А вы смогли бы,
Разорвав сердце надвое,
Боль свою превозмочь?
Если двоим, то-
Навеки
Или уже 
Никогда?
А? Строкой, смычком и гитарой
У вечности на краю
Растворяясь в любви безоглядной
И крича всему миру - ЛЮБЛЮ!!!
Как ты прекрасна, Светлана!!!
«Легенды снайперизма» 
Снайперские Перекрестки
Дмитрий Горелов. Без купюр
«...и не забудь поздравить с днем рожденья меня...»
Канарский. Человек и альбом. Часть 1
Колыбельная по-снайперски. Все, чего мы не знали
Примитивное искусство
НС и СИО в Чартовой Дюжине: полный обзор за 16 лет
Точка на карте: галерея »Борей»
«Ночью в лесу»
К 20-летию Ночных Снайперов: ЛЕГЕНДА О МАГАДАНЕ
К 20-летию Ночных Снайперов: ЛЕГЕНДА О ПОЦЕЛУЯХ НА КОНЦЕРТАХ
К 20-летию Ночных Снайперов: ЛЕГЕНДА О СЕНБЕРНАРАХ
К 20-летию Ночных Снайперов: ЛЕГЕНДА О КОЛЬЦАХ
С днем рождения Светлану Сурганову! Звездные поздравления
С Днем Рождения Диану Арбенину! Звездные поздравления
ОМСК-1998
Папарацци: Александр Жданов
Полет Икара: воспоминания
Игры Высшей «Лиги»
Первые Легенды по-Снайперски
Чукотское детство Дианы Арбениной
Юность в Ягодном
«ОЛЕ, ЛОСЕВА!» - интервью времен «Рубежа»
Человек из прошлой жизни
Снайперы в Африке: воспоминания
«В этом городе живет небо…»
Хроника снайперского интернета
Арт-Коллегия.Вальран.Начало
Бу-бу - Ремарк, Платонов и плюшевая собака
«В газетах писали…»
Снайперские города и люди. Ольга Алексеева. Нижний Новгород
«Таланты и поклонники»
«Якобсон» или трудности перевода
Диана Арбенина. Второе интервью питерским независимым корреспондентам.
«У нас в классе не было девочки с такой фамилией...»
СИРИН и СИРЕНА
Светлана Голубева. Выход из Тени.
Петербург-Ярославль-Петербург
Они еще будут звездами, а пока..
Иван Иволга. Интервью Апрелю.
ТАЙНА «ДЕВУШКИ С БИТОЙ»
Москва - Питер - Москва: "когда пришли поезда"
Когда еще не было Снайперов...
Сергей Сандовский. Интервью.
К истокам снайперизма.Часть 2
К истокам снайперизма.Часть 1
Манифест "Снайперизма"
Снайперские гитары
Самая достоверная снайперская биография
19 августа 1993 в воспоминаниях Виолетты Суровцевой
Магаданская история
Вторая пуля
Вместо вступления
Сирин



20 февраля 2006
Они еще будут звездами, а пока..

Из официальных и неофициальных Снайперских биографий нам известны имена нескольких людей, которые оказали содействие группе в их продвижении на большую сцену. Постепенно выявляются все новые и новые подробности Снайперской истории, значение тех или иных персон, контактировавших с НС… Но значение некоторых фигур в Снайперской истории непререкаемо.

Сегодняшняя наша легенда посвящается людям, определившим своими действиями один из интереснейших периодов Снайперской истории – 1997-1998 годы. Это Олег(Вилли) Пшеничный и Ринат Сунгатуллин, без которых, пожалуй, не было бы тех Снайперов, какими узнали их позднее мы. Большое спасибо этим людям и за то, что они сделали для нашей любимой группы в те, уже практически легендарные годы, и за то, что они не отказались поделиться с нами своими воспоминаниями.
Именно этот период стал по-настоящему переломным для группы. Именно тогда из совершенно самодеятельного дуэта, поющего скорее «для друзей», перебивающегося случайными заработками и организующего собственные выступления, опираясь лишь на личные знакомства и связи в питерской андеграундной тусовке, «Ночные Снайперы» начинают целенаправленное движение в сторону превращения в профессиональный музыкальный коллектив.
Первоначально это не носит революционного для группы характера. Просто выступления становятся более регулярными, знакомства – более обширными, и, видимо, растет уверенность в неслучайности выбранного направления деятельности. Но при этом они пока остаются в стороне от всего того, что называют шоу-бизнесом, продолжают оставаться трогательными, наивными и совершенно «своими» для всех тогдашних слушателей. «Они еще будут звездами, а пока еще им можно запросто позвонить...», - напишет журналист Вилли Пшеничный в своем интернет-дневнике в середине 97 года.

К началу 1997 года Снайперы подошли с достаточным багажом написанных и аранжированных песен, которых бы хватило на несколько авторских программ, определенным опытом полусамодеятельных выступлений в небольших клубах и на квартирниках, на сборных неформальных фестивалях. Одним же из главных достижений Снайперов, во многом определившим дальнейшее развитие группы, стала запись нескольких студийных композиций разного времени, объединенных в некое подобие альбома. Теперь пришло время представить эту запись широкой публике.
Вспоминает Ринат Сунгатуллин, администратор группы в 1998 г.:

___________________

- Альбом "Свобода", позже ставший "Детским лепетом", - вот за это и любили Снайперов, и за это их считали элитарной клубной командой. Именно благодаря этому альбому узнали Снайперов и Житинский, и Лосева, и Пшеничный.
В 97-98 году "Свобода" - это была кассета, магнитоальбом без названия, на котором были собраны старые студийные записи Ночных Снайперов. Помощь в записи оказали Петр Малаховский и многие другие, перечисленные на обложке. Его переписывали на двухкассетнике и продавали на концертах группы в Питере, благодаря чему и началось знакомство широкой публики с творчеством Ночных Снайперов.
На одном концерте известный писатель и публицист Александр Житинский также приобрел эту кассету. Приобрел, прослушал и, как и ожидалось, был задет музыкой и текстами Снайперов.
Позже возникла идея переиздать эту кассету на CD при помощи студии Александра Житинского. Что и произошло в 1999 году. При обсуждении с ним издания альбома было предложено назвать альбом "Свобода", позже я увидел этот альбом под названием "Детский лепет". Видимо, после дальнейшего обсуждения решили название поменять.
Не знаю, как другим, но для меня это - самый удачный альбом "Ночных Снайперов".


____________________

Забегая вперед, скажем: первый тираж этих дисков был раскуплен быстро и полностью, вследствие чего уже в 2000 году потребовалось его переиздание. Вот как об этом было сообщено в гостевой книге сайта snipers.ru от имени самих Снайперов:

«18:21 21/04/00 всем привет отвечаем на набежавшие вопросы
что касается диска выпущенного А.Н. Житинским - это действительно уже раритет, потому что основной тираж на день выпущен магазином "Караван". Диски отличаются по двум пунктам: в новом - полный альбом (плюс две песни которые не вошли в диск Александра Николаевича). В предыдущем диске есть буклет с текстами песен. Вано Иволга играет у нас на соло-гитаре. Приветы и прочее передавайте точка».

Но все эти приключения с дисками были значительно позже. Пока же Снайперы существуют исключительно в рамках самостоятельного развития, самиздата и, практически, андеграунда.

Как сообщают многочисленные биографии, весьма знаменательное событие, ставшее первым шагом к преображению «Ночных Снайперов», произошло в феврале 1997 года. Группа становится электрической, объединившись на более или менее постоянной основе с ритм-секцией питерского андеграундного коллектива «Союз космического авангарда» в составе: Алексей Иванов (перкуссия, барабанная установка) и Юрий Дегтярев (бас-гитара). Прежде Снайперы сотрудничали с другими музыкантами только для записи некоторых студийных композиций.
Помимо концертной деятельности уже тогда, в 1997 году, Снайперы подготовили и издали два сборника своих поэтических произведений. Тексты песен были объединены в сборник «Цель», а стихи, которые они называли «антипеснями», - в сборник «Дрянь». Обе книжки были иллюстрированы собственными рисунками Снайперов. Изданы книжки были при помощи лидера литературного объединения "Спи Дедъ" М. Старого.

В эти, давно ставшие раритетными сборники вошли произведения, написанные до 1996 года включительно. Но и теперь, в 97 году, Снайперы продолжают активно творить. Особенно это относится к Диане. За этот год, как это удалось выяснить с большей или меньшей точностью, были написаны многие песни, вошедшие, можно сказать, в «золотой фонд» Снайперского наследия, такие как «Автомобильный блюз», «Католический священник», «Все живут». К этому же времени относятся песни «Я не знаю кто ты», «Колыбельная по-снайперски», «Блины по-снайперски», «То, что делает меня», «Еврейская». А также Светины «Перцовая осень» - первая, созданная ею после операции, «Разлука», написанная, когда Света работала посудомойкой в ресторане «Суворов», и ее антипесня «Баллада о бежевом цвете».

Так бы, может, и существовать им в масштабах самиздата, но вот наступил тот судьбоносный день, который поистине достоин того, чтобы отмечаться поклонниками Снайперизма наравне с 19 августа.

7 июня 1997 года. В этот день «Ночные Снайперы» вместе с несколькими другими малоизвестными широкой общественности группами выступали на закрытии маленького петербургского клуба. И по счастливой для них случайности на концерте присутствовал журналист Вилли Пшеничный – хороший знакомый Анны Герасимовой (Умки), которая также выступала на этом мероприятии. Многие, наверно, успели прочитать ту самую запись в дневнике В. Пшеничного – первое упоминание о Снайперах в Интернете: «Я увидел и услышал их в жаркий день седьмого июня в Питере на закрытии клуба "Белый кролик" в ДК Связи на Большой Морской. Они в одно и то же время и отличаются, от всего, что сейчас культивируется на клубной сцене, и неуловимо похожи на десятки предшественников. Для меня самое интересное, что им трудно приклеить ярлык "попсы", "рока", "андеграунда" и тому подобных надоевших торговых марок. Может быть это русский вариант Vaya Con Dios (для тех, кто слышал что-то кроме Ne Na Na) Впрочем, не надо гадать, зачем? Они вместе с 1989 года, но О НИХ НИКТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ. Мне кажется, они не обивают порогов, не тусуются - пишут и поют песни, и все».

По нашей просьбе он рассказал некоторые подробности этой судьбоносной встречи:

________________

Летом 1997 года мы с Умкой и Вовкой Кожекиным приехали в Питер. Аню Герасимову тогда пригласили выступить на закрытии маленького хипового клубика (кажется, он назывался «Белый Кролик» и находился на улице Морской). Так что желающие могут восстановить точную дату, когда это произошло.
Было замечательное лето, изумительная поездка, мы много гуляли по набережным, валялись на газонах у Казани, и даже на том газоне посеяли бумажку достоинством 500 рублей; возможно, с тех пор там выросло денежное дерево.
И вот на следующий день произошло «закрытие» этого клубика, мы туда пришли с небольшой группой подсосавшихся хиппи. В программе было несколько коллективов, но я не помню никого, кроме Умки, потому что всё время, кроме выступления Умки, я провел на улице или на лестнице, пил пиво и коньяк с незнакомыми мне людьми, как это ни ужасно звучит. И вдруг, еще до своего выступления, ко мне подошла Аня и своим строгим комиссарским голосом сказала «Пшеничный, что же ты тут тусуешься, ты же музыкальный журналист, иди в зал, там сейчас талантливые девочки будут выступать».
Мне стало стыдно, и я пошел в зал. Действительно, на сцене оказались «девочки» - «Ночные снайперы», - худенькие и угловатые, хотя я сразу понял, что они выглядят гораздо моложе своих лет, это было слышно по интонации и по выражению глаз. Чувствовался небольшой «наигрыш» (как говорят в актерской среде), который тогда мне казался неуверенностью и неопытностью поведения на сцене. В зале было человек десять, что создавало дополнительную неловкость (вся тусня, которая пришла слушать Умку, неопрятной толпой кучковалась в фойе, на улице и где попало, - где угодно, кроме зала, и спасибо Ане, что она меня оттуда выдернула).
Я сразу отметил особенную гармонию их голосов, гитары и скрипки. Не знаю, отдают ли они себе в этом отчет, но именно гармония и интонация их тогдашнего дуэта была их уникальным достоянием, ни до, ни после того неслыханным чудом природного таланта, возможно, даже независимого от их собственных побуждений и творческих планов. Невнятность некоторых мелодий, самоповторы и бесформенность текстовых изысков тоже можно было списать на неопытность, что я и сделал.
После их выступления я вывел их на какую-то лестницу, которая вела в подвал, кажется, это была лестница в женский туалет, и мы немногословно познакомились. Вот у этого входа в женский туалет, я и предложил им сделать небольшую страничку в Интернете, где была бы представлена их музыка (у меня был тогда довольно известный в узких кругах «Дневник Вилли П.» в первом русском Интернет-журнале “Zhurnal.ru”).


_____________________

Вот тут и пригодилась Снайперам их демо-запись. Уже через пару дней они передали ее через знакомых в Москву и широкой интернет-общественности оказались представлены лучшие, на взгляд В. Пшеничного, композиции с этого альбома: Тоска, Солнце, Вечер в Крыму, Ветер и ночь, Париж.
Из воспоминаний и дневника Вилли Пшеничного:

_________________________

Я с изумлением обнаружил тогда, что, разговаривая со мной о страничке в Интернете, они даже не понимают, о чем идет речь. Но, по крайней мере, я добился их согласия на то, чтобы мне в Москве кто-нибудь передал кассету с их записями, что позднее и сделал некий дяденька, приехавший ко мне в редакцию. Я оцифровал музыку и вывесил с небольшим сопроводительным текстом: - Группа "Ночные снайперы" оперативно передала мне свою демо-кассету. Выяснилось, что в Питере сидит мощная, абсолютно зрелая, виртуозная группа, и играют они, оказывается, с 89 года. Они смешали все западные и восточные влияния в кучу - от цыганского джаза до бутусовизмов разных, и - главное - великолепно владеют инструментами, аранжировкой, голосами. Они будут к месту и в альтернативном клубике, и в эфире "Европы плюс". Где все эти fuсking shit продюсеры, менеджеры, журналисты?!!!

Я вообще старался и стараюсь не проходить «мимо» талантливых людей, а в ту пору мне в этом очень помогала Умка (именно её, а не себя я и считаю «первооткрывателем» Снайперов, хотя если копать глубже, то самые первые их «первооткрыватели» это они сами и их родители, а остальное – суета сует). Помню, в тогдашнем не очень-то народонаселенном интернете довольно заметные круги расходились после моих заметок про живого ещё Веню Дыркина, про «Хмели-Сунели», про Лёшу Айги, который сегодня большой респектабельный деятель музыки и кино. Концепция такова, что попса и совок тотальны и всасывают, пережёвывают и выплевывают всё и всех, но можно сделать хотя бы попытку спасти хотя бы нескольких человек от этого всасывания, пережёвывания и выплёвывания. Но это тема уже другого разговора.


___________________

И еще несколько цитат из его дневника, позволяющих составить некоторое представление о хронике первых дней обитания Снайперов в Интернете:

10.06.1997. Всех подряд заставляю слушать "Ночных снайперов". Людей напрягает, что это не альтернатива и нет "гнильцы", вроде как у "Пепси". Отвыкли наши люди от нормального мейнстрима, ох, отвыкли. Всюду им мерещатся боевики-попсовики. А песни-то душевные, а как играют, как поют!
04.07.1997. Сейчас мы предпринимаем попытки организовать несколько концертов в Москве и привести их на фирму грамзаписи.
13.08.1997. Большой успех имеют Ночные Снайперы в нашем "Архиве редкой музыки". Идут письма из Гамбурга, Нью-Йорка, Алма-Аты и даже самого Питера, где о группе даже ничего не слышали. Типичный эффект "next door girls".

___________________

Появление записей в Интернете немедленно сказалось и на концертных выступлениях группы. Публики значительно прибавилось. Если раньше значительную часть зрителей составляли случайные люди, просто посетители тех кафе и клубов, где проходили выступления, то теперь люди целенаправленно шли «на Снайперов». В некоторых заведениях Снайперы стали выступать достаточно регулярно. Один из таких клубов – «Анна», в котором произошла еще одна знаменательная встреча. Выступать там группа начала уже в середине 1997 года (по крайней мере, известны фото с концерта, состоявшегося 19 июля). Но однажды, на декабрьском концерте, Снайперы познакомились с еще одним человеком, сыгравшим немалую роль в их становлении и развитии. Это был уже упомянутый выше Ринат Сунгатуллин.

Вот как вспоминает он о своей первой встрече со снайперами, на концерте 20 декабря 1997 года в клубе «Анна».

______________

В свое время судьба занесла меня в Питер. Этот славный город на Неве запомнился мне не белыми ночами, не мостами и фонтанами, а знакомством с замечательной группой «Ночные Снайперы» и личному знакомству со Светланой и Дианой.

Впервые я услышал группу «Ночные Снайперы» в конце 1997 года. В тот день было довольно холодно, что для Питера не совсем привычно. Я задержался на работе в субботу, и мне позвонил хороший Фидошный знакомый и предложил сходить на концерт группы, которую он раньше знал. К сожалению, человек, который привел меня на тот концерт, ушел от нас. Может это событие является одной из причин того, что отношение к творчеству этой команды у меня особое.

А я до этого еще ни разу не был ни на одном концерте и вообще в клубе каком-нибудь. Раз выпала такая возможность, поехал. Холод - жуть, а я без шапки. Но Питерская зима допускает хождение по улице без головного убора. В общем, невзирая на непогодные условия, встретились, пошли. Ну, пока то да се, пивка взяли. Вход бесплатный. Нормально. Смотрим на афишу – кантри-группа «Ночные Снайперы». Оппа, интересно, что за кантри такое. Пока на концерте там ведущий, что-то говорил, потом бард какой-то играл, сидели, пиво тянули потихоньку. И вот выходят сами Снайперы. Сначала удивились, что их объявили как кантри-группа. Ну нормально, погнали.

Наконец-то впервые услышал питерскую команду, а уж о ленинградском роке я наслышан. Самое удивительное, что Диана-то оказалось из Магадана (это выяснилось гораздо позднее), так что Питер вот такое сильное влияние оказывает. Так задостали телевизоры и клипы дурацкие, что эта музыка - как Бальзам на раны. Первая песня, услышанная мной, была – Ты тоньше. Поразило и удивило все – вокал, гитара, мелодия, скрипка. Текстов почти не слышал, слишком далеко сидел, да и звук был не очень, но обрывки фраз впились в мозг надолго.

Сначала было трудно выставить творчество «Ночных Снайперов» в свой собственный табель о рангах. Ясно одно - это не попсятина для денег и не модная музыка для тусовки. Потом я просто выделил для них отдельный раздел. Он так и называется – «Снайперизм». Когда меня спрашивали, на что похожа музыка группы, я терялся в словах и терминах. Сложно и, наверное, невозможно пытаться загнать творчество музыкантов, играющих независимую талантливую музыку, в какие-то рамки определений. Тем более слова принципиально не способны передать энергию и смысл песен. Так что теперь я просто предлагаю послушать их песни и почитать стихи. Понравится - хорошо. Не понравится - тоже неплохо. Каждому – свое.

Слушать и воспринимать «Ночных Снайперов» можно по-разному. Для начала достаточно просто воспринимать несущуюся музыкальную волну (если мозги затуманены алкоголем, например). Полная экспрессии игра на гитаре и скрипке (на больших площадках еще бас и ударник) – это уже достаточно для того, чтобы много и долго говорить о них. Если бы под эти мелодии петь просто обычные стандартные тексты - даже этого было бы достаточно. Но «Ночные Снайперы» - это еще и стихи. Стихи «Ночных Снайперов» - это отдельная песня. Поэтому есть и второй способ восприятия. Можно не обращая особого внимания на мелодии, просто слушать тексты песен, как песни бардов. Но «Ночные Снайперы» сложно сравнивать с авторскими песнями. В них нет ни заумных рассуждений, нет упертой ходьбы вокруг защиты своей жизненной позиции, да и борьбы за мир во всем мире тоже нет. Стихи Cнайперов - это Стихи. C некоторой степенью приближения их можно сравнить с картинами экспрессионистов. Чистое искусство. Песни «Ночных Снайперов», и тем более стихи, нужно и можно чувствовать, а не пытаться анализировать и искать скрытый смысл. Он, конечно, есть, иначе это были бы просто рифмованные слова, но настоящие причины и смысл стихов знают только авторы. Ну и наконец, «Ночных Снайперов» можно воспринимать как единое целое музыки текстов и энергии выступлений. Может, эта гармония и дает тот заряд, который получаешь на выступлениях или слушая кассету.


Общее впечатление производимое «Ночными Снайперами», мне напомнило впечатление от Twin Peaks Soundtrack. Конечно, искать прямые аналогии в мелодиях и текстах не получится, их нет. Снайперы другие. В их текстах нет мистики ради мистики, а грусть имеет несколько иную природу и форму. Но, по крайней мере, две общие темы навскидку можно найти – одиночество и смерть (может потому, что любовная лирика меня трогает слабо). Но поклонников декаданса можно сразу обломать. Декадансом тут и не пахнет. В конце концов, и одиночество, и смерть - это нормальные жизненные явления, и зацикливаться на них не интересно. Что «Ночные Снайперы» с успехом и демонстрируют.

На следующий день пришел на работу, сразу за комп и в Интернет. Нашел статью у Вилли Пшеничного. Списался с ним, скачал файлы ra. Стал думать, как бы сделать страничку про Снайперов. Это, кстати, потом, оказалось хорошим поводом познакомиться лично. Я даже свои первые впечатления оформил в виде статьи и отослал Вилли. Он ее разместил на своей страничке. Это был мой первый опыт творчества в сети. Ну и началось.

До нового года я был на всех концертах Снайперов, правда познакомится лично, так и не удавалось. Концерты были в музыкальном кафе на Марсовом поле. Там я, кстати, купил первую кассету с записями Снайперов. И на некоторый, довольно длительный период, другие группы перестали для меня существовать. Переписываясь с Вилли, решил последовать его совету и начал пропагандировать музыку Снайперов в широких кругах общественности. Для начала познакомился со Светланой и выпросил тексты песен и стихи, решил на этой основе сделать сайт в Интернете. Дело для меня было новое, интересное. Потихоньку мастерил сайт и кидал информацию о выступлениях Снайперов в Фидо. Самое первое впечатление после прочтения стихов было – на что я сам потратил свои годы ;-( Прочитаю стих, посмотрю на дату , вспомню, что сам делал в это время. На работе тоже народ сагитировал сходить на Снайперов. Иностранцам больно понравилось.


______________________________

Кстати, об иностранцах. Знакомство с Верой Дорн, той самой девушкой из Баварии, блистательно исполнившей партию саксофона в альбоме «Капля дегтя в бочке меда», тоже состоялось при посредничестве Рината. Он рассказал и об этом:

_______________________________

Помню, как-то мы на работе отмечали 8-е марта, и пришла к нам Светлана в гости, так вот как раз там и они и познакомились с Верой Дорн. Потом мы пошли в клуб «Молоко», послушали там «Бабслей» и «Чуффела-Марзуфелла». Потом на следующий день «Ночные Снайперы» играли в арт-галлере «Борей», на Лиговском. Тоже интересно, там выставка какая-то была. Там Вера впервые Снайперов и услышала. Она оказалась саксофонисткой, и решили они вместе поиграть попробовать. Договорились порепетировать вместе. Концерты были в основном в «Борее» и в «Лиде». Еще пару концертов было в «Зоопарке». Это не клуб такой а самый настоящий ленинградский Зоопарк (помните была программа такая – «Ребятам о зверятах»). Там зал большой, колонки, видео. Диана там пела с носимым микрофоном. Как у Мадонны ;-). Приличный зал такой, коньяк есть нормальный.

_________________________________

Знакомство это, как мы знаем, оказалось полезным, и Вера Дорн приняла участие в записи двух песен для альбома – в июне 1998 года, в «Зоопарке». «В какой-то момент мы решили, что нам на пару песен нужен саксофон: прибило нас! Репетировали мы так: она набирала полные щеки воздуха, и потом выдувала на своем инструменте весьма внушительные по громкости ноты. Пришлось потрудиться, но в итоге мы ее таки прописали на альбом».

Кстати, это празднование 8 марта на работе у будущего продюсера запомнилось не только этим. Вот еще любопытная история, связанная с этим мероприятием:

_____________________________

Как-то на праздновании корпоративного 8-го марта у нас на работе болтали со Светой, и она рассказала, что однажды они с Дианой травы покурили, и Светке приснился сон про красную машину, горную дорогу и развевающийся на ветру шарф. Диана прибавила свои впечатления, и получилась песня.
Про другие стихи и песни пока особо вспомнить не могу навскидку, иногда, бывало, сидим на Казанской улице пьем коньячок и Диана достает гитару - сейчас говорит, что-то новое сыграю, и играет новую песню. Например, при мне были «Тайна», «Бу-Бу». Кстати «Бу-бу» - так звали плюшевую собаку, которая валялась у них в комнате на диване, иногда была использована в качестве подушки ("Она погладила собаку по широкому лбу...").
Ну а песня «Бутылки» была впервые сыграна в кафе «Анна» на первом концерте при заполненном под завязку зале. Уж не знаю, как они все узнали, хотя я в ФИДО объявления надавал. Когда там играли, то гонорара не было, предполагалась часть выручки от продажи пива в баре артистам (стандартная практика). Так вот: народ там очень помог, ВСЕ пиво в баре было выпито, и песня на бутылках была встречена с жутким энтузиазмом. А на бутылках ее сыграли, потому что ударник и басист на репетицию не пришли, или задерживались. И пока девчонки их ждали, на бутылках и сыграли, и потом получилось нормально.

В общем, до мая наше знакомство было чисто дружеским. Но вот пришел день моего расставания с фирмой. Как раз был концерт в Зоопарке, вроде - фестиваль «Лейся, песня», оттуда, кстати, несколько песен на магнитоальбоме. И вот там и поступило предложение стать директором или администратором или продюсером группы. А так как я был как раз без работы, решил рискнуть ради новых ощущений и борьбы со скукой. Так я стал администратором группы «Ночные Снайперы».

Это сейчас "Ночные Снайперы" - бренд. А в те времена их и не знал никто. Например, вот одна история по этому поводу – как то пошли мы со Светой на концерт хиповский, ну там хиппи, цветы жизни... Взяли по баночке пива, только отвернулись - оппа, Светкино пиво какой-то парнишка пьет. Ну не знаю, может у них, у хиппей, так принято. Света тогда говорит: «Вот запомни, мальчик, этот момент! Придет время, и ты будешь гордиться, что был угощен пивом Ночными Снайперами бесплатно».


фото афиш и выступлений НС в клубе «Анна» представлены Ринатом Сунгатуллиным
Спасибо! :)
____________________________

А вот с лета 1998 года многое изменилось. Окончание Дианой университета, запись двойного альбома, полуслучайные гастроли в Швецию и Финляндию – и все это на фоне увеличения количества концертов, знакомства все с новыми представителями уже не андеграундного, а вполне официального мира прессы, музыки, шоу-бизнеса…
В частности, 12 июня 1998 года состоялось знакомство дуэта с Александром Житинским, очень влиятельным в этой сфере человеком, который позднее еще не раз появится в истории Снайперов. К сожалению, нам не удалось побеседовать с этим человеком, чтобы он с позиций сегодняшнего дня поделился своими воспоминаниями… Поэтому приведем здесь просто цитату из его статьи, написанной «по горячим следам», сразу после знакомства.

____________________________________

Как это прекрасно, когда знакомишься с людьми не только виртуально, но и в реальности! А тем более, когда это происходит одновременно. Сегодня позвонил Дима Григорьев и пригласил в Галерею "Борей" на концерт группы "Ночные снайперы". Название заинтриговало. Пошел.
Ну, группа - сказано сильно. На самом деле - дуэт. Дуэт двух очаровательных девушек, Дианы Арбениной и Светланы Сургановой. Одна играет на гитаре, другая... тоже на гитаре. Одна поет, другая... тоже поет. Но одна поет больше (Диана). Другая больше играет на скрипке (Светлана). Иногда обе играют на бутылках. Обе сочиняют и тексты, и музыку, так что, по-видимому, разделить их на сегодняшний момент не представляется возможным.
По виду - совсем молоденькие, хотя Интернет дал жесткую справку: группа существует с 1989 года. Так что не детсад. Диана закончила Университет и думает: не поступать ли в магистратуру. Есть нынче такое слово. Раньше была аспирантура. Я спросил: "А на фига?". Ей эта мысль понравилась.
Девушкам удалось в течение часа вернуть меня в рок-н-ролльное прошлое начала восьмидесятых, когда я таскался по концертам, квартирникам, слушал записи и оттягивался в полный рост от волны неведомой мне музыки, которая была, как Ильич, "живее всех живых" и отвязнее всех отвязных. Но это уже не Ильич.
Хотя собственно к рок-н-роллу "Снайперы" имеют косвенное отношение. Что же они поют? Ну, песни. Это понятно. Однако, привязать их к какой-то жесткой традиции не удалось. Отчасти рок, отчасти бардовская песня, отчасти (большой, кстати, части) городской романс. Замечательно мелодично, но мелодика странная. Есть в ней что-то магическое. Ведут они себя при этом предельно естественно, то есть отвязно, но с чувством меры. А когда запели песню с рефреном "Завоюй меня...", действительно, захотелось что-то сделать в этом направлении.
Короче говоря, идите, слушайте и читайте. Может и не понравиться, но мне - очень.
А почему "Снайперы"?.. Стреляют метко. В яблочко.


_________________________

фото афиши "Достоевский" предоставлено lerot
Спасибо! :)
Этим летом продолжилось и завоевание Снайперами питерской клубной аудитории. Хотелось, чтобы это были не единичные выступления, о каждом из которых необходимо договариваться отдельно, а появилась некоторая стабильность и постоянство. Определенного рода контракт о долгосрочном сотрудничестве. Одним из таких, почти постоянных мест для выступлений стал уже известный нам Лекторий Зоопарка. Несколько раз выступали они в клубе «Достоевский», продолжалось сотрудничество с кафе «Анна»… Но настоящим открытием для дуэта стал клуб «Чаплин» - заведение, имеющее свою отчетливую арт-концепцию, в которую очень удачно вписалась акустическая программа Снайперов того времени.
Рассказывает Ринат Сунгатуллин:

__________________________

выступление в клубе «Чаплин»
Про первый концерт в «Чаплин-клубе» история простая. Сначала я стал администратором группы. Первое, что нужно было решить – это найти площадку, где играть. А поскольку знакомых в музыкальной среде Питера у меня не было, я просто взял газету с объявлениями всяких клубов и начал обзванивать. На удивление, в Питере оказалось 2-3 подходящих клуба, всего-то. Поскольку вопрос материального вознаграждения практически не стоял, т.е. не было даже разговора о гонораре, было немного проще. Брал кассету, пресс-релизы, рецензию Житинского и относил в клуб. Более менее откликнулся «Чаллин-Клуб» - и по обстановке хороший и арт-директор (уже не помню, как звали) приятная девушка. Я пригласил всех знакомых кого знал, в принципе, народ был. Отыграли хорошо. Фотографий по этому поводу нет. Может быть, афиша осталась…

__________________

Нет фотографий с первого выступления Снайперов в «Чаплин-клубе», но есть свидетельства их последующих концертов на этой площадке. И фотографии, и статьи заметивших их музыкальных журналистов, и некоторые очень важные знакомства и встречи. И в частности – та встреча, которая определила дальнейшее направление развития НС, их путь на радио, телевидение, на большие площадки и в «мэйнстрим»: Светлана Лосева. Эта личность в истории группы заслуживает отдельного рассказа, который, мы надеемся, еще последует… Пока же скажем только, что первый концерт, где она, их будущий директор и продюсер, увидела их «в действии», состоялся именно в «Чаплине», в августе 1998 года.
Потом были и Омск, и Тюмень, и фестиваль «Сирин», и ритм-секция «Наутилуса» - но все это уже можно отнести к новой, более «взрослой» жизни Снайперов. А период детского романтизма, о котором многие, даже и не заставшие его вживую, а знакомые только по редким сохранившимся записям, вспоминают с ностальгией, закончился. Нельзя не признать, что для группы это было огромным шагом вперед. Да и 99 % нынешних слушателей группы должны быть искренне благодарны этому продвижению – иначе они бы Снайперов просто никогда не услышали.
Однако для тех, кто был связан с группой в те далекие годы, это стало однозначной потерей. Завершим наш рассказ высказыванием Вили Пшеничного на эту тему:

_____________________________

Если я не вру, первый московский публичный концерт «Снайперов» состоялся в клубе «Проект ОГИ» у хозяина «Журнала.ру» Димы Ицковича, который находился на съемной квартире над «Театром Луны» на «Патриарших». Я подвел девушек к Диме, он с ними познакомился, послушал выступление, а потом за рюмкой водки сказал мне, что если они возьмут ритм-секцию, подключатся к электричеству (и поэтому станут похожими на Земфиру) - они станут всенародно популярны. Так оно потом с прискорбием и получилось.

Но больше всего мне запомнилось другое. Я однажды по электронной почте посетовал девушкам, что бывая в Москве они никогда не зовут меня на концерты, и немедленно получил радостное приглашение на концерт, который был назначен в каком-то жлобском клубе, находившемся в здании знаменитого московского ипподрома. И вот наступил вечер этого концерта, который начинался довольно поздно – чуть ли не в полночь. Мы сидели в ресторанчике с близкими друзьями Стасиком Коликовым, Дюкой и Ромашкой, и я уговаривал их пойти вместе со мной послушать этих самых «Снайперов», которых они слушать никак не хотели, поскольку им нравилось сидеть в ресторанчике и болтать. Я уверял их, что «Снайперы» совершенно не похожи ни на какую современную попсню, что они очень приватные и талантливые артистки, и что мои друзья должны обязательно послушать их, и если захотят познакомиться с ними. Я заставил своих друзей прервать посиделки, поймал такси и привез туда на ипподром. Каково же было мое удивление, когда на входе нам заявили, что нас никто не ждет, и что мы все должны заплатить какую-то баснословную (для нас, скромных тружеников) сумму. Проблема конечно не в том, что мы сторонники халявы, но нас не предупредили о такой цене вопроса и у нас тогда бы не осталось денег на обратное такси (концерт ночной), а во-вторых, мои друзья вообще согласились туда прийти только по моей настоятельной просьбе и не очень стремились финансировать этот жлобский клуб. Потом приходил какой-то администратор, который показал на меня пальцем – мол вот этого блатного можно пропустить, - а эти халявщики пусть платят или убираются, а тут Дюка предложила на эти деньги лучше купить вина и водки и кутить всю ночь у нее дома… Короче сидели мы потом у Дюки, а я размышлял о механизме, который всасывает, пережевывает и выплевывает.
Думаю этот механизм и пережевал «Снайперов» так, что они теперь состоят из двух половинок, одна из которых называется «Ночные Снайперы», а друга «Оркестр», какие-бы субъективные причины ни были на поверхности.
Вот тот концерт на ипподроме и запомнился мне больше всего рожами охранников, чванливыми администраторами, общей атмосферой угарного выколачивания денег из публики за счет имени, которое начало становиться модным. Тогда я понял, что лично для меня это начало конца «Снайперов» (не двух талантливых артисток – талант не пропьешь – а тех «Снайперов», которых мне показала Умка в 1997 году в клубе «Белый Кролик»).



авторский текст Фанни



  19:58 20 февраля 2006,  автор:   baur 

Респект, Фанни. С большим интересом прочитал. И большое спасибо всем, кто поддержал Снайперов - Ринату Сунгатуллину, Олегу Пшеничному, Анне Герасимовой, Александру Житинскому, Александру Канарскому, Светлане Лосевой.
  18:16 22 февраля 2006,  автор:   Буренка 

Недавно кто-то поднимал вопрос о том, что такое "бу-бу". Теперь-то мы знаем:)
По-моему, одна из самых интересных "легенд". Спасибо за воспоминания Этих людей. Если бы я могла внятно выразить свои впечатления от Снайперов, особенно ранних, то только такими же словами, что и они.
  14:38 24 марта 2006,  автор:   Gлобальная Fатальность 

Фанни,спасибо Вам большое. Правда не сразу прочитала,все времени не находилось.
Очень ценная информация.правда,конец немного огорчил...Хотя,может в этом и не было вовсе вины Дианы и Светика.имхо...
Вопрос?
  17:15 06 апреля 2006,  автор:   чижик 

"По виду - совсем молоденькие, хотя Интернет дал жесткую справку: группа существует с 1989 года."

Как же это может быть?
чижик
  21:26 06 апреля 2006,  автор:   незнакомец(ка) 

" Как же это может быть? " Что именно ? :) что молоденькие или что с 1989?

1989 годом датированы песни СС времен Нечто Иного. Это частая инет-ошибка. Бывает. Верьте оф. версии ;)) про 1993 год.



 

© 19august93.nsarchive.ru
0.019