльно проявил интерес(хоть и косвенный)к творчеству ДА... Молодец! |
 |
"Как доказал анализ вышеизложенной статьи", глупых мужчин несравненно больше, чем умных. Поэтому они (глупые мужчины) с удовольствием будут писать гадости о женщинах (любых: красивых, потому что те якобы глупы, или некрасивых - по их, глупых мужчин, мнению - т.к. они якобы не женщины).
Такой вот печальный факт, к которому относиться нужно исключительно философски. |
 |
Хемуль, согласна с Вами.
Только вот мне Вашей тактичности не хватит, чтобы описать это безобразие. Еще когда читала то интервью, меня трясло от дурака журналиста, который так грубо, бесцеремонно ворвался со своими идиотскими (простите) выводами в сознание Дианы. Бедняжка настолько опешила от подобного вторжения, что даже возразить толком ничего не могла. Понимаю. Многие теряются перед хамством, наглостью и беспардонностью.
Что касается данной статьи. Спасибо, что она есть. Хоть какое-то опровержение. Жаль только, что мысль о стереотипности, шаблонности мышления, ограниченности иных журналюг, работающих в РС и бравших "похмельное интервью" у ДС слишком имхо размазана. |
 |
давайте не будем так сильно обобщать...
путь женщин умных и мудрых много, но мужчины-то тоже есть хорошие)))) |
 |
да здравствует биологическое разнообразие :) |
 |
Первые вопросы в интервью так и сквозят новизной)Не понимаю одного: почему Диана Сергеевна, умеющая когда нужной быть резкой, совершенно спокойно реагирует на подобные хамские выпады, да еще и считает уместным оправдываться!? |
 |
Мне кажется, она просто слишком устала... не в том она состоянии была, чтобы достойно отбрыкаться от таких вопросов. Сразу после концерта, да еще и после новогоднего... |
 |
Мне обидно стало за людей, которые на концерты ходят,и которых в этом произведении называют чуть ли не быдлом. Я ни разу не была пока на концерте, к сожалению, но уверена, что снайперскую публику чесать под одну гребенку нельзя- тому пример "разговорчики" в летчике...обидно, что Диана вот так вот своими ответами всех "сдала"... |
 |
Algo, как я Вас понимаю. я уже больше года обдумываю статью, посвящённую "Автомобильному блюзу". и ничего не выходит. а ведь "филолог", типа)) |
 |
При всем уважении к автору статьи,лично у меня вызвало некоторое удивление неточность,в ней допущенная.
Так,кусок текста,начиная с вопроса:"Я слышал,что твоя спутница жизни-Лариса Пальцева" НЕ принадлежит статье из RS,
а является частью интервью,данного журналу "NEON" несколькими месяцами ранее (если помните,на обложке и на фотосессии Диану закутали в рыжую шелковую занавеску))).
Название статьи-"Диана Арбенина ходит по граблям" и два последних рассмотренных вопроса,якобы заданные Е.П.,на самом деле принадлежат автору статьи Маргарите Петровой.
Хотелось бы,чтобы подобных проколов не было,хотя бы для того,чтобы избежать возможных упреков в непрофессинализме со стороны того же RS.
Желающие творить правое дело да будут безупречны) |
|