|  | |
 |
мой дом пахнет летом я переживаю
о тех кто на марсе не загорает
такая большая большая планета
пахнет летом
мой друг пахнет летом он добрый и сильный
мы с ним у вселенной любви попросили
такая большая большая планета
приветствует это
но все по списку
жить значит быстро
жить значит риски
смерть значит близко
смерть в каждом шаге
мальчик на шаре
шар на приколе
смерть значит скоро
ау ау ау ау
мой пес пахнет летом он фыркает носом
он любит галеты и лает на звезды
мы видимся редко большая планета
шлет приветы
и августом пахнет печаль океана
и мы покидаем чудесные страны
такая большая большая планета
прощается с летом
но все по списку
жить значит быстро
жить значит риски
смерть значит близко
смерть в каждом шаге
мальчик на шаре
шар на приколе
смерть значит скоро
ау ау ау ау Фанни |
 |
Всегда становится так тревожно, когда она пишет о смерти, а здесь еще эти "близко" и "скоро" ((
|
 |
но все равно это завораживает.. |
 |
С сайта НР:
В хит-параде «Чартова дюжина» состоялась эксклюзивная премьера. В эфире стартовал новый трек «Ау» с будущего сольного альбома Дианы Арбениной. Песня очень необычная, поскольку состоит из двух частей.
«Одна ее часть появилась, если память мне не изменяет, лет десять назад. А вторая и самая основная, без которой песни бы не было – она появилась летом после смерти Михаила Горшенева. И если так резюмировать, то… знаете, когда вам становиться все больше и больше лет и ты наблюдаешь, как уходят твои товарищи, невозможно с этим справиться и есть один единственный выход – это постоянно о них помнить, постоянно к ним обращаться. Поэтому, мне кажется, я попыталась объяснить свои чувства. И вот такая песня. По-большому счету это лейтмотив всего этого сольного альбома. И для меня очень важно, что он выходит именно в тот момент, когда мне исполняется сорок лет. Такой осмысленный возраст».
Свой юбилейный День рождения Диана отметит 8 июля. |
 |
потрясающе. мне понравилось. очень созвучно.
а еще, меня вдруг про как пронзила строчка: "но, все по списку" - мгновенно всплыла другая "здесь как в аптеке"! |
 |
(Когда закончила биться головой об стенку от строчки "планета шлет приветы" и судьбы первоначального, шизофренического, но мощнейшего потока сознания) смысл спетого представился таким.
Попытка Поэта жить приземленными простыми радостями столь же плосткостна, убога и примитивна, как рифмы и образы в куплетах, и бит в аранжировке. Содержание, выраженное через форму.
Приводит она неизбежно к припеву, то есть провалу в бездонный ужас существования. (Еще когда было впервые озвучено название альбома, мне вспомнилась история об американском мальчике, который якобы улетел на воздушном шаре, вызвав огромный переполох, а на самом деле прятался на чердаке. Trust me Im a lier.)
Побег от себя обречен, мальчик на шаре, но шар на приколе, он никуда не может улететь. "Всё по списку" и все по списку, и "неважно теперь чей черед очередность не в счет". "Выписаться из зеркал" не удастся никому. Ауууу... Как там было в Армии? Зову живых, оплакиваю мертвых.
UPD
Еще вспыхнула почему-то в голове такая линия: мальчик на шаре - "Попытка к бегству" - Стругацкие - "Пикник на обочине" - Сталкер.
В старом варианте меня всегда завораживали строчки "когда ты уйдешь полотенце на стене из красного превратится в черное хотя оно никогда не висело там..." Такая кинематографическая мощь и глубина визуализации тоски, почему-то приходит именно Тарковский. А может быть, и оба Тарковских. |
 |
Такое впечатление, что Вы сама с собой разговариваете.
Из этого потока сознания понятно одно, что песня произвела на Вас сильное впечатление и судя во всему негативное.
и еще:
вот эта линия представляется крайне странной:
""мальчик на шаре - "Попытка к бегству" - Стругацкие - "Пикник на обочине" - Сталкер""
1)мальчик на шаре - в контексте песни, на мой взгляд, это образ, который отображает ощущение себя самого в пространстве - хрупкость, неустойчивость, ощущение риска и как следствие сильного напряжения. Как мне кажется, здесь есть констатация факта - картина мира лирического героя, но никак не "попытка к бегству". Тут нет движения как такового, бегство ли это или еще какое либо действие. Это, я бы сказала, самый настоящий диагноз - "жить значит быстро.жить значит риски.смерть значит близко.смерть в каждом шаге" - это и есть МАЛЬЧИК-НА-ШАРЕ.
2)совершенно не понятно откуда вдруг Стругацкие? Их Пикник на обочине (хотя там действительно есть магический шар)не имеет, как мне кажется никакого отношения ни к какому-либо бегству, ни к Тарковскому, ни к его Сталкеру.
Как известно Сталкер Тарковского - совершенно самодостаточное автономное произведение. Между Сталкером Стругацких и Сталкером Тарковского просто бездна. Это два разных героя.
3) я так поняла, что новая книга Дианы, связана скорее всего именно со Сталкером Тарковского, но не со Сталкером из Пикника. |
 |
"А "жизнь" - только слово,
Есть лишь любовь и есть смерть...
Эй! А кто будет петь,
Если все будут спать?
Смерть стоит того, чтобы жить,
А любовь стоит того, чтобы ждать..." (с) |
 |
Все-таки пора мне перечитать "Пикник на обочине"...
Готова поспорить с тем, что в "Пикнике" нет бегства. Да вся жизнь Рэдрика - это бег. |
 |
Ну а мне, кстати, не показались примитивными и приземленными образы из куплетов. Мне это напомнило нечто такое.. очень трогательное - вот тем, кому меньше 30 лет, такая ассоциация будет и непонятна, но я под них вспоминаю свое детство середины 80-х годов (первые годы перестройки, то есть) - тогда как раз популяризировалась очень активно такая идеология: экологическое мышление, живая планета, единство человека со всем живым в мире и ответственность за него... такой зеленый гуманизм, в общем - и на эту тему масса всего писалась: и песни, и книги, и какие-то международные проекты; у меня до сих пор какие-то сборники экологической фантастики в книжных шкафах стоят... Поэтому мне вот этот образ, что "планета шлет приветы" и так далее - очень даже близок и понятен. И ностальгичен.
А вот то что дальше, в припеве... ух. Как кувалдой огрели при первом прослушивании, честное слово. Но и это все тоже, кстати. у меня уложилось в рамки все той же "перестроечной-экологической" идеи... Речь ведь тут даже не столько о смерти, сколько о хрупкости бытия причем в равной степени неустойчивы здесь и шар - "планета с приветом", и мальчик..
Вот как-то так. |
 |
слушайте, а давайте разберемся, что такое "мальчик-на-шаре"?
лично я уже немного запуталась...
Рисуется два противоположных образа:
первый - мальчик на шаре - это как Маленький Принц на своей планете и сюда же подойдет "Девочка на шаре". Т.е. шар под ногами героя в любом случае.
второй вариант - мальчик на шаре - это мальчик на воздушном шаре. Тогда он летит и шар - это уже не образ планеты или своего мира, а это лишь средство передвижения.
В защиту первого варианта мы имеем: обложку альбома с рисунком Дианы, где четко видно на чем мальчик. Затем в интервью Диана говорила, что связь с Экзюпери там безусловно есть.
В защиту второго варианта: строка из текста- "шар на приколе" - на приколе как известно может быть только воздушный шар, правильно? И еще, буквально недавно на оффе было сказано, что ассоциации нового альбома "мальчик на шаре" перекликаются с полетом мужика на воздушном шаре из фильма Тарковского "Андрей Рублев".
Итак, что мы имеем? Два разных образа, которые как-то я бы сказала совсем не добавляют друг друга, а как-то совсем про разное повествуют...
Полный разлад в сознании... кто что думает?
|
 |
У меня ассоциация на Вашу ассоциацию :)
"Неправ, кто мир наш окрестил
Бессмертным и надежным
Да он велик, но только вширь
а в сущности ничтожен
он хрупок, как осенний лен
он есть, пока еще живет
но вот уходит в никуда
как с листьев падает роса"(с) |
 |
Вам стоит лучше посмотреть фильм Тарковского "Сталкер".
"Пикник" тут совершенно не при чем. Редрик - это герой Стругацких, от него и следа не осталось у Тарковского.
|
 |
Я думаю, что эта двойственность значений заложена специально. То есть, изначально имелось в виду что-то одно, но высказанные самой Дианой отсылы к Экзюпери и полету на воздушном шаре неизбежно приводят к двум версиям. Тут уже так - кому какая ближе. Мне ближе версия с Маленьким Принцем. |
 |
Вы меня прямо недооцениваете))) я смотрела "Сталкера". И понимаю разницу между героем Стругацких и героем фильма.
Вы пишете: "Их Пикник на обочине (хотя там действительно есть магический шар)не имеет, как мне кажется никакого отношения ни к какому-либо бегству, ни к Тарковскому, ни к его Сталкеру."
Я имела в виду, что в "Пикнике" есть тема бегства, или побега.
|
 |
Да, именно! Вот это я и хотела сказать! "Вселенной нужен человек" ))) И 1986 год как раз. Самое то :)
И я тоже согласна, что в словах "мальчик на шаре" изначально заложена эта многозначность: что на шаре можно и стоять, и лететь, и может еще какие-то варианты раскроются, в первого взгляда не распознанные...
|
 |
Ни в коем случае не хотела Вас обидеть.
Если мы сейчас развернем дискуссию о романе Стругацких - это будет отклонение от темы топика.
Но уж раз разговор зашел, то скажу.
Я думаю "бег" и "побег" - разные вещи.
А что касается Редрика и его жизни - я не назвала бы ее бегом.
|
 |
Я думаю, что Вы поторопились сделать такие выводы.
Убогие рифмы и плоские образы не способны вызвать такой спектр впечатлений - от полного неприятия до полного восторга.
|
 |
Я с самого первого раза обратила внимание на словосочетание "шар на приколе". Первое что приходит в голову, что смысл фразы это - стоять на якоре, быть привязанным и т.д.
Но потом, когда я еще раз переслушала комментарий Дианы перед песней, где она говорила о смерти Горшенева, то вдруг возник образ наркотиков. Именно так он умер. Поскольку Диане знаком этот опыт и она как никто способна ощутить весь ужас этой ранней смерти. Это могло очень сильно повлиять на нее. Явно она страшно переживала эту смерть Горшенёва.
И тогда я вдруг подумала, а что если фраза - "шар на приколе" имеет другой смысл? Возможно это жаргонное выражение, которое существует в обиходе наркоманов? Это очень серьезная вещь.
Тогда я зашла в яндекс и спросила: "что значит - быть на приколе". Вот что яндекс ответил:
- Быть На Приколе - вpеменно пpекpатить пpеступную деятельность.
- Быть на приколе – значит постоянно шутить, смеяться надо всем. Относится не серьезно к серьезным вещам. ( напр. Жорик, я с тобой серьезно общаюсь, чо ты напостой ржошь, ты чо на приколе?)
Возможно еще есть какие-то варианты?
Поэтому, можно допустить, что "шар на приколе" - это не в смысле воздушный шар, прикрепленный к земле, а совсем другое что-то. Если употребление наркотиков считается преступной деятельностью, то первый вариант яндекса приобретает определенный смысл. |
 |
Я имею в виду, что это сделано совершенно сознательно и нарочито. Примитивизм не как неумение рисовать, а как художественный метод. |
 |
У меня тоже в некотором смысле экологические ассоциации. Куплеты плоские, такие картинки в стиле примитивизм - вот я, это мой друг, собака, лето. Небо нарисовано синим, полоской сверху листа, как на детском рисунке. И как на детском рисунке все в общем просто и понятно. Главное - не смотреть по сторонам. Потому что в этом небе есть озоновые дыры, через них можно увидеть/почувствовать вечность, бесконечность и прочий экзистенциализм. Это вдруг припев. Нет, нет, не будем отвлекаться, пусть просто небо, собака и лето.
Но от себя не убежать.
Мальчик (или девочка, какая разница) на шаре - отсутствие равновесия, сомнения, метания. Так мальчик ощущает себя внутри. А если посмотреть со стороны, то шар все равно на приколе, никуда он не денется, этот мальчик. Никто никуда не денется. И от себя не убежит.("Аууу, тоска без начала, аууу, тоска без конца" - пел когда-то один мальчик)
|
 |
удержание равновесия на неустойчивой опоре? ;) |
 |
Однако примитивизм как творческий метод, категорически исключает такие понятия как плоскостность и убогость. Рифмы могут быть просты по форме, но отнюдь не плоскостны и уж тем более не убоги.
Я так считаю, что в припеве Диана приблизилась к цветаевским высотам. Вы только взгляните:
Цветаева: "любовь это значит лук/Натянутый: Лук раз-лука.." "любовь это значит связь..." да полно еще...
Арбенина: "жить значит быстро" "Жить значит риски" "смерть значит близко" "смерть в каждом шаге/мальчик на шаре/шар на приколе/смерть значит скоро". Это же превосходно именно по форме!
Простота формы - проявление большого таланта. Думаю, дальнейшая риторика не нужна.
|
 |
Вроде того ) |
 |
да конечно!
Представьте себе девочку-гимнастку на шаре! Для того, что бы ей удержаться на шаре, она должна все время ножками перебирать, маленькие шажки делать. И как только она остановится, она с шара упадет... |
 |
Ну вот же, вот!! Вы поняли. Именно это. Попытка побега от себя в плоский мир, попытка, которая заведомо обречена.
|
 |
Да не фига не так, Martobr.
Если я правильно поняла Хемуль, то с я ней согласна.
Откуда Вы взяли какой-то примитивный плоскостной мир? Мир совсем не примитивен - он просто нарисован детскими картинками. Скорее это говорит о чистоте, свете, о детской непосредственности. И какой побег Вам мерещится?
Скорее всего - мир расцвеченный простыми яркими красками, возможно представлен как мечта, где солнце, лето, добрый друг, собака - НО реальность вдруг обрушивает в жизнь по списку...
|
 |
хорошо бы Диана опубликовала текст. |
 |
Мне ничего не мерещится. Вы сами говорите именно об этом. Куплеты - стремление сбежать, спрятаться в лето и солнце от той реальности, которая наступает за НО. И которая неумолимо демонстрирует, что сбежать не удастся. |
 |
да ну Вас! не обижайтесь!
Я не считаю, что лето, собака, солнце и друг - это какой-то иллюзорный мир, куда ЛГ хочет сбежать. Это тоже реальность, но она обрывается в какой-то момент и начинается ругая реальность, где "жизнь по списку".
Возможно, выше я употребила слово мечта не совсем удачно.
Я имела ввиду, что мечта о том, что бы жизнь всегда оставалась такой солнечной! Но это постоянно продолжаться не может и обязательно происходит - припев!)
Драматургия в том, что происходит смена реальностей. Солнечный мир всегда сменяется "припевом".
Вот, как-то так... |
 |
ребята, загляните в ФБ к Диане - там реальность.. солнечная вполне себе..
Жизнь продолжается! |
 |
Лето, друг, собака - конечно, не иллюзорный мир. Об этом речи не было. Это настоящий мир, но не весь, только часть его. Верхний слой, поверхность, верхушка айсберга, понимаете?
Люди ходят на работу, едят, играют с детьми, болтают по телефону, влюбляются, ссорятся - самая настоящая реальность. Но она не отменяет ужаса смерти, например. Над Марианской впадиной тоже светит солнце.
Есть разные измерения. И люди с разной чувствительностью к этим измерениям. Вполне можно жить только в одном - лето, собака, я с детьми катаюсь на карусели. У многих получается, но не у всех. Не знаю, к счастью или к сожалению. Это тоже каждый сам себе решает. |
 |
Совершенно верно.
Мне кажется мы об одном говорим) |
 |
Ну да, об одном. И Martobr о том же одном. Просто все разными словами ) |
 |
Спасибо. |
 |
А шарик вернулся, а он голубой. (Окуджава) |
 |
очень интересное обсуждение, спасибо девчата!
впечатлили литературные изыскания. а если не смотрел Тарковского и не читал Стругацких и М.Цветаеву тоже, и даже Маленького принца не получилось в детстве прочесть:))) в результате слушаешь песню без всяких литературных параллелей. есть только жизненный опыт и знание когда и как был спет первоначальный вариант этой песни.
меня очень порадовало, что Диана вернулась к ней и взяла самую красивую её часть. и поменяла мелодию с депрессивного транса на жизнелюбивую и солнечную. У меня эти строчки про тех кто на Марсе не загорает ассоциируются с Жанной Агузаровой. потому что именно в 2005 году если просмотреть видео, Диана упоминает Агузарову как лучшую певицу нашей страны и исполняет её песню: Ты не жалеешь опять ни о чём... и вставляет в свою песню куплет из Чудесной страны: Недавно гостила я в чудесной стране. Ж. Агузарова-она же с Марса, многие за это считают её не от мира сего. Талантливейшая артистка, не реализовавшая свой талант в полной мере, по разным причинам, как и Миша Горшенёв. это про них: Мальчик на шаре, шар не приколе- никто никуда не летит. На меня ещё и концерт Агузаровой прошлым летом в Питере удручающе подействовал: ходили накануне Динкиного концерта. Ёлки-моталки- Агузарова -это большая-большая планета и куда всё подевалось? почему она свой шарик ухандокала и не может он уже летать, казалось, что после её невероятного взлёта можно таких высот достичь. |
 |
а что Вас удручило на концерте Агузаровой? |
 |
"вставляет в свою песню куплет из Чудесной страны"
Это в 2004 было, альбом "СМС". Но на самом деле - конечно, говоря о Марсе нельзя не вспомнить о главной марсианке России :)
Кстати, чуть позднее, в 2007 году, Диана даже нарисовала ее портрет под названием "Жан Хасан". Картина маслом. Продана за 700 долларов, если не ошибаюсь. |
 |
/а если не смотрел Тарковского и не читал Стругацких и М.Цветаеву тоже, и даже Маленького принца не получилось в детстве прочесть:)))/
То еще ничего не потеряно, и старший Тарковский тоже прекрасен. "Когда судьба за нами шла по следу как сумасшедший с бритвою в руке" (с) |
 |
Угу, угу ;) Я тут попыталась вспомнить, что же на самом деле должно было плескаться в янтарной волне - и ни в какую :))) Липы и все тут ;)
...А ведь классно, на самом деле. Сразу такой янтарный, тягучий летний вечер, и в нем именно плещутся широкие листья деревьев. |
 |
...плещутся рифы в янтарной волне )))) |
 |
Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.
"Первые свидания" 1962
|
 |
насчёт концерта Агузаровой, что удручило? слабый репертуар и уровень самого концерта. было жалко артиста,потраченного времени и денег. если вернуться к образу воздушного шара: шар в небе держит постоянно горящая горелка с горючим и балласт,нет топлива-не полетит, если пилот неопытный- сразу врубит на полную мощность -загорится оболочка,может погибнуть.надо искать того кто научит летать и запасаться горючим:))) и вовремя сбрасывать балласт. |
 |
Не, ну как рифы могут плескаться? У Светы лучше ;) |
 |
Спасибо за поправку, больше не буду пытаться цитировать по памяти, да еще в шесть утра :) |
 |
Ничего страшного. Просто Арсений Тарковский мой любимый поэт и как-то так получилось, что я много на память знаю). |
|