А вы смогли бы,
Разорвав сердце надвое,
Боль свою превозмочь?
Если двоим, то-
Навеки
Или уже 
Никогда?
А? Строкой, смычком и гитарой
У вечности на краю
Растворяясь в любви безоглядной
И крича всему миру - ЛЮБЛЮ!!!
Как ты прекрасна, Светлана!!!
«Легенды снайперизма» 
Снайперские Перекрестки
Дмитрий Горелов. Без купюр
«...и не забудь поздравить с днем рожденья меня...»
Канарский. Человек и альбом. Часть 1
Колыбельная по-снайперски. Все, чего мы не знали
Примитивное искусство
НС и СИО в Чартовой Дюжине: полный обзор за 16 лет
Точка на карте: галерея »Борей»
«Ночью в лесу»
К 20-летию Ночных Снайперов: ЛЕГЕНДА О МАГАДАНЕ
К 20-летию Ночных Снайперов: ЛЕГЕНДА О ПОЦЕЛУЯХ НА КОНЦЕРТАХ
К 20-летию Ночных Снайперов: ЛЕГЕНДА О СЕНБЕРНАРАХ
К 20-летию Ночных Снайперов: ЛЕГЕНДА О КОЛЬЦАХ
С днем рождения Светлану Сурганову! Звездные поздравления
С Днем Рождения Диану Арбенину! Звездные поздравления
ОМСК-1998
Папарацци: Александр Жданов
Полет Икара: воспоминания
Игры Высшей «Лиги»
Первые Легенды по-Снайперски
Чукотское детство Дианы Арбениной
Юность в Ягодном
«ОЛЕ, ЛОСЕВА!» - интервью времен «Рубежа»
Человек из прошлой жизни
Снайперы в Африке: воспоминания
«В этом городе живет небо…»
Хроника снайперского интернета
Арт-Коллегия.Вальран.Начало
Бу-бу - Ремарк, Платонов и плюшевая собака
«В газетах писали…»
Снайперские города и люди. Ольга Алексеева. Нижний Новгород
«Таланты и поклонники»
«Якобсон» или трудности перевода
Диана Арбенина. Второе интервью питерским независимым корреспондентам.
«У нас в классе не было девочки с такой фамилией...»
СИРИН и СИРЕНА
Светлана Голубева. Выход из Тени.
Петербург-Ярославль-Петербург
Они еще будут звездами, а пока..
Иван Иволга. Интервью Апрелю.
ТАЙНА «ДЕВУШКИ С БИТОЙ»
Москва - Питер - Москва: "когда пришли поезда"
Когда еще не было Снайперов...
Сергей Сандовский. Интервью.
К истокам снайперизма.Часть 2
К истокам снайперизма.Часть 1
Манифест "Снайперизма"
Снайперские гитары
Самая достоверная снайперская биография
19 августа 1993 в воспоминаниях Виолетты Суровцевой
Магаданская история
Вторая пуля
Вместо вступления
Сирин



06 января 2007
СИРИН и СИРЕНА

ОколоСнайперская, околоРождественская история
с персонажами реальными и сказочными…

 

Прошедшие недавней осенью концерты по празднованию Дня Рождения Светланы Сургановой напомнили мне об истории, начавшейся около года назад…
История эта полна аналогий, параллелей, прямых и неявных метафор…

Как всегда осенью, и в 2005 году перед Днем Рождения СС думалось о подарке… Было нам с organz`ой ясно, что это должна быть вещь штучная, единственная… Художественная… Авторская…

Мы часто бываем в Ростове Великом, и вот уже больше 10 лет заочно, по выставленным работам, знакомы с ростовским художником Михаилом Селищевым, работающем в технике горячей эмали. Он уже давно купил здесь – на родине финифти и в современном центре русской художественной эмали – деревянный дом, основал в нем частный музей, организовал витражную и эмальерную мастерские… В одном из зданий живет сам, а в музее собрал массу предметов старинного русского быта, восстановил интерьер комнаты начала ХХ века, там же организует персональные выставки художников со всего мира, проводит Международные симпозиумы и мастер-классы (http://www.khors.org/).


Фото - Вид на Ростовский Кремль с озера Неро.
(Стрелкой отмечен Дом творчества Хорс)

Одним словом, нам в поисках эксклюзивных подарков точно надо было зайти туда...

Дом-музей творчества "Хорс" Селищева, он же гостиница под названием "Приют странствующих художников", находится в центре города Ростова, в живописном месте, где купола древних храмов смотрятся в озеро Неро, где в тишине убегающих далей плывет колокольный звон...

Сначала я пошла одна … посмотрела выставленные эмали… приценилась…
Давно почему-то люблю эту технику за необыкновенную декоративность, прочность, многослойность…Любила даже тогда, когда еще никаких Абсолютных сталеваров-то не знала…

Извечная смотрительница Музея, его Душа, его Хозяйка, мама М.Селищева Наталья Федоровна меня вкрадчиво спрашивает: «А для кого же вы подарок выбираете?» Отвечаю: «Это известная женщина, певица…»


Вот такие эмали в Хорсе

Вглядываюсь… Примеряюсь… В эмалевых работах М.Селищева было много самых разных Ангелов… Но всё какие-то чересчур церковные, чересчур божественные…


Вот такие Ангелы живут в Хорсе

Заинтересовали серии «Про любовь», «Возвращение»…
На каждую работу обязательно спрашиваю цену - фанатские кошельки ведь не безразмерны…
И Наталья Федоровна каждый раз послушно бегает смотреть в рукописный каталог…


Странная какая галерея!… Далеко не все выставленные работы продаются… На некоторые, особенно любимые, цена искусственно завышена – чтобы не уходили на сторону и долго оставались в Доме с Автором…

И вдруг замечаю… что в одном из углов меня НЕЧТО неожиданно «цепляет»…
Спрашиваю название…
Две эмали… Сирин и Сирена
О, это уже совсем горячо!…
Ведь Сирин – фестиваль женского рока в Тюмени, на котором Снайперы выступали в 1998 и 2002 году… Да и название фестиваля «Сирин» было тогда совсем не случайным… Знаковым…

Вглядываюсь в эмалевую картину, вправленную в тяжелую нестандартную рукотворную раму из дерева, сохранившего свою природную структуру…

А в ней…
Абрис… Только контуры женской фигуры… никаких, абсолютно никаких деталей…. И только лишь покатые плечи дают понять, что это все же изображена женщина…Абсолютно абстрактная женщина… Предельно обобщенный образ… Силуэт как бы проницаем, прозрачен, весь наполнен плывущими облаками… облаками из огромного неба «Мураками»???… Посреди контура, на уровне груди, на уровне сердца расположена небольшая глазастая Сказочная Птица… Слегка смешная, трогательная, милая, лубОчная… Сидит, сжимая лапами радужную ленту… И фоном всему этому служат тонкие луговые травы…По которым особенно легко «стрекозой по полю…»


Наш Сирин-Сирена

Работа была выполнена в 2000 году… Это время появления 31 весны… Время взлета, стремительного взлета на Нашем радио…
Символично…)

Обе эмалевые картины по замыслу шли в паре, как бы комплектом… Сирин и Сирена… «Их желательно покупать вместе»,- улыбается Наталья Федоровна. Но я-то сразу понимаю для себя, что «светит» Свете по финансовым соображениям только одна… Только одна из них как-то особо тронула и пересеклась своими образами и смыслами с реальностью… И лишь одна достойна была стать Подарком…

Покидаю уютный дом, мысленно планируя, что надо бы Сирина-Сирену сфотографировать, а затем послать на согласование Апрельским админам…

На другой день утром мы с organz`ой поехали в Ярославль узнавать о реальности концерта Снайперов в Ярославском Художественном музее. После той поездки началось длиннющее полу-дедективное расследование, подробно описанное на http://19august93.nsarchive.ru/history/18 . Расследование, продолжение, которого вот-вот будет опубликовано.
Когда же мы возвращались из Ярославля, то меня все будоражила, не оставляла некая идея... Переспав ночь с мыслью об эмалевых Сиринах и Сиренах, я уже отчетливо осознавала - надо картину «усыновлять» во что бы то ни стало…
Не пойдет в качестве подарка – оставим себе…
И пусть существуют эмали красочнее и лучше… В этой как-то все необыкновенно нужным образом переплелось…

Скоропалительно начинаем выгребать из всех углов деньги…
Считаем…
Занимаем недостающее…
Едем в «Хорс» и покупаем одну из полюбившихся Сиренов-Сирен…

После прибытия в Москву произведение сразу не вешали…
Гвоздь не вбивали…
Боялись привыкнуть…
А вдруг отдавать? Вдруг дарить? Больно совсем было бы расставаться …
Просто бережно завернули в бумагу, засунули подальше…
И только изредка-изредка доставали…
Поглаживали…
Любовались…

В итоге подарком Светлане в 2005 году все же послужили совсем иные предметы. И мы даже впрямую участвовали в их выборе и покупке…
Кое-кто наверное даже видел процесс того поздравления СС. Видел на прекрасном душевном видео, которое снимают Еducated-family
Работы этих авторов, на мой взгляд, даже в чем-то превосходят профессионально снятый ДВД Кругосветка…Превосходят по степени вложенной любви, по точности и ювелирности монтажа…

И только когда вручение подарков СС наконец благополучно закончилось, дома было наконец освобождено на стене место…
И был вбит специальный прочный крюк, позволивший безопасно висеть весомой эмалевой картине в тяжелой раме…
Так Сирин-Сирена поселился у нас…

Но история на этом не закончилась…
Как сказал бы К.Воннегут Мл.: «Случилось так… Должно было так случиться…»
Но вскоре я неожиданно увидела на Канале Культура передачу о Цветаевой («Роман ее души»). Цветаеву я люблю, но не являюсь глубоким знатоком ни ее творчества, ни ее биографии. Да и телевизор-то я совсем не смотрю… Однако, в тот день все совпало, все «сложилось»…

Рассказывалось, что в 1960 году в Тарусе как бы остановилось время, когда в калитку дома дочери Марины Цветаевой и Сергея Эфрона Ариадны посыльный принес конверт. От вида пакета Аля похолодела - ее моментально вернуло в далекое и незабвенное время.

Это были любовные письма Марины к Константину Родзевичу .
Дочь, не читая, распорядилась открыть пакет лишь через 40 лет – когда уже не будет в живых никого, чье сердце может заныть при чтении самого сокровенного. С трудом смиряясь с мыслью, что личная жизнь ее матери в конце концов станет достоянием всех, ревностно оберегая ее от посторонних глаз, Ариадна Эфрон на такой же срок закрыла и весь архив Марины Цветаевой.

И вот…40 лет прошло…

Увиденный мною фильм был именно о чешском периоде жизни Марины, начавшемся в 1922 году после воссоединения с мужем, потерянным в пучине Первой Мировой войны. Внезапно вспыхнувшая тогда любовь Цветаевой к Константину Родзевичу всерьез поставила под угрозу брак Марины Цветаевой с Сергеем Эфроном.

Именно тогда в Праге была написана самая ураганная любовная лирика. Чешский период Цветаевой будут позже сравнивать с Болдинской осенью Пушкина. За 3 месяца Мариной было написано 90 стихотворений. Нарождающиеся строки Цветаева читала вслух, бродя в одиночку по взгорьям Чехии… И природа успокаивала, исцеляла, питала…

Многие кадры передачи построены так, что сильные, упругие, хлесткие и ёмкие любовные строки идут за кадрами, на которых руки Марины то замешивают тесто… то стирают или штопают… то прозаически чистят картошку… Подчеркнут разящий контраст между ярким миром любовных чувств и ежедневным бытом…
Когда строки, написанные «на фоне Праги», Борис Пастернак в то время читал в Москве, публика рукоплескала и требовала еще… Константин же Родзевич, тот, кому стихи посвящались, кто был цветаевским вдохновением, сам стихи ее не воспринимал, не любил, не понимал… Это был, пожалуй, единственный человек, которого интересовал в Марине не поэт, а женщина…

Чувства Марины к Родзевичу, были такими всепоглощающими, такими испепеляющими, что невольно вспомнилось о другой привязнности Цветаевой – о Софии Парнок
В тот момент я знала только, что Светлана Яковлевна относится к Парнок с особым почтением. И, как писали на Апреле, на следующий день после концерта-презентации альбома Возлюбленная Шопена в Москве в 2005 году, СС ездила на Немецкое кладбище в Лефортове, где похоронена София Парнок. И часть цветов (из того огромного количества, что ей подарили на концерте), она положила на могилу С.Парнок.

Когда же журналисты спросили:
- А кто такая София Парнок?
СветланаЯковлевна ответила:
- Замечательная поэтесса, которая… э-э-э... вдохновила Марину Цветаеву на цикл "Подруга"!

И тут уж мне безумно захотелось узнать, на какие же годы пришлись отношения Марины и Сони…
Это было до Родзевича? Или все же после?
И я погрузилась в Интернет…

 

Ну, знаете!…
В литературоведческих и биографических исследованиях творчества Цветаевой творилось такое, что и фанаты, и поклонники Ночных Снайперов, просто пожизненно отдыхают и нервно курят на балконе…))
Литературоведы раз разом перечитывали письма Марины к Соне и наоборот… И при этом горячо дискутировали… Они не гнушались заглянуть в почту близких и дальних знакомых Цветаевой и Парнок… Выясняли с точностью до часа время написания каждого из их стихотворений… Сопоставляли известные прямо или косвенно события светской жизни того времени и родившиеся впоследствии произведения… Про стихи поэтесс я уже и не говорю… Исследователи вдруг брали и приписывали одному их стихотворений смысл явного ответа в безличном диалоге…
И так далее и тому подобное…
(При этом в исследовательских текстах постоянно встречаются буквы «СС»… Поначалу я рефлекторно вздрагивала… СС… ДА… Понимающим – достаточно… Позже оказалось, что «СС» - это ссылка на соответствующий том Собрания Сочинений Марины Цветаевой…))

А уж какие интерпретации фактов были у этих филологов, интересующихся поэзией серебряного века!!!… А уж выводы??!!…
И при этом их совсем никто не одергивал от вмешательства в личную жизнь… И не посылал «просто читать стихи»…
В целом, ни один исследователь творчества поэта или писателя никогда точно не сможет определить ту грань, которая разделяет личность творца и его творение. Поэт и литературная героиня — где эта черта, отделяющая одно от другого?
Сама Цветаева в 1911 году пишет : «Книга и жизнь, стихотворение, и то, что его вызвало, какие несоизмеримые величины!»
Про первый сборник стихов самой Цветаевой тогда писали:
«Когда читаешь ее книгу, минутами становится неловко, словно заглянул нескромно через полузакрытое окно в чужую квартиру и подсмотрел сцену, видеть которую не должны посторонние... эта непосредственность... переходит на многих страницах в какую-то «домашность». Получаются уже не поэтические создания... но просто страницы личного дневника…»
Критика и похвалы, сформировали у Цветаевой свой особенный подход к собственному творчеству. Она писала про себя, из своей жизни делала сказку, в которую ей самой так хотелось верить. Она с самого детства хотела быть поэтом, чтобы ее имя осталось в веках, наряду с Пушкиным. Но не всегда получалось: эпоха перемен, войны, революция, изгнание... Но все стихи обязательно датированы, письма в двух-трех вариантах, чтобы осталось для истории... И почти ничего другого, кроме как про себя или свое отношение к кому-то, все абсолютно автобиографично. Это касается и прозы и поэзии.

Сказка получилась.

Про отношения Цветаевой и Парнок пишут, например, Николай Доля, Анна Саакянц, Семен Карлинский, Лариса Кутьёва
Давайте послушаем, что расскажут нам они!

 

Марина и Соня.
Марина Цветаева и София Парнок.
Марина Ивановна и София Яковлевна.
Одна поэтесса (поэтом она тогда еще не была, поэтом она сделалась потом, после Сони и с ее помощью), другая литературный критик и тоже поэтесса.

У обеих надрыв, несовместимость с миром, у каждой «излом дороги». Как они похожи! Как похожи их судьбы, их страдания, чаяния, мечты и даже неудачи. Обе беспутные, т. е. идущие своими путями, по выражению самой Марины. Обе несчастны, но именно этим и схожи. Соня в стихотворении «Снова на профиль гляжу я твой крутолобый» пишет «мы двойника друг в друге нашли».

Одной только-только исполнилось 22, второй — уже 29.

Это было явление, оставившее глобальный след не только в душах двух неординарных женщин, но и в душах всех тех, у кого хотя бы однажды защемило сердце при звуках: «Мне нравится, что Вы больны не мной...»

Это была Любовь, которая сотворила и дала России и миру двух поэтов.
Это была такая Любовь, которая еще не была практически описана в литературе... Если взять цикл Цветаевой «Подруга», другие ее стихи, написанные в это время, «Письмо к Амазонке» и первый сборник стихотворений Софии Парнок, то вырисовывается та-а-кая картина... Та-а-кой диалог…
При этом, мы можем увидеть и оценить только самую верхушку этой глыбы (ой, как не хочется называть ее айсбергом — слишком уж горяча)…На а что было спрятано, утаено, потеряно в череде дней смутного времени — не дано уже постичь и восстановить никому.
Это и накал «треклятых страстей», и высшее единение, и «горечь разлуки», и ...

Но в начале было знакомство…В середине октября 1914 года на одном из домашних литературных вечеров -

Сердце сразу сказало: «Милая!»
Всё тебе — наугад — простила я,
Ничего не знав, — даже имени! —
О, люби меня, о, люби меня!

Все остальные детали первой встречи можно прочитать в 9-м и 10-м стихотворении цикла, который М.Цветаева озаглавила сначала как «Кара», позже как «Ошибка», и лишь потом все-таки переименовала его в «Подругу»...

Что же произошло на самом деле?
Встретились двое: и каждая, увидев, сказала себе в душе своей: «ОНА!» И только потом каждая стала придумывать, переводить в слова свои ощущения. Они были равны. Они видели в другой именно то, чего каждой в тот миг не хватало... Они это заметили, поняли...
Вот и вся первая встреча.

Марина была маленькой и капризной, играла роль неопытной, и это ей удавалось, особенно в первые дни. Сама Марина не решилась вынести на суд читателей свои ощущения и переживания в этот период, но вот как писала об этом Соня:

Скажу ли вам: я вас люблю?
Нет, ваше сердце слишком зорко.
Ужель его я утолю
Любовною скороговоркой?

Не слово — то, что перед ним:
Молчание минуты каждой,
Томи томленьем нас одним,
Единой нас измучай жаждой.

Увы, как сладостные «да»,
Как все «люблю вас» будут слабы,
Мой несравненный друг, когда
Скажу я, что сказать могла бы.

Здесь предвкушение, трепет, само приближение к близости... Слова? Словами не выскажешь, а если выскажешь, то как бледно это прозвучит... Порой молчание говорит гораздо больше чем все известные про любовь слова, тем более, их так мало, и так сложно ими передать, что творится с тобой...

Дальше отношения двух юных женщин развивались стремительно. Все приняли этот роман с Соней почти как должное. Даже муж, даже родственники, только изредка косо поглядывали... И это все?.. Но кто ей что мог сказать? Да и кого бы она послушалась. Она же — КТО! И если она сама себе это разрешила, то тут уже никто ей не указ. Тем более в то время, когда вокруг сплошь и рядом... особенно в кругах творческой элиты...

Греховность и преступность, страсть и порок, страх и желание... сколько всего было намешано...
Дальше был водоворот первых неведомых чувств, которые даже пугали Марину. Страшно, ведь очень страшно, когда не знаешь, что тебе несет следующий шаг — как по канату над пропастью в полной темноте... Полная неизвестность и неопределенность, когда после очередного шага ты можешь упасть в пропасть, натолкнуться лбом на стену или... или там начнется обычная ровная-ровная дорога и зажжется свет. Так что, страх не за будущее — нет, за настоящее испугалась Марина.

Дальше — скоропалительный глобальный скандал, истерика...
Разрыв…
Как думалось, навсегда…
Осмысление того, что произошло, «что это было» отражено во втором стихотворении цикла, широко известном по песне «Под лаской плюшевого пледа»…

Однако Марина и Соня все же помирились. Наступил новый этап их взаимоотношений, новый взлет к новым вершинам любви.
Начались месяцы с расставаниями и новыми встречами, со сменой иллюзий с обеих сторон....Раздвоенность и разорванность в жизни и любви.
У Марины - муж, дочь, Соня.
Всех Марина любит… Всех по-своему… Но ей всего мало...
И верность у нее интересная: она верна только себе…«Я по-своему верна, Не иначе».

Семья, которая обязательно должна была быть, теперь все же мешает.
И так хочется остаться наедине с Соней, надолго. Видимо поэтому, в декабре 1914 года, через два месяца после знакомства, никому не сказав ни слова, они едут в предрождественский Ростов Великий.

Современники пишут :«Относительно Марины: …там дело пошло совсем всерьез. Она куда-то с Соней уезжала на несколько дней, держала это в большом секрете.»
Муж Марины, Сергей Эфрон, об этом знает, но сделать ничего не может. Он только сторонний наблюдатель.

 

Ростов Великий основан в 862 году на берегу озера Неро. И это именно на его землях, на землях Ростовско-Суздальского княжества, в 1147 году в 200 километрах южнее появилась нынешняя Москва.
Когда-то Ростов был городом-сказкой. Ростовские соборы и монастыри, радостные колокольные перезвоны, шумная ярмарочная суета остались и в цветаевских стихах 1914 года.


Вот таким видом встречает нас Ростов. Спасо-Яковлевский монастырь

 

Чудные московские барышни приехали в Ростов, не только чтобы полюбоваться красотой города, но более, - чтобы быть в этом городе только вдвоём. И даже звон знаменитых ростовских колоколов не смог заглушить стук сердец, "летящих вскачь"...

Они резвились, они были счастливы, они были одни... А чернь — «глупое бабье» — что на них обращать внимание? Если только для фона к их немереному счастью, то вполне годилось их удивление, не более того.

Полная безумств поездка Цветаевой и Парнок в декабре 1914 года в старинный город Ростов Великий, описана с яркими подробностями в седьмом стихотворении цикла «Подруга».
Это самое эротическое стихотворение цикла... Последние три четверостишья просто пропитаны духом эротики. Чувствуется влияние, оказываемое Соней… Марина и себе это, наконец, позволила и разрешила. То, о чем ранее писала Соня с легкостью, теперь может писать и Марина:

Как весело сиял снежинками
Ваш - серый, мой - соболий мех,
Как по рождественскому рынку мы
Искали ленты ярче всех.

Как розовыми и несладкими
Я вафлями объелась - шесть!
Как всеми рыжими лошадками
Я умилялась в Вашу честь.

Как рыжие поддёвки - парусом,
Божась, сбывали нам тряпьё,
Как на чудных московских барышень
Дивилось глупое бабьё.

Как в час, когда народ расходится,
Мы нехотя вошли в собор,
Как на старинной Богородице
Вы приостановили взор.

Как этот лик с очами хмурыми
Был благостен и измождён
В киоте с круглыми амурами
Елисаветинских времён.

Как руку Вы мою оставили,
Сказав: "О, я её хочу!"
С какою бережностью вставили
В подсвечник - жёлтую свечу...

– О, светская, с кольцом опаловым
Рука! - О, вся моя напасть! -
Как я икону обещала Вам
Сегодня ночью же красть!

Как в монастырскую гостиницу
– Гул колокольный и закат -
Блаженные, как имянинницы,
Мы грянули, как полк солдат.

Как я Вам хорошеть до старости
Клялась - и просыпала соль,
Как трижды мне - Вы были в ярости! -
Червонный выходил король.

Как голову мою сжимали Вы,
Лаская каждый завиток,
Как Вашей брошечки эмалевой
Мне губы холодил цветок.

Как я по Вашим узким пальчикам
Водила сонною щекой,
Как Вы меня дразнили мальчиком,
Как я Вам нравилась такой...

Декабрь 1914

 

Таким образом, стихотворение "Как весело сиял снежинками..." - откровенная хроника счастливейшего из дней. Всё произошедшее поэту хотелось воскресить, удержать в памяти - своей и адресата - с точностью до мгновения. Стихи говорятся задыхающимся от счастья человеком: четверостишья сменяют друг друга, точно вдох и выдох, поэтому так часто повторяется (выдыхается!) слово "как". Перед ним незримо присутствует ненаписанное "помните" - вопрос, заклинание, повеление…

Город просто стал великолепным праздничным фоном к главному, что происходило с "чудными московскими барышнями".

...Декабрьский день - солнечный и снежный, оттого весело сияет снежинками серый и соболий мех одежды. На рождественском рынке подруги оказались не для покупок, а от радости быть, где угодно, вместе…Что покупать - яркие ленты, несладкие вафли, тряпьё - неважно. Барышни чудачествуют…Особенно Марина: умиляется в честь рыжеволосой Сони всеми рыжими лошадками, объедается сладкими вафлями, как ребёнок, "ни в чём не знавший меры".
Искрящийся снег, солнце, Рождество, нелепые покупки, шутки, веселье - какой "милый грех" легкомыслия, какое очевидное ожидание счастья!
...Вечер - час, "когда народ расходится". Женщины вошли в собор. Видимо, это был Ростовский Успенский Собор, так как там находилась почитаемая Икона Владимирской Богоматери, исстари считавшейся покровительницей земли Ростовской. И вот на старинной Богородице София и остановила взор.

София Парнок осознанно ступила на путь христианства: приняла православие, крестилась в 1910-х годах. Истинно верующий человек обычно входит в храм с искренним желанием помолиться, может быть, раскаяться в грехах.
"Нехотя вошли в собор" сказано ослеплённой Мариной Цветаевой: она объясняет, предугадывает действия и чувства подруги по-другому, по-своему. И "нехотя" - скорее, собственное ощущение Марины.

Вовсе не праведным голосом произнесены "церковные" четверостишья стихотворения из цикла "Подруга": тихо говорится об иконе ("...Лик с очами хмурыми был благостен и измождён"), громче - о желании Софии обладать этой иконой ("О, я её хочу!"), криком раздаются слова о руке (" - О, светская, с кольцом опаловым / Рука! - О, вся моя напасть!"). Молодая женщина готова исполнить любой каприз старшей подруги, обещает даже украсть Богородицу - пойти на смертный грех в храме. Но стены не рухнули )) - Всевышний не всё узнал и не покарал )).

Могла ли тогда Марина думать о Боге, говорить с Ним в душе, обратиться к Нему - с благодарностью ли, с просьбой о прощении? Только не в этот час – позже… Только не в молитве - в стихах:

Ах, далеко до неба!
Губы близки во мгле...
Бог, не суди! - Ты не был
Женщиной на земле.

В Ростове Великом справа от Успенского Собора тогда уже была построена удивительная трёхъярусная звонница: тринадцать колоколов - среди них "Большой Сысой" весом две тысячи пудов. «Ростовские звоны» оглашали окрестности гулом, слышимым за десятки километров. (Интересно, что именно этой звоннице повезло пройти нетронутой через все исторические пучины. И даже сегодня в выходные дни можно подняться к колоколам и попросить звонарей сыграть в вашу честь небольшой концерт. Именно Ростовский Кремль и его колокола послужили декорациями к сказочному фильму «Иван Васильевич меняет профессию»…)


Успенский собор Ростовского Кремля и Звонница

А тогда…тогда не только "гул колокольный" – сама любовь оглушила...
...Но вот приближается ночь - "гул колокольный и закат". София и Марина останавливаются в монастырской гостинице, в которую эти две хрупкие молоденькие женщины «грянули, как полк солдат»...

Ночь, клятва Марины "хорошеть до старости", рассыпанная соль (случайно или от волнения?), гадание на картах, ревность Софии к червонному королю...

Это гадание вспомнится позже и Парнок:

Видишь: в руках королей чуждых - жезлы,
Лишь червонный один меч в руке своей сжал,
Злобно глядит, - у других взгляды не злы...
Будет любовь поединком двух воль.
Кто же он, кто же он, грозный король?

Любовь, страсть, близость – именно об этом два последние четверостишия, адресованные только Софии… Слова, произносимые только тихим шёпотом…
Нам же, случайным свидетелям, нежеланным гостям в чужой жизни, почти через сто лет подсмотревшим, подслушавшим самое сокровенное, остаётся принять всё, как есть, как было, и промолчать…
Мы ли станем судить поэтов, обессмертивших себя стихами:

Господом данными мне чувствами - всеми пятью...
Други! - Сообщники! - Вы, чьи наущения - жгучи!
- Вы, сопреступники! - Вы, нежные учителя!
Юноши, девы, деревья, созвездия, тучи, -
Богу на Страшном суде вместе ответим, Земля.

 

Вот так…
Это что же получается? Соня и Марина слушали Ростовские звоны и ходили ровно там, где мы повстречали своего Сирина-Сирену? И были в Кремле, с которым М.Селищев постоянно спорит за приграничную территорию? Неужели современный художник шестым чувством уловил и воплотил «витавшие» в воздухе смыслы, мотивы, образы, желания?...

А что? Ведь «Хорс» в переводе с древнего языка означает «Солнце»… Тоже не случайное, не постороннее для нас слово…
И, как ни рассуждай - Соня и Марина – тоже Сирины, тоже Сирены…
Вон какая неожиданная связь получается: Снайперы – Сирины-Сирены – Марина и Соня…

Здесь было еще одно поразительное открытие…
Ну, то, что у Светы нос явно Цветаевский, мы давно знали…

Но вот облик, внешность Парнок!!! … Голубева, чистая Голубева! )))

Ну, Сирин! Ну, Сирена!
После этого я стала оч-ч-чень пристально приглядываться к этим мифическим персонажам…

Для начала знакомства со сказочными героями воспользуемся материалами Апрельской рубрики «УЖЕ ИСТОРИЯ».
Вспомним о Манифесте Снайперизма, подробно освещенного на http://19august93.nsarchive.ru/history/9, и датируемого приблизительно концом 1997 - серединой 1998 года.

Как утверждают авторы вышеупомянутой статьи, возможно, это был первый из существующих, пресс-релизов группы "Ночные Снайперы". И этот листочек - свидетельство того, что "снайперизм" - не какое-то стихийное понятие, возникшее случайно, и так же случайно закрепившееся. А осознанная и продекларированная когда-то идеология.

Так вот, уже в первом пункте Манифеста Снайперизма можно прочитать:
«…НС-это дуэт неУЛОВИМЫХ сирен, корни гениалогических древ коех затерялись где-то между Магаданом и Питером.» (так у авторов!!!)

Причем, рукописный текст, выполненный рукой Светика кое-где подправлен.
Какие-то неточности оставлены...
(Ну да..."ГЕНИ-кология" будущему доктору Сургановой казалась гораздо ближе , чем ГЕНЕ-алогия, как наука об истории рода J))
А какие-то слова, какие-то фразы обстоятельно зачеркнуты.

Вместе с тем, Lerot утверждает: «когда этот листочек был у меня на руках, так сказать, в живом виде, то я разглядела, что вместо слова "неУЛОВИМЫХ" (сирен) было слово "неУДАВШИХСЯ" :)) дуэт неудавшихся сирен - это сильно...:))

 

Да, может, Сирены из Снайперов и не получились…
А вот Сирины вышли отличные – это определенно…
Судите сами…

В древнегреческой мифологии Сирены – это демонические полуженщины-полуптицы, а точнее птицы с женскими головами.
Существует множество мифов о происхождении Сирен.

По одной версии они были дочерьми речного бога Ахелоя и музы Терпсихоры или Мельпомены. СИРЕНЫ унаследовали от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос. По другой версии СИРЕНЫ были дочерьми стража всех морских чудовищ Форкиса и музы Терпсихоры или Стеропы, дочери Портаона.

Иные источники считают, что Сирены первоначально были нимфами-подружками из окружения юной богини Персефоны. Когда они не смогли помешать похитить юную богиню властителю загробного мира Аиду, разгневанная мать Персефоны богиня плодородия Деметра превратила Сирен в чудовищ, придав Сиренам их полуптичий облик. В другом варианте этого мифа они сами захотели превратиться в птиц, чтобы отыскать Персефону. Когда же люди отказались им помочь, Сирены, обидевшись, поселились на пустынном скалистом острове. С тех пор они стали заманивать своим сладкоголосым пением проплывающих мореходов и их КОРАБЛИ. Однако горе тому, кто, околдованный голосом Сирен, отваживался высадиться на берегу на их острове. Сирены жестоко убивали их. Скалы острова были усеяны костями жертв. Местом обитания Сирен называли то берег у Сорренто, то остров Капри, то мелкие островки неподалеку от местопребывания Сциллы и Харибды.

Есть и другая версия превращения СИРЕН в полуптиц-полуженщин. По преданию это сделала Афродита, разгневанная тем, что Сирены из гордости не позволяли лишить себя девственности ни людям, ни богам. Другой миф сообщает, что в женщин с птичьими туловищами Сирены были превращены музами за то, что они, обладая прекрасными голосами, вызвали муз на состязание в пении.
«Сладкоголосие» Сирен подтверждают имена некоторых из них: Аглайофона (Звонкоголосая), Телксепея (Чарующая), Молпе (Певучая).

Интересную трансформацию претерпевают Сирены в классической античности. В труде Платона они оказываются в свите богини судьбы, рока и неизбежности Ананке, матери трех Мойр - вершительниц жизни человека, непрерывно прядущих нить его судьбы. Мойры – это те же самые Парки, что и в Белой песне…
Между колен Ананке вращается мировое веретено. Три мойры-парки время от времени помогают его вращению. Сирены при этом сидят на каждой из восьми сфер мирового веретена, создавая своим пением гармонию космоса.

Ну а в широко известной Гомеровской Одиссее для привязанного Одиссея Сирены пели, сидя на скалах.
Гомер рассказывает, что Одиссей, желая услышать пение Сирен и остаться живым, заткнул уши своим спутникам воском, а себя велел привязать к мачте.

Теплым воском залейте уши тем, кто на веслах.
Того, кому слушать, скрутите канатом к мачте.
Вяжите крепче. Иначе не обойдется.

(Елена Чаплыгина. Песни сирены.)

Кроме всего прочего Сирены, соблазняя Одиссея, обещали ему всеведение:
«Кто же нас слышал, тот в дом возвращается, многое сведав…», «Знаем мы всё, что на лоне земли благодатной творится…»
Надо заметить, что Гомер СИРЕН вообще не описывает. Но, учитывая всю античную традицию в их изображении, можно вполне определённо сказать, что имеются в виду женщины-птицы.

Это уже намного позже возникла путаница с истинным туловищем Сирен. Возможно, сыграло свою роль то, что местом обитания Сирен изначально было море. Постепенно их стали изображать с рыбьим хвостом, и они переняли некоторые черты русалок. Сегодня именно этот облик сохраняется в Европе в обыденном мышлении.

Сирин же - это русский потомок древнегреческих Сирен, приобретший на Руси несколько иное звучание.

В древнерусской мифологии Сирин - чудесная мифическая райская ПТИЦА-ДЕВА. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, ниже пояса же — птица. Зрительно можно понять, где Сирин, а где – Сирена по «оформлению» груди… У Сирина правильно рисовать в этом месте пёрышки… У Сирен же обязательно должна изображаться «грудь как она есть»… И именно так.

Согласно легендам, Сирин обитает где-то за морем, на мифическом острове Буяне или в райских садах. Сирин - птица радости, счастья, удачи и славы; она спускается из рая на землю, чтобы очаровывать своим пением людей, и является воплощением божественного слова, входящего в человеческую душу,

Часто непременным спутником СИРИНА является Алконост – также райская ПТИЦА-ДЕВА.
Существовало также мнение, что крылатые девы излечивали от болезней, предсказывали судьбу, а главное - приносили людям счастье. Последнее, по-видимому, определило их судьбу на Руси. Достаточно сказать, что на протяжении столетий птица-дева - постоянный персонаж легенд, духовных стихов, изобразительного искусства.

Изображение Сирина часто встречается в убранствах православных храмов, его можно увидеть на картинах Васнецова и Билибина, это любимая тема русских лубочных картинок.
На рисованных картинках эти птицы то сидят на одном из деревьев райского сада, то расположились на кустах, окружающих главное Древо, на листьях которого "написаны поучения человеку по поводу нравственной жизни".

Широко были распространены предания о чудесном чарующем голосе Алконоста и Сирина. О голосе, пленяющем и завораживающем людей...
Так, например, в некоторых местах считалось, что пение этих птиц настолько прекрасно, что способно человека заставить позабыть не только о своих горестях, но и обо всем на свете. Причем нет сил, чтобы заставить его не слушать дивный голос. Возможно, в этом поверье и сказались отголоски греческого мифа о СИРЕНАХ.
Также с одной стороны существовало представление, почерпнутое из средневековых русских и византийских легенд, что только счастливый человек может услышать пение СИРИНА. С другой же стороны – считалось, что стоит человеку только раз услышать магическое его пение, как любой тут же становится счастливым.

Обе ПТИЦЫ-ДЕВЫ стали персонажами известной картины В.М. Васнецова "Сирин и Алконост. Песнь радости и печали", вдохновившей юного Александра Блока на раннее его стихотворение.


В.М. Васнецов. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали

Сирин у Блока становится символом радости, нездешнего счастья. Вот как описывает эту райскую птицу молодой поэт:

Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный,
Блаженств нездешних полный взгляд.

Алконост же, напротив, предстаёт символом неизбывной печали:

Другая – вся печалью мощной
Истощена, изнурена...
Тоской вседневной и всенощной
Вся грудь высокая полна...
Напев звучит глубоким стоном,
В груди рыданье залегло,
И над её ветвистым троном
Нависло чёрное крыло.

Надо сказать, что ни радостный, счастливый Сирин, ни тем более истощённый печалью Алконост не находят соответствий в связанных с этими птицами преданиях. На всех древних лубках обе птицы - Сирин и Алконост - изображались подчеркнуто жизнерадостными, приближёнными к Богу в его райской обители и не рассматривались как символы радости и печали.
Подобный дуализм у Васнецова и Блока – это, конечно, уже явления Нового времени. Художник и поэт на рубеже веков сами сотворили свой новый миф, отражавший новое понимание сути мира.

У поэта начала прошлого века Николая Клюева СИРИН выступает в роли вестника, в чем проявляется его ангелическая природа, а также предстает в образе учителя и утешителя. Свое гнездо СИРИН вьет в сердце человека, а живет - на ставнях, ибо без этого мир и дом открыты Хаосу.
Интересную трансформацию представление о пении Сирина как о входящем в душу человека Божьем слове претерпело в творчестве поэта, который писал:

Я – древо, а сердце – дупло,
Где сирина-птицы зимовье.
Поёт он – и сени светло,
Умолкнет – заплачется кровью.

Сирин -птица у Клюева – это его муза, а песнь его – это стихи, исходящие из души поэта и входящие в души слушающих. Поэт становится как бы ретранслятором передаваемого Создателем через Сирина адресованного людям божественного слова.

 

Я когда это все изучала, то наших Девушек на месте Сиринов-Сирен непременно представляла…
Вы и сами перечитайте еще раз про Сиринов, уже Снайперов имея в виду!
И поймете, что именно так оно все и есть…

Уже много позже, когда прошел первый шок от исторических и мифологических параллелей, мне захотелось непременно узнать, в какой же монастырской гостинице останавливались в декабре 1914 года Цветаева и Парнок…
Сначала меня отсылали к церковному Батюшке, знатоку местной истории… Но опять с божественной стороны что-то не заладилось – не отвечали телефоны, оказались ошибочнымы электронные адреса… И помогла мне в итоге земная женщина, экскурсовод Ростовского Кремля Наталья Николаевна Есина.

Она-то и рассказала, что Марина и Соня останавливались на ночлег в Гостинице для паломников мужского Спасо-Яковлевский монастыря. Монастыря, основанного в Х1У веке и расположенного на берегу озера Неро в юго-западной части города Ростова Великого. Надо заметить, что монастырь и поныне этот столь хорош, что не потерялся бы и в столице… И именно его башни и золотые маковки вы видите первыми среди городских построек, подъезжая сегодня к Ростову из Москвы.

К началу же ХХ столетия этот монастырь считался вообще одним из самых красивых, богатых и знаменитых в России, его посещали даже Царские Особы. В свое время Императрица Екатерина II со свитой пешком пришла из Москвы в Ростов, чтобы участвовать в переложении мощей Св.Димитрия Ростовского в серебряную раку.


Вид Спасо-Яковлеского монастыря сверху. Стрелкой отмечен бывший Дом паломника

Как видно на фото, Гостиница для паломников была основана в 1914 году. В том же году в связи с Первой мировой войной часть помещений была отдана под военный госпиталь, открытый уже в октябре 1914г. Не отсюда ли цветаевские строки про «грянули, как полк солдат»?
И, поверьте, сейчас уже никто нам не расскажет, были ли среди раненных снайперы, а среди врачей – педиатры )))…


Бывший Дом паломника. Монастырская гостиница, где останавливались Цветаева и Парнок

Позже в этом здании располагалась больница для бедных. А после закрытия монастыря в 1928 году – какое-то советское медицинское учреждение. И только три года назад дом в совершено «убитом» состоянии был отдан опять монастырю.

 

Ну вот, пожалуй, и все…
ОколоСнайперская история с персонажами реальными и сказочными подошла к концу…
Теперь вы в точности уяснили, каковы из себя Сирины...
И чем отличаются от них Сирены…

Возможно, открыли для себя новые грани в истории взаимоотношений Цветаевой и Парнок…
И уж совершенно точно теперь знаете, куда надо сбегать с любимыми, чтобы побыть наедине, вдали от людских глаз…

 

Как-то раз нам захотелось навестить второго, оставшегося в одиночестве Сирина…


Оставшийся Сирин-Сирена

Он был все еще там…
Случайно ли так получилось, что была наша повторная с ним встреча в канун Рождества???…

автор: ollkka




  23:21 06 января 2007,  автор:   Algo 

Спасибо Огромное ollkk'e и organz'e за потрясающий Рождественский подарок! :)

  11:38 07 января 2007,  автор:   АбзаЦ 

Спасибо! Читается на одном дыхании!
  12:25 07 января 2007,  автор:   Фанни 

Да, отличное исследование, очень необычное!
Очень здорово, что наших Снайперов в такой вот культурный контекст вписали ;)
Оллкка, Органза - большое спасибо!
  14:40 07 января 2007,  автор:   baur 

Очень интересно и познавательно.
Снайперская мифология развивается. Две "редкие птицы" - Сирены - Цветаева и Парнок, Арбенина и Сурганова. Параллели действительно напрашиваются и имеют место быть.
Спасибо авторам, вы наполняете снайперскую историю новым смыслом, переносите её из будней на высокий, мифологический уровень. В привычном, известном, знакомом всегда можно найти более глубокие смыслы, ассоциации. Жизнь всегда ярче и многограннее скупых биографических строк. Продолжайте, пожалуйста. Мы будем ждать ваших новых легенд.
  15:32 10 января 2007,  автор:   анна франк 

спасибо большое!
а вот насчёт этого "в литературоведческих и биографических исследованиях творчества Цветаевой творилось такое, что и фанаты, и поклонники Ночных Снайперов, просто пожизненно отдыхают и нервно курят на балконе…))" - *догнать и перегнать Америку*))))
для АННЫ ФРАНК
  11:50 12 января 2007,  автор:   Бджiлка 

Боюсь вызвать не одну бурю возмущения, однако ж скопирую в свое сообщение небольшой отрывок из вышеизложенного текста, на который Вы, быть может, слишком увлеченная иллюзиями и аллюзиями, просто не обратили внимания:
"Дочь, не читая, распорядилась открыть пакет лишь через 40 лет – когда уже не будет в живых никого, чье сердце может заныть при чтении самого сокровенного. С трудом смиряясь с мыслью, что личная жизнь ее матери в конце концов станет достоянием всех, ревностно оберегая ее от посторонних глаз, Ариадна Эфрон на такой же срок закрыла и весь архив Марины Цветаевой.

И вот…40 лет прошло…"





Отредактировано 12:41 12 января 2007 Бджiлка
  12:22 12 января 2007,  автор:   latvijka 

Ну, с закрытием архива Цветаевой история запутанная. По некоторым данным, нос туда засовывали и до 2000 года, и запрет Ариадны Сергеевны не имел решающего значения. Вообще цветаевская переписка-особое явление, у снайперов ничего такого нет и, простите, не может быть в принципе. Авторы "легенды" занимаются достойным мифотворчеством. Можно и продолжить. Уважаемые авторы, а про Софью Голлидэй Вы знаете? И снова Соня:) Парнок не была единственной привязанностью такого рода у Цветаевой. Только в случае с Парнок Цветаева не скрывала интимной стороны отношений, даже ее всячески подчеркивала. В дальнейшем она не будет так откровенна. Она вообще-то была всю жизнь замужем и имела троих детей. И при всей слегка пьянящей свободе серебряного века была оглядка. Все старо, как мир...:)
Бджiлка,
  12:26 12 января 2007,  автор:   Algo 

/Пока фанни это не увидела, я Вам отвечу :)))/

почему бы Вам, Бджiлка, в следующий раз не распечатывать апрельские статьи (не читая!) на принтере, не запечатывать потом их в конверт и не передавать наследникам, с завещанием: "не вскрывать 40 лет"..
А?:)

так же советую сделать со всеми концертными записями и интервью (особенно с последним :))).

Вы и правда не можете напрячься и хотя бы немного прояснить для себя простую причинно-следственную связь?

Объясняю!
Внимание! напрягитесь!

«Происходит - ПУБЛИКУЕТСЯ - Обсуждается» (!!!!!)

Сколько лет и каким образом осуществляется: "происходит - ПУБЛИКУЕТСЯ" - решать не нам и от нас не зависит.

Но на этапе "ПУБЛИКУЕТСЯ - обсуждается" Ваша реплика уже не имеет ну ровным счетом никакого смысла.
Подумайте над этим! :)))


latvijka,
  12:35 12 января 2007,  автор:   Algo 

а почему "не может быть в принципе"?
не переписка, так нечто иное, постоянная пикировка в текстах песен и интервью, например..

тут конечно, свои ньюансы и, в отличии от конкретной переписки, часто есть неоднозначности и допуски с "адресатом". Но с точки зрения "мифотворчества", это как раз не играет большой роли, имхо.
Так как в какой-то степени персонажи уже мифологизированы и восприятие публики того или иного текста уже более влияет на саму историю, чем действительный адресат (или мотив написания) текста.

Algo
  12:51 12 января 2007,  автор:   latvijka 

С точки зрения мифотворчества я с Вами полностью согласна. "Невозможно в принципе" - я имела в виду прежде всего объем и накал. Цветаевское эпистолярное наследие-это глыба неподъемная:) И еще...Только не бейте меня ногами:), предоставьте это удовольствие другим:), масштабы дарований не соизмеримы. Речь только о Цветаевой. Парнок-поэт попроще.
Алго
  12:58 12 января 2007,  автор:   Бджiлка 

Алго, милая, Вы как всегда красноречивы, вежливы и безупречно корректны. Вы - мой идеал ;) Спорить с Вами - неблагодарное дело, Боже упаси: я еще жить хочу ;)Успокойтесь, пожалуйста, прошу Вас! Я Вам как дипломированный биолог скажу: все болезни от нервов, а Вы себя так не бережете ;))
Если Вы.. мм.. слегка подумаете и чуть более внимательно прочтете мой текст, то наверняка заметите, оно было обращено Анне Франк, (напрягитесь!;)), если еще точнее, то ее словам - обогнать и перегнать Америку. Мне так кажется, что в любом деле важно не перегнуть палку, а вы как считаете? ;)
latvijka,
  13:08 12 января 2007,  автор:   Algo 

насчет масштабов - так "цыплят по осени считают" :)
Бджiлка вот предлагает вообще еще лет 40 подождать :)

я да, что греха таить, очень надеюсь на Арбенину. И оставляю за собой право надеяться что и она что-то стоящее еще оставит. (очевидно, кроме Вами еще недооцененного того, что уже есть)

а накал... вот посмотрим, что сейчас будет с Бджiлк'ой :)))
(мысли в пространство)
  13:18 12 января 2007,  автор:   Фанни 

...до чего же некоторым охота к Снайперам хоть в родственнички, хоть в "близкие люди" набиться - и все лишь ради того, чтобы получить возможность все "архивы" лет на 40 закрыть...
Бджiлка,
  13:19 12 января 2007,  автор:   Algo 

Я и раньше скептически относилась к продуктам нашего высшего образования. Вы же меня еще больше расстроили. Я не биолог, по позвольте усомниться в Вашей версии про "нервы". (Она хороша для бабушек, просиживающих в больничных коридорах).

по предмету спора- до того как начинать "гнуть палку", хорошо бы подойти к ситуации хотя бы с незначительной долей юмора. И слова Анны Франк не показались бы Вам такими уж вопиющими. Если у болезней много причин, то у конфликтов как правило одна: отстутсвие чувства юмора, отягощенное зашоренно-категоричным взглядом на вещи.

Спорить с такими как Вы - тяжкое админсткое бремя. Увы. Вы- мой крест! :))
Algo
  13:48 12 января 2007,  автор:   latvijka 

Ну лукавите Вы сейчас:) Прекрасно ведь понимаете, что до Цветаевой дотянуть Арбениной невозможно:) Но давайте надеяться, я совсем не против:) Лучше мифотворчество продолжить.Смотрите, две Сони-Парнок и Голлидэй, с обеими Цветаева была в реале:), у нее ведь и чисто эпистолярные романы были, аналоги современных love story в сети:), увлечение обеими отразилось в творчестве - цикл "Подруга" и "Повесть о Сонечке". С другой стороны и из другой эпохи:), есть две Дианы-Арбенина и Аветисян, есть две Светланы-Сурганова и Голубева. Тут такие узоры можно сплести:) И, главное, это ведь интересно.ВСЕМ, а не узкому кругу своих. А то вы как начнете перемигиваться со своими войнами и робинзонами на островах, то народ, особенно из ближнего зарубежья:), киснет. Даже если и объяснят добрые люди в приватной беседе:), все равно скучно. Простите, все ИМХО, конечно же.
И что же будет с Бжилкой? :) Но это уже будет ВАШ накал и темперамент, Алго:) Возможно, Цветаева и потеснится:)))
  13:57 12 января 2007,  автор:   latvijka 

Прошу прощения за ошибку в нике - конечно же, Бджiлка:)
latvijka
  14:01 12 января 2007,  автор:   Фанни 

"до Цветаевой дотянуть Арбениной невозможно"
Напрасно Вы так однозначно это утверждаете...
хм :)
  14:05 12 января 2007,  автор:   Algo 

нет, я ничуть не лукавлю, иначе что бы я тут делала. Оттого и острова и робинзоны и прочие, увы, неизбежные неприятности...

Говорите, что "мифотворчество" интересно ВСЕМ? Не в упрек, (я прекрасно понимаю почему), иногда складывается впечатление, что только Фанни оно интересно.

говоря о Цветаевой, мне кажется, Вы все же слишком переоцениваете меня (с накалом :)) и недооцениваете Арбенину.

Хотя не Вы одна. В школьной программе по лит-ре тут уже появились и бальмонт и цветаева и волошин и даже макаревич с земфирой.
Дети стонут, когда учат наизусть (ну не Пушкин, не так складно!)
- Ничего, говорю, -это еще что, вот лет через 30 будете учить "автомобильный блюз".
- а он длинный?
- длинный и довольно сложный для детей, - (начитываю)
в ужасе:
- бедные дети! это же ерунда какая-то! что, правда будут?
- правда, правда...
:)))


в общем, все должно подрасти и "настояться"
"Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед." ©

имхо

Algo
  15:11 12 января 2007,  автор:   latvijka 

И что это Вы так скептически относитесь к высшему образованию?:))) Типа у Вас ПТУ...:)
Конечно, я преувеличила, говоря, что мифотворчество всем интересно. Всем интересно, кто с кем спит:) Но если смотреть на все немного со стороны, то только мифотворчество и имеет смысл и, простите за пафос, культурную ценность. Это так, с перспективой в будущее. Все же остальное - тусовка и суета сует, как сказано в одной книге, масштаб дарования автора которой тоже не соизмерим с масштабом дарования Арбениной)))
Я тоже верю в нее, но...Ладно, просто верю. Детям уж точно лучше Пушкина наизусть учить.
А вот "Автомобильный блюз" я бы с удовольствием через 30 лет из детских уст послушала...:) Попробую дожить! :)
latvijka
  15:46 12 января 2007,  автор:   Algo 

Вы как-то плохо у людях :)
"кто с кем спит" - это такой же жупел для тех, кто ленится подумать. Типа "все болезни от нервов". имхо.
Думаю, не нужно держать всех за дураков и заранее отказывать в фантазии. Ведь нам интересно не только "кто с кем", но и когда, где и как :)))))


Ваш "пафос" насчет культурной ценности мифотворчества мне очень близок и понятен.
Что до дарований и суеты сует.. хм.. мы как-то не слишком бодро с цветаевой до Эклезиаста? :) так действительно можно за масштабами не угнаться :))
  16:09 12 января 2007,  автор:   Хемуль 

Сирин - это ещё и псевдоним молодого Набокова, который когда-то написал пародию на Цветаеву, которую (пародию) однажды даже приняли за цветаевский стих и напечатали под её именем. А Набоков - это писатель, который нравится Д.Арбениной, которая говорила, что Медленная звезда напомнила ей рассказ Весна в Фиальте, который (рассказ) ни во что не ставила Цветаева, очень плохо о нём отзываясь.
Algo:)
  16:31 12 января 2007,  автор:   latvijka 

Да уж - как только речь о Цветаевой, то любые масштабы трещат по швам:) "Безмерность в мире мер" начинается:)))
Вы правы-главный вопрос КАК))) Вся жизнь проходит в мучительном поиске...способов, средств и позиций))) Это уже чистый флуд или еще нет, безмерно уважаемый админ? :-)
  16:52 12 января 2007,  автор:   Algo 

Вы правы.
флуд наичистейший. и использование "служебного положения" :))
latvijka, с взаимным уважением :)


и прошу прощения у ollkk'и и всех обитателей сайта.


Отредактировано 16:53 12 января 2007 Algo
Бджiлка
  18:39 12 января 2007,  автор:   анна франк 


у меня вот с юмором всё в порядке, а ваш пассаж мне совершенно непонятен. к чему всё это было? своей репликой, щедро приправленной смайликами, что отметила Алго, я лишь хотела сказать, что не нужно останавливаться и продолжать научные и околонаучные исследования творчества Дианы и Светы, и мифотворчество, как в этом случае. ибо в науке всегда присутствовал полёт фантазий. и не вижу, в чём тут можно переборщить. чем больше, тем лучше. это ведь всё добровольно, то есть интересно автору текста. а нам интересно читать. а история рассудит, что из этого справедливо. так же как и рассудит, быть ли текстам девушек в учебниках.
ollkka, organza
  16:36 16 января 2007,  автор:   Мо и Ро 

Спасибо большое! Потрясающе интересное, многогранное исследование, неожиданные параллели и аналогии! Здорово! И фотографии замечательные)) Огромное удовольствие вы доставили))) Спасибо!

Сорри, админы, немного флуда. Есть такая книга - Лидия Анискович. "София Парнок и Константин Родзевич. Две стороны одной луны" - о двух больших любовях и вдохновителях МЦ. Написана с большой симпатией к предметам исследования. Интересующиеся - ....)))
latvijka и Algo
  00:35 21 января 2007,  автор:   kifo4ka 

Бурные аплодисменты!!! За пример великолепнейшего флуда, без пременения взаимных оскорблений и с использованием фееричных конструкций при парировании выпадов друг друга!
И конечно спасибо ollkka за материал! ЗдОрово!
kifo4ka
  12:24 21 января 2007,  автор:   latvijka 

Спасибо, тем более это мой флуд-дебют:))) Я только не понимаю, о каких выпадах и взаимных оскорблениях вообще в данном случае может идти речь? Люди просто РАЗГОВАРИВАЛИ.
latvijka
  03:10 22 января 2007,  автор:   kifo4ka 

Да конечно оскорбления это "не наш метод"! Просто такой накал страстей! Я уж думала,когда читала, что кто-нибудь не выдержит и сорвется! Но нет! Дальше обычного мирного разговора дело не пошло! Поздравляю с дебютом!
  00:45 07 апреля 2013,  автор:   Martobr 

Прямо-таки предугадали и предвосхитили нынешний "Редкий концерт" :) Да еще и в интервью СЯ прямым текстом подтвердила параллель с Цветаевой и Парнок. Диана так не скажет, конечно, но тоже кое-что вспоминается, например, название песни "Коктебель".

......

Следила ты за играми мальчишек,
Улыбчивую куклу отклоня.
Из колыбели прямо на коня
Неистовства тебя стремил излишек.
Года прошли, властолюбивых вспышек
Своею тенью злой не затемня
В душе твоей — как мало ей меня,
Беттина Арним и Марина Мнишек!
Гляжу на пепел и огонь кудрей,
На руки, королевских рук щедрей, —
И красок нету на моей палитре!
Ты, проходящая к своей судьбе!
Где всходит солнце, равное тебе?
Где Гете твой и где твой Лже-Димитрий? (С.Парнок)

Отредактировано 01:10 07 апреля 2013 Martobr
  01:19 07 апреля 2013,  автор:   Martobr 

И еще - Анастасия Цветаева про Парнок:

«Я была в восторге от Сони. И не только стихами ее я, как и все вокруг, восхищалась, вся она, каждым движением своим, заразительностью веселья, необычайной силой сочувствия каждому огорчению рядом, способностью войти в любую судьбу, все отдать, все повернуть в своем дне, с размаху, на себя не оглядываясь, неуемная страсть — помочь. И сама Соня была подобна какому-то произведения искусства, словно — оживший портрет первоклассного мастера, — оживший, — чудо природы! Побыв день с ней, в стихии ее понимания, ее юмора, ее смеха, ее самоотдачи — от нее выходил как после симфонического концерта, потрясенный тем, что есть на свете такое».
Только имя заменить :)
  01:26 07 апреля 2013,  автор:   ольга ветрова 

"Кто хочет выжить с музыкой сирен
Узлом смертельным к матче вяжет руки"

Ольга Гусева
пресса 

Не оттого ли вражда была в нас взаимной  ~ добавил(а) necke
Не оттого ли вражда была в нас взаимной И страстнее любви и правдивей любви стократ,Что мы двойника друг в друге нашли? Скажи мне,Не себя ли казня,казнила тебя я мой брат / С.Парнок"Снова на профиль гляжу я твой крутолобый"/  ~ добавил(а) necke

 

© 19august93.nsarchive.ru
0.015