Апрель продолжает исследования раннеснайперского творческого периода.
На этот раз объектом нашего интереса стало такое событие как омские гастроли Ночных Снайперов 1998 года.
Что нам известно об этих гастролях?
|
Как ни удивительно, от этого давнего события сохранилось довольно много сведений и артефактов. Вот, например, какие материалы нам доступны:
– «Снайперизм как образ жизни»: публикация в двух частях в омском городском еженедельнике «Времена года» (часть 1 – Н. Кожевникова, биографическая статья; часть 2 – П. Сидоров, интервью);
– «Ночных снайперов в Омске любят больше, чем в Питере»: статья Е. Винт на портале APN;
– видеозапись интервью «в черном» и небольшого выступления для омской прессы;
– видеофрагменты двух акустических концертов – в клубах «Underground bands» и «Баобаб».
|
Известно также, что эта поездка была – фактически первыми официальными гастролями Снайперов после появления у них нового директора – С, Лосевой; организатором выступлений стала недавняя на тот момент знакомая девушек – Наталья Кожевникова, представитель компании «2000 оборотов в секунду».
Но недавно нам удалось совершенно случайно встретить в одном из блогов человека, бывшего очевидцем, и даже участником этого момента Снайперской истории. В разговоре он мимоходом упоминал о том, что несколько лет назад ему довелось отвозить с концерта на квартирник двух никому еще не известных девушек-музыкантов, которых впоследствии страна узнала как «Ночных Снайперов».
Конечно, такая информация не могла не заинтересовать!
Этот человек согласился уделить некоторое время тому, чтобы окунуться в это, уже далекое, прошлое… результатом этого стала новая апрельская легенда!
Итак, знакомимся:
|
Саид Абишев (в жж – omskvich)
– режиссер, оператор, видеодизайнер; участник создания таких фильмов как «Дневной дозор», «Гибель империи», «Фабрика грез», автор ряда документальных и спортивных фильмов, лауреат профессиональных конкурсов и фестивалей.
«…лет 12 назад возил по Омску пару девушек, которые проездом, чуть ли не стопом, ехали из Владика в столицу. По дороге давали акустические концерты - гитара и скрипка. В Омске они сперва выступили в каком-то ДК, потом их надо было отвезти на квартирник. На том квартирнике даже пел/играл с ними немного. После квартирника отвез их к какой-то их знакомой, у которой они остановились.
Девушки были очень необычные, необычные были у них и песенки, поэтому название запомнилось - Ночные Снайперы»…
|
***
– Как Вы познакомились со Снайперами?
– Незадолго до этого в Омск приезжали «Чиж и Ко», по стечению обстоятельств я был их водителем/возителем по городу, вдобавок совсем неожиданно случилась накладка с гостиницей, и ничего не оставалось, как принять их у себя дома. После этого ко мне неоднократно обращались за помощью по такому поводу – видимо, прошел слух, что я особо приближен к известным людям, и с ними я запросто.
Так что в «Металлист» меня позвали именно в этом качестве – после концерта отвезти музыкантов на квартирник в Нефтяники (это периферийная, в ту пору - труднодоступная после 21 ч. часть города).
– Известно, что в ходе тех гастролей в Омске прошли такие выступления Снайперов: студ.клуб «Underground bands» при ОГУ - 6 ноября; ДК «Металлист» - 7 ноября; клуб «Баобаб» - 8 ноября.
На каких из этих концертов Вы присутствовали? Были ли какие-то запомнившиеся моменты выступлений, фишки, особенности?
– Я был только в «Металлисте». Там было немного народу – может человек 150, вряд ли больше.
Сам концерт происходил очень небольшой аудиторией, все поместились на сцене. Девушки были в белых костюмах, похожих на пижамы, это удивило, но одновременно в этом был какой-то шарм. Да и с первых минут выступления стало ясно, что пришел не зря.
Хотя шел с предубеждением – женские дуэты в ту пору мертво ассоциировались с «душевными» песенками в три аккорда о безысходной лубве канарейки к веточке, что-то такое и ожидал услышать. К счастью, обломался, послушал с удовольствием. Фанатом я не стал, но был приятно удивлен необычной музыкой, песнями и, самое главное, отличной, профессиональной игрой на инструментах. Я к тому времени отсидел в нескольких жюри омских рок-фестивалей и тупой фузовый гитарный дребезг не переношу на дух и поныне.
После концерта поехали в Нефтяники. К кому именно – я уже не вспомню.
– Что известно об этих концертных площадках? Там обычно выступали профессиональные музыканты, или это скорее клубы для любительского творчества?
– Могу сказать только про «Металлист». «Металлист» - это было такое заведение, уж не знаю, кто там был руководителем, но надо отдать должное этому рисковому человеку - были там и необычные, экспериментальные спектакли, и что-то еще очень шумное, с соотвествующей публикой. Надо иметь определенное мужество, далеко не везде такое могло прокатить.
Там постоянно были разные мероприятия, в том числе – перфомансы и рок-концерты, на которые я с удовольствием ходил, а в некоторых, вроде, и участвовал. Для профессионалов это была слишком маленькая и удаленная площадка, а для молодой публики – самый андеграунд. После пожара он стал еще более «андеграундным».
– Чем понравилось/ запомнилось/ заинтересовало творчество Снайперов? Интересна ли Вам их музыка сейчас?
– Я не стал их фанатом тогда, не был им и позже, но при случае всегда слушаю их с большим удовольствием. Необычные песенки, необычные авторы. Акустика, электричество или просто интервью – не разделяю, они все делают со вкусом и безупречным чувством стиля, во всем – четкий эксклюзив, а от этого и кайф. Когда одаренные люди, правильно распорядившиеся своим талантом, безо всякого эпатажа и дешевых скандалов получают успех и заслуженное всеобщее внимание – есть в этом что-то справедливое. С уважением отношусь к ним.
– Из Вашего комментария стало известно, что кроме этих трех выступлений состоялся еще минимум 1 квартирник. Какого числа он состоялся (или, может быть, их было несколько?) На чьей квартире он проходил, как был организован, кто участвовал в нем, кроме Снайперов?
– Квартирник был после выступления в «Металлисте», в обычной однокомнатной квартире. Присутствовало человек 15 (больше не поместилось бы), квартирник как квартирник – кой-какая снедь (времена были очень небогатые – 98 год), незначительный алкоголь. Снайперы были уже уставшие, между песнями отвечали на вопросы, зрители были очень доброжелательны к ним, музыканты отвечали тем же. Никакой халтуры по поводу, дескать, «для своих поем» – не было. Какие песни пели – те же, что на концерте или другие – не вспомню. Но драйв был душевный, честный, открытый. Сами Снайперы оказались откровенно умными девушками, слушать их речь было отдельное и редкое удовольствие.
– Возможно, что помимо перечисленных, были еще какие-то мероприятия в Омске с участием Снайперов? Или просто какие-то запомнившиеся моменты общения с ними?
– Снайперы тогда были неизвестны – за исключением, наверное, узкого круга фанатов, которые, наверное, и проложили им дорогу в Омск. Лично я услышал их тогда впервые, сам концерт, как я уже сказал, был малочисленным. О том, что у них будет какое-то известное будущее… думаю, об этом вряд ли кто предполагал. Я, во всяком случае - и до них, и после - видел и слышал музыкантов невероятно одаренных – и никто о них так и не знает до сих пор, к сожалению. Поэтому никакого особого внимания к тому концерту лично у меня не было, несмотря на то, что Снайперы приятно удивили. Я, правда, потом долго рассказывал друзьям о том, что был такой необычный концерт.
Пока возил их – да, о чем-то трепались, но это был обычный треп незнакомых, но общительных людей, которые оказались в ситуации, когда молчать – невежливо, а чтобы о чем-то поговорить – не настолько знакомых. Было холодно и темно, поэтому показать город я им не мог.
– Как получилось, что Вы со Снайперами спели на одном квартирнике?
– После 5-8 песен Снайперы попросили перерыв – передохнуть и перекусить - и предложили кому-нибудь сыграть для них - интересно, что в Омске творится в этом жанре. Я к тому времени уже окончательно завершил свой рокерский патлато-раздолбайский период.
В рок-тусовку Омска занесло случайно – кто-то затащил на рок-концерт, неожиданно понравились несколько групп – «Кровавый утренник», «Коллекция Бабочек», еще кто-то. Я тогда, как раз, какие-то тексты писал, гитару терзал, блюзы мне тогда нравились. С кем-то репетировал, несколько раз выступили – пару раз на сцене, немного больше – на квартирниках и междусобойчиках. Ничего особенного. Рок – это вроде ветрянки, надо переболеть в определенном возрасте, чтобы седой бородой потом на сцене не трясти, дескать – во какой я молодой духом. Так что я вовремя этим переболел, своими экзерсисами, вроде, никого не травмировал, фанаток, тоже, насколько припоминаю, не было. Кто-то хлопал, кто-то критиковал – все как у всех. А к моменту такой мимолетной встречи со Снайперами я уже плотно погрузился в видео, чем и занимаюсь до сих пор.
В тот вечер петь-играть и в мыслях не имел, но кто-то из зрителей настоял – дескать, не ломайся, больше некому. Сыграл несколько своих блюзов, кто-то из Снайперов сказал что-то лестное, тешу себя и искренне надеюсь, что это не только от вежливости.
Так что, кроме меня со Снайперами никто в тот вечер, насколько помню, не выступал. При случае до сих пор в качестве прикола говорю: – Играл со Снайперами на квартирнике.
Сейчас, получается, что и на их гитаре я тогда играл – другой в той квартире не было.
Это такой – необычный – но эпизод. И в моей жизни, и в их. Я очень удивлюсь, если они вспомнят обо мне, собственно, не для этого мы все в этой жизни встречаемся, если уж говорить о встречах. И я бы, наверное, забыл тот концерт со временем если бы через полгода случайно по ТВ не увидел знакомые лица. Долго сомневался, пока их не представили – Ночные Снайперы. Вот тогда я удивился, как случайно можно так пересечься.
Так вот, о чем нам такие встречи.
Когда я вижу афиши или выступления Снайперов – часто вспоминаю тех музыкантов, которых я встречал – среди них были, честно сказать, и наделенные талантом и более толстого слоя, чем досталось этим двум потрясающим девушкам. Только что-то Снайперы сделали правильно, поэтому у них – срослось, а у тех – нет. Может – надо было рвануть, как они – из Владика в Москву на перекладных, через вот такие концерты на зашарпанных сценах и квартирниках на 15 человек. Может – что-то еще. И в каждый звук – вкладываться, без скидок – квартирник это или погорелый бывший дворец культуры. И тогда – все должно сойтись.
Где-то не хватило человека, который кому-то рассказал о вас – потому что не произошел концерт, на который этот человек мог бы зайти – вот также случайно, как и я. Где-то – не хватило вдохновения, чтобы у зрителей остался тот восторг, который заставляет говорить… Может – пить меньше надо перед концертами, может – порепетировать еще. У Снайперов – хватило, у них – получилось. Я видел их вот такими – известными в узком кругу, я вижу сейчас их афиши. Кто-то сейчас прочтет эти строки – и вместо пива еще гаммы поиграет или почитает умную книгу – я надеюсь.
Вот такой у меня вывод от этого небольшого случая в жизни.
***
(для оформления легенды использованы скрины с видеозаписей омских выступлений НС и фото из газеты "Времена года") |