А вы смогли бы,
Разорвав сердце надвое,
Боль свою превозмочь?
Если двоим, то-
Навеки
Или уже 
Никогда?
А? Строкой, смычком и гитарой
У вечности на краю
Растворяясь в любви безоглядной
И крича всему миру - ЛЮБЛЮ!!!
Как ты прекрасна, Светлана!!!
«Легенды снайперизма» 
Снайперские Перекрестки
Дмитрий Горелов. Без купюр
«...и не забудь поздравить с днем рожденья меня...»
Канарский. Человек и альбом. Часть 1
Колыбельная по-снайперски. Все, чего мы не знали
Примитивное искусство
НС и СИО в Чартовой Дюжине: полный обзор за 16 лет
Точка на карте: галерея »Борей»
«Ночью в лесу»
К 20-летию Ночных Снайперов: ЛЕГЕНДА О МАГАДАНЕ
К 20-летию Ночных Снайперов: ЛЕГЕНДА О ПОЦЕЛУЯХ НА КОНЦЕРТАХ
К 20-летию Ночных Снайперов: ЛЕГЕНДА О СЕНБЕРНАРАХ
К 20-летию Ночных Снайперов: ЛЕГЕНДА О КОЛЬЦАХ
С днем рождения Светлану Сурганову! Звездные поздравления
С Днем Рождения Диану Арбенину! Звездные поздравления
ОМСК-1998
Папарацци: Александр Жданов
Полет Икара: воспоминания
Игры Высшей «Лиги»
Первые Легенды по-Снайперски
Чукотское детство Дианы Арбениной
Юность в Ягодном
«ОЛЕ, ЛОСЕВА!» - интервью времен «Рубежа»
Человек из прошлой жизни
Снайперы в Африке: воспоминания
«В этом городе живет небо…»
Хроника снайперского интернета
Арт-Коллегия.Вальран.Начало
Бу-бу - Ремарк, Платонов и плюшевая собака
«В газетах писали…»
Снайперские города и люди. Ольга Алексеева. Нижний Новгород
«Таланты и поклонники»
«Якобсон» или трудности перевода
Диана Арбенина. Второе интервью питерским независимым корреспондентам.
«У нас в классе не было девочки с такой фамилией...»
СИРИН и СИРЕНА
Светлана Голубева. Выход из Тени.
Петербург-Ярославль-Петербург
Они еще будут звездами, а пока..
Иван Иволга. Интервью Апрелю.
ТАЙНА «ДЕВУШКИ С БИТОЙ»
Москва - Питер - Москва: "когда пришли поезда"
Когда еще не было Снайперов...
Сергей Сандовский. Интервью.
К истокам снайперизма.Часть 2
К истокам снайперизма.Часть 1
Манифест "Снайперизма"
Снайперские гитары
Самая достоверная снайперская биография
19 августа 1993 в воспоминаниях Виолетты Суровцевой
Магаданская история
Вторая пуля
Вместо вступления
Сирин



16 февраля 2005
Магаданская история

«Самая загадочная страница нашей биографии».
(С. Сурганова, из интервью журналу «Фузз», 1999)

В свете последних событий исследование фактов далекого прошлого приобретает особую актуальность. В общем, можете считать это моим вкладом в дело борьбы с фальсификацией истории.



Магаданская история началась в ноябре 1993 года. Лишь совсем недавно удалось узнать точную дату ее старта: «Светлана Сурганова уехала в Магадан 14 ноября... тайно ото всех, оставив ошарашенным гостям и маме только записку», - сообщил некто Joker на форуме Апреля. Мотивы отъезда, полагаю, известны всем: «Динка уехала учиться в Магадан. Я на тот момент училась в Педиатрической академии, на 3-м курсе. Грусть-печаль заела, и я рванула в Магадан, оставив на время институт. Тогда и началась магаданская эпопея», - рассказывала Света.



Так же, впрочем, известны и основные события последовавшего за этим полугода. «Империал», «Студенческая Весна» и шутник-автолюбитель – вот, пожалуй, тот обязательный минимум, который известен каждому, даже начинающему снайперисту. Более продвинутые, скорее всего, вспомнят еще и про «Первую пулю» и пирожки с морковкой. Попробуем же некоторым образом обобщить то, что известно нам обо всей этой магаданской истории.



Для начала – несколько общих фраз из Снайперских воспоминаний о своей героической северной эпопее. Рассказывает Света: «Магадан - это историческая родина "Ночных снайперов". Это тот город, где произошла некая закваска и закалка. Собственно, там и стало ясно, будет это развиваться дальше или же затухнет. Можно сказать, что Магадан — это город-акушерка "Ночных снайперов".



Так получилось, что влезли в долги, и пришлось себя очень конкретно сдерживать во всем, в том числе и в еде. Основной приправой был соевый соус, которого было больше, чем самой еды, а сама еда — китайская лапша быстрого приготовления. И так изо дня в день... Пирожки мы продавали. С морковкой. Ходили поздно вечером по холодной студенческой общаге. Их никто не покупал».



Рассказывает Диана: «Магадан - очень классный город. Я рада тому, что оттуда уехала. Он довольно суровый, жестокий: людям с гнилой начинкой там делать нечего. Я выросла из этого города, он мне много дал.



Другое дело, нужно было там все бросить. Родители были очень против, просто ложились шлагбаумом. Мы даже не общались какое-то время. Но я победила. Так что все эти трудности - они какие-то детские».





«ИМПЕРИАЛ».

О той роли, которую сыграло это развлекательное заведение в жизни Снайперов, знают, наверное, все. Но не дождавшись того момента, когда из него сделают мемориальный комплекс, казино мирно закрылось. О специфике этого заведения Снайперы рассказывали так: «Там все очень смешно. Ведь что такое в общем понятии "казино"? Это типа московской "Метелицы": игровые столы, галстуки и б...ди. Так вот в Магадане там ни одного стола, никто не играет, стоят на сцене две девицы такие невеликие, а остальные кушают и смотрят. После нас было варьете».



Как правило, во всех интервью, где речь заходила о магаданском периоде, о выступлениях в этом казино говорилось кратко и примерно следующее:



«Наша первая площадка. Мы там дали 50 концертов в период с 25 декабря по 1 мая. Представляете наши мрачные песни в казино «Империал»? Смешная история. Играли там на скрипке и гитаре, громко и судорожно, а домой чуть ли не каждый день возвращались в пять утра. Цель была одна: заработать деньги, чтобы уехать в Петербург. Было первое повышение цен, и мы пели в казино исключительно для того, чтобы вырваться оттуда. А выбраться оттуда можно было только на самолете. Короче, потом собрали все заработанные деньги, получился такой увесистый кирпич, и первое время в Питере на них и жили».



Ну и пару менее известных фактов от Дианы Арбениной:



«- Я представил вас на фоне магаданских братков - и жутко стало...



- Ничего жуткого не припомним, а вот смешной случай был. Посетитель один раскачивался на стуле в такт нашим песням... и разломал его, просто в щепки! Стул же итальянский оказался. Дорогой!»



«Кстати, как-то в Магадане мы играли на поминках. Но там тоже, кстати, была живая публика. Повесилась одна актриса. Она была женой конферансье того казино, где мы пели. Мы приходим на поминки, начинается все как обычно: салатики, водочка… И в какой-то момент к нам подходит этот конферансье и говорит: знаете, моей жене нравились ваши песни, спойте что-нибудь. Ну, спели одну - тихую, грустную. Вторая, тра-та-та, тра-та-та… И мы не заметили просто, как все перешло – уп-тау-тау-ду! Люди завелись и начали просто петь веселые песни. И в какой-то момент я поднимаю глаза, и вижу портрет этой женщины. Мне становится плохо, и у меня мысль: пойду-ка я покурю в кухне. Потом она мне снилась».





«НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ»

Стоит ли в этом историческом исследовании затрагивать вопрос о том, как появилось название дуэта? Ведь эта история, в отличие от многого другого – общеизвестна. Но… раз уж это тоже произошло в Магадане – просто «шоб было!».



До обретения известного нам всем имени, Снайперы, выступая в «Империале», придумывали себе, как упоминается в одной из биографий «разные шуточные названия», узнать которые (пока!) не удалось. Так что – речь здесь пойдет только о наименовании «Ночные Снайперы».



На вопрос: «Почему у вашей группы такое странное название?» девушки отвечали, наверное, раз сто. Он задавался чуть ли не в любом теле/радио/газетном интервью, и ответ, с минимальными вариациями, был примерно следующим:

«С.: Название придумал один магаданский автолюбитель, который переезжал нам дорогу, вернее, мы переходили ему дорогу, а он стоял на светофоре. Это было часов в 11 вечера, в 40-градусный мороз. Он высунул голову из форточки своего автомобиля и спросил: "Девчонки, вы с охоты или на охоту?" А мы шли как раз на охоту, в смысле, на работу в казино "Империал" и несли зачехленные инструменты — гитару и скрипку, которые в темноте, да по магаданской метели очень напоминали снайперские винтовки. И вот он и спровоцировал нас на это, на самом деле, совершенно безобидное название. Главное, вовремя "интертрепировать"!



Д.: Причем это не заканчивается с нашим уходом со сцены, а продолжается и в повседневной жизни. Этот "снайперизм" во всем. Все это было не случайно. Хорошо, что он оказался там в своей "заплесневелой" машинке.



С.: Это уже настолько въелось в сознание, что мы весь свой образ жизни подчиняем этой философии. Кто бы мог предположить, во что выльется безобидная шутка автолюбителя! "Снайперизм" - это целое движение и философия»





«ПЕРВАЯ ПУЛЯ»

Удивительный факт: большая часть информации о каких-то давних, можно сказать исторических событиях в жизни и творчестве Снайперов стала доступной совсем недавно, если точнее – то после десятилетнего юбилея группы. Вот так и здесь…



Впервые информация о существовании этого альбома появилась в сети осенью 2003 года. Хотя подозрения касательно того, что он просто не может не существовать, были у меня уже давно. В тот самый момент, когда я услышала о существовании альбома «Вторая пуля», зародилась уверенность: не может быть второй пули, если не было первой! – что бы там ни говорилось в интервью. Так что радостная весть легла на психологически подготовленную почву.



Как оказалось, эта запись хранилась в неоцифрованном виде в архиве известного на Дальнем Востоке барда А. Сорокача, на квартире у которого, собственно, и была осуществлена запись альбома. Значительная часть песен была исполнена как раз в ходе этого квартирника, некоторые же, записанные в электричестве, явно имеют хотя и самодеятельное, но студийное происхождение. Причем, у самих Снайперов этой записи, как оказалось, не было.



Интереснейшие переговоры относительно возможности передачи раритетной кассеты «на большую землю» с последующей ее оцифровкой и выкладыванием в сети велись, можно сказать, «в прямом эфире», на одном известном форуме. Результат известен: в настоящее время альбом доступен для скачивания и любим многими истинными поклонниками раннего творчества коллектива.



Трек-лист альбома «Первая пуля»:



01 - Милая девочка
02 - Ты пламя живое....
03 - Каждый дышит
04 - Я хочу поскорее отсюда уйти
05 - Я шагаю по твоей земле
06 - Я сижу у окна
07 - Сохрани мою тень
08 - Она ничем не знаменита
09 - Голубой слон
10 - Падаешь в небо
11 - Когда устанешь
12 - Асфальт
13 - Уставшие глаза
14 - Рядом с тобой
15 - Сказка
16 - Я раскрашивал небо
17 - В городе моём
18 - Рубеж
19 - Он напился (фрагмент)
20 - Если б во мне были слёзы
21 - Не бойся, милая
22 - Лето
23 - Гости мои
24 - Птицы
25 - Рубеж (ак.)
26 - Забудь о том, что было
27 - Обещанный снег
28 - Белые люди
29 - Солнце погасло
30 - Почему я не вижу здесь кораблей
31 - Мольберт
32 - Весна
33 - Предчувствие смерти
34 - Города
35 - В этом городе ф.
36 - Кошка (первая)
37 - Коммунальный рок-н-ролл


Песен, исполненных Светой и Дианой здесь примерно поровну.



Каковы основные последствия обнаружения этого альбома? В репертуар Дианы Арбениной вновь вошли композиции «Милая девочка» и «Уставшие глаза» - но это получило не слишком широкую огласку. А наиболее заметным следствием этого события стало создание одного из последних, из самых раскрученных хитов группы – «Асфальт».





«СТУДЕНЧЕСКАЯ ВЕСНА».

Именно из-за этого пункта я и взялась писать всю эту историю Толчком послужила одна удивительная находка в сети... речь о которой пойдет немного ниже. Сначала же – о фестивале в целом.



Долгое время эта весьма значительная часть магаданской эпопеи была известна широким кругам почитателей по двум-трем фразам, присутствующим в каждой Снайперской биографии. Говорилось при этом примерно следующее: «А потом пришла весна, а вместе с ней и фестиваль «Студенческая весна». Заработав лауреатство, Снайперы совершенно бесплатно улетели в Самару. Оттуда уже подались «на Запад». В Питер». Этим информация ограничивалась.



Попытки найти кого-нибудь, бывшего свидетелем Снайперских выступлений на отборочном туре фестиваля, проходившего в Магаданском государственном университете, поначалу не увенчивались успехом. «Говорили, что они пели очень много и долго. То есть их выступление было на редкость длинным. А еще - то, что их очень хорошо принимала публика, к тому времени они были уже известны в магаданских кругах. Вот и все, наверное», - максимум, чего мне удалось добиться у единственного выходца из Магадана, с которым познакомилась в сети.



Но мое безграничное упорство не могло не принести плодов! Роясь как-то перед Новым годом в поисковых системах Интернета, на запрос «Ночные Снайперы» я получила ссылку на одну, ранее не попадавшуюся мне маленькую домашнюю страничку. Увиденное там привело меня в состояние эйфории: владельцем странички оказалась девушка, достаточно близко знакомая с дуэтом в то время. Рассказывала она на своей страничке следующее:



«Одно из самых удивительных открытий современного рока – два чудных женских голоса, скрипка и гитара» - кажется, так было написано о них в журнале «Афиша». И с этим трудно не согласиться. Песни этой группы, а когда-то просто дуэта, обладают какой-то потрясающей энергией, внутренней силой и в то же время удивительным обаянием и притягательностью.



Диана Арбенина. Студенческая Весна

Я познакомилась со Светой и Дианой за кулисами на Студенческой весне в 1994 г. (Дина училась на курс старше на инязе в нашем Университете в Магадане, а Света приехала в гости из Питера), как раз в то время, когда и родился дуэт Ночные Снайперы. Потом мы сидели у одной из общих знакомых, общались, читали что-то из Светиного питерского сборника, обменялись песнями. Остались фотографии с одного из концертов в Магаданском Универе, теперь это уже архивные фото известной группы :-)) А то, что Снайперы станут известными, было ясно уже тогда - талант, внутренняя сила плюс желание двигаться дальше и огромное трудолюбие... Девчонки выступали в ночном клубе «Империал» каждый вечер, их уже узнавали, у них появилось имя в Магадане... Потом Дина уехала в Питер, и только спустя несколько лет я услышала о них уже то, что могли слышать и вы... Они зазвучали в стране - дуэт из Питера, рожденный в Магадане...
Серебринка



По адресу, указанному на страничке, я связалась с автором рассказа, к счастью, оказавшимся очень дружелюбным и доброжелательным человеком. В ответ на просьбу рассказать что-нибудь интересное об этом загадочном периоде в жизни нашей любимой группы, она прислала этот рассказ...



На том же факультете, что и я – иностранных языков, - училась Диана Арбенина. На курс старше. Собственно, первый раз я и услышала ее на нашей факультетской Студенческой весне, вернее перед весной, когда она сидела в большой аудитории и громко пела песни под гитару - репетировала, значит. Это было за год до Ночных снайперов, и тогда на «Студенческой Весне» жюри из 10 баллов по номинации "вокал" дало ей 9 - видите ли, что-то там с дыханием было не так :-)) Пела она "Ой, то не вечер"... думаю, жюри потом сильно пожалело о своем решении... Но это было потом.

Через год наша группа была организатором от факультета этой самой «Студенческой Весны» - там мы и познакомились поближе с Дианой и Светой, которые уже выступали в Магадане. Столкнулись мы за кулисами, когда готовились каждый к своему номеру - я тоже была с гитарой, правда песни у меня совсем другие были, не снайперские. За день до этого девчонки видели меня по местной программе телевидения - тоже с гитарой. Так и решили - "соперница"... на самом деле, опасения были совсем напрасные, что тут же и выяснилось.



Светлана Сурганова. Студенческая Весна

Во-первых, они уже сразу играли мощно, энергетически сильно, профессионально, и зажигательно. Я даже не стала противопоставлять свою лирику со снайперской музыкой.

Выступив на «Весне», девчонки, конечно же, произвели фурор – тем более, их уже знали. Они играли в местном казино "Империал" - деньги копили на обратную дорогу Свете. Но эту историю я услышала уже чуть позже - мы как то столкнулись у книжного ларька в Универе и пошли все вместе к Наталье, тоже девочке с иняза, у которой тогда жила Света. Помню, сидели на кухне, пили что-то, Света читала из своего питерского сборника, рассказывала очень тепло о своей тусовке в Питере, где она была, по-видимому, главная. Рассказали, как они познакомились в Питере с Дианой, как Света приехала в Магадан, и резко подняли цены на самолеты – они и сейчас самые дорогие по России, кажется. Как ей пришлось остаться и думать, где достать деньги. Тогда они и начали петь в кабаке. А вот получилось так, что на той самой «Студ. Весне», где мы познакомились, они получили первое место и бесплатно поехали в Самару на Всероссийский фестиваль "Студ. Весна. Так получилось - хотели денег, получили славу.

Да, да, слава уже была. Помню, был у них еще сольник в Универе. Мы ходили с друзьями, там я и нащелкала фоток. Помню, еще смеялась, говоря: " Ну вот, станете известными - гордиться буду, что знакома"... в принципе, сбылось. Потом девчонки еще где-то выступали, однажды заходили ко мне домой в поисках гитары.

Я попела им своих песен, на что они сказали "давно мы не слышали чистой музыки". Надо сказать, что я писала в юности песни, но они совсем другие - и по стилю и по содержанию. Как я потом поняла из интервью с Дианой, уже прославленной, такой стиль, как мой, она называла "сопли". Но тогда, конечно, они мне об этом не сказали - ну и на том спасибо:-)... Так что впечатления о встречах остались самые хорошие. В конечном итоге, гитару они у меня брать не стали, нашли где-то в другом месте.



В то же время их сняли на местном телевидении, и у меня есть на кассете запись этого самого интервью с акустическими вариантами песен "Кошка", "Осень", "Лето" и что-то еще. На аудиокассете. Тоже, видимо, раритет.



Света и Диана. Студенческая Весна

Цитата из интервью:
Самая неудобная поза, в которой вам приходилось петь или играть? Светлана: В Магадане у нас была гитара без приспособления, которое называется "ремень". Приходилось задирать куда-нибудь ногу и опираться на эту ногу гитарой. .



Вот, собственно, и все. Потом девчонки уехали - Диана больше не вернулась, хотя наш декан Роман Романыч Чайковский говорил ей, что примет ее назад, если она надумает вернуться. Не вернулась. На какое то время они пропали из виду. У меня дома несколько лет лежал конвертик с фотками с надписью "Отдать Диане и Свете". А потом в 2000 году я переехала в Москву, открыла как-то журнал «Афиша» и… прочитала про них статью. Ту самую, что процитировала на своей страничке - про скрипку и гитару. И все поняла - раскрутились девушки.



Теперь потихонечку слежу, но не фанатично. Светины песни нравятся мне. Диану тоже уважаю. Каждая по-своему хороша. Но все-таки, для меня они были и остаются дуэтом, который родился в Магадане. В родном городе, на глазах практически.

И это – самое сильное...



Рассказ сопровождался замечательными, редчайшими фотографиями, запечатлевшими Снайперов в моменты их выступления на сцене фестиваля, а также – обещанием упомянутой выше записи – телепередачи. Кстати, на одном известном сайте эта запись должна в скором времени появиться.



Безграничной благодарностью автору этих воспоминаний я завершаю свой рассказ о магаданской эпопее Снайперов. Ведь после «Студенческой весны» начался совсем другой, петербургский период в жизни группы.



Фанни



  20:03 31 октября 2005,  автор:   Фанни 

Может быть, действительно - так будет удобнее найти?
В этот топик теперь скопированы ссылки на песни с "Магаданского квартирника" начала 1994 года, любезно предоставленные нам ЖЖ-юезром sapojnik.

Если кто запутается: ссылки в точности те же, что и лежат в рубрике "Файлы" под аналогичными названиями.
пресса 

мп3 магаданских песен, упоминающихся в статье  ~ добавил(а) Algo
Магаданский квартирник. Запись Сапожника  ~ добавил(а) Фанни
Магаданский квартирник - "Первая пуля"  ~ добавил(а) Фанни

 

© 19august93.nsarchive.ru
0.016