Новая Апрельская легенда - это рассказ, объясняющий и объединяющий некоторые известные факты и артефакты Снайперской истории. Книжки «Дрянь» и «Цель». Кассета «Квартирник 1996». Ольга Гусева. Светлана Голубева. Светлана Лосева. Презентация альбома «Капля/Бочка». Песня «Ночью на поляне». Все это и многое другое в интервью с нашим сегодняшним героем.
Знакомьтесь: Михаил Старый. Основатель Сообщества Примитивного Искусства "ДЕДЪ" (сокращенно СПИ ДЕДЪ) и музыкальной группы «Савок». Поэт, музыкант, художник… организатор книжного и музыкального самиздата. Друг Дианы и Светы и свидетель становления «Ночных Снайперов» в самый неизвестный и самый интересный период 1996-1998 годов.
1. ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СПИ ДЕДЪ
- Что представляет собой ваша организация «Спи Дед»? В какие годы она существовала?
- Она и по сей день существует. В следующем году выйдет большая толстая книжка, антология, посвященная и организации в целом, и нашим авторам, и каким-то другим, причастным к этому людям. За все годы существования этого сообщества, в особенности - раннего периода. А возникло оно давно… в середине 80-х, так скажем. Когда мы из подросткового возраста вышли.
Пока думаю, о чем написать в предисловии - ведь в одну страницу все вместить сложно, хочется охватить большой период.
Когда мы начинали, перед нами было еще очень много людей, еще с 70-х годов. Когда мы еще в первых классах были, они играли в школах на дискотеках, и о них тоже ничего не известно… хочется охватить и этот пласт, хотя бы перечислить имена, кто чем занимался.
- То есть, к тому моменту, как вы познакомились с «Ночными Снайперами», это была вполне раскрученная неформальная система?
- Широко известная в узких кругах, скажем так. Это был пик активности нашего сообщества. Просто ряд людей, у которых были общие интересы. Довольно узкая тусовка, где многие были были друзьями с детства. Мы в то время писали музыку и делали домашние концерты, квартирники. В те времена была такая квартира большая…
- Того самого Ольста?
- Да. Есть набор фотографий оттуда… как раз с первого концерта там Снайперов.
Квартирник у Ольста и Крота. 22 февраля 1996 года
Мы аппаратуру брали в клубе «Романтика», в простонародье - «Ромашка». Это был детский клуб, со всякими секциями, а мы были в хороших отношениях с его заведующей, Аллой Филипповной. Она нам дала в безвозмездное пользование аудиторию, мы там, как правило, репетировали, и пользовались техникой. А впоследствии техника была уже своя. Фиговенькая, но достаточная для проведения культурных мероприятий.
- А связаны ли с вашим сообществом какие-то еще люди из питерского рока, и не только рока - известные в широких кругах имена? Не обязательно музыканты - художники, поэты, писатели…
- Нет, у нас такое, местечковое все было. Мы к славе не стремились.
- Кстати, вот эта книга большая, которую вы готовите на следующий год - там будет что-то о Снайперах?
- Возможно, там будет по страничке на каждого автора, обзорно. В начале там будет - страниц на 10 эссе по поводу всего происходящего.
- А собираетесь ли вы об этом сообщить самим Диане и Свете?
- Приду на концерт, закину на сцену книжку (смеется). Теперь до них по-другому не добраться.
- Ну почему, администрация же на связи у обеих, прямые телефоны директоров указаны…
- Не пытался. Незачем пока было. Хотя может, интересно бы было пообщаться.
2. ЗНАКОМСТВО
- А историю знакомства с Дианой и Светой можете вспомнить?
- Это было, наверное, в 1995 году, осенью. У нас была общая знакомая - Ольга Гусева. Она тогда пыталась учиться в этом «кульке» маленьком - училище актерское (Прим.: сейчас - Ленинградский областной колледж культуры и искусства).
- И вы познакомились с ней в этом училище?
- Нет. Ольга Гусева - она была такая активная девочка. И она в одном из детских муниципальных садиков вела какую-то развлекательную программу. И звала туда всех, кого знала - программу культурную надо было детям представлять. И почему-то ей казалось, что такие дядьки и тетки для детей в самый раз будут)) Хотя ничего детского у нас и не было. Тем не менее, как-то раз мы туда пришли, и там были Диана со Светой.
- Они тоже выступали на этом детском утреннике?
- Нет, они не выступали… хотя может быть и выступали; просто мы позже приехали, когда у них уже был междусобойчик в каких-то служебных помещениях.
- Итак: вы как представитель той компании пришли на этот детский утренник…
- Только там уже не утренник был… «вечерник».
- Да, такое «афтепати»))) И там, помимо Ольги Гусевой, оказались Диана и Света?
- В том детском саду они несколько песенок сыграли под гитару перед малой аудиторией, «для выживших». На тот момент мне все это понравилось. Предложил им устроить концерт.
- То есть, буквально с первого знакомства вы решили пригласить их в ту самую квартиру, устроить квартирник?
- Да, проблем здесь не было никаких.
3. КВАРТИРНИК 22.02.1996
- Он сохранился в достаточно высоком качестве. Нам редко попадаются записи Снайперов 90-х годов настолько хорошо записанные. Это и был первый в вашем сообщества Снайперский квартирник - тот самый, что был записан? Или до него были другие?
- По-моему, вот этот, 22 февраля 1996 года, который был записан на тех кассетах, и есть первый.
- А на концерте присутствовали какие-то посторонние люди, или это все только узкая тусовка друзей?
- Первый концерт - да, узкая была тусовка. Не больше 10 человек, включая самих выступающих.
- Концерт был достаточно продолжительный, там песен под 30… Как люди реагировали? Какое впечатление они произвели? Насколько они выделялись из общего уровня исполнителей того круга?
- Хорошо их приняли. Женских коллективов у нас в те времена вообще не было. А с учетом того, что из нашего сообщества буквально у одного человека было какое-то представление о музыкальной теории, то на нашем фоне - Света, которая и нотную грамоту знает, и может записывать… Хотя главное, в общем-то, была энергетика.
- Итак, прошел квартирник, и появились эти вот кассеты. Как пришла идея вот так их издать, с оформлением? Они пошли в продажу, или это было единичное издание?
- Нет, продаж никаких не было, кассеты просто передавались, переписывались друг у друга.
А оформление кассеты - это было уже позже. Когда после того концерта стали плотнее общаться, куда-то ходили, в гостях у них я бывал частенько. Дизайн обложки - это мой рисунок, и собственно, само написание названия «Ночные Снайперы» - то что и сейчас, до сих пор используется как основа логотипа группы - тоже моя разработка.
4. ДРУГИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
- А вообще Снайперы часто у вас пели на квартирниках, или это были скорее разовые какие-то акции?
- Разовые, да. 3-4 концерта, наверное, было.
- Это в течение 96 года, или позже?
- 1997, 1998… Бобины еще лежат, ждут оцифровки.
- И среди них есть еще что-то снайперское, или это все записи вашей компании?
- Еще что-то есть. Я уже приобрел для оцифровки аппаратуру - два «гроба» таких. Один концертник был - но к сожалению, дубль был записан с какого-то фигового микрофона. Микрофоны были от советской эпохи еще доставшиеся. Дубль писался на бобины, и качество звука, конечно, фиговое. А то что на мастер-кассету писалось, кто-то попросил послушать - и не вернул. А там была отличная запись.
- А на разного рода сборных мероприятиях у снайперов продолжительность сетов была какая? Они в основном пели по 2-3 песни? Или концерты на часок?
- Были большие, полноценные концерты. Как и у остальных. Мы же сами все устраивали, и каждый участник, вне зависимости от его популярности, мог петь сколько хочет.
- Сколько же продолжались такие концерты? Если несколько исполнителей, у каждого по часу…
- Вот например, «Похороны Савка» - где-то 4 часа были. 5 исполнителей. Заранее ничего не согласовывалось, плейлистов не было, все спонтанно. Как было: назначается дата, давайте поиграем. Надоест - заканчиваем.
- А у Снайперов на протяжении вашего знакомства - программа выступлений сильно изменялась? Был костяк песен, которые исполнялись постоянно, или каждый раз что-то новое?
- Костяк каких-то основных песен все время был. Плюс-минус песни новые. В том промежутке, когда я участвовал, несколько песен новых появилось.
- То есть, в основном это была наработанная программа?
- Конечно, как иначе.
- Песен-то у них к тому моменту уже было много, пара сотен.
- Но публика всегда жаждет хитов. В любом случае, надо исполнять песни, которые нравятся.
5. ПОХОРОНЫ САВКА
- «Похороны Савка» - когда произошли? Дело в том, что у меня сохранился отсканированный флаер с этим названием и датой - 7 декабря 1996 года. Но кто-то мне сказал, что это было название целого ряда мероприятий.
- Нет, одно. До «Спи Деда» существовала группа «Савок». Через «А».
Тогда был большой концерт сборный. Такое помещение - как школьный класс примерно. Там, кстати, довольно известные наши друзья играли. «Вибратор» группа была, панки такие. Еще человек с шикарными песнями про лося, например… Концерт записан, кстати, даже есть видео Снайперов. Правда, наш оператор был пьяный в хлам, поэтому периодически камера вот так падала вниз. А поначалу были художественные экзерсисы, камера «гуляла», плюс еще со светом проблемы… тень падала от микрофона прямо на лицо.
- Но видео того времени ценно в любом формате! А есть ли шансы его оцифровать и опубликовать?
- Да, я насобирал сейчас кучу старой техники - аудиокассетные и видеомагнитофоны. Займусь, как соберусь с мыслями.
6. НОЧЬЮ НА ПОЛЯНЕ
Об этом - одна наша недавняя история: «Ночью на поляне»
- Еще одна запись аудио была выложена - кажется, у Ольста - там где была песня «Ночью на поляне». Что это было за мероприятие?
- Это уже после «Похорон». Потому что тогда мы уже пришли к выводу, что есть такое понятие - хэдлайнеры. Которые выступают перед знаменитостями.
- Нет, хэдлайнер - это же как раз главная звезда; например, хэдлайнер «Нашествия» - тот кто завершает день.
- Значит наоборот, «на разогреве», так сказать. И по опыту разных концертов, до конца доживают не все. Из-за употребления алкоголя и прочего. А мы, как хэдлайнеры, всегда выступали последними… и со временем поняли, что нельзя выступать последними. Надо выступать первыми. Чтобы пока все еще живы, послушали, и хоть что-то адекватно восприняли. Собственно, тогда мы выступали первыми. А Снайперы были под конец. Поэтому они уже были, так сказать, в пьяном угаре… хотя по-моему, очень даже ничего получилось!
- Да замечательно! Кстати, я как-то распечатала этот текст, передала его Диане… она абсолютно его не помнит.
- Так песенка эта наша, кстати. Просто они нашу песню спели. Это, видимо, вообще была спонтанная импровизация. Песня-то у нас, между собой, была известная.
- А дата этого мероприятия хотя бы приблизительно известна?
- Это точно после «Похорон Совка». Потому что у них в то время уже появились директора и прочее. Мы-то с ними общались по-прежнему напрямую, но тем не менее, на тех или иных мероприятиях уже появлялись люди, которые отвечали за что-то еще.
7. КВАРТИРНИК ОСЕНИ 1998
- Помимо выпуска «Антологии», я хочу еще и сайт сделать.
- Сайт, посвященный всей этой вашей организации?
- Да. И про «Снайперов» тоже туда поставим… хотя сейчас, наверное, опасно. Потому что - помню, один из последних концертов, большой… там, кстати, был известный писатель Кивинов. Который «Улицы разбитых фонарей». И я тогда работал в издательском доме «Калейдоскоп» и делал такой журнальчик попсовый, назывался «Тусовочка». Там была одна статья…
- Да, и скан этой статьи у меня есть! С фотографией Светы.
- Да… я тогда не фотографировал, но собралось там народу довольно много. И у Снайперов был уже какой-то коммерческий задел, и один из каких-то персонажей прибежал, сказал: «Что это вы тут записываете?»
Это была статья про квартирники как явление. В те времена нельзя было упоминать никого, периодически. Были свои нюансы. Когда пишется статья, нужно упоминание названия группы согласовывать. Тем не менее, название «Ночные Снайперы» тут все-таки проскочило, хотя они тогда были практически неизвестны широкой публике.
8. КНИЖКИ «ДРЯНЬ» И «ЦЕЛЬ»
И вот, наконец, мы подошли к самой главной части - к тем артефактам, благодаря которым нам и стало когда-то известно это загадочное название «СПИ ДЕДЪ». К самым древним и редким книжкам Ночных Снайперов, которых никто «живьем» не видел, но о которых все знают…
- Про книжки хотелось бы поподробнее: как возникла идея, с чего началось, весь процесс.
- Началось с того, что такие маленькие книжечки мы и до Снайперов делали, своих авторов. Там где-то на задней обложке есть список. Каждый из них, по страничке, будет представлен в той «Антологии», которую мы планируем выпустить.
Причем были авторы, которых невозможно уговорить. Даже у Снайперов была такая девушка - мы там к ней в ночи на такси сорвались, поехали - уговорить ее издать свое… сделать такую книжечку. Никак не соглашалась, каверзные вопросы задавала. «Зачем-почему-с какой целью…» Как на допросе прямо.
- А она выступала вместе со Снайперами в то время?
- Да, они в Зоопарке были тогда.
(Прим.: вероятно, речь идет о Светлане Голубевой)
- И в какое время шла подготовка? На протяжении 1996 года, и в конце года они были изданы?
- Да, это было в течение года. Как производство книжек идет? Сначала набирается текст, распечатывается, вычитывается на предмет ошибок.
- Кстати, они охотно на это согласились, или пришлось поуговаривать?
- Охотно. И активно принимали участие. Мы к тому времени с ними уже подружились по-человечески, довольно быстро нашли общий язык. В гостях у них я бывал уже не только из-за книжки, например.
- Они тогда где жили - в Рыбацком?
- Нет, на Бульваре Красных Зорь. Рядом со станцией «Сортировочная». Буквально дом выходил на эту станцию, где куча железнодорожных путей. А так как мы в ночи обычно сидели у них, то бэкграунд звуковой был просто потрясающий. Вагоны, которые спускают, чтобы составить их в составы, постоянные разговоры диспетчеров… Весьма колоритный звуковой ряд - мне все хотелось прийти и записать его. Там, на Бульваре Красных Зорь, мы эту книжку фактически и сделали.
- Как возникли названия - именно «Дрянь» и «Цель»? «Цель» еще можно понять: потому что «Снайперы», а «Дрянь» откуда взялась? У них ведь это слово не используется.
- «Цель» - это были песни. А «Дрянь» - стихи. Это надо вкупе смотреть. Две книжки рядом поставить, и получится: «цель тире дрянь».
- Они вышли одновременно, или через какую-то паузу?
- Одновременно. Это были как бы две противоположности. Песни это одно, стихи другое… как день и ночь.
- А для других книг обложки были - тоже ваше творчество, или каждый автор свои предоставлял? Вы кому-то кроме Снайперов рисовали?
- По-разному было. Еще для кого-то тоже рисовал.
фото из книжки «Цель»
- Еще на суперобложке представлены их фотографии. Это была какая-то специальная фотосессия? Она сохранилась?
- Да. Сохранилась даже пленка. Аналоговое, так сказать, качество. Их можно будет тоже со временем оцифровать. Для этого дела я уже специальный сканер приобрел - для копирования с негативов пленки.
фото из книжки «Дрянь»
- Как отбирался материал для книг? Что-то отсеивалось, или все подряд, что у них было на тот момент?
- Я думаю, все подряд, потому что материала было довольно много. Там и сами книжки довольно толстые получились. Другие наши авторы скромнее были, по 40-50 страниц, а у них - 100 с лишним (Прим.: «Дрянь» - 60 стр., «Цель» - 108 стр.). В общем, это было на порядок больше, чем у всех остальных.
- Так их же двое)) А как пришла идея использовать для иллюстраций их картинки, «героическую живопись»? Это традиционно для ваших изданий, когда автор предоставляет еще и иллюстрации? И картинки у них уже были сделаны - или они их рисовали специально для книжек?
- Да, это традиционно. И картинки уже были. Может, что-то и специально рисовали, но я не помню такого.
- Еще что касается иллюстраций к книжкам. Эти рисунки - как вы их оцениваете, это что-то серьезное или скорее шутки? И как они сами относились к своим живописным опытам?
- С трепетом. Серьезно в любом случае. Любое творчество, современное искусство, нужно рассматривать не только как визуальный или звуковой ряд, а как текстовое сопровождение. Манифест, грубо говоря. Иначе никто ничего не поймет. Нарисовал вот такую линию кривую на 45 градусов - обоснуй. Сейчас есть целые спектакли, которые идут, грубо говоря, с переводом голосовым, в котором описывается, что происходит на сцене. У китайцев и японцев весьма распространено. И стихами можно обосновать картинки.
- А то что они представляли в этой книжке - они это каким-то образом увязывали? Данное изображение идет с данным текстом? Или произвольно располагалось?
- Какие-то - да. Точно какие именно, я уже не помню, но по атмосфере - были разговоры, что «эту картинку нужно поставить именно в это место, а не какое-то другое». Потому что она должна соответствовать настроению текста.
- Вот например у Светы большинство картинок датировано одной и той же датой…
- Может, она специально все и нарисовала. Я сам так нарисовал за ночь к какому-то концерту десяток рисунков для оформления выступления.
- Эти две книжки, которые вышли, они имели коммерческое хождение? То есть, они продавались, или это была сувенирная продукция, которая раздавалась по своим, по друзьям? И какой был тираж?
- Тираж стандартный: 10 штук, которые я делал бесплатно, а потом - каждая книжка стоила доллар. Символически. Диане я штук 30, кажется, сделал… но свои «30 сребреников» так и не получил (смеется). Уже проценты накапали, как коммерческим стал их бренд.
- И куда ушли эти 30 экземпляров? Раздавались друзьям?
- Да, все раздается.
- Даже у самой Дианы их не было… Знаю, год назад с вами встречалась одна девочка, которой вы передавали экземпляр для нее.
- Я ей просто отдал два - еще тогда изданных экземпляра. И был какой-то творческий вечер, их передали Диане… она их увидела, схватила, и у нее из рук уже было невозможно выдернуть.
- А как возник формат таких вот маленьких книжечек - из экономии, или по каким причинам?
- Просто удобно: в карман сунул, удобно распространять. И экономно, это же все были некоммерческие издания.
- Эти маленькие книжки - до какого времени вы издавали? Или и сейчас продолжаете?
- Сейчас уже нет. Где-то до 2000 года примерно. А всего их вышло… 25 точно было, может и больше. И еще огромный архив лежит неизданного. Где-то даже имена авторов не сохранились. То, что по какой-то причине не пошло в печать: может, времени не хватало.
9. ДРУГИЕ КОНЦЕРТЫ НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ
- С Лосевой я впервые пересекся в Зоопарке. Там было какое-то мероприятие… выступало много народу, в том числе и я.
- Может быть, это была презентация их альбома? Они на презентацию в Зоопарке пригласили всех своих товарищей, включая и Голубеву, и Петра Малаховского, и Венлиг…
- Малаховский там точно был. С синтезатором наперевес.
- И они все исполняли как свои песни, так и перепевали некоторые Снайперские - в качестве такого презентационного мероприятия по поводу издания альбома «Капля дегтя в бочке меда».
- И я там тоже пару песен спел.
- А с этого мероприятия аудио-видеозаписи сохранились? У нас есть какие-то небольшие фрагменты…
- Нет. Там-то мы были не хозяева, а приглашенные, поэтому не писали. В те времена Света Лосева бдила. Она стояла на входе и считала каждую копейку. Поэтому, когда заваливаются шесть человек на халяву… это не входило в ее коммерческие планы. Хотя по тем временам, снять концертный зал в Зоопарке - было довольно дешево.
Тот концерт когда отыграли, все пошли - рядом с Зоопарком было какой-то кафе ресторанного типа. Все там посидели, разошлись, помню, оттуда я ушел с бокалом вина.
- Кстати, много они пили в то время?
- Нет.
- Просто Диана иногда, рассказывая о своем прошлом, говорила, что это совершенно оторванное состояние было, когда она и пила, и наркотиками баловалась…
- Возможно, но не при мне. Все что они себе позволяли, это пару бутылочек пива.
- Значит, алкоголь тоже был преувеличением.
- Конечно, но преувеличивать и надо, из этого и рождаются легенды. Иначе все было бы слишком просто и прозаично.
Было у нас еще совместное выступление в Доме актеров. Не помню, что за мероприятие, но там тоже были все упомянутые выше персонажи, и Ольга Гусева выступала как соорганизатор. Малаховский точно был со своей группой… Снайперы там тоже играли, и мы лучик света задали. Интересное было событие.
- Кстати, а на живые их концерты вы давно не ходили?
- Последний раз я был… - мы с ними тогда пересеклись - был клуб такой «Молоко», на Старо-Невском.
- Это скорее всего 2000 год? Или 2001?
- Да, какой-то такой.
- Последний раз они там выступали, когда у них была презентация альбома «Рубеж». Этот концерт, или более ранние, акустические?
- Тематику концертов я вообще не помню, но это был уже электрический. Помещение было маленькое. Что они там пели, я тоже не помню. В любом случае, концертное восприятие музыки - несколько иначе. Это в любом случае интереснее, чем слушать запись.
- Кстати, а виделись вы с Дианой и Светой уже не на концертах, а просто - пересекались ли уже после того как они оказались «в звездном статусе»?
- Нет.
- То есть, тот концерт в «Молоке» - это была последняя встреча?
- Да. Мы как-то пытались «сесть им на хвост», но у них уже была группа своя, другие интересы, в которые мы уже не вписывались.
До этого на еще один их концерт я ходил - «Чернышевский» что ли… какое-то кафе.
- «Достоевский».
- Арт-кафе, небольшое заведение, и вечерами там всегда кто-то играл. В качестве гостя я как-то посетил этот их концерт.
- Это акустический был концерт?
- Да, электричество я застал только тот, в «Молоке», и на этом наши пути разошлись.
Еще мы пересекались у товарища Житинского. «Снайперов» он тогда пытался раскрутить. Житинский - он вообще такой, медийный писатель. Даже не знаю, как они пересеклись…
- Это как раз известно: у них был концерт 12 июня 1998 года в галерее «Борей», там он их впервые увидел, написал о них статью на сайте «Русские кружева», и с тех пор старался приглашать их на литературные мероприятия.
- Да, и многие мероприятия проходили у него на квартире - на первой линии Васильевского острова - кстати, это они с ним меня и познакомили. Я потом у Житинского некоторое время работал, книжки всякие ему делал. Практически бесплатно, но зато можно было пользоваться различной техникой и интересно проводить время. Там собиралось много всякого народу… Борис Борисыч приходил. Была какая-то презентация, где тоже Снайперы играли. А там такие были помещения, арочные проходы, довольно низкие, где все лоб разбивали.
- Кажется, у меня есть фотографии с этого мероприятия… это 1999 примерно год, вручение какой-то литературной премии.
- Да, наверное. Премия «Тенета». Житинский же, кстати, и издал их альбом «Капля дегтя». Помню, ребята, которые там работали, сидели и писали эти диски на болванки.
10. ОБЩИЕ МЫСЛИ О СНАЙПЕРАХ
- Собственно, сидя на их кухне, некоторые песни я слышал впервые исполненными. «Алмазный британец», например. Песня «Где ты?» А уже позднее, когда я у них бывал на квартире за Казанским, они поставили мне какой-то свой… типа ремикса на какую-то песню, и она мне дико понравилась. Я даже подумал, что они начнут в каком-то таком направлении развиваться. такой полуэлектронный-полуроковый… на мой взгляд, было интересно. Больше я его нигде не слышал.
- Несколько ремиксов они издавали… на 31 весну, на Кошку, на Питерскую…
- Нет, это уже позже. Тогда у них еще не было возможности опубликовать.
Им нужно было продвигаться, поэтому масса людей, масса направлений… параллельно с самыми разными тусовками водили знакомство.
- Они вообще какими были в то время - достаточно общительными, или более замкнутыми?
- Общительными. Положение обязывает. Замкнутые люди, как правило остаются неизвестными.
- Уже тогда было заметно, что они собираются идти дальше и выше?
- Да, конечно.
- А в чем это, например, проявлялось? Если сравнить их с теми музыкантами, что были в вашей тусовке и около?
- Ну как сказать… 99% гения - это упорный труд. Чтобы чего-то добиться, надо постоянно работать. Иначе ничего не получится. И нужно только этим и заниматься, по большому счету: либо ты занимаешься конкретно музыкой, либо чем-то другим.
- Просто наш сайт брал интервью уже у целого ряда людей, так или иначе знакомых со Снайперами в те далекие 90-е годы… Журналисты, концертные организаторы, или просто их друзья. И некоторые говорят, что да, по ним была сразу видна эта их целеустремленность, нацеленность на успех, на продвижение в первые ряды. А другие говорят: да нет, были обычные девчонки, тусили просто со всеми… Вот хотелось бы знать, кто более прав в этом диалоге.
- Обычные… что значит, обычные? Тоже такой вопрос…
- Был ли виден звездный потенциал?
- Смотря что считать звездами. Я знаю кучу людей, которые стихи пишут в стол. Я даже предлагал книжку сделать, те стихи, что удалось вытащить под покровом ночи - шикарные, бесподобные. А чем вот сейчас Диана занимается? В принципе, коммерческая музыка. В те годы, в Питере - она цели ставила перед собой.
Со временем просто уже неинтересно стало - ни музыка, ни тексты… Последний альбом - даже уже не помню, какой у Дианы? Сингл какой-то вышел?
- Сингл вышел, вот буквально месяца не прошло, в начале ноября - «Грустные люди». (Прим.: интервью состоялось в ноябре 2017 года) До этого вышел сингл «Цой». А последний альбом у нее вышел в прошлом феврале - «Выживут только влюбленные».
- Не произвел вообще никакого впечатления. Последний альбом, который мне понравился - это где песенка… как-то «…мы уходим в леса…»
- «Ухожу в леса»: «Земляничная». Альбом «Бонни и Клайд», 2007 год. 10 лет назад.
- Да, он более-менее. А потом… качаю, слушаю для информации.
- А по тем временам - кто казался ведущим, направляющим в дуэте, или был абсолютный паритет, на равных?
- Поровну. Смотря с какой стороны подходить.
- Ну, например, с музыкальной, исполнительской, поэтической. С разных. Пусть даже при подготовке книжки: кто был более активен?
- Дело в другом. Кто-то соглашается быть ведущим, кто-то ведомым.
- И кто из них соглашался? На тот момент.
- Да и по сей день, я думаю. Диана более импульсивная, Света более мягкая.
- Она ее сдерживала? Или в чем эта мягкость выражалась?
- Как мама о своем ребенке заботится. Ну она и по возрасту старше. В любом случае, если собираются более одного человека, им надо как-то жить друг с другом. Поэтому где-то один уступает, где-то другой. Просто Диана… у нее больше песен, например. Просто сейчас больше проходных песен, которые послушал и забыл. А на тот момент все их песни были как бы самостоятельными единицами. Их было слушать интересно, любую.
- Какие из песен Дианы и Светы вы выделяете как главные их шедевры?
- Например, первую песню того их концерта помню хорошо - вот тогда на запись не успел нажать. «Ты тоньше». Там первый куплет пропущен.
Одна из первых песен, которая впечатлила - это «В городе моем», которую они очень так задорно исполнили в том детском саду.
А из Светиных… что-то о том что «...хочу увидеть тебя на крыше». Хотя если детально рассматривать их тексты, там, конечно, много непонятного.
- И много суицидных мотивов, конечно, у них.
- Да-да, еще кстати, у Дианы хорошая песенка… где «полоска на шее»…
- Да, «Вечер в Крыму». Кстати, она ее до сих пор часто исполняет на концертах.
- Есть набор неубиваемых боеголовок.
- Что, на ваш взгляд, у Снайперов более ценное - стихи или песни? На тот момент.
- Для мероприятий, конечно, песни на первом месте. Чтобы стихи почитать - это еще надо что-то сделать с собой. Не каждый человек вообще отваживается читать. Песни можно как-то ассоциировать с собой. А стихи бывают настолько абстрактны…
11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый раз, когда мы берем интервью у людей из Снайперского прошлого, задаем вопрос: что бы вы сказали им, увидев из сегодня? Что-то пожелали, посоветовали? Какой привет из прошлого им можно бы было передать?
- Заняться чем-нибудь другим. А не тем, чем сейчас занимаются.
- Имеете в виду - отойти от коммерции?
- Почему нет.
- Например, как?
- Ну как… Просто берем гитары и играем.
- А кстати, как считаете, если ли шанс на их творческое воссоединение?
- Я как-то не особо в курсе, что между ними произошло.
- Даже если не затрагивать личные отношения, а чисто в творческом плане: насколько сохранилась их музыкальная общность? Сопоставимо ли то, что делает Света, с тем, что делает Диана? И ходят слухи о возможном совместном концерте к 25-летию… как считаете, это возможно?
- Почему нет. Было бы желание. Как минимум, отыграть старый материал по-новому, с учетом опыта. И побольше трэша, угара и панка. Вот это будет интересно.
- У нас на сайте это часто обсуждается - мы так себя позиционируем, что «Снайперов всегда будет двое» и мечтаем о совместном концерте. Но многие говорят, что это невозможно, потому что они уже совсем в разных жанрах играют.
- Что-то третье будет. Естественно, это не было бы чем-то либо Светиным, либо Дианиным. Надо взаимодействовать, учитывать интересы друг друга. Как и в любой среде - если с кем-то общаешься, нужно находить компромиссы.
Время изменилось. Кого-то обвинять в этом бессмысленно. Это понимание должно прийти, потому что борьба между добром и злом - это ерунда. Все мы люди со своими тараканами в голове.
ПОСТСКРИПТУМ
Маленькая сказка «НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ»
Жила-была лисичка. У нее были черные усики. она любила гулять под Пизанской башней. Потом за ней стали следить кролики и ей пришлось гулять под тучами.
У нее был друг - славный герой Сын Неба. Вдвоем им было хорошо. Они играли в прятки и щекотались колокольчиками.
Потом наступила ночь и они легли спать.
Конец.
|