Прошло почти два года с моего первого звонка Виолетте
Суровцевой. Потом были
разговоры, фотографии, записи, еще звонки…
- а знаете, в Питере живет еще одна Дианина одноклассница, Вероника. Вы позвоните
мне чуть попозже, я вас с ней свяжу, если это интересно.
«Чуть попозже» растянулось почти на год. Дела, заботы, мой отъезд из страны
на несколько месяцев…и какой-то уже несколько усталый интерес к прошлому и
происходящему. Но «иногда они возвращаются» :)), с новыми силами и с прежним
любопытством.
Несколько дней назад я оказалась в гостях у Вероники Бошман, одноклассницы
Дианы Арбениной. Готовясь к встрече, я обыскала весь Интернет в поисках хоть
какой-нибудь информации, но не нашла практически ничего, относящегося к НС,
кроме ссылки на собственную же статью двухлетней давности и некоего абзаца
из интервью ДА на радио Эхо Москвы (25.02.2002):
Д. Арбенина: «Очень давно это было, но тем не менее. Хороший парнишка (С. Громыко)
и со своей стороны могу сказать, мой друг, и была девочка, которую звали Вероника
Бошман, такая, я понимаю, что какие-то немецкие были в ней. Я помню, что на
каком-то уроке он вдруг сказал: а ты вообще немка, и просто полный отстой.
Я развернулась и дала ему в нос. Вот до сих пор не могу себя за это простить».
Это практически все, что я знала :)) и вот с таким «богатым» багажом вопросов
и материала я приехала к Веронике домой.
Первым делом она достала коробку с кассетами.
- это что, все Снайперы? – нет? – как жаль :))
На столе передо мной оказалось шесть кассет. А
что же там внутри? А вдруг что-нибудь действительно потрясающее, то, что мы
никогда не слышали?..
Мы листаем старый школьный альбом, с приклеенными на серый картон черно-белыми
фотографиями…И практически нигде, за исключением, пожалуй, только двух общих
фотографий, нет Дианы Сергеевны… За разговорами проходят часы. Мы говорим о
ДА, прошлой и настоящей. Про нынешнюю, мне кажется, я знаю больше, чем Вероника
;) Рассказываю что-то, сбиваясь с темы. Беседа уходит куда-то в сторону, петляя
и снова возвращаясь к заявленной. «Специально» вспоминать – сложно, истории
из детства запрятаны где-то глубоко-глубоко в уголках памяти.

В.Б.
- Я четко помню момент, когда я ее в первый раз увидела, а вообще мне это не
свойственно, я такое не запоминаю. Это был летний лагерь, куда дети утром приходили,
а вечером расходились домой. Что-то вроде пионерского лагеря. И Вот, то ли
мама ее привела, то ли она сама пришла…Помню, какие конопушки у нее были :))
Помню, что мне было интересно и нравилось с ней. Я ее интервью сейчас вообще
смотреть не могу, мне это странно, я ее вижу совсем другим человеком.
Гитара в ее руках появилась в классе седьмом или восьмом. Мы ходили в походы.
У Динки была с собой гитара, мы горланили песни. Мне всегда нравилось, как
она поет, и я думала, что это все-таки сыграет в ее жизни какую-то роль. Песни
пела, конечно, чужие, а ее собственные песни я услышала уже здесь, в Питере.
Думаю, она сочиняла песни еще в школе, но просто никому не показывала. Может
быть, я просто ненаблюдательная, но в основном это были перепевки.
А еще мы вместе ходили в музыкальную школу. Она занималась на фортепиано, мы
пели вместе в хоре. У нас были басовые партии, мы стояли рядом и постоянно
хохотали. Как надо было петь, мы просто начинали хохотать.
Мне нравилось то, что у Динки всегда было своё мнение. У нас была очень хорошая
учительница по литературе, на мой взгляд. И школа сама по себе у нас была замечательная.
Опять же, может быть, это мой детский наивный взгляд. Вообще, школа была передовая
– мы перешли на пятидневку, отказались от школьной формы. И уровень знаний
был достаточно высокий, было очень мало людей, кто выходил из школы с медалями.
У меня была серебряная медаль, и это чуть ли не вторая медаль за пять лет.
Класс у нас был физический. Это все с седьмого класса началось, на способности
к физике как-то не смотрели. А Динка – гуманитарий. С точными науками беда
у нее была…
Мы жили с Динкой рядом, но в разных домах. И какой-то день я была дома, и
у меня жутко болел живот. Мне Динка позвонила, говорит, срочно приходи. Я говорю,
не могу, я болею. Нет, все равно приходи, нужно позарез. Подхожу к подъезду,
на меня падает шарик с водой, бомбочка…
Lerot: Арбенина любит преувеличивать и создавать вокруг себя легенды и мифы
в подтверждение созданного ею же несколько трагического образа. «Трагического»,
может быть, не очень подходящее слово. Как следствие - разного рода истории
про автокатастрофы, про мальчика, который утонул, про мотоциклы, больницы и
пр.. Правда ли это или насколько правда, сказать сложно.
В.Б.
- Может быть, всему виной люди, которые работают над ее имиджем?
Lerot: Мне кажется, нет... Я уверена, что нет. Это свойственно талантливым,
творческим людям. И к этому не стоит, наверное, относиться отрицательно и осуждать,
это нельзя назвать враньем, вот это желание постоянно находиться на краю чего-то.
Это знаете как -
«Как-то раз Найман и Губин поссорились. Заспорили - кто из них более одинок.
Конецкий и Базунов чуть не подрались - Заспорили - кто из них опаснее болен.
Шигашов и Горбовский вообще прекратили здороваться. Заспорили - кто из них
менее нормальный…»
В.Б.:
- да, может быть? Вы правы. Я совсем другой человек. Мне сложно это понять.
Но вообще да… все эти чувства и переживания в песнях были как-то гипертрофированы
и преувеличены. И истории про нос я тоже что-то не помню да и мотоцикла у нее
вроде не было…
Когда все начиналось у них со Светой Сургановой, я регулярно ходила на их
концерты и в переходе вместе с ними стояла, деньги собирала. Так приятно было,
когда деньги бросали! Я помню, как-то подошли два дядьки каких-то, предложили
нам поехать в Репино. Ну и там всю ночь песни, пьянки-гулянки…И вот после
этого в 6 часов утра всей компанией шли куда-то и почему-то пришли на платформу
Комарово (питерцы поймут ;) )…
Творческий процесс всегда проходил с большим количеством алкоголя. Мы всегда
были рады выпить. Помню, Динка взялась меня английскому учить. Давай, говорю,
ты будешь меня учить. Все было серьёзно, занятия, она мне задания давала. У
меня даже в голове что-то отложилось. В итоге месяц все это продолжалось, она
приходила ко мне в общагу, ну, говорит, давай заниматься. А у меня тогда Ольга
Гусева жила. Она сидела, мялась, мялась, а потом сказала – может, вы денег
дадите, я за пивом сгоняю? В конце концов, все пивом и заканчивалось.
Как-то числа 30 декабря тоже там, у меня в общаге дело было. Не было у нас
ёлки, зато был букет из голубых елей, которые мы натырили в парке у Ветки,
и сидели украшали нашу «елку» пивными пробками. А потом Новый Год встречали,
все как положено. Хотели даже махнуть в Москву, но так и не махнули. А потом
уже много позже был у меня мальчик, после института уже, он сам из Питера,
но много работал в Москве, и вот я как-то приехала к нему, и мы гуляли по Арбату.
И когда мы ушли уже оттуда, звонит мне Динка и говорит: «Слушай, снится мне
сон…», и начинает описывать, что шла она по Арбату и видит…А у меня близорукость,
я людей издалека не узнаю, так и разминулись.
Одноклассники.ру знаете сайт? Вот Динка там зарегистрирована, не знаю, правда,
насколько это она. И я однажды пришла с праздника какого-то, думаю, сейчас
напишу ей, что не было у нас в классе девочки с такой фамилией…
А в последний раз на концерте я была у нее в Юбилейном, в 2004 году. Мне тогда
пришлось пораньше уйти с концерта, с тех пор мы с Динкой и не общаемся…
***
Приехав домой, я первым делом решила послушать кассеты. Любопытство зашкаливало
;)) Я понимаю, что кощунственно рассказывать о записях вслух, когда нет возможности
их тут же прослушать, но я не теряю надежды, что это случится в скором времени,
несмотря на питерскую нерасторопность…
На первой кассете оказались старые записи. Какой это год, сказать сложно. Возможно
это еще Магадан, год так 1993-1994. Это был не квартирник, не посиделки с друзьями,
запись была сделана специально, после каждой песни пауза на магнитофоне тянула
последние аккорды, голос брата ДС, Антона, который прибегал и мешал девушкам
записывать песни :) Среди песен давно уже знакомые и любимые («Предчувствие
смерти», «В этом городе фонарей» и пр.) и только одна песня оказалась для меня
совершенно незнакомой…песня С. Сургановой (не везде удалось разобрать текст):
«Я прошлых лет тома листаю
И страсти дней былых читаю
Там не хватает многих слов
Там вместо точек двадцать слов
(…)
Все сначала,
Хочу сегодня я начать все сначала
Хочу я жизнь переписать,
Я зачеркну пустые лица
Я погашу на небе свет
Оставлю только те страницы
Ошибок на которых нет
Здесь мне пришлось искать дорогу
Я заплутала здесь немного
Кругом была слепая ночь
Мне было некому помочь
Воды здесь много утекло
Я кинусь бабочкой в стекло
Все сначала,
Хочу сегодня я начать
Все сначала
Хочу я жизнь переписать,
Я зачеркну пустые лица
Я погашу на тебе свет
Оставлю только те страницы
Ошибок на которых нет
Лишь через сотни сотни сотни лет
Найду в снегу я нужный след
На склоне нежного пути
Удастся мне тебя найти
Когда смогу тебя обнять
И прошептать - ну сколько можно ждать
Все сначала…
Своих не узнаю я рук
Рисую звезды вместо букв
(…)
И вместо строчек…снов
И я зачеркиваю дни
Но повторяются они
Все сначала…»
На второй кассете - песни с альбома «Детский Лепет» - Рубеж, Лето, Ты
уйдешь, уже знакомая песня «Он напился» и еще более знакомый, но такой непривычный
здесь «Асфальт». Текст песни первоначальный, «В небе холод, в жизни голод…»,
но здесь эта песня в электричестве (!!) времен Детского Лепета. По-моему, чудесная
находка :)
Среди акустических песен, которые на этот раз исполняет только ДА, одна неизвестная
мне вещь, которая начинается так «Я надеваю старый (?)…и громко щелкаю замком…»
Я надеваю старый (?)…
и громко щелкаю замком…
Меня уже конечно ждут
Под теплым невским потолком
Иду к тебе по кровле крыш
Насвистывая лунный блюз
С асфальтом мы обручены
И я сорваться не боюсь
Ты будешь ждать у окна
Меня и тревожную ночь
(…) навесит нас
Ты забудешь что такое стена
И я не вспомню который час
В каплях воды игра с огнем
Но нежность твоя не просит войны
Я устала бороться с зимним днем
Мне бы только дожить до весны
До весны…
На крышу лезет трубочист
В цилиндре ботах и пальто
Он удивительно речист
Но я не верю ни во что
Квадраты крыш сойдут на нет
Как жизнь в системе декабря
Твоя ладонь как парашют
Со мной до наступленья дня
Ты будешь ждать у окна…
Я надеваю старый (?)…
и громко щелкаю замком…
Меня уже конечно ждут…
Остальные песни все выучены наизусть :), но сама запись мне до недавнего времени
была совсем неизвестна, предположительно то же время, 1993-1994.
Третья кассета оказалась сборником песен группы «Нечто
Иное». (Назло угрюмым октябрям, Автобус с черной полосой, Белый конь, Хвала и пр.). Среди интересных
находок здесь песни «Пламя» и «Ночь» в электричестве, а также «Я уйду так
же тихо, как когда-то пришла…» в лучшем качестве, нежели на найденной ранее
записи, и в другой аранжировке.
Четвертая кассета – «рабочая», запись песни «Ты уйдешь» для альбома «Детский
Лепет», записана в разных вариантах.
Пятая кассета – сборник иностранных песен, которые записала на кассету Диана
Сергеевна в подарок Веронике. Что там, предстоит еще узнать ;))
***
Последняя кассета оказалась настоящим сюрпризом и заслуживает отдельного и
обстоятельного рассказа :)
Автор Lerot
я выражаю огромную благодарность Mazu за моральную и техническую поддержку и непосильную помощь по оцифровке фотографий
В статье использованы фотографии из личного архива Вероники Бошман.
****
Предcтавляем вашему вниманию несколько песен, оцифрованных с кассет, предоставленных Вероникой Бошман. Остальные материалы пока обрабатываются и будут выложены по мере готовности.
Это три композиции, записанные группой "Нечто Иное":
«Ночь»
«Пламя»
«Я уйду так же тихо…» (в иной версии, нежели на обнаруженной ранее записи)

Вкладка к кассете "Все сначала".

Вкладка к кассете "Нечто Иное".
И обещанная нами «чудесная находка» неизвестная версия песни "Асфальт", записанная для "Детского лепета", но почему-то не включенная в альбом.
Огромное спасибо Ups’у за помощь в обработке записей и Mazu за участие
https://yadi.sk/d/XfgUJgu2d4GVX
https://yadi.sk/d/iV3xDJhdd4GVh
https://yadi.sk/d/P0KlovAld4GW6
https://yadi.sk/d/iih9W1pMd4GWE
зеркало записей в ЛЖ Ups'a
http://u-p-s.livejournal.com/48278.html |