«Вторая пуля» – это первый «студийный» альбом Снайперов. Уточню: из известных
широкой публике на сегодняшний день. А завтра – мало ли что может обнаружиться?
Конечно, «студийным» его можно назвать весьма условно: «студия» представляла
собой микрофон, привязанный к бильярдному столу, бытовой магнитофон и нечто,
называемое «звукосниматель».
«Вторая пуля» - альбом с историей. Тоже, практически, легенда Снайперизма. Он
был записан в 1995 году. В качестве подарка «на день рождения одной общей знакомой».
Да, везет же некоторым «знакомым»… Кстати, до сих пор неизвестно – кто это был?
Скажете, неважно? Да нет, важно… Ведь, судя по некоторым упоминаниям в интервью,
после того как Снайперы вручили этой знакомой свой подарок, у них не осталось
даже копии альбома! Из чего логично предположить, что многократное переписывание
и последующее массовое распространение этого альбома пошло как раз с того единственного
подарочного экземпляра. Так будем же благодарны этой неведомой знакомой, поделившейся
с нами этим бесценным подарком!
Та запись, которая досталась мне (в мае 2003 г.), на удивление, довольно неплохого
качества. Хотя вообще-то, мои требования к качеству звука минимальны: единственно
– чтобы слова можно было разобрать; я даже «Дохлого Сурика» неочищенного могу
слушать без судорог (ну это так, к слову). Но тем не менее, полагаю, что со «Второй
пулей» мне все же повезло, учитывая многочисленные сообщения о том, что у других
этот альбом заполнен треском, шипением и прочими помехами.
Есть ли у этого альбома какая-то общая мысль, единая концепция? Пожалуй, нет.
По крайней мере, я ее уловить не могу. Так же как нет ее, по всей видимости,
ни на одном Снайперском альбоме, кроме разве что «Цунами». Поэтому и представляются
необоснованными высказывания Дианы, когда на вопрос о том, почему не переиздается
«Вторая пуля», она отвечает, что считает ее несостоятельной по причине отсутствия
этой самой единой концепции, и потому вообще не считает «Вторую пулю» альбомом.
На альбоме 37 песен. Больше просто не помещалось на кассету. Продолжительность
звучания – 89,5 минут. Исполнение в формате «музыкального минимализма» – гитара,
скрипка, вокал. Плюс изредка перкуссия - бубен. (Ну и что еще надо для счастья?
Ну и зачем их понесло в электричество? Вопрос риторический.) Жанр – трудноопределяемый.
Рок, бард, шансон, романс… да мало ли… в общем, что угодно, только не попса.
И это главное. Почти половина из вошедших во «Вторую пулю» песен (я насчитала
17, но могу ошибаться) позднее вошла во многие официальные Снайперские альбомы.
Возможно, что рано или поздно будут изданы и все остальные.
Из всех песен только 3 принадлежат Свете. «Солнце погасло», «Так начинался день»
и «Ты». Но голос ее слышен постоянно – то как мощные бэки, то в форме классического
снайперского двухголосия. А также – большая редкость! – она исполняет одну из
песен Дианы, «Мой отец». Почему на альбоме так мало песен Светы? Ведь в 95 году
еще и речи быть не могло о какой бы то ни было «арбенизации»? Полагаю, причина
в том, что многие песни Светы к тому моменту уже были записаны: это упомянутый
выше «Дохлый Сурик» (рекорд, между прочим – там аж 43 песни!). И на основании
этого Снайперы решили включить в альбом только то, что ранее записано не было.
Перейдем непосредственно к песням.
Открывает альбом совершенно забойная «Тугая ночь». Великолепное двухинструментальное
вступление позволяет каждому человеку, пораженному Снайперизмом, даже не зная
эту песню, с первой же ноты безошибочно определить, что это – они, и никто другой,
настолько специфично такое исполнение. Вот про эту песню я думаю, что как раз
ее бы и следовало записать в электричестве. Удивительно мощная вещь, бесконечно
драйвовая, из которой можно сделать нечто тяжело-металлическое… Нет, ну а что,
зря что ли в группу металлиста взяли? Пусть поработает…
Дальше следует забавная миниатюра «Ты тоньше». Кто-то говорил, что «самая акустическая
песня Снайперов» - это «Бутылки»? Хм, а что тогда сказать об этих щелчках в качестве
аккомпанемента? Самая оригинальная, наверно, из Снайперских песен.
«Русский пассажир» – а вот это на «Капле» нравится больше… Там такое двухголосие...
а здесь его Диана одна поет. Что необычно – аранжировка совершенно не изменена.
Такие же великолепные проигрыши! Текст «Пассажира» – имхо, одно из лучших поэтических
произведений Дианы.
«Гости мои». Минимальное музыкальное оформление в начале… Песня такая изысканная…
Не вполне понятные узоры слов – вокруг них замечательно выписывает вензеля скрипка…
и гитара – как журчащий фон, тихий и спокойный, почти незаметный. Кстати, такое
же оформление присутствует и еще на нескольких песнях альбома. Вот, например,
«По твоей земле» по оформлению очень похоже. Правда, в припеве звучит несколько
громких гитарных аккордов, но все же гитара здесь – только фон, а ведущая роль
– у скрипки.
«Всегда». Двухголосие припева... Как же замечательно сочетаются их голоса! И
насколько они здесь похожи! И насколько разные песни в этом альбоме! Полная противоположность
предыдущей. А Света осваивает перкуссию…
«Джаз». Здесь Диана зачем-то пытается петь на несколько тонов ниже, чем обычно.
И совершенно напрасно, по-моему. Ее голос пока с этим не справляется. Кстати,
во многих песнях этого альбома Диана искусственно пытается петь более низким
голосом. И в большинстве случаев это получается не очень удачно. Вот, например,
«Париж» - тоже слишком низко, но насколько ярче и звонче звучит ее голос в тех
строчках, где мелодия идет вверх! Также в «Шаг за шагом» и «Песне юнкера» наиболее
явно проявляется неадекватность голоса взятой тональности.
Вот зато в «Рядом с тобой» голос Дианы разворачивается в полную силу. Здесь уже
она поет так, как мы можем слышать на последних альбомах… Вот эта и еще «Тугая
ночь» – мои любимые песни с этого альбома. Хотя стиль песни – что-то между дворовым
«городским романсом» и Высоцким. И как всегда с нетерпением жду проигрыша… точнее
не проигрыша – а как эта часть произведения называется, заключительная? Это скрипичное
соло я люблю больше всего на этом альбоме. И, пожалуй, больше всего из всех Светиных
«сол».
Вернемся к рассмотрению песен по порядку. Дальше - снова на контрасте: после
такого энергичного, напористого «Джаза» - трогательнейшая «Регги»… И так же как
в «Тригонометрии» слова как будто произносятся с усилием, через сжимающееся горло…
А вообще, оказывается, эта песня почти не изменилась. Хотя здесь, возможно, и
меньше чувства.
«Черный табурет». Просто агрессивная песенка, местами переходящая в рычание.
А смысл ее текста я так и не поняла… И это, вроде бы, единственная песня Дианы,
содержащая нецензурную лексику.
«Голубой слон»… Просто очаровательно. Особенно великолепные бэки «шам-да-бу-да…».
Без них песня теряет столько… Да практически все теряет!
«Солнце погасло». А вот, наконец, и песня Светы. Нет, все-таки, ее голос я люблю
больше. Пусть Диана больший поэт, пусть песни из нее так и прут... Света более
музыкальна. Так выразительно, голос гибкий, эмоциональный, и Динкины низкие бэки
на подпевке. Мне принципиально непонятна позиция тех, кто датирует эту песню
96-м годом. Мало того, что она входит в этот альбом, записанный, повторюсь, в
95 г., так еще и по содержанию она совершенно явно относится к осени 93! Даже
подзаголовок у нее имеется – «Предмагаданская»…
«Шаг за шагом». Здесь, как и в еще нескольких песнях альбома, Диана использует
какой-то «не свой», вроде как театральный голос. Такой усталый, разочарованный…
которым какая-нибудь тургеневская барышня с пренебрежительным жестом сказала
бы: «Подите прочь…». Особенно в строчке «Очень жаль. Уходи» такая картинка представляется.
И парадоксальным образом это сочетается с попытками какого-то полуцыганского
подвывания.
Далее – любимая бандитами из ресторанов «Тоска»)))). Ну еще бы – скрипочка-то
какая! И тоже цыганщина. Вообще не люблю такой стиль, шансонообразный, но здесь
он – нечто иное. Здесь это искренне, по-настоящему. Да, подражание, всему сразу,
и ничему конкретному. Сколько скрипки, как здесь, не будет больше, пожалуй, ни
на одном Снайперском альбоме.
«Мой отец» – редчайший случай, когда Снайперы «меняются» песнями. Здесь Дианину
песню исполняет Света. И имхо, у нее это получается лучше. Мягко и печально.
«По волнам» – здесь эта песня еще не имеет эпиграфа про «серебряный парус».
Его не хватает. В остальном же – трудно сказать, какой вариант лучше: этот –
или электрический.
«Когда горит свет» - мурлыканье… В некоторых строчках просто слышно, как Диана
улыбается. Песня предваряется фразой: «Иногда по вечерам так хочется нежности,
понимаешь?». На альбоме, кстати, присутствует еще две фразы. «ОК. Let's do it»
перед «Лист филь» (На «Капле» эта вещь прозвучала веселее и задорнее, намного
интереснее, благодаря саксофону Веры Дорн. А вот на «Тригонометрии» – утратила
связь со своим изначальным названием, поскольку этого самого выкрика – «лист
филь!» там уже нет.) И третья фраза – «Мсье, вы сбиваете с ритма весь квартал!»
-предваряет веселейшую «Уп-тау-ду», где снова двухголосие на припеве и Светина
перкуссия. Но здесь еще нет «Джамайки»! Песня заканчивается просто совместным
завыванием – тоже, кстати, весьма симпатичным…
«Теряю силу» – изысканная вещица, что-то такое, классическое… 18 век))))
Особенно мелодия на двух первых строчках каждого куплета.
«Так начинался день». Света здесь поет ее немного жестче, чем на оф. альбоме.
И на ее счет, хотя и очень нравится, как-то и сказать нечего… Просто слушаешь
и тащишься))).
«Песня юнкера». Очень красиво скрипка на проигрыше подхватывает мелодию, продолжая
линию голоса. Попытка белогвардейского романса. Вообще, трудно понять, почему
она названа «Песня юнкера»… хотя определенное настроение, ассоциирующееся с
этим словом, несомненно, ухвачено. Такие мальчики-солдаты, обреченные и благородные,
хрупкие милитаристы... Здорово, по-снайперски.
«Я больше не ревную» - очередная дорожная... по темпу и ритму очень напоминает
«Тугую ночь», как, впрочем, есть сходство и в содержании. Ночь, дорога, разлука…
«Да, да, да». Одна из самых откровенных Снайперских песен. Но нравится, несмотря
на прямолинейность содержания. Состоит из двух частей, которые иногда исполнялись
и по отдельности. Части отличаются и по содержанию, и по ритму, причем в музыкальном
отношении первая часть мне нравится намного больше. Особенно фраза «а мы совершим
первый полет, когда мы приедем домой» (самая классная в этой песне!) - опять
в стиле – типа Высоцкого (по мелодии – абсолютно его «а с небосвода бесшумным
дождем падали звезды»). А вот во второй части Диана опять не справляется с
несколькими строками, взятыми слишком низко. И еще забавно: когда в припеве
вместо «И говоришь ты мне…» в конце Диана произносит «И ты сказала мне..» –
она просто с трудом выдавливает эти слова…
«Вечер в Крыму». Вот такой, грустный вариант этой песни, все же больше соответствует
содержанию, чем стиль регги, такой как на «Живом». Вот здесь она действительно
цепляет… А то как она ее сейчас исполняет – ну не знаю… здорово, но неадекватно.
«ТЫ». Снова Светина песня. Здесь они поют ее вместе. Эта песня вошла во многие
альбомы, но этот вариант мне нравится больше всего. А уж сама песня… Если различать
понятия «фанат» и «поклонник» по степени увлеченности объектом, то после «31
весны» я стала поклонницей «Снайперов», а после «Ты» - фанаткой. Так что вещь
– судьбоносная.
«Я сижу у окна». Вот это – на «Тригонометрии» вышло лучше. И вроде совсем так
же, а чуть-чуть иначе расставлены акценты – и уже по-другому. Ну, Бродский
- это что-то такое, до чего просто надо дорасти…
«Ремень» – тоже бодрая, забойная вещь, но содержание так и не доходит. О чем
эта песня? А вообще – звучит отлично!
«Завоюй меня» – одна из самых загадочных песен, замечательные образы, непонятные
башни и флаги… Крик души… Интересно сопоставить цветовую гамму: здесь последовательно
перечисляются: белые, красные, черные, синие флаги на башнях. А в стихотворении
«Роза ветров», также имеющем деление на 4 части, роза – белая, красная, желтая,
черная. Почти совпадает… Интересно, в чем смысл?
«Черно-белый король». Мелодия похожа на предыдущую песню…иногда так и кажется,
что на припеве она опять запоет – «Завоюй меня»… А вообще, эта песня у меня
никаких эмоций не вызывает, ни здесь, ни на «Лепете». Слова – да, красивые…
но в принципе, песня проходная. То же самое могу сказать и о «Городах». Мелодия
довольно невыразительная, интереснее текст читать, чем песню слушать…
«Я люблю того» – очень красивая, грустная зарисовка. Нравится, но кажется неоригинальным.
В традиционном стиле женской бардовской песни.
«Пух». Музыкальное оформление – абсолютная цыганщина. Диана начинает немного
в стиле Вертинского, потом эта аналогия исчезает. Грустно и весело одновременно.
Как-то отчаянно. И наверно, фатально.
«Солнце». Красивейшее длинное вступление, и вообще, скрипичное оформление на
высоте. Тоже одна из самых завораживающих песен, стихи с каким-то жутковатым,
мистическим подтекстом… Вот это – первое «черное солнце» Дианы – ведь хотя
песня и называется «Солнце», в ней царит темнота, вишнево-черная палитра… «Кристально-черный»
- это вообще гениальная словесная находка! Хотя, полагаю, она бы не понравилась
противникам «созерцательной красоты».
И завершается все грустной, спокойной миниатюрой «Только шум на реке». Хороший
финальный аккорд для всего альбома.
Такой вот кратенький обзор замечательного, любимого многими альбома. Конечно,
он заслуживает большего. Конечно, я была необъективна, и кое-какие замечания
могут показаться резкими или необоснованными – но это все потому, что я не
привыкла размышлять над этим альбомом… всегда просто слушала его, в полном
восторге, и не искала слов для объяснений. Но все же – мне кажется неправильным,
что он до сих пор почти не получил полноценных откликов от аудитории. Это –
просто попытка.
Надеюсь, что мой пример сподвигнет и других на содержательный обзор староснайперского
творческого наследия.
Автор рецензии - ФАННИ |